План - конспект по ОО "Познавательное развитие" (Экология) "Путешествие Золотой Рыбки", старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование представлений детей о болагоприятных условиях жизни рыб и растений аквариума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_puteshestvie_zolotoy_rybki.doc | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по экологии «Приключения маленькой рыбки» для детей старшей группы
МАДОУ «Детский сад № 398» Советского района
Муфтиева Е.Ф.
г. Казань
Цель: сформулировать представление о том, как рыбы
приспосабливаются к жизни в природных условиях; сформировать представление о благоприятных условиях для жизни рыб и водных растений в аквариуме. Воспитывать интерес к водным обитателям, учить наблюдать за ними. Развивать воображение, логическое мышление. Продолжать знакомить с противоречиями, их разрешением. Дать понятие «ресурсы».
Методические приемы: беседа, м.ш., моделирование с помощью м.ч., опыты, загадки, противоречия, способы их разрешения.
Предварительная работа: наблюдения за аквариумными рыбками, беседы на темы: что такое водоем, кто в нем обитает. Провести опыт: что произойдет с листком бегонии, если поместить ее в воду? Что произойдет, если водоросли оставить без воды?
Материал к занятию: иллюстрации с изображением речного дна, щуки, окуня, плотвы; 2 банки с чистой и мутной водой; 2 игрушечные рыбки; сгнившая бегония в банке; золотая рыбка в банке; стеклянный аквариум, галька, ракушки, водоросли, вода, корм для рыбки. Листы бумаги и карандаши.
Ход занятия;
- Сегодня я хочу рассказать вам необычную историю. О ком? Догадайтесь:
«Вильнет хвостом
Туда - сюда -
И нет ее, и нет следа»
Дети: Это раба.
- А сейчас послушайте: Мальчику Роме подарили золотую рыбку. Возвращаясь домой вдоль берега реки, он любовался подарком, а рыбка спокойно плавала в банке. Рома так увлекся, что не заметил корягу, споткнулся и упал. Банка разбилась, рыбка исчезла в реке. Как ни старался он ее разглядеть в воде, не смог. А золотая рыбка никак не могла понять, куда она попала.
- Итак, золотая рыбка попала в реку. Это хорошо. Почему?
Версии детей: Она не порезалась осколками стекла, осталась живой.
Узнает обитателей реки, подружится с кем-нибудь.
- Золотая рыбка попала в реку. Это и плохо. Почему?
Версии детей: в реке вода холодная, сильное течение, нужно все время работать плавниками; река глубокая, темно, много неизвестного, незнакомого.
- Значит для рыбки в этой ситуации, что-то хорошо, а что-то плохо. Давайте вспомним, когда в одном и том же объекте есть и хорошие, и плохие стороны, как называется это свойство?
Дети: противоречие.
- Правильно, это свойство называется противоречием. Если мы внимательно присмотримся, то все окружающее состоит из противоречий. Люди научились разрешать противоречия, т.е. находить выход из трудной ситуации, т.е. находить ресурсы.
Мы с вами сегодня постараемся увидеть противоречия и найти ресурсы.
- Итак, как вы думаете, где жила рыбка раньше?
Дети: в аквариуме.
- А хорошо ей там было?
Дети: хорошо. Там тепло, светло. В аквариуме вода чистая, теплая.
- А в реке есть места с теплой водой?
Дети: около берега, где мелко, и солнце прогревает воду.
- Пока рыбка искала отмель, она почувствовала голод. Золотая рыбка хочет есть, потому что проголодалась, и не может, потому что в реке нет привычного для нее корма. Как ей быть? Давайте решим это противоречие, найдем ресурсы.
Дети: она должна сама определять, какая еда ей подходит.
- Плохо рыбка смотрела по сторонам, мимо нее пронеслась стая небольших серебристых рыбешек с красными глазами и красными плавниками. Это плотвички. Плотвички окружили незнакомку, удивлялись ее яркому наряду. Самая любопытная подплыла к ней и сказала: «Какая ты смелая! Не боишься плавать одна». А золотая рыбка просто не знала, кого ей нужно бояться. Плотвички пригласили золотую рыбку подкрепиться. Около берега червячков, личинок, мотыля было в изобилии. Золотая рыбка наблюдала за тем, как плотвички ловко извлекали из ила толстых жирных червячков. Но ей не под силу было заглотать такой крупный корм. Как ей помочь?
Дети: Плотвички должны поделить червячков на маленькие кусочки, или отдать золотой рыбке маленьких червячков.
- Рыбки наелись, повеселели, стали играть. Поиграв, золотая рыбка вильнула хвостом и поплыла к лежащей на дне палке ... «Палка» вдруг зашевелилась и быстро поплыла к плотвичкам. «Это щука!» - сказала смелая плотвичка, - прячься в илистом дне!».
- Почему так посоветовала плотвичка?
Дети: в мутной воде рыбку трудно заметить.
Воспитатель демонстрирует опыт: опускает одну игрушечную рыбку в банку с чистой водой, другую с мутной водой.
- Золотая рыбка успела спрятаться, а вот зазевавшийся маленький окунек оказался в зубастой пасти щуки.
- Вам жалко окунька?
Дети: Жалко.
- Как же быть? Ведь щука должна есть рыбу - это ее пища, и не должна есть, что бы все рыбы были целы.
Версии детей.
- Щука - хищник, она ест рыб, чтобы не умереть с голода. Из-за щуки беспокойно в реке живется мелким рыбешкам. Но от щуки все же есть польза, ведь щука - это санитар, она нападает прежде всего на больных рыб, не давая другим заразиться и умереть.
- А знаете чем закончилось необычное приключение рыбки? Рома тем временем не терял надежды отыскать свою рыбку. Он сбегал домой за новой банкой и сачком. Рома долго ходил по берегу и наконец увидел золотую рыбку среди маленьких серебристых рыбешек, поймал ее сачком и быстро пошел домой.
- Какое настроение было у мальчика, когда он потерял рыбку?
Дети: грустное, печальное.
- Представьте себя на месте Ромы, изобразите грустное настроен. Как бы вы выглядели?
- А теперь изобразите настроение Ромы, когда он вновь нашел рыбку.
Дети изображают веселое настроение.
- Итак, Рома принес рыбку домой. Как вы думаете, удобно ли рыбке будет жить в банке?
Дети: рыбке в банке тесно, не поплаваешь, нужен аквариум.
- Стеклянный аквариум - это хорошо. Почему?
Дети: в аквариуме много места, рыбкам светло; за ними можно наблюдать и пр.
- Вы правы, но стеклянный аквариум - это и плохо. Почему?
Дети: может разбиться; нельзя перемещать: тяжелый и вода может вылиться.
Воспитатель, наливая воду в банку из-под крана:
- Как вы думаете, в такой воде рыбка хорошо будет себя чувствовать?
Дети: воду надо отстоять, чтобы она стала прозрачной и теплой.
- Да, рыбка не может жить в воде, только что налитой из-под крана. Воду надо отстаивать в течении двух суток, чтобы все вредные газы улетучились, и чтобы вода согрелась, стала комнатной температуры.
Наконец-то Рома заполнил аквариум отстоянной водой и пустил в него рыбку.
Уютно стало рыбке?
ответы детей.
- А вам в пустой квартире было бы уютно?
Дети: нет, нужна мебель, игрушки.
- Рома решил завести в аквариуме ... комнатные растения.
(Опустить в воду веточку бегонии; веточка плавает на поверхности.
Напомнить предшествующие опыты: сгнившая в воде веточка бегонии.)
- Итак, комнатные растения не приспособлены к жизни в воде. А какие растения будут хорошо чувствовать себя в аквариуме?
Дети: водоросли.
- Водоросли в аквариуме - это хорошо. Почему?
Дети: они дают рыбкам кислород для дыхания; рыбки могут в них прятаться; они служат для них кормом.
- Чтобы водоросли «прижились» в аквариуме, надо подготовить правильно грунт - насыпать гальку, ракушки, укрепить в них растения.
- Что еще нужно, чтобы рыбка долго жила в аквариуме?
Дети: нужно ее кормить.
- Подскажите Роме, чем кормить рыбку?
Дети: сухим кормом, червячками.
- А еще, что необходимо рыбке, чтобы ее жизнь в аквариуме была уютной и продолжительной?
Дети: тепло и свет.
- Так где же посоветуем Роме поставить аквариум? Может у окна?
Дети: нет, вода быстро будет зеленеть.
- Верно, вода под прямыми лучами солнца быстро зацветет. Значит, свет должен быть и не должен быть? Найдем же ресурсы, какой выход?
Дети советуют поставить аквариум между окон и противоположной стены.
- Вода постепенно все же становится грязной, так как на дне оседают остатки корма, но вода не должна загрязняться, чтобы оставаться безопасной для рыб. Что делать?
Дети: менять воду, чистить стенки аквариума.
- Мы сегодня с вами решали противоречия, находили ресурсы. Еще раз мы убедились, что разные противоречия решаются разными способами с помощь каких-то средств. Все, с помощью чего мы разрешали противоречия, люди назвали ресурсы. Мы с вами еще будем находить ресурсы на следующих занятиях, а пока отдохнем.
Физминутка.
Давайте вспомним маленьких человечков и построим модель аквариума, воды, ракушек, рыб, водорослей.
Молодцы, ребята, не забыли, как строить модели с помощью маленьких человечков.
А сейчас посмотрим, не забыли ли вы, как они рисуются.
«Поиграем - отгадаем» Я буду загадывать вам загадки, а вы, не произнося вслух, нарисуйте ответ загадки в виде модели с помощью маленьких человечков.
- «Шелковисты и красивы,
Зелены, как на лугу.
Под водой они растут,
Рыбок прячут, берегут.»
- «В морях и реках обитает Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать, На землю падает опять.»
- «У родителей и деток Вся одежда из монеток.»
- «К уху ты ее приложишь - Шум волны услышать сможешь.»
Молодцы, ребята, не забыли маленьких человечков.
- А что нового, интересного вы узнали на занятии?
Дети отвечают, аргументируют свои ответы.
Задание на дом: у всех дома есть вода холодная и горячая. Какие ресурсы нашли люди, чтобы не обжечься? Вместе с родителями подумайте об этом, а завтра мне расскажете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетного занятия по плаванию "Поиски золотой рыбки". Старшая группа.
Данное занятие является итоговым по обучению детей плаванию в старшей дошкольной группе. В нем используются нетрадиционные методы и приемы: единый сказочный сюжет в стихотворном сопровождении, участие...
План - конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему:"По стопам Ломоносова"
Материал адресован детям старшего дошкольного возраста.Целями данной работы являются:- ознакомление воспитанников с биографией и основными научными открытиями М. В. Ломоносова;- воспитание чувст...
План конспекта сюжетного занятия по физической культуре для детей старшей группы "Юные помощники".
Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре,способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В о...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".
- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...
НОД по художественному конструированию Тема: « Золотая рыбка» Старшая группа. (5-6 лет)
Художественное конструирование в старшей группе....
Конспект НОД по познавательному развитию «Осень золотая » в старшей группе.
Конспект НОД по познавательному развитию«Осень золотая » в старшей группе....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование. Тема: «Золотые рыбки». Старшая группа.
Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:*Образовательные:Учить детей рисовать рыбок, соблюдая пропорции, правильно передавая их форму, цвет, строение.Закреп...