Образовательная деятельность познавательного поиска в подготовительной группе «Экономика везде: дома, в деле и в беде»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Мандеш Любовь Ивановна

Образовательная деятельность познавательного поиска в подготовительной группе «Экономика везде: дома, в деле и в беде»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность познавательного поиска в подготовительной группе «Экономика везде: дома, в деле и в беде»

Мандеш Л.И., воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО «РЖД» г. Ачинск, Красноярский край (авторский материал с дополнениями разработчиков методических рекомендаций)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;

- уточнить от чего зависят потребности человека;

- продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

- закрепить понятия: «рубль», «валюта», «иностранные деньги».

Развивающие:

- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

- формировать коммуникативную и социальную компетентность;

Воспитательные:

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

Предварительная работа:

- чтение сказок: «Кот в сапогах», «Муха-Цокотуха», «Карлик-нос»;

- просмотр мультфильма из серии Фиксики  «Как делают деньги»;

- сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Обменный пункт», «Супермаркет»;

- подготовка видеофрагментов и презентации к образовательной деятельности;

- дидактические игры: «Я – покупатель», «Оптовичок», «Что по чем?», «покупаем вместе»;

- игры с LEGO-конструкторами;

- отгадывание и  загадывание загадок по экономике;

- изготовление наглядного и раздаточного материала: гномы (зеленый, синий), сюжетные картинки по теме, монеты, каточки-схемы «Живем экономно»,  «LEGO-банкомат».

Словарная работа: активизация словаря (цифро – буквенные ребусы, натуральный обмен, электронные деньги), обогащение словаря: Лепрекон, валюта.

Индивидуальная работа: закреплять умение работать по мнемо-схемам (Дарину П, Макара З, Артура С).

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Гном-Лепрекон», денежные монеты и купюры разного достоинства, гномы, сюжетные картинки по теме, наборы LEGO-конструкторов (на каждого ребенка», карточки-схемы последовательного изготовления банкомата (на каждого ребенка), цифро-буквенные ребусы.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Дети играют в группе. Вдруг раздается сказочная мелодия и на экране ноутбука появляется сказочный герой эконом – Лепрекон.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то из сказки к нам пришел….

Видео обращение Лепрекона:

«Здравствуйте, ребята-дошколята! В деревне «Встречалкино» в старенькой избушке живут дед Иван и баба Марья. И есть у них внучка Анютка. Росточком небольшая, а сама быстрая, расторопная. Нос в конопушках, а глаза - на диво: в ясный день - светлые и голубые, в непогоду -  темные и серые. А в лес Анютка пойдет - смотришь, они уж зеленые стали. Дед с бабой любят свою внучку, души в ней не чаят. Да бедность их замаяла. Ни земли, ни другого, какого имущества.  Давайте вместе подумаем, как можно помочь этим добрым людям?! (Рассуждения детей)

Воспитатель:  Предлагаю вам заработать самостоятельно деньги, сыграв со мной в одну очень интересную игру, которая называется «ЧТО и ПОЧЕМУ». А помогут мне в этом два Гнома – Эконома. Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Дети, посмотрите внимательно на свою одежду, подумайте, к какому Гному за стол вы должны сесть. (Дети в зеленых футболках садятся к зеленому гному и будут – Зелеными Гномами,  дети в синих футболках садятся к синему гному).

–Итак, начнем игру.

Разминка.

Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (товар)

Угадай, как то зовется, 
           Что за деньги продается,

Это не чудесный дар

А просто – на просто … (товар)

Коль трудиться круглый год,

Будет кругленьким … (доход)

И врачу и акробату

Выдают за труд … (зарплату)

На товаре быть должна

Обязательно … (цена)

Воспитатель: Молодцы, хорошо размялись, а теперь необходимо правильно выполнить задание. За каждое задание – 1 золотой рубль.

Задание 1.  «Продавцы-консультанты» На мольберте картинки: куртка, одноразовые платочки носовые, рубашка, майка, комбинезон и расческа.

Необходимо приклеить ценники на одежду. Что из этой одежды стоит дешево, а что дорого и почему вы так думаете?

Предметные картинки с изображением вещей: одноразовые платочки, майка, куртка и ноутбук – для Зеленых гномов.

Синим гномам – рубашка, рукавицы, расческа и телевизор.

Команды выполняют задание, за правильно выполненное задание получают по 1 золотому рублю.

Задание 2.  «Живем экономно» Каждой команде выдаются карточки-схемы: «Берегите воду», «Экономим электроэнергию», «Семейный бюджет», «Живем экономно». Дети объясняют, как можно экономить природные ресурсы и семейный бюджет.

За правильный ответ команды получают по 2 золотых  рубля

 Физкультминутка (кинезиологическая) «Нарисую цифру 8»

           Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Одновременно с глазами следить за движениями пальцев выдвинутым языком. 

Задание 3.  «Наполни копилку» Каждому члену команды выдается по альбомному листу, шаблон-копилка, простой карандаш. Экономно используя место в копилке, обрисовать как можно больше монет и подобрать соответствующую цифру.

За правильный ответ команды получают по 1 золотому рублю

Задание 4. «Банкноты стран» Нужно взять карточку и с помощью карандаша соединить денежные знаки с флагом страны.

Доллар – флаг США

Евро-флаг Франции

Рубль – флаг России.

За правильный ответ команды получают по 1 рублю

Воспитатель: задания выполнены все, молодцы.

Ребята, а деньги у нас не простые. На обратной стороне изображены цифры. Нужно разложить их в соответствии со схемой.

Дети выкладывают слова из букв (Команда зеленых гномов – слово «твори», команда синих гномов – «добро»).

Воспитатель: - и как мы можем сотворить добро на заработанные золотые монеты? (Рассуждения детей…отдать их Лепрекону, для дедушки Ивана, бабушки Марьи и их внучке…)

           Рефлексия: Раздается сказочный звук. Появляется на экране Гном-Эконом

 «И снова, здравствуйте. Ребята, вы что-нибудь придумали, как помочь внучке Анютке с дедушкой?» Рассуждения детей…Предлагают сложить заработанные деньги в копилку и просят Лепрекона передать копилку с деньгами в деревню…

- Как вы заработали золотые монеты?(Играли в экономические игры…)

Переход в свободную деятельность детей

 Задание 5. «Банкомат» (LEGO-конструирование)  

С помощью схемы дети конструируют банкоматы и обыгрывают постройки по своему желанию.

Используемые источники:

  1. Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
  2. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е.А. Курак.-Москва: Сфера.- 2002
  3. Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
  4. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  5. Щедрина, Е.В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.

Интернет ресурсы:

1.        https://www.scienceforum.ru/2017/2670/35368

2.        http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24977

3.        http://dvina29.ru/all-materials/item/13951-pouchitelnye-i-poleznye-skazki-o-dengakh

5.  http://41.doutuapse.ru/delimsja-opytom/ppo-vospitatelei/parcialnaja-programma-igraem-v-yekonomik.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро» Программное содержание: Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нор

Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро»Программное содержание:Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло»...

Проект мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Подсолнушки» Тема: « В поисках ключа»

Проект мероприятия непосредственно – образовательной деятельности  по ФЭМП в подготовительной  группе «Подсолнушки»Тема: « В поисках ключа»...

Конспект основной образовательной деятельности познавательное развитие в подготовительной группе «Приключения на математических островах»

Обучающие задачи:- упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке.- закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять ус...

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Такие разные деньги»

Цель: расширение представления детей о деньгах.Задачи:Образовательные:Закрепить у детей представление о денежной единице.Формировать представление об истории денег.Наглядно продемонстрироват...

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Мир профессий»

Цель: закреплять с детьми названия профессий, их значение для людей; Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Задачи:Образовательные:Закреплять знания дошкольников о видах...