Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений «Весеннее солнышко»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: Закреплять и систематизировать математические представления детей; формироватьопыт самостоятельного преодоления затруднений на основе рефлексивного метода, опыта самоконтроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_femp_solnyshko_podg_gr.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Конспект открытого занятия
по формированию элементарных математических представлений
«Весеннее солнышко»
подготовительная к школе группа
ВОСПИТАТЕЛЬ:
ЕЛИСЕЕВА УЛЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
г.о.Электрогорск
2016г.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие» (развитие речи), «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская.
Цель:
Закреплять и систематизировать математические представления детей; формироватьопыт самостоятельного преодоления затруднений на основе рефлексивного метода, опыта самоконтроля.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствоватьнавыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10).
- Упражнять в умение делить предмет на две и более равные части, путем сгибания предмета, обозначать части целого, устанавливать соотношение целого и части, размера частей.
- Уточнять знания о геометрических фигурах (прямоугольнике, овале, квадрате, круге, треугольнике).
Развивающие:
- Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.
- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
- Развивать умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
обладает навыками счета до 10, ориентируется в пространстве (справа, слева, внизу, наверху и т.д.), умеет раскладывать число на два меньших и составляет из двух меньших большее (в пределах 10), обладает знаниями о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), умеет делить предмет на две и более равных частей, путем сгибания предмета, умеет штриховать геометрические фигуры по заданию воспитателя, внимательно слушает задания воспитателя.
Материалы и оборудование:
-демонстрационный:
картинка солнышка с сосульками на лучиках, набор геометрических фигур разного цвета (прямоугольники, круги, треугольники, квадраты, овалы)
-раздаточный:
карточки с изображением числовых домиков, простые карандаши, ножницы, конверты с геометрическими фигурами (квадрат), листы в клетку, цветные карандаши.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите, а с каким настроением вы сегодня пришли в сад? У вас на столах лежат карточки синего и красного цвета: карточка красного цвета обозначает хорошее настроение, а синего – не очень хорошее. Покажите карточку, которая обозначает ваше настроение сегодня!
(Дети поднимают карточки)
Воспитатель: Я думаю, что у тех ребят, кто поднял синюю карточку, настроение обязательно улучшится к концу нашего занятия! А сейчас я вам загадаю загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, и к нам заглянуло солнышко. Посмотрите внимательно на наше солнышко, как вы думаете, что случилось с ним?
(Ответы детей)
Воспитатель: Зима не захотела уходить, она заколдовала солнышко, превратила его лучики в волшебные сосульки. Чтобы их расколдовать, надо выполнить все задания, которые нам приготовила Зима. Ну что, поможем солнышку, расколдуем его лучики?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и первое задание. Ребята, какие фигуры у меня на доске?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сколько их, давайте посчитаем. Мы сейчас считали кружочки слева направо, а если мы посчитаем их в обратном направлении: справа налево, их количество изменится? Давайте проверим.
(Два-три ребенка по очереди считают у доски)
Воспитатель:Ребята, а чем отличаются наши кружочки друг от друга?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они все разного цвета. Мы уже их посчитали и знаем, что всего их десять. А кто мне скажет, какого цвета первый (последний) кружок? На каком месте синий (красный, зеленый) кружок? А какого цвета пятый (третий, седьмой) по счету кружок?
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, ребята. На столах у вас лежат карточки с домиками. Кто живет в этих домиках?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, но почему-то не во все окошки заселились цифры. Давайте поможем им, впишем в пустые окошки цифры так, чтобы на каждом этаже количество жильцов совпадало с числом на крыше. Домики у всех разные, поэтому это задание вы выполняете самостоятельно.
(Дети заполняют карточки)
Воспитатель: А теперь ребята обменяйтесь своими карточками с соседом и проверьте друг друга.
(Дети обмениваются карточками)
Воспитатель: Все справились? Или кто-то нашел ошибку у соседа? Давайте проверим. Обменяйтесь карточками обратно.
(2-3 ребенка выходят к доске со своими карточками, и объясняют, как они заселили свои домики)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и растаяла первая сосулька. Давайте немного отдохнем. Подойдите комне, ребята!
(Дети выходят на ковер для проведения физкульминутки)
За тучку солнце спряталось.
Но это только в шутку!
Мы все дружно проведем спортивную минутку.
В ладошки мы похлопаем, и чуть-чуть потопаем.
Раз – присели, два – привстали.
Три – нагнулись и достали: правой ручкой башмачок, левой ручкой потолок.
И еще разок присядем, а теперь на место сядем.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, от нашего веселого, бодрого настроения две сосульки растаяли! Молодцы!
Воспитатель: Ребята, на столах у вас лежат конверты. Откроем их. Что в них? Как называется эта фигура? Как разделить квадрат на две равные части?
(Ответы детей)
Воспитатель: Разделите квадрат на две равные части, используя ножницы. Сколько получилось частей? Как называют каждую из двух равных частей целого? Какой формы каждая из половин? Сколько половин в целом? Покажите одну(обе) половины.
(Ответы детей)
Воспитатель: Сколько раз вы разрезали квадрат, чтобы получить две равные части? А если разрезать каждую часть еще раз пополам, сколько частей получится? (Ответы детей)
Воспитатель: Разрежьте получившиеся прямоугольники еще на две равные части.
Сколько всего равных частей получилось? Покажите одну из четырех частей. Какой формы эта часть? Покажите две (три, четыре) части. Что больше (меньше) целый квадрат или одна его часть? Если сложить две четвертинки, какая часть квадрата получится? А четыре четвертинки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и еще один лучик оттаял. Продолжим?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, следующее задание на внимание. Слушаем задание. Возмите лист в клеточку и простой карандаш.
Воспитатель: В центре листа рисуем треугольник. В левом верхнем углу – круг. В левом нижнем углу – овал. В правом верхнем углу – квадрат. В правом нижнем углу – прямоугольник. А теперь давайте заштрихуем наши фигуры цветными карандашами. Штриховать будем сверху вниз.
(треугольник - красный
круг - зеленый
овал - оранжевый
квадрат - синий
прямоугольник - желтый)
Давайте проверим ребята. В каком углу нарисовали круг (квадрат)? Какую фигуру нарисовали в центре листа?
(Дети отвечают с места, затем 1 ребенок выходит к доске и выкладывает свой рисунок с помощью фигур на магнитах)
Воспитатель: А сейчас посмотрите внимательно на доску и на свои рисунки. Те, у кого совпадает рисунок, поднимитесиний кружок. Значит, вы выполнили задание правильно. Молодцы.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наше солнышко, еще одна сосулька превратилась в лучик. Осталось расколдовать последний лучик. Ребята, подойдите ко мне.
(Дети встают в круг на ковре)
Воспитатель: Сейчас я вам буду загадывать загадки про времена года, а вы попробуете их отгадать и назвать соседей данного времени года:
- Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я… (лето).
(Ответы детей)
Воспитатель: А кто назовет соседей этого времени года? Какое время года наступает после? А перед? А что мы любим делать летом?
(Ответы детей)
Воспитатель: А плавать любите? Давайте покажем, как мы умеем плавать!
(Дети показывают, как умеют плавать)
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Слушаем следующую загадку.
- Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(Осень)
(Ответы детей)
Воспитатель: А кто назовет соседей этого времени года? Что раньше? А что после? А что бывает осенью? Какие приметы осени вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какой ветер дует осенью? Давайте покажем, как ветви деревьев раскачиваются от холодного осеннего ветра!
(Дети показывают, как качаются ветви деревьев)
Воспитатель: И с этой загадкой справились. Слушаем следующую загадку.
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима).
(Ответы детей)
Воспитатель: А кто назовет соседей этого времени года? Что раньше? А что после? А что во что мы играем зимой?
(Ответы детей)
Воспитатель: А в снежки играть любите зимой? Давайте покажем, как мы будем лепить снежок!
(Дети показывают, как умеют лепить снежки)
Воспитатель: И эту загадкуотгадали. Слушаем последнюю загадку.
- Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (Весна)
(Ответы детей)
Воспитатель: А кто назовет соседей этого времени года? Что раньше? А что после? Кто назовет приметы весны?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как назвается цветок, который расцветает самым первым весной? Давайте покажем, как мы будем собрать подснежники!
(Дети показывают, как надо собирать цветы)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Посмотрите на наше солнышко, все его лучики оттаяли и теперь ярко светят, согревая нас этим весенним утром.
(Дети садятся за столы)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы помочь солнышку и расколдовать его лучики? С какими заданиями вы легко справились? Что у вас хорошо получилось и вы довольны собой? Какие задания для вас оказались трудными? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а сейчас япопрошу вас с помощью карточек оценить ваше настроение в конце нашего занятия: если вам понравилось занятие и ваше настроение улучшилось, поднимите красный кружок, если занятие не понравилось, и настроение стало не очень хорошим, поднимите синий кружок.
(Дети оценивают занятие и своенастроение)
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
Самоанализ открытого занятия
по формированию элементарных математических представлений
«Весеннее солнышко» в подготовительной к школе группе.
Цель: закреплять и систематизировать математические представления детей; формироватьопыт самостоятельного преодоления затруднений на основе рефлексивного метода, опыта самоконтроля.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствоватьнавыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10).
- Упражнять в умение делить предмет на две и более равные части, путем сгибания предмета, обозначать части целого, устанавливать соотношение целого и части, размера частей.
- Уточнять знания о геометрических фигурах (прямоугольнике, овале, квадрате, круге, треугольнике).
Развивающие:
- Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.
- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
- Развивать умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.
- Данное занятие соответствует комплексно-тематическому плану и Программе, закрепляет и систематизирует математические представления детей.
- В процессе занятия цели были достигнуты, т.к. была смена видов деятельности, динамических поз, использование физкультминутки, поддержания устойчивого интереса детей.
- Занятие соответствовало требованиям ФГОС, возрасту, индивидуальным особенностям детей.
- Выбор содержания соответствует комплексно-тематическому плану, возрастным особенностям детей.
- На протяжении занятия прослеживалась сочетаемость следующих методов и приемов:
* объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, опрос, выполнение занятия по алгоритму);
* частично – поисковый (создание ситуации затруднения);
* исследовательский метод (решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации);
* игровые.
- В процессе занятия были использованы знания детей о составе числа, о соотношении целого и части, о последовательности времен года.
- УУД довольно высокие: дети умеют анализировать, синтезировать, выделять объекты по определенным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, самостоятельно создавать способы решения проблем (познавательные УУД); умеют слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, сотрудничать со взрослыми и сверстниками (коммуникативные УУД).
- В течение занятия дети были активны, работа стимулировалась похвалой, поощрением, удержанием устойчивого интереса.
- Темп занятия сохранялся за счет смены динамических поз, использования физкультминутки, видов деятельности.
- занятие способствовало обогащению знаний детей о составе числа, о соотношении целого и части, о последовательности времен года.
Воспитатель:
Елисеева Ульяна Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений "В гостях у солнышка" в младшей группе
Представленный конспект предназначен для работы с детьми младшей группы (дети 3-4 лет). Данный конспект можно использовать педагогам в ходе проведения образовательной деятельности в условиях дошкольно...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествуем с солнышком» (для детей 3-4 лет) Воспитатель: Мышанская Н.В.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений«Путешествуем с солнышком» (для детей 3-4 лет)Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествуем с солнышком» (для детей 3-4 лет) Воспитатель: Мышанская Н.В.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений«Путешествуем с солнышком» (для детей 3-4 лет)Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообр...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «На помощь солнышку»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы с использованием элементов технологии - ТРИЗ.Тема: «На помощь солнышку»...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Весенние лужи и солнышко»
Цель занятия: упражнять ребенка в названии порядковых числительных, в сравнении предметов по количеству, и нахождении места объектов в пространстве, в выделении лишнего объекта в группе объектов, нахо...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ во второй младшей группе «Путешествие с солнышком»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ во второй младшей группе «Путешествие с солнышком»...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...