Образовательная деятельность познавательного поиска в подготовительной группе «Экономика везде: дома, в деле и в беде»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Образовательная деятельность познавательного поиска в подготовительной группе «Экономика везде: дома, в деле и в беде»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность познавательного поиска в подготовительной группе «Экономика везде: дома, в деле и в беде»
Мандеш Л.И., воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО «РЖД» г. Ачинск, Красноярский край (авторский материал с дополнениями разработчиков методических рекомендаций)
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
- уточнить от чего зависят потребности человека;
- продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
- закрепить понятия: «рубль», «валюта», «иностранные деньги».
Развивающие:
- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
- формировать коммуникативную и социальную компетентность;
Воспитательные:
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.
Предварительная работа:
- чтение сказок: «Кот в сапогах», «Муха-Цокотуха», «Карлик-нос»;
- просмотр мультфильма из серии Фиксики «Как делают деньги»;
- сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Обменный пункт», «Супермаркет»;
- подготовка видеофрагментов и презентации к образовательной деятельности;
- дидактические игры: «Я – покупатель», «Оптовичок», «Что по чем?», «покупаем вместе»;
- игры с LEGO-конструкторами;
- отгадывание и загадывание загадок по экономике;
- изготовление наглядного и раздаточного материала: гномы (зеленый, синий), сюжетные картинки по теме, монеты, каточки-схемы «Живем экономно», «LEGO-банкомат».
Словарная работа: активизация словаря (цифро – буквенные ребусы, натуральный обмен, электронные деньги), обогащение словаря: Лепрекон, валюта.
Индивидуальная работа: закреплять умение работать по мнемо-схемам (Дарину П, Макара З, Артура С).
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Гном-Лепрекон», денежные монеты и купюры разного достоинства, гномы, сюжетные картинки по теме, наборы LEGO-конструкторов (на каждого ребенка», карточки-схемы последовательного изготовления банкомата (на каждого ребенка), цифро-буквенные ребусы.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Дети играют в группе. Вдруг раздается сказочная мелодия и на экране ноутбука появляется сказочный герой эконом – Лепрекон.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то из сказки к нам пришел….
Видео обращение Лепрекона:
«Здравствуйте, ребята-дошколята! В деревне «Встречалкино» в старенькой избушке живут дед Иван и баба Марья. И есть у них внучка Анютка. Росточком небольшая, а сама быстрая, расторопная. Нос в конопушках, а глаза - на диво: в ясный день - светлые и голубые, в непогоду - темные и серые. А в лес Анютка пойдет - смотришь, они уж зеленые стали. Дед с бабой любят свою внучку, души в ней не чаят. Да бедность их замаяла. Ни земли, ни другого, какого имущества. Давайте вместе подумаем, как можно помочь этим добрым людям?! (Рассуждения детей)
Воспитатель: Предлагаю вам заработать самостоятельно деньги, сыграв со мной в одну очень интересную игру, которая называется «ЧТО и ПОЧЕМУ». А помогут мне в этом два Гнома – Эконома. Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Дети, посмотрите внимательно на свою одежду, подумайте, к какому Гному за стол вы должны сесть. (Дети в зеленых футболках садятся к зеленому гному и будут – Зелеными Гномами, дети в синих футболках садятся к синему гному).
–Итак, начнем игру.
Разминка.
Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (товар)
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается,
Это не чудесный дар
А просто – на просто … (товар)
Коль трудиться круглый год,
Будет кругленьким … (доход)
И врачу и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
На товаре быть должна
Обязательно … (цена)
Воспитатель: Молодцы, хорошо размялись, а теперь необходимо правильно выполнить задание. За каждое задание – 1 золотой рубль.
Задание 1. «Продавцы-консультанты» На мольберте картинки: куртка, одноразовые платочки носовые, рубашка, майка, комбинезон и расческа.
Необходимо приклеить ценники на одежду. Что из этой одежды стоит дешево, а что дорого и почему вы так думаете?
Предметные картинки с изображением вещей: одноразовые платочки, майка, куртка и ноутбук – для Зеленых гномов.
Синим гномам – рубашка, рукавицы, расческа и телевизор.
Команды выполняют задание, за правильно выполненное задание получают по 1 золотому рублю.
Задание 2. «Живем экономно» Каждой команде выдаются карточки-схемы: «Берегите воду», «Экономим электроэнергию», «Семейный бюджет», «Живем экономно». Дети объясняют, как можно экономить природные ресурсы и семейный бюджет.
За правильный ответ команды получают по 2 золотых рубля
Физкультминутка (кинезиологическая) «Нарисую цифру 8»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Одновременно с глазами следить за движениями пальцев выдвинутым языком.
Задание 3. «Наполни копилку» Каждому члену команды выдается по альбомному листу, шаблон-копилка, простой карандаш. Экономно используя место в копилке, обрисовать как можно больше монет и подобрать соответствующую цифру.
За правильный ответ команды получают по 1 золотому рублю
Задание 4. «Банкноты стран» Нужно взять карточку и с помощью карандаша соединить денежные знаки с флагом страны.
Доллар – флаг США
Евро-флаг Франции
Рубль – флаг России.
За правильный ответ команды получают по 1 рублю
Воспитатель: задания выполнены все, молодцы.
Ребята, а деньги у нас не простые. На обратной стороне изображены цифры. Нужно разложить их в соответствии со схемой.
Дети выкладывают слова из букв (Команда зеленых гномов – слово «твори», команда синих гномов – «добро»).
Воспитатель: - и как мы можем сотворить добро на заработанные золотые монеты? (Рассуждения детей…отдать их Лепрекону, для дедушки Ивана, бабушки Марьи и их внучке…)
Рефлексия: Раздается сказочный звук. Появляется на экране Гном-Эконом
«И снова, здравствуйте. Ребята, вы что-нибудь придумали, как помочь внучке Анютке с дедушкой?» Рассуждения детей…Предлагают сложить заработанные деньги в копилку и просят Лепрекона передать копилку с деньгами в деревню…
- Как вы заработали золотые монеты?(Играли в экономические игры…)
Переход в свободную деятельность детей
Задание 5. «Банкомат» (LEGO-конструирование)
С помощью схемы дети конструируют банкоматы и обыгрывают постройки по своему желанию.
Используемые источники:
- Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
- Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е.А. Курак.-Москва: Сфера.- 2002
- Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
- Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
- Щедрина, Е.В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.
Интернет ресурсы:
1. https://www.scienceforum.ru/2017/2670/35368
2. http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24977
3. http://dvina29.ru/all-materials/item/13951-pouchitelnye-i-poleznye-skazki-o-dengakh
5. http://41.doutuapse.ru/delimsja-opytom/ppo-vospitatelei/parcialnaja-programma-igraem-v-yekonomik.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро» Программное содержание: Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нор
Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро»Программное содержание:Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло»...
Проект мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Подсолнушки» Тема: « В поисках ключа»
Проект мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Подсолнушки»Тема: « В поисках ключа»...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект основной образовательной деятельности познавательное развитие в подготовительной группе «Приключения на математических островах»
Обучающие задачи:- упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке.- закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять ус...
Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Такие разные деньги»
Цель: расширение представления детей о деньгах.Задачи:Образовательные:Закрепить у детей представление о денежной единице.Формировать представление об истории денег.Наглядно продемонстрироват...
Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Мир профессий»
Цель: закреплять с детьми названия профессий, их значение для людей; Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Задачи:Образовательные:Закреплять знания дошкольников о видах...
Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Чай усталость всю снимает, настроение поднимает»
Конспект занятия по познавательному развитию...