Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Духовникова Марина Евгеньевна

В данном конспекте описано занятие,целью которого является развитие у детей познавательных интересов, знакомство с количественным и порядковым счетом в пределах восьми, закрепление умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах восьми, понимания соотношения рядом стоящих чисел и тд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №94

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Воспитатель: Духовникова М.Е.


Цель: Развитие у детей познавательных интересов.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с образованием числа 8;

- познакомить с количественным и порядковым счетом в пределах восьми;

- закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах восьми, понимание соотношения рядом стоящих чисел, навык получения равенства из неравенства, навык составлять равные группы по заданному числу.

- закреплять представления о геометрических фигурах, группировать их по различным признакам.

- закреплять умение сравнивать предметы на глаз;

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться по схеме, двигаться в заданном направлении, последовательно называть дни недели;

- развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математике;

- воспитывать самостоятельность детей.

Предварительная работа:

Составление плана-схемы, знакомство с условными обозначениями.

Словарная работа: цифра восемь, план-схема, маршрут.

Материал: фланелеграф с демонстрационным материалом, план-схема; аудиозапись; раздаточный материал на каждого ребенка.

Примерный ход занятия:

Воспитатель: у нас сегодня необычное занятие математики, а путешествие в осенний лес на поляну. Где мы научимся считать до восьми, вспомним геометрические фигуры, дни недели,  поиграем.

Представьте  себе осенний лес, закройте глаза. (Звучит аудиозапись музыки «Времена года» Вивальди, дети закрыли глаза). На фоне музыки воспитатель читает стихи:

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Зашумела у опушек ярко-желтая листва.

Птиц не слышно, треснет мелкий обломившийся сучок,

И, хвостом,  мелькая, белка легкий делает прыжок.

Откройте глаза. Вот мы и пришли. Как вы думаете, какое время года?

Дети:  осень.

Воспитатель: правильно! Какое время года наступить после осени? Какое время года было перед осенью? (ответы детей)

Хорошо ! Путешествовать мы будем в определенный день недели.  Возьмите в руки макеты  недели.

  • Какой сегодня день недели? (четверг). Покажите стрелкой на макете.
  • Сколько дней в неделе?
  • Назови (имя) дни недели по порядку.
  • Который по счету четверг?
  • Назови предыдущий день недели (среда).
  • Назови последующий день недели (пятница).

Правильно! Вы здорово отвечали! Молодцы! Погладьте себя по голове.

Сегодня маршрут по осеннему лесу нам укажет план-схема. (Показывает план- схему). Все  ли понятно? Как называются эти обозначения? (Условные знаки). Что мы видим? Где начало нашего путешествия?

 Дети:  от елки.

Работа с фланелеграфом.

Воспитатель: смотрите, проказница Осень собрала грибы и белок на одну елку, а нам нужно все разобрать по порядку. (Вызывает ребенка) Нужно на верхнюю полоску отсчитать 7 белок. Ребенок выкладывает и одновременно считает от 1 до 7. (1-7, всего 7 белок)

Воспитатель:  теперь на нижнюю полоску нужно отсчитать столько грибов, сколько белок. Ребенок выкладывает и одновременно считает от 1 до 7. (1-7, всего 7 грибов)

Воспитатель: что можно сказать о количестве белок и грибов? (их поровну, одинаковое количество, по семь).

Воспитатель:  какой цифре соответствует число семь? (показывает цифру 7)

Воспитатель: но у меня есть еще одна белка. Как вы думаете, если я ее добавлю, что произойдет? ( белок станет больше, а грибов меньше) Правильно. Воспитатель считает до 8.(1-8, всего восемь).

На сколько белок стало больше? (на одну). Это соответствует цифре восемь. (показывает цифру 8).

Считают до восьми хором.

Что теперь что можно сказать о грибах и белках?(8 белок  больше, чем 7 грибов; 7 грибов меньше, чем 8 белок)

На сколько больше (меньше)? (на один)

Что можно сказать о числах 7 и 8? (Число 7 меньше числа 8 на один; число 8 больше числа 7 на один).

Правильно. Но что можно сделать, чтобы белок и грибов стало поровну по семь; по восемь? (убрать одну белку; добавить еще  один гриб)

Делает по восемь. Счет хором до восьми.

Воспитатель: молодцы! Вы хорошо работали, давайте похлопаем друг другу.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: а сейчас мы  приготовимся выполнять следующее задание. Пододвиньте к себе карточку с двумя полосками. Слушайте внимательно задание и выполняйте его.

  1. на верхнюю полоску отсчитайте столько листьев, сколько у меня на карточке.   (Сколько у меня на карточке? Сколько ты положил на верхнюю полоску?)
  2. на нижнюю полоску отсчитайте  жуков на одного больше. (Больше на один – это сколько? Сколько ты выложил на нижнюю полоску?)
  3. что можно сказать о количестве листьев и жуков? (На какой полоске количество предметов больше? На какой полоске количество предметов меньше?)
  4. что нужно сделать, чтобы  листьев и жуков стало поровну по восемь (уточняет, по сколько стало жуков и листьев) (Какой цифре соответствует количество предметов на верхней полоске? А на нижней?

Воспитатель: с каким числом мы с вами сегодня познакомились? (восемь) Правильно, число восемь. Какой цифрой обозначается число восемь? (цифрой восемь). Молодцы ! Погладьте себя по голове.

Обращает внимание на схему.

Воспитатель: подойдите  к схеме. Куда же нам идти дальше?

Дети: прямо.

Воспитатель: мы с вами уже долго ходим и устали. Я предлагаю продолжить наше путешествие на автомобилях.

Динамическая пауза.

Проводится игра «Найди свою стоянку». (Каждый ребенок берет руль с геометрическими фигурами и,  по окончании музыки,  находит свой гараж. Проводится один раз.)  По просьбе ведущего дети говорят, где они стоят и почему они так встали.

Воспитатель: какие вы все молодцы, правильно нашли свои геометрические фигуры. Похлопайте друг другу.

Воспитатель: можно ли въезжать в лес на автомобиле? (Ответы детей). Правильно, перед тем, как войти в лес, нужно оставить транспорт на специальном месте и пешком идти в лес. Вот и мы с вами так и поступим. Оставим свои машины и  сверимся со схемой – куда идти дальше?

Обращает внимание на осенние листья.

Воспитатель:  посмотрите, какая красивая осенняя поляна. Все листья облетели с деревьев и получился ковер. Давайте поиграем с ними, найдем лист по образцу. У каждого листа есть братец, одинаковый по величине. Найди его, сравнив на глаз. Что нужно сделать, чтобы проверить?(приложить) (выслушивает ответы детей, собирают в корзину)

Воспитатель: наше путешествие продолжается. Куда же нам указывает схема?

Дети: прямо.

Находят корзину с яблоками.

Воспитатель:   что это? Кто же оставил в лесу эту корзину? (выслушивает предположения детей). Я тоже думаю, что это сюрприз от Осени. Давайте ее позовем.

Закличка:

Осень, Осень в гости просим!

Выходит Осень: звучит музыка.

Осень проходит между детьми.

Воспитатель:

Осень золотая в гости к нам идет,

И  свои подарки ребятам всем несет.

Осень:

я – осень золотая, на занятие к вам пришла. Все  слышала и видела. Все вы – молодцы. Хорошо занимались.

Воспитатель:   ребята, расскажите Осени, чем мы занимались на занятии. Где мы сегодня побывали? Что видели, что делали? Что узнали нового? (Ответы детей – побывали на поляне в осеннем лесу, вспомнили времена года; путешествовали по схеме, выполняли различные задания: познакомились с числом и цифрой восемь; считали до восьми, сравнивали числа семь и восемь, устанавливали равенства и неравенства, выбирали нужные геометрические фигуры, вспомнили дни недели, поиграли в математические игры ).

Осень мы благодарим,

Всем спасибо говорим!

Мы с вами славно потрудились. Молодцы! Похлопайте друг другу. Мне нечего добавить. Наше занятие закончено. Возвращаемся в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «математический теремок"

ОО «Познавательное развитие»1.Учить решать математические задачи и задачи шутки.2.Закреплять  знания детей в счете в пределах 10 и цифрах от 1-10, ориентировки на листе бумаги, геометрических фиг...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема «Ориентировка в пространстве» «Как в саду - садочке»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема «Ориентировка в пространстве» «Как в саду - садочке»Интеграц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Цветик – семицветик»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе«Цветик – семицветик»Цель: закрепление математических знаний и умений ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.В занятии использованы фрагменты из сказки"Морозко"...