Методическое пособие "РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – ВМЕСТЕ БУДЕМ МЫ СЧИТАТЬ"
рабочая программа по математике

Сопина Елена Валерьевна

           Предлагаемая методическая разработка представляет собой систему   ра­боты с родителями в области формирования у детей старшего  дошкольного возраста  элементарных математических представлений.

           В ней представлены традиционные и интерактивные ра­боты с родителями.

            Методическая разработка адресована работникам дошкольных образовательных учреждений, может быть использована родителями в условиях семейного воспита­ния. Метадическая разработка имеет рецензию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_raz_dva_tri_chetyre_pyat.docx327.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 31 «Берёзка»

муниципального образования город-курорт Геленджик

Краснодарского края

"РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,

ПЯТЬ – ВМЕСТЕ БУДЕМ  МЫ СЧИТАТЬ"

Методическая разработка  по математическому развитию

дошкольников при  взаимодействии с родителями воспитанников

Воспитатель  Е.В.Сопина

2016г.

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить, случая сделать его немного занимательным».

Б.Паскаль

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка представляет собой систему   работы с родителями в области формирования у детей старшего  дошкольного возраста  элементарных математических представлений.

В ней представлены традиционные и интерактивные работы с родителями.

Методическая разработка адресована работникам дошкольных образовательных учреждений, может быть использована родителями в условиях семейного воспитания. Метадическая разработка имеет рецензию.

Актуальность:

 В соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ  в условиях реализации ФГОС ДО в целях формирования у детей дошкольного возраста предпосылок  к учебной деятельности, на этапе завершения им дошкольного образования, актуальным становится развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Математика для детей имеет наибольшее  значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду.

В этом возрасте  идёт интенсивное формирование мыслительной деятельности ребенка, и если порой ребёнок  не все понимает, это не страшно, в любом случае часть информации усваивается и находится в зоне ближайшего развития.

При этом наивно было бы полагать, что воспитатель в детском саду в состоянии максимально учесть интересы каждого ребёнка и решить образовательные задачи в полном объеме. Ему нужна помощь родителей.

Общеизвестно, что для родителей  систематическое участие в развитии   своего ребёнка непростое и достаточно утомительное дело. Родителям трудно найти  для этого время, подобрать развивающее содержание.

Ни для кого не секрет, что многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро,  и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".         Недостаточная осведомленность родителей по развитию у детей математических представлений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, натолкнула на мысль разработать методическую разработку  для детей и родителей "Раз, два, три, четыре, пять – вместе будем мы считать".

Цель – создать условия  для повышения уровня компетентности родителей по вопросам формирования у детей старшего  дошкольного возраста  элементарных математических представлений.

Задачи разработки:

- повысить уровень педагогической компетентности родителей по организации работы с детьми по вопросам формирования  элементарных математических представлений;

- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

-создать условия для развития  у детей старшего дошкольного возраста математических представлений;

- организовать целенаправленное взаимодействие  между ДОУ и семьей  в вопросах формирования  элементарных математических представлений.

   

Новизна: создание единого образовательного поля «родитель - ребенок – воспитатель» по развитию элементарных математических представлений.

Формы работы с родителями:

-анкетирование;

-консультации;

-беседы;

- совместные игры - практикумы;

-круглыйстолы;

-информационный лист, памятки, рекомендации;

- совместные мероприятия;

- взаимодействие с родителями с использованием технологии «Детский календарь».

Реализуемые мероприятия:

1.Анкетирование  родителей.

2.Оформление папки- передвижки «Математическая игротека», «Это знает ваш ребёнок», «Считаем  дома».

3.Обогащение предметно-пространственной среды материалами, изготовленными родителями и детьми.

4.Организация выставки «В мире математики».

5.Заседание родительского клуба «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать».

6. Методическое пособие для родителейпо развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(приложение 1):

-  Консультация для родителей«Что мы узнали о математическом мышлении и чтобы хотели узнать»

- Родительское собрание «Роль развивающей игры в развитии математических представлений»

- Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Игра  путешествие».

- Математический КВН «Папа, мама, я – считающая семья»

-  Тренинг для родителей «В мире математики»

- Открытое познавательно – игровое мероприятие  «Путешествие почемучек»

- Сценарий семейного праздника «Играем вместе!»

- Сценарий викторины с родителями «Семья знатоков»

- Шоу - викторина с родителями «Что? Где? Когда?»

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».
  2. ФГОС ДО.
  3. Концепция развития математического образования в РФ.
  4.  Под ред. А.А. Столяра «Формирование метематических представлений у дошкольников»
  5. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических представлений у дошкольников»
  6. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
  7. http://dеtskiy-sаd.com
  8. http://nspоrtal. ru
  9. http://dоshkоlniк.ru
  10. http://dohcolonoc.ru
  11. http://maam.ru

Содержание                                                                                                    стр.1. Консультация для родителей

 «Что мы узнали о математическом мышлении и чтобы хотели узнать»…...........................................................................................................10

2. Родительское собрание «Роль игры в развитии математических представлений»…………………………………………………………………..16

3.Конспект организованной образовательной деятельности: «Игра-  путешествие»……………………………………………………………………19

4.Математический КВН «Папа, мама, я – считающая семья»……………………………………………………………………………22

5.Тренинг для родителей: «В мире математике»…………………………..............................................................24

6.Открытое познавательно – игровое мероприятие  «Путешествие почемучек»………………………………………………………………………28

7.Сценарий семейного праздника.Тема: «Играем вместе!»………………………………………………………………………….30

8.Сценарий викторины с родителями «Семья знатоков»…………………………………………………………………………35

9.Шоу - викторина с родителями «Что? Где? Когда?»…………………………………………………………………………..38

10.«Математическая игротека».Методические рекомендации для родителей по формированию у детей математических представленийв повседневной жизни……………………………………………………………………………..40

11. Методические рекомендации для родителей в повседневной жизни….44

Родительское собрание

«Что мы узнали о развитии математического мышлении у детей дошкольного возраста, и что ещё хотели узнать»

Консультация для родителей

Цель: дать представление родителям о содержании математического развития детей старшего дошкольного возраста; познакомить с разными видами математических игр.

«Математика – это интересно»

Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопится, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания.

Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их.

Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.

Как же следует учить ребёнка считать? Как добиться, чтобы счёт для него был не набором слов, заученных в определённом порядке, а оставался бы на понимании смысла числа?

Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». В возрасте от 4 до 5 лет программой детского сада предусмотрено обучение счёту на основе сравнения 2-х множеств. Так, например, имея однородные игрушки, можно показать детям, что мы имеем много зверюшек, но среди них 2 зайца меньше чем 3 медведя; 1 лисичка меньше чем 2 зайца. Есть много кукол. Предложите узнать: «Больше маленьких кукол или больших».

 Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.

Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, связываяих наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». Сначала называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.

Для упражнений в счете можно брать разный наглядный материал: игрушки, позже – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Упражнения нужно разнообразить, ставить разные задачи. Например: взрослый ставит на стол 2 матрёшки и 2 пирамидки. Спрашиваете: «Сколько здесь матрёшек? Сколько здесь пирамидок?» «Каких игрушек больше? Меньше? Как сделать, чтобы пирамидок стало больше? (делает) Сделай? Сколько стало пирамидок? Каких игрушек теперь меньше? Почему? Как сделать, чтобы игрушек опять стало поровну». Подобные упражнения можно провести с разными игрушками, на улице и с природным материалом: веточки, шишки, камешки, палочки и т.д.

Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.

Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.

Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? Полезно считать предметы на ощупь, с закрытыми глазами: Сколько картофелин в миске? Сколько ягод мама положила в руку и т. д. С удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.

       Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие игры:

«ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?

Цель: Упражнять детей в счёте до 2.

На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.

Правила игры:

1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.

2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.

3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.

Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.

Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.

Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».

«ПОРУЧЕНИЕ»

Цель: Упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.

Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.

Правила игры:

1. Число называют только один раз.

2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).

Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.

Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.

Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.

Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.

Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:

 «МАГАЗИН»

Цель: Упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.

Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.

Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.

«РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»

Цель: Упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.

На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.

Правила игры:

1. Брать в руку по одному предмету.

2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.

Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.

Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:

 «НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель: Упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.

 «КТО БЫСТРЕЕ»

Цель: Упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.

До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто, быстрее без ошибок выложит 4 ряда.

Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.

Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь справа от себя?» и т. д.

Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.

Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь, завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.

К 5-ти годам дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник, независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр, правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и время.

Если хотите научить ребёнка считать, купите 3 вида мелких игрушек по 10 штук (уточки, грибки и т.д.) или наберите из природного материала (шишки, орехи, жёлуди, камешки).

«А, НУ-КА, СОСЧИТАЙ».

Цель: Закрепление знаний цифр и счета. Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10, в знании цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Ход: У каждого ребенка набор числовых карточек от 0 до 10, лист с изображением числовой оси. На доске расположены две группы предметов. Детям предлагается сосчитать предметы, отметить их количество на числовой оси, сделать вывод чего больше, обозначить количество каждых предметов

Родительское собрание «Роль игры в развитии математических представлений»

Цель: дать представление родителям о развитии математическихпредставлений детей старшего дошкольного возраста.

Задача: познакомить с разными видами математических игр.

«Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все требования.

Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.

Игры, направленные на умственное развитие ребенка-дошкольника, можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 —1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление-это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образное мышление — т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения. Поэтому, организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложныеи, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно — неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Каждая игра — это общение ребенка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Игра  путешествие»

Цель: создать условия  для развития познавательного интереса у детей.

Задачи:

Образовательная:

- Закреплять навыки  количественного и порядкового счета в пределах десяти.

- Закрепить умение различать понятия: короче - длиннее, сравнивать и упорядочивать полоски  по длине.

- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.

- Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше.

Развивающая:

- Развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.

- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.

Воспитательная:

- Воспитывать сдержанность, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Оборудование: мяч, музыкальный центр

Раздаточный  материал: карточки с изображением поезда и полоски разной длины, математические знаки (больше, меньше), карточки с цифрами для сравнения, цифры от 0 до 10.

Ход:

- Ребята, я очень рада видеть вас. Когда человек улыбается,  вокруг все меняется. Хотите это увидеть?

Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Отлично!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите, от наших улыбок ярче светит солнце.

- Какое время года? (весна)

- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май )

- Какой месяц сейчас?

- Ребята, а сегодня какой день недели?

- Какой по счету?

- Вчера какой был день недели?

 - Завтра какой будет день недели?

– Сколько всего дней в неделе? (7)

– Ребята, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Молодцы!

- Ребята, вы любите путешествовать?

Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

-  Как вы догадались, что это поезд? Ну что же, давайте, приготовим свои поезда – и в путь-дорогу…

- Остановка. Первая станция.

У вас на столе лежат карточки с изображением поезда и полоски. Составьте вагоны из полосок от самой короткой до самой длинной.

-  Составили? Поехали… (музыка)

-  А в пути поиграем.

- Сколько всего вагонов у поезда? (пять)

- Каким по порядку стоит голубой вагон? (третьим)

- Вагон, какого цвета стоит четвертым? (красный вагон)

- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым? (вторым)

- Какого цвета вагон левее желтого? (красного)

- Какого цвета вагон правее красного? (желтого)

Воспитатель: Вот наш поезд прибыл, на вторую станцию

На этой станции нас ждут с вами загадки:

- Сколько спинок у трех свинок? (3)

- Сколько хвостов у двух котов? (2)

- Сколько животиков у пяти бегемотов? (5)

- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

Воспитатель: А вот и следующая.

Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Для чего они нужны? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Следующая остановка.

Сейчас поиграем в игру.

- Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите какое число больше (меньше) названного на 1.

- Следующая стация.

«Назови соседей» (с мячом)

- Следующая стация

Ребята, давайте поиграем. Этаигра - испытание «Верно - неверно».  Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку

- нельзя умываться по утрам

- днем ярко светит луна

- утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД

- ночью люди обедают

- ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА

- В неделе 7 дней

- За понедельником следует среда

- после субботы идет воскресение

- перед пятницей стоит четверг

- всего 5 времен года

- Весна наступает после лета

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

– Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться домой.

– Понравилось вам путешествие?

Какие трудности встречались на пути? –

Интересно было играть с цифрами?

-Для чего надо уметь считать и знать цифры?

Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

Математический КВН «Папа, мама, я – считающая семья».        

Форма проведения: математический КВН.

Цель:  создание условий для эмоционально близкого общения детей и родителей в разных ситуациях;

Задачи:

1. Формировать навыки взаимодействия родителей и детей  друг с другом;

 понятия о важности развивающих игр и совместной деятельности.

2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремлённость, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.

Материал: Две схемы: лиса и заяц, красное яблоко и зелёная груша;

карточки для игры «Что лишнее?» 4шт.; мяч.

Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие болельщики и гости. Сегодня мы собрались на необычный праздник- праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Нам нужно выбрать жюри 3 человека.

Под звуки песни» Мы начинаем КВН» команды входят в зал.

Ведущий:

Друзья, сегодня вы пришли

На наш веселый КВН

Мы вам улыбку принесли

Чтоб улыбались каждый день.

Сегодня в клубе веселых и находчивых впервые в этом сезоне соревнуются две команды: «Вопросики»-дети и  «Ответики»-родители.

Задание1.  Разминка команд. (Кто быстрее ответит)

- Сколько углов у квадрата? (4)

- Сколько дней в неделе? (7)

- Назови число, следующее за числом 5. (6)

- Сколько углов у треугольника? (3)

- Сколько хвостов у пяти коров? (5)

- Сколько лап у двух гусей? (4)

- Сколько углов у круга? (0)

- А что обозначает ноль? (ничего)

Задание 2. Две схемы: «Дружат – не дружат», надо объяснить почему?

( лиса и заяц, красное яблоко и зелёная груша).

Задание3. «Веселые загадки».

«Вопросики»

«На пригорок скок-поскок,

Вышел заинька дружок,

Прибежало к нему три братца

И давай там кувыркаться.

Сколько зайцев? Сосчитай?»

«Ответики»

«Дарит бабушка Лисица

Трём внучатам рукавица:

«Это вам на зиму, внучки,

Руковичек по две штучки.

Да смотрите – не теряйте»

Сколько всех? Пересчитайте?»

«Вопросики»

Карандаш один у Маши,

Карандаш один у Гриши,

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (2).

«Ответики»

Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок?

 -2, но дедушке дадим

И останется (1)

«Вопросики»

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет (9).

«Ответики»

В класс вошла Маринка,

А за ней – Аринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько станет всех ребят? (3).

Физкультминутка

А сейчас давайте немного отдохнем.

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Задание 4. «Ты-мне, я-тебе.»

Читаем задание: «назовите числа соседи, на один больше и меньше». Поиграем с мячом (Родители и дети по очереди)

 Музыкальная пауза.

Задание 5. «Что лишнее?».

Жюри подводит итоги.

Проводится игра «Так- это не так».

Летом очень холодно. Когда я иду кататься на лыжах или на коньках, надеваю теплую куртку и валенки. Еще летом бывает Новый год. Ребята наряжают елку. К ним в гости приходит Дед Мороз и Снегурочка. Это так?

Осенью на деревьях распускаются листочки. Прилетают из теплых стран птицы. Мы с ребятами вешаем скворечники. Это так?

Весной на землю падают первые снежинки. Переодевается в белую шубу заяц, залезает в берлогу медведь, а птицы улетают в теплые края. Это так?

Зимой все ходят в лес за грибами и ягодами. В садах зеленеют яблоки, груши, вишни. Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок. Ребята загорают на солнышке и едят вкусные арбузы. Это так?

     Жюри сообщает общий счет. Приветствуются  победители.

Тренинг для родителей: «В мире математике».

Цель: развивать у  родителей представления о содержании математического развития детей старшего дошкольного возраста; познакомить с разными видами математических игр.

Ход родительского собрания:

1. Вступительное слово на тему «В мире математике».

2. Показ непосредственно образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста формированию математических представлений.

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и логически мыслить, догадываться.

Математические игры на смекалку, головоломки вызывают у детей большой интерес. В играх формируются такие качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные способности. Загадки, задачи-шутки помогают в обучении решению математических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой игре, логическом упражнении. Например, как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? – заставляют ребенка вдуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

О том, в какие математические игры можно играть с детьми, поговорим немного позже, а сейчас вашему вниманию представляется непосредственно образовательная деятельность по сказке «Гуси-лебеди».

Конспект занятия по математическому развитию

Задачи:

1. Упражнять в построении числового ряда от 0 до 10, в поиске на цифровых карточках пропущенного числа;

2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

3. Закреплять знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге;

4. Продолжать учить правильно использовать названия частей суток;

5. Развивать речь, мышление, внимание.

Материал: Использование мульти – медиа оборудования с изображением речки, яблони, печки, три полоски бумаги разной ширины, одинаковой длины, разного цвета мостики, яблоки из картона с цифрами от 0 до 10, картинки с изображением частей суток, цифры от 0 до 10 на тарелке, корзинка с яблоками, листы бумаги, карандаш на каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути мы будем выполнять математические задания, чтобы помочь сказочным героям. Сядем удобно и послушаем сказку «Гуси-лебеди».

Сказка

Жили-были муж с женой и были у них дочка и маленький сынок. Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и забыла за братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Бросилась девочка их догонять. Долго бегала она по лесу и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избушке спит Баба-Яга, а братец на лавочке играет с золотыми яблочками. Подбежала девочка, схватила мальчика да бегом домой, а гуси-лебеди за ней в погоню. Встретилась детям на пути речка молочная – кисельные берега. – Речка-матушка, спрячь нас. – попросила девочка. – Перекиньте мостик, по которому нужно пройти, - сказала речка. – Тогда и помогу.

Поможем девочке, выполним задание.

Подберите нужный мостик к речке.

Вопросы: Какой длины выбрали мостик? А по ширине?

Воспитатель: Построили мостик дети, перешли на другой берег. А речка попросила ответить на вопросы:

Игра «Закончи предложение».

(дети заканчивают предложение, показывают нужную картинку с изображением частей суток).

- Спим мы ночью, а делаем зарядку…

- Обедаем мы днем, а ужинаем…

- Ужинаем мы вечером, а спим…

- Солнце светит…., а луна…

Воспитатель: Молодцы, все мои задания выполнили – сказала речка. – и спрятала детей под бережок. Гуси-лебеди пролетели мимо. Бегут дети дальше, а гуси-лебеди их опять нагоняют. Видят дети – яблоня стоит.

- Яблоня-матушка, спрячь нас! – попросила девочка.

- Выполните мои задания, тогда и спрячу. – Сказала яблоня. – Висели мои яблоки на ветках, подул ветер и несколько яблок упало. Верните их на место.

На наборном полотне неполный числовой ряд из яблок с цифрами. Несколько яблок лежат. Дети выкладывают их на пропущенные места.

д/и «Назови последующее (предыдущее) число».

Физминутка (в кругу)

Яблонька, яблонька, выросла в лесу,

К яблоньке, яблоньке в гости я пойду,

Ветерок качает веточки ее,

А листочки шепчут как нам хорошо,

Наберем мы яблочек, угостим друзей,

Громко, громко скажем мы «спасибо» ей.

Воспитатель: Яблонька хочет предложить вам еще два задания. Сядьте за столы. Разложите цифры от 0 до 10, назовите в прямом и обратном порядке. Следующее задание – математический диктант.

(убираем цифры по заданию).

- покажите цифру, которая подскажет, сколько углов у круга;

- покажите цифру, которая подскажет, сколько пальцев на руке;

- цифру, которая показывает, сколько у квадрата углов;

- цифру, которая показывает, сколько у нас рук;

- цифру, показывающую самое большое количество, самое меньшее.

Воспитатель: Молодцы! Выполнили все мои задания – сказала яблонька – спрячу я вас.

Заслонила яблонька детей ветками, гуси-лебеди мимо и пролетели. Побежала девочка с братцем дальше. Но снова гуси-лебеди их нагоняют. Видят дети, стоит у дороги печка.

- Матушка-печка, спрячь нас! – попросила девочка.

- Выполните мои задания, - сказала печка, - тогда помогу. Настряпала я пирогов разных, а на листе разложить не могу, не знаю, где у листа верх и низ, где левая сторона, где правая.

Помогите девочке и печке, нарисуйте на листе бумаги пироги – геометрические фигуры: наверху квадрат, внизу круг, с левой стороны – прямоугольник, с правой стороны – треугольник, в середине нарисуйте овал.

(Дети рассказывают о расположении фигур)

Воспитатель: Печка спрятала сестрицу и братца. Гуси-лебеди покружили, покричали да и улетели ни с чем. Дети добрались до дому. А тут и родители приехали.

Закончилось и наше путешествие в сказку.

Открытое познавательно – игровое мероприятие  «Путешествие почемучек».

Цель: дать представление родителям о содержании математического развития детей старшей группы; познакомить с разными видами математических игр.

Задачи: 

- Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти.

Упражнения в соотнесении числа и цифры.

- Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.

- Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать. 

- Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям. 

Материал: числовые карточки от 0 до 10; математические знаки: больше, меньше, равно; мяч.

Ход:

- Ребята, к нам сегодня пришли гостей. Давайте поздороваемся,

скажем  - Здравствуйте!!!

- Сегодня мы отправимся в «Страну занимательной математики».

На пути нас будут ждать много заданий.Справимся?

- Посмотрите, перепутаны все цифры.

- Случай странный, 

Случай редкий, 

Цифры в ссоре, 

Вот те на! 

Со своей стоять соседкой, 

Не желает ни одна, 

Нужно цифры помирить, 

И их строй восстановить. 

 Нам надо с вами выложить числовой ряд от 1 до 10

- Молодцы! Вы быстро и правильно справились с этим заданием.

Игра «Угадай числа».

Воспитатель: А теперь обратите внимание на знаки с помощью которых, мы можем показать, какой предмет больше, а какой меньше. Для слов «больше» и «меньше»  есть особые знаки. Этот конец стрелки, всегда показывает на меньшее число или предмет. Можно сказать и по – другому. Это клюв птички. Он всегда открыт в ту сторону, где больше, а если предметы одинаковые, то ставится знак(=).

- Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите какое число больше (меньше) названного на 1. 

- Какое число стоит до 7?

- Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7? 

- Какое число стоит до 9?

Подвижная игра «Самолет»

Заведем мотор – р – р - р.

Руки в стороны.

1, 2, 3, 4-правое крыло вперед.

1, 2, 3, 4-левое крыло вперед.

1, 2, 3, 4, 5-полетел наш самолет.

Логические задачи

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего

внуков у бабушки?

- На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

- Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

Грузовая машина ехала не по узкой дороге.

По какой дороге ехала грузовая машина?

А легковая?

- У бабушки 2 правых тапочка и два левых. Сколько тапочек она наденет на правую ногу? (1) Почему? А как думаешь ты?

- На столе лежали два красных яблока, и пять зеленых. Каких яблок больше

красных или зелёных? А, насколько больше? (На три)

Задание на смекалку.

-Вспомните, в каких сказках присутствует цифра 3? (Три поросенка. Три медведя. Три богатыря).

-Как вы думаете, какая цифра идет после 3-х? (4).

-Давайте расскажем чистоговорку с этой цифрой. (У 4 черепах по 4 черепашонка).

-Какой звук встречается чаще в этой чистоговорке? (звук «ч»).

Ответы детей.

А теперь давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»

Из 4 слов вам нужно выбрать лишнее и объяснить, почему оно лишнее.

Рожь, кукуруза, пшеница, аист.

Линейка, ластик, точилка, телефон.

Телевизор, петух, утюг, пылесос.

Стол, грузовик, автобус, трактор.                  

Ответы детей.

Игра «Считай дальше» (передаем мяч и называем число).

ИТОГ:

В стране математики сегодня побывали, много нового, с друзьями мы узнали.

Вам понравилось наше путешествие? И мне очень понравилось, вы молодцы справились со всеми заданиями.

Сценарий семейного праздника

Тема: «Играем вместе!»

Цель: Создание условий для эмоционально близкого общения детей и родителей в разных ситуациях; формирование навыков взаимодействия друг с другом; Формирование у родителей понятия о важности развивающих игр. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремлённость, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте наши дорогие мамы и папы. Мы рады видеть вас. Наша встреча посвящена окончанию учебного года. Мы надеемся, что она даст вам возможность отдохнуть и порадоваться за своих детей, наши дети выросли и стали на год взрослее. Они переходят в подготовительную группу детского сада! А вот и они, встречайте!

(дети под музыку заходят в зал, встают полукругом)

Воспитатель: За этот год дети многому научились. Они подросли, окрепли, стали самостоятельными.  Посмотрите на нас и порадуйтесь нашим успехам.

Музыкальная пауза

(дети рассаживаются на места)

Воспитатель: Скажите нам, пожалуйста, гости дорогие, какое время года у нас ЛЕТО!

Конечно же, лето, а вы знаете, что лето – это пора путешествий, игр, развлечений?

И сегодня я предлагаю вам немного развлечься, отдохнуть, в общем,  весело и с пользой провести время. Хотите? А играть мы сегодня будем с помощью экрана, он нам будет показывать игры и  загадки, ну и конечно наши родители нам будут помогать. Родители, готовы? ДА! Дети, готовы? ДА! Тогда начинаем. Внимание на экран.

( на экране вопросит знаки)

Воспитатель: ребята, вы знаете, что это? А вы взрослые? Кажется, я знаю что это, это загадки! Я вам буду загадывать загадки, но они не простые, а с отгадками. Нужно слушать отгадки внимательно, потому что в них могут быть ошибки, Готовы? ДА!

  • Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (Медведь)
  • Быстрее всех от страха несется… черепаха (заяц)
  • В теплой лужице своей громко квакал… Бармалей (Лягушка)
  • С пальмы — вниз, на пальму снова ловко прыгает … корова (обезьяна)
  • Как зеленое бревно, я в воде лежу давно,
  • Но не трогайте за брюшко, может съесть вас кто?.. Лягушка (Крокодил)
  •  Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (медведь)
  • По горной круче проходил обросший шерстью… крокодил (козёл)
  •  В тёплой лужице своей громко квакал… муравей (лягушонок)

Воспитатель: правильно, молодцы ребята.

Воспитатель: внимание на  экран

(на экране времена года вперемешку). Ой, а что сделать надо, ничего не пойму, а вы ребята? Может взрослые помогут?

Воспитатель: так ребята, а что изображено на картинках?

(надо по порядку расставить картинки времена года) Давайте расположим времена года, начиная с зимы.

- Ребята, а сегодня какой день недели?

- какой по счету?

- вчера какой был день недели?

 - завтра какой будет день недели?

– Сколько всего дней в неделе? (7)

– Ребята, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

- назовите весенние месяцы (март, апрель, май )

- какой месяц сейчас идёт?

- а какое сейчас время года?

Дети: Лето!

На экране слайд.

Воспитатель: А все ли эти признаки подходят к этому времени года?

Воспитатель: вот молодцы и с этим справились.

Музыкальная пауза.

Воспитатель:  а сейчас внимание на экран. (Логика)

Игра «Скажи одним словом»

- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).

- помидор, огурец, баклажан, морковь – … (овощи).

- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).

- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).

- Самолёт, машина, автобус, поезд – … (транспорт).

- Ромашка, роза, василек, подснежник - …(цветы)

- Мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка  – … (Люди, семья).

Игра «Что лишнее?» на экране

Воспитатель: ой, какие умные, молодцы, ребята.

Воспитатель: А экран нам показывает уже другую игру, ух, какая сложная, справитесь?

 ( на экране предметные картинки - Грамота)

Воспитатель:- Посмотрите, сколько здесь разных картинок. А как мы с ними можем поиграть? (Ответы родителей и детей)

Задание №1. Какой первый звук в названии выбранной картинки?

Задание №2.  А сейчас давайте узнаем сколько

слогов в этом слове?

Задание №3.  А  как вы думаешь, ваше слово длинное или короткое?

Задание №4.Называть слова на первый звук выбранной картинки.

Задание №5.Ребята, нам нужно найти картинки в названии которых, есть звук «………..»

Воспитатель с детьми играет: молодцы ребята, но что-то мне кажется, вы засиделись, размяться не хотите ли? (С родителями)

Танец «Я рисую солнце»

Воспитатель: Готовы, дальше с экраном играть? (РЭМП)

Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.

Интеллектуальная разминка

- Сколько спинок у трех свинок? (3)

- Сколько хвостов у двух котов? (2)

- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)

- Сколько рогов у двух быков? (4)

- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)

- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

- Сколько пальцев на одной руке? (5)

Воспитатель: молодцы ребята,  со всеми загадками справились.

 И сейчас самое время развлечься. Наши родители приготовили для детей интересные игры.

Игры от родителей!

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы вам показали  не всё, чему мы научились за год, а лишь небольшую часть. Мы старались, и надеемся, вам понравилось.  Дети вам понравилось? А вам, взрослые?

Ну, вот и  все, желаю вам хорошо отдохнуть летом, набраться сил, здоровья, постарайтесь больше проводить времени друг с другом.

Берегитедругдруга,

Добротойсогревайте,

Берегитедругдруга,

Обижать не давайте.

Берегитедругдруга,

Суету позабудьте.

И в минуту досуга

С детьми рядом побудьте.

Счастливого ВАМ всем отдыха!

Сценарий шоу-викторины «Семья знатоков»

Цель: дать представление родителям о содержании математического развития детей старшей группы; познакомить с разными видами математических игр.

Ход:

Ведущий: Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Нам утро дарит звонкий праздник,

И главный гость на нём игра.

Она наш друг – большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор, весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

Ведущий: Сегодня в викторине «Семья знатоков» участвуют две команды. Представление команд.

В нашей викторине есть и музыкальные паузы для отдыха команд.

Ответы команд оценивает жюри.

Итак, начинаем.

Вопросы для разминки. За каждый правильный ответ будет даваться фишка. В конце конкурса фишки жюри подсчитывает и выявляет победителя.

  • Сколько пальцев у перчатки?
  • Вопрос для команды круг:
  • Сколько колес у машины?
  • Сколько глаз у совы?
  • Сколько огоньков у светофора?
  • Сколько концов у палки?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • На поляне у реки
  • Жили майские жуки.
  • Дочка, сын, отец и мать:
  • Кто успел их сосчитать? (4)
  • На большом диване в ряд

Куклы Танины стоят:

Две Матрешки, Буратино и

Веселый Чиполино.

Помогите – ка Танюше,

Сосчитайте ей игрушки. (4)

Воспитатель: Молодцы все участники конкурса, быстро отвечали на вопросы.

Задание 2: загадки о геометрических фигурах.

(Кто быстрее ответит)

1. Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и на колесо.

Кто же я такой друзья?

Назовите вы меня (круг)

2. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Вот и я (квадрат)

3. Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры, этого

Противоположные равны (квадрат)

4. Похож на прямоугольник,

Но всем даю сигнал

Углов я не имею,

Что это? (овал)

Задание 3.

Воспитатель: Какие предметы, какой формы вы можете назвать еще?

Музыкальная пауза.

Задание 4.

Объявляется следующий конкурс «Головоломки».

1. Из 6 счетных палочек построить дом.

Переложить 2 палочки так, чтобы получилась елочка.

2. Из 5 счетных палочек сделать лопатку, 1 палочку переложить так, чтобы получились вилы.

За скорость команде дается дополнительная фишка.

Задание 5.

Воспитатель: У вас на столе лежат карточки с изображение предметов   и карточки с кружками. Все должны внимательно сосчитать – сколько кружков на карточке и подобрать пару, найдя такое же количество нарисованных предметов на карточках. Чья команда быстрее справиться, и – станет победителем этого конкурса.

Музыкальная пауза.

Задание 6. Начинаем конкурс капитанов!

Ведущий загадывает загадку:

  • Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

А прощается последний –

Появляется передний (дни недели).

Далее капитанам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ дается фишка.

  • Вы знаете дни недели? Назовите их.
  • Какой день недели пойдёт после вторника?
  • Назвать день недели между понедельником и средой?
  • Назвать четвертый день недели?
  • Назвать пятый день недели?
  • Назвать день недели после второго выходного?
  • Назвать день недели перед первым выходным?
  • Сколько всего дней недели?

- Конкурс смекалистых и находчивых окончен. Объявляются итоги, называются победители. Команды награждаются медалями победителей и участников викторины.

Звучит музыка.

Развлекательная игра-викторина «Что? Где? Когда?»

         Цель: Создание условий для эмоционально близкого общения детей и родителей в разных ситуациях; формирование навыков взаимодействия друг с другом; Формирование у родителей понятия о важности развивающих игр.

Задачи:

Актуализировать знания детей о числовом ряде от ноля до десяти.

Дать возможность применить на практике полученные знания о составе чисел – три, четыре, пять. А так же умению сравнивать числа при помощи модели типа логического древа.

Продолжать развивать логическое мышление детей.

Совершенствовать умения детей в составлении головоломок.

Воспитывать у детей умение сообща работать в команде, умение договариваться.

 Материал:

Демонстрационный: Доска (магнитная), маркер, цифровые карточки, картинка с треугольником, поезд с вагончиками на состав числа, головоломка – квадрат, картинка с задачкой, картинки (очки, велосипед, неваляшка, два кольца рядом, и т.д.),  волчок для игры, конверты с вопросами.

Ход

Воспитатель: Ребята, ваши родители приготовили для вас игру, которая называется «Что? Где? Когда?». Вы готовы в нее сыграть?

Дети: Да.

Воспитатель: сможете ответить на все вопросы в игре?

Дети: да.

Воспитатель: Молодцы! Слушайте правила игры.

В игре участвует две команды: 1 – команда зрителей, 2- команда знатоков. Вы сегодня будете командой знатоков, а ваши родители командой зрителей, которые будут задавать вам вопросы.

Если вы отвечаете на вопрос – зарабатываете одно очко, если не отвечаете, очко уходит в пользу команды зрителей. Игра длится до 6ти очков.

Наша игра будет проходить в два этапа, для этого вам необходимо разделиться на две команды и выбрать капитанов. До первых трех очков играет первая команда, после этого происходит смена команд и следующие три очка зарабатывают вторая.

В игре вопросы выбираются при помощи волчка со стрелкой.

Задают вопросы сами родители, чьи конверты выпадают.

Вопросы от зрителей.

  1. Что пропущено между цифрами?
  2. Сколько треугольников вы видите?
  3. Как дальше пронумеровать вагоны?
  4. Как можно распределить цифры на этой ветке?
  5. Из этих фигур можно составить квадрат – как это сделать?
  6. Где спряталась цифра 8?
  7. Какая задачка на этой картинке?
  8. В коробке спрятаны цифры, которые больше 4х, но меньше 9ти.

Какие это цифры?

В игре на столе две игровые паузы (по одной каждой команде), в них входят игры в кругу с мячом («Числа – соседи», «Сосчитай и повтори»).

Ответы на вопросы.

  1. Знаки меньше - < или больше - >.
  2. Перед детьми картинка большого треугольника разделенного на несколько.
  3. На доске поезд с пятью вагонами, первый вагон пронумерован, а на других надо дополнить одно число, чтобы получить номер вагона: 1+1; 2+ 1; 2+2; 3+2.
  4. На доске маркером нарисовано логическое древо с определенной цифрой, дети называют цифры, а взрослый их записывает на доске.
  5. Квадрат разрезан на разные геометрические формы.
  6. Картинки с предметами похожими на цифру 8 (очки, велосипед, неваляшка, два кольца рядом, и т.д.)
  7. На картинке нарисована задачка, детям надо составить условие и вопрос (можно записать графически), и решить ее.
  8. В коробке цифры 5, 6, 7, 8. Дети должны определить их, только по условию без изображения.

Математическая игротека с родителями.

Методические рекомендации для родителей

в повседневной жизни

«ЧТО БЫВАЕТ ПО 2»            

Цель: Упражнять детей в счёте до 2.

Ход: На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.

Правила игры:

1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.

2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.

3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.

Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.

Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.

Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».

«ПОРУЧЕНИЕ»

Цель:У детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.

Ход:Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.

Правила игры:

1. Число называют только один раз.

2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).

Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.

Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.

Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.

Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.

Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:

 «МАГАЗИН»

Цель: Упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.

Ход:Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.

Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.

«РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»

Цель: Упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.

Ход:На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самогобольшого и наоборот). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.

Правила игры:

1. Брать в руку по одному предмету.

2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.

Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.

Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:

 «НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель: Упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур.

Ход:У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.

 «КТО БЫСТРЕЕ»

Цель: Упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.

Ход:До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто, быстрее без ошибок выложит 4 ряда.

Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.

Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь справа от себя?» и т. д.

Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.

Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь, завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.

К 5-ти годам дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник, независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр, правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и время.

Если хотите научить ребёнка считать, купите 3 вида мелких игрушек по 10 штук (уточки, грибки и т.д.) или наберите из природного материала (шишки, орехи, жёлуди, камешки).

«А, НУ-КА, СОСЧИТАЙ».

Цели: Закрепление знаний цифр и счета. Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10, в знании цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Ход: У каждого ребенка набор числовых карточек от 0 до 10, лист с изображением числовой оси. На доске расположены две группы предметов. Детям предлагается сосчитать предметы, отметить их количество на числовой оси, сделать вывод чего больше, обозначить количество каждых предметов

 «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ФИГУРА?»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.

 Ход: На доске  выложена фигура, состоящая из разных геометрических фигур. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

«ВОЛШЕБНАЯ ЦИФРА»

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.

Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.

Ход:Педагог говорит, что если хорошо знать цифры, то попадешь в страну знаний. Для каждого он сообщает его волшебную цифру.

На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к ковру и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание. Если в группе много детей, можно провести эстафету.

- «Отгадайте число». Назови число больше 6, но меньше 8; больше 5, но меньше 9; меньше 3, но больше 1.

- «Что лишнее».

- «Танграм».

- «Найди сходство и отличие».

- «Лабиринты».

- Какой фигуры не достает.

 Логические задачи:

 - На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?

- Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата.

- На столе 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его.

Логические концовки:

- Если 6 больше 5, то 5…

- Если Саша вышел из дома раньше Коли, то Коля…

- Если река глубже ручейка, то ручеек…

Методические рекомендации для родителей

в повседневной жизни

Экскурсии и наблюдения – основа для игр с математическим содержанием.

Для формирования реальных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получают во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок.

Таким образом, математическое развитие детей в процессе экскурсий и наблюдений ведёт к формированию у них устойчивых математических представлений, которые служат основой для овладения математическими действиями.

Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием.

«Часы» (г. Сапгир), «Машенька» (А. Барто), «Пастушок» (Г. Демченко), «Зазвонил будильник» (Г. Ладонщиков), «Все спят» (С. Капутикян), «Птичка» (К. Ушинский), «Новая столовая» (З. Александрова) и другие. У С. Маршака есть целый цикл стихов, посвященным временам года. Он называется «Круглый год».

 Пространственные, количественные и величинные свойства и отношения достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка».    На материале сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа и т.д. применение приёма подсчёта количества персонажей сказки, соотнесение их с различными знаками (цветные символы, палочки Кьюзенера, геометрические фигуры, цифры, куклы для пальчикового театра и т.п.) возможно и в процессе дидактических и театрализованных игр.

Примеры игровых занятий с использованием литературного материала

«Пускаем кораблики в озеро»

«Числовая лесенка»

Игры и упражнения с пальчиками.

«Пальцевой счёт» является наиболее ранним счётом в развитии человека. В связи с этим на начальном этапе формирование представлений о количестве рекомендуется использовать игры с пальчиками, пробуждающие у детей интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Эти действия сопровождаются проговариванием потешек, стихотворений, прозаических текстов, которые отражают содержание действий.

При формирование количественных и временных представлений детей хороший результат дают игры на соотнесение пальцев с днями неделями.

Примеры игр с пальчиками

·       «Сколько тебе лет?»

·       «Следы на песке»

·       «Прятки»

Игры с природным материалом

Игры с природным материалом (водой, снегом, песком, плодами и т.д.) включаются в общий комплекс образовательной работы с детьми, в том числе и математической. Среди множества игр и упражнений с природным материалом выделяются игры с водой и песком, требующих системных знаний, которые ребёнок получает в процессе формирования математических представлений.

Включение в игры с песком мелких игрушек и природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т.п.) расширяет возможности математического развития детей.

Кроме игр с песком, в процессе формирования математических представлений детей можно активно использовать игры с различными сыпучими веществами, например со всевозможной крупой, применяя при этом разные ёмкости (баночки, сосуды, миски и т.п.).

Для математического развития детей дошкольного возраста большое значение имеют игры-упражнения с водой.

Примеры игр с песком (крупой) и водой

·       Следы на песке

·       Рисуем цифры

·       Рисуем геометрические фигуры

·       Считаем предметы

·       Ищем геометрические фигуры и пространственные тела

·       «Печём куличики»

·       Много – мало – пусто

·       Количество: одинаковое или разное?

·       Цифры – рыбки (цифры из пластика)

·       Угадай цифру, плавающую «на животе»

·       Цифры и игрушки

·       «Уточки в озере»

·       «Водяная мельница»

·       «Сколько ведёрок с водой»

·       «Стаканы и вода»

Игры с бытовыми предметами

          В настоящее время промышленность выпускает разнообразные бельевые прищепки, различающиеся величиной, материалом, цветом. И все они могут быть использованы для развивающих игр с математическим содержанием.

Примеры игр и игровых упражнений с бельевыми прищепками

·       «Развиваем мелкую моторику»

·       «Учимся определять цвет»

·       «Развиваем счётные навыки»

·       «Прищепки и цифры»

·       «Слышим – прикрепляем»

·       «Делаем игрушки»

·       «Составляем картинку»

·       «Развесь платочки на верёвке»

Игры и упражнения с сенсорными эталонами.

Дети учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять предметы в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу разнообразные действия.

Формированию умственных действий способствуют игры с логическими блоками. Логические блоки используются для формирования у детей понятия о классификации по форме, величине, цвету, в упражнениях на тактильное выделение формы предметов и соотнесение их по величине.

Помимо занятий с логическими блоками дети выполняют следующие упражнения: конструирование (из фигур блоков), выкладывание ряда по цвету, ритмическое чередование фигур и т.п.  

Варианты игровых упражнений с плоскостным конструктором

·       «Разложи фигуры»

·       «Разложи фигуры по цвету»

·       «Разложи фигуры по величине»

·       «Чем похожи и чем различаются фигуры?»

·       «Найди одинаковые по форме фигуры и сравни их количество»

·       «Классификация фигур по цвету или форме

·       «Чего не стало Что изменилось?»

·       «Круглый коврик»

·       «Дорожка для куклы»

·       «Ёлка»

Игра «Достань из мешочка»

В мешочке – фасолинки. Не глядя в мешочек, на ощупь надо достать столько фасоли, сколько раз мама, например, хлопнула в ладоши.

Взрослый достает из мешочка столько фасоли, сколько раз ребенок прыгнул (присел, притопнул и т.д.).

Чтобы было интересней играть, за правильный ответ давать фишку – фантик, ягодку и др.

Обратный счет.

Счет в обратном порядке более труден, поэтому его тренируем специально.

Упражнение «Убери овощ»

Считаем баклажаны. Всего семь. Уберем один баклажан в корзину. Сколько осталось? Шесть. Уберем еще один баклажан. Сколько осталось? И т.д.

Упражнение «Платочек»

На глазах у дошкольника платочком накрываем, например, семь огурцов, сколько-то достаем из-под платочка и говорим: «Я спрятала семь огурчиков, достала три. Сколько там осталось?».

Ребенок, касаясь каждого видимого овоща, считает: «Ты достала седьмой, шестой, пятый огурец, значит там – четыре». Проверяем вместе с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Один, два, три, четыре , пять учимся считать"

Конспект занятия по математике (раздел "Математика - это интересно", программма "Детство")Старший дошкольный возрастТема:Один, два, три, четыре, пять – учимся считать.Задачи: 1....

Совместная деятельность с детьми – математический досуг для детей средней группы: «Раз, два, три, четыре, пять – научились мы считать»

Цели:  1. Образовательные задачи:Закреплять умения детей считать в пределах 5.Закреплять знание цифр от 1 до 5.2. Развивающие задачи:Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное вос...

Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе"Раз,два,три,четыре,пять-вместе учимся считать.

Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе «Раз, два, три, четыре, пять-вместе учимся считать»Оксана Мухина Конспект занятий по математическому развитию во ...

Образовательная ситуация «Раз, два, три, четыре, пять - будем все вокруг считать!»

Образовательная ситуация - это форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкре...

Конспект занятий по математическому развитию во второй младшей группе «Раз, два, три, четыре, пять – вместе учимся считать».

Программное содержание: закрепить навыки порядкового счёта в пределах пяти, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы “сколько?”, “по счёту?&rdq...

Раз, два, три, четыре, пять, будем вместе птиц считать

Сценарий развлечения ко Дню птиц (отмечается 1 апреля) для ребят подготовительной группы....