План-конспект по познавательному развитию (ФМП) с применением технологии «Ситуация» «Поможем девочке»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Картышова Елена Валерьевна

План конспект по математике "Поможем девочке" (прямоугольник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-situatsiya.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по познавательному развитию (ФМП) с применением технологии  «Ситуация»  «Поможем девочке»

Вид занятия: математическое.

Тип занятия: ознакомительное.

Тема занятия: “Поможем девочке (прямоугольник)”

Возраст детей: 4-5 лет.

Наглядный и дидактический материал:

          -демонстрационный- квадрат, прямоугольник, изображение елки, девочки, цифры 1-2;

         -  раздаточный -карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, карточки с мебелью.

Цель: познакомить с геометрической фигурой прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник, ориентироваться в пространстве, совершенствовать двигательные умения.

Задачи:

           1) познакомить детей с прямоугольником, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы, умение распознавать прямоугольник в предметах мебели,  тренировать умение соотносить цифру с количеством,

       2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

       3)развивать внимание, коммуникативные качества, речь, внимание, логическое мышление;

        4)воспитывать умение самостоятельно искать правильное решение, активность при ответах на вопросы, желание помочь другому.  

Ход занятия

Введение в ситуацию.

(дети собираются около воспитателя на ковре) Ребята давайте с вами поздороваемся .

 Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель обращает внимание на афишу с героями из сказок.

 Воспитатель: Кто изображен  на афише?

 Дети: Сказочные герои.

Воспитатель: Где вы могли их видеть?

Дети: Мы их видели по телевизору в кино, мультфильмах, в театре.

Воспитатель: Были ли вы в театре?

Дети: да, были.

Воспитатель: Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?

Дети: очень хотим.

 Актуализация знаний.

1.Игра “Билеты в театр.”

Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?

Дети: Купить билеты.

Воспитатель: Как называется человек, который продает билеты?

Дети: Кассир.

Воспитатель: В этой игре, ребята, я буду кассиром и продавать билеты, но билеты не простые, это карточки с геометрическими фигурами. В зале театра стоят стулья, а на них написаны цифры, которые указывают место, куда должен сесть человек, купивший билет с этим номером. У нас в группе тоже стоят стульчики с номерами на стульчиках написаны цифры. Вам нужно сосчитать на своих карточках геометрические фигуры и занять место, на котором стоит цифра, показывающая количество фигур на билете (дети покупают билеты и занимают свои места, а воспитатель проверяет билеты).

Воспитатель: Сколько Ира фигур  на твоем билете ?

Ира:2 треугольника.

Воспитатель: А  на стульчики какая цифра?

Ирина: Цифра 2.

 Воспитатель: А, сколько фигур Глеб на твоем билете?

Глеб: На моем билете 1 квадрат.

Воспитатель: А на стуле какая цифра?

Глеб: На стуле цифра 1.

Воспитатель: Ты правильно занял свое место?

Глеб: Да.

Воспитатель: Почему ты так думаешь?

Глеб: Потому что на моем билете 1 квадрат, а на стуле цифра 1.

Воспитатель: Знаете ли  вы, как надо вести себя в театре?

Дети: Нельзя шуметь, разговаривать и ходить во время спектакля.

Воспитатель: Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?

Дети: Мы будем мешать смотреть спектакль другим  людям.

2. Игра- спектакль «Два друга».

(на  фланелеграф  выставляются квадрат и прямоугольник)

Воспитатель: Жили-были два друга. Один из них вам знаком (показывая на квадрат). Как его зовут?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Пошли они как-то в лес погулять и вдруг слышат, что кто-то плачет. Как вы думаете , кто может плакать в лесу?

Дети: Человек- дяденька или тетенька.

Воспитатель: Почему он плачет?

Дети: 1- Наверное заблудился в лесу.

           2-Ему страшно, он один.

Воспитатель: Да, ребята одна девочка  пошла в лес и там заблудилась, дошла  она до высокой елки, а влезть на нее не смогла и горько заплакала. (выставляется на фланелеграф девочку  и елку, треугольников , высота елки равна длиной стороне прямоугольника. Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковы и по высоте равны половине ёлки )

- Девочка  обратилась за помощью к квадрату: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой  дом?» (ставит девочку на квадрат. Высота девочки  стоящей на квадрате, не должна превышать высоты елки).

Воспитатель: Увидела девочка свой дом?

Дети: Нет, не увидела.

Воспитатель: Почему она не увидела свой дом?

Дети: Потому что  она меньше елки, а за елкой ничего не видно.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Нужно попросить другую фигуру помочь. Если ее поставить и девочка заберется на нее, то можно увидеть свой дом.

Воспитатель: Правильно, ребята, фигуру нужно поставить, ведь если мы ее положим( положила его), то что получится?

Дети: Девочка  не увидит дом, т. к. высота этой фигуры такая же, как квадрат.

Воспитатель: Чем похожи эти фигуры?

Дети: У обеих фигур по 4 угла и 4 стороны.

Воспитатель: Почему же вторая фигура смогла помочь девочке?

Дети: У нее две стороны короткие, а две – длинные.

Воспитатель: Чем отличаются фигуры?

Дети: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника нет.

3. Затруднение в ситуации.

Сорока ( пролетавшая мимо) спросила у девочки: Ну что, увидела свой дом?

Девочка: Да, я увидела свой дом.

Сорока: Кто же тебе помог?

(Девочка не знает имени помощника ).

Воспитатель: Девочка очень хочет поблагодарить вторую фигуру, которая ей помогла, но не знает как её зовут, и спрашивает об этом детей.

(Возникает затруднение так как дети не знают названия прямоугольника).

Воспитатель: Смогли вы помочь девочке?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему не смогли?

Дети: Потому что не знаем, как называется эта фигура.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать?

Дети: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя. (Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем всместе с девочкой благодарят его). 

Воспитатель: С какой  фигурой вы познакомились?

Дети: Мы познакомились с прямоугольником.

Физминутка: «Идем гулять»

(дети собираются около воспитателя)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Шагают на месте)

Собираемся гулять.

Завязала Катенька

(Показывают, как завязывают шарф.)

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

(Имитируют движения.)

Валенки, сапожки

И пойдем скорей гулять,

(Шагают на месте.)

Прыгать, бегать и скакать.

(Прыгают на месте.)

Воспитатель: Итак, девочка, взобравшись на прямоугольник, увидела свой  дом. Он был далеко, за речкой. Давайте, ребята, проводим девочку до дома. Идти надо по следам, протоптанным в лесной чаще ( следы вырезаны из картона)

Воспитатель: Как вы думаете, кто должен идти первым  по незнакомому и, может быть, опасному месту?

Дети: Сильный, смелый, который ничего не боится.

Воспитатель: Значит это мальчик( дети выбирают одного мальчика, который будет идти первый, дети идут по следам, называя ногу- правая, левая, правая, левая и т. д.)

Игра: «Мост»

( дети садятся за столы, у каждого приготовлен лист бумаги с нарисованной на ней  рекой, квадрат и прямоугольник коричневого цвета. Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата).

Воспитатель: Дом девочки находится за рекой, как девочка  может перебраться через реку?

Дети: На лодке или перебраться через речку вплавь.

Воспитатель: Правильно, можно перебраться на лодке или вплавь, но еще можно построить мост через речку. Давайте построим мост при помощи, квадрата и прямоугольника. Квадрат и прямоугольник - это дощечки.( Дети самостоятельно строят  мост).

Воспитатель: Какой формы дощечку вы взяли для строительства  моста?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: Почему вы взяли прямоугольник, а не квадрат?

Дети: Потому  что река шире квадрата.

Воспитатель: Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?

Дети: У прямоугольника сторона длиннее реки.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Ребята мы помогли девочки перебраться через реку  и дойти до своего дома. Теперь девочка приглашает вас в гости,  посмотреть какой у неё красивый дом.

Игра «Найди прямоугольник в предметах мебели»

Дидактические задачи: Тренировать умение видеть прямоугольник в мебели, закрепить представления о прямоугольнике.

У каждого на столе лежат карточки с изображением мебели. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки  и рассказывает, что в этих предметах потерялся прямоугольник и его нужно найти.

6. Осмысление.

Собираю детей вокруг себя.

Воспитатель: C какой фигурой,  вы сегодня познакомились?

Дети: С прямоугольником.

Воспитатель: Чем вы помогли  девочке?

Дети; Увидеть свой дом, проводили её до речки, построили мост.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Помогать девочке, найти дом, строить мост, познакомились с прямоугольником.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сумели помочь девочке найти  свой дом, помогли построить мост через речку, вы очень хорошо научились отличать прямоугольник от квадрата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план -конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Мой маленький друг-паучок"

Данный конспект позволит развивать познавательную активность  и способствовать расширению знаний детей о насекомых , о внешнем виде паука, о повадках, дать понятие о том , что в природе нет вредн...

План-конспект занятия по познавательному развитию с детьми II младшей группы по теме «Знакомство с трудом работников медицины»

Тема: «Знакомство с трудом работников медицины»Цель: Продолжать формировать у детей понимания ценности здоровья.  Задачи:Образовательная: Познакомить детей с медицинским кабинетом, его оснащением...

План-конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Ломоносов-это наша малая Родина"

Цель даной деятельности привлечь внимание детей к знакомым местам города, повысить познавательную активность....

План - конспект по ОО "Познавательное развитие" (Экология) "Путешествие Золотой Рыбки", старшая группа

Формирование представлений детей о болагоприятных условиях жизни рыб и растений  аквариума....

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...