Образовательный проект по исследовательской деятельности «Знайки»
проект по математике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 131» с приоритетным осуществлением интеллектуально-эстетического развития воспитанников и обучающихся
Образовательный проект
по исследовательской деятельности
«Знайки»
Автор составитель: Кулибаба И.Г.
(воспитатель)
Красноярск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1. Пояснительная записка
1.1 Введение 3
- Цели и задачи реализации проекта 4
1.3 Планируемые результаты 5
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.Обязательная часть
2.1Интеграция образовательных областей 7
2.2 Формы и методы реализации 8
2.3 Календарно-тематический план 11
2.4 Организация развивающей среды 14
РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Срок реализации 14
3.2 Формы подведения итогов реализации 14
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
- Пояснительная записка
- Введение
Учитесь у вчера, живите сегодня, надейтесь на завтра.
Главное — не прекращать задавать вопросы…
Никогда не теряйте священной любознательности.
Альберт Эйнштейн.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Построение образовательного процесса, направленного на развитие поисковой активности ребенка на основе использования методов самостоятельного и исследовательского поиска может строиться только путем выделения значимости самих исследовательских порывов. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращаем внимание на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
1.2. Цели и задачи.
Цель реализации программы:
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи реализации программы:
Создать развивающую предметно-пространственную среду для исследовательской деятельности детей.
Способствовать навыкам выбора тем для исследовательской деятельности.
Вызывать интерес к проведению различных исследований с материалами, предметами и выполнение творческих проектов.
Организовать практику презентаций результатов исследований.
Планируемые результаты.
Планируемые результаты данной программы конкретизируют целевые ориентиры:
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты:
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
В процессе проведения педагогической диагностики за деятельностью детей воспитатель выявляет наличие или отсутствие специальной формы подведения итогов, в нашей Программе этой формой является защита детских исследований. Целесообразно продолжать наблюдение за деятельностью в течение всего образовательного года и лишь, потом приступать к анализу результатов. Педагогическая диагностика дает возможность педагогу корректировать свою деятельность.
Защита итогов исследования в нашем понимании -это публичное выступление, с привлечением как, авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только дети из своей группы детского сада, но и дети с других групп, а также приглашенные педагоги, родители.. Время представления каждой работы целесообразно ограничить 4-5 минутами.
В зависимости от характера подведения итогов защиты необходимо поделить на «конкурсные» и «защиты по номинациям». Первые целесообразно проводить на начальных этапах включения детей в собственную исследовательскую практику. «Защиты по номинациям» проводятся когда дети уже имеют некоторый опыт проведения собственных исследований.
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
а) принципы:
- принцип индивидуального подхода;
- принцип сотрудничества ребенка и взрослого;
- принцип систематичности;
- принцип поддержки инициативы ребенка;
- принцип занимательности;
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
б) подходы:
- деятельностный;
- личностный;
-культурно-исторический.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2. Обязательная часть
2.1. Интеграция образовательных областей
В области «Познавательное развитие»
интегрируются в решение задач сенсорного развития ребенка, где формируются понятия о цвете, вкусе, запахе предмета, материале, из которого изготовлен предмет.
В процессе опытно – исследовательской деятельности детей развиваются умственные способности: умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение возникающих проблем; развитие воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Особое внимание уделяется практической деятельности по познанию разных свойств объектов, и конструированию, в процессе которого у детей формируется универсальная умственная способность по построению разных целостностей (конструкций, текстов, сюжетов и пр.)
Область «Социально - коммуникативная»
включает беседы о безопасности при демонстрации сосудов, при взаимодействии с предметами, о безопасности при действиях в отношении себя и окружающих сверстников. Формируется ответственность за общий результат при выполнении групповых заданий, оказание помощи друг другу, выражение радости за успех другого. Во время исследовательской деятельности дети учатся контактировать друг с другом, договариваться, сообща выполнять задания. Во время презентаций звучит специально подобранная музыка для уси-
ления эмоционального восприятия информации. Во время исследовательской деятельности у детей активизируется, обогащается словарный запас; формируются умения отвечать полными ответами, правильно строить предложения, развивается диалогическая речь.
Область «Художественно – эстетическое развитие»
интегрируется через использование загадок, песен, изучение информации об объектах и их свойствах. Развиваются творческие и технические способности в выражении полученной информации на листе бумаги. Создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания окружающего мира; а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества.
Область «Физическое развитие»
интегрируется в физкультминутках, в которых выполняются упражнения в соответствии с текстом, смена деятельности и изменение положения тела снимает напряжение, усталость от предыдущей деятельности. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика эмоциональных срывов.
2.2. Формы и методы реализации программы
- Групповая и индивидуальная работа;
-Коллективно-творческая работа;
- Словесный (объяснения, рассказы, беседы и др.)
-Наглядный (демонстрация, экскурсии)
- Практический (игры, оформление выставок, презентация результатов исследований,работа с родителями, мастер-классы, и др.)
- Публикация материала на сайте ДОУ.
Методическое обеспечение:
1.Карточки с символическими изображениями «методов исследования». На тыльной стороне каждой карточке - словесное обозначение каждого метода.
2. Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований, которые будут проводиться в течение года (примерные тематические картинки):
«Богатства нашей планеты»
«Безопасное поведение в городе»
«Полезные ископаемые. Их свойства»
«Путь к занятиям»
«От фантазии до реальности»
«Путешествия и открытия»
«Природа и ее профессии»
«Интересное где-то рядом»
«Если бы мы жили на другой планете».
Материал:
- интерактивная доска
- мольберт
- демонстрационный столик
- проекционная техника
- микрофон и усилитель,
- плакаты и фломастеры,
- лабораторное оборудование,
- образцы материалов.
2.3 Календарно-тематический план занятий
Подготовительная группа
Ме- сяц | Тема | Задачи педагога | Примерный перечень образовательной деятельности. |
Сентябрь | «Богатства нашей планеты» «Безопасное поведение в городе» | Продолжать закладывать экологически грамотные представления об окружающем мире природы. Формирование навыков безопасного поведения в городе | 1.Интеллектуальная карта. 2.Д/и: «Составь рассказ, используя концовку» «Посмотри на мир чужими глазами» 3.Обсуждение схемы: «Организация жизни на земле». Опыты. 4.Правила поведения в природе. Знаки. 5. Итоговая беседа: «Найдите возможную причину события, явления». 6.Словесная игра: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого из вас на Земле» (по Дж. Фримену). 1.Задание: «Рассказ на тему «Город». 2. Д/и: «Отгадай из какого материала». 3.Словесная игра: «Увидеть в другом свете». 4.Игра: «Вопросы домашних животных» 5.Домашнее задание: «Знаки безопасности в городе». 6.Защита детских исследований. |
Октябрь | «Полезные ископаемые.Их свойства» | Познакомить детей с многообразием полезных ископаемых родной планеты. | 1.Задание: «Задай вопросы и отгадай ответ». 2.Исследование свойств полезных ископаемых. 3.Интеллектуальная карта. 4.Д/и: «Полезные ископаемые. Что было до…». 5. Домашнее задание: «Что еще знаешь ты?». 6.Защита детских исследований. |
Ноябрь | «Путь к знаниям» | Поддерживать детский интерес к возможным источником получения знаний. | 1.Обсуждение пословиц по теме. 2.Определение понятия «Знание». 3.Интеллектуальная карта. 4. Словесная игра: «Увидеть в другом свете». 5. Д/и: «Составь рассказ, используя концовку: мне нужны знания, чтобы стать …». 6. Домашнее задание: «Нарисуй свою будущую профессию». 7. Защита детских исследований. |
Декабрь | «От фантазии до реальности» (прошлое, настоящее, будущее предмета) | Совершенствовать способности детей фантазировать отталкиваясь от реальности. | 1.Д/и: «Полезные ископаемые. Что было до…». 2. Итоговая беседа: «Найдите возможную причину события, явления». 3.Словесная игра: «Вопросы машины времени». 4.Беседа: «Какие еще технические предметы нам помогают» (садовые, строительные, авто сервисные). 5.Создание робота будущего. Эксперименты с механизмами. 6. Домашнее задание: «Нарисуй технику будущего». 7. Защита детских исследований. |
Январь | «Путешествия и открытия» | Познакомить с возможностью путешествовать по странам и делать открытия. | 1.Беседа: «Части свата и их открытия». 2.Интеллектуальная карта. 3.Рассматривание энциклопедий: «Части света в картинках». 4.Словесная игра: «Найди различия и сходства». 5.Итоговая беседа: «Найдите возможную причину события, явления». 6. Защита детских исследований: «Мои открытия». |
Февраль | «Природа и ее профессии» | Формировать первоначальные о профессиях, связанных с изучением природы. | 1.Беседа: «Тема одна – сюжетов много». 2.Упражнение: «Выдвигаем гипотезы»: «Почему вырастают сосульки?» «Почему бывают наводнения?» «Почему находят останки животных?» и т.д. 3.Опыты по выращиванию кристаллов. 4.Домашнее задание: «Кто они такие?» (археологи, спелеологи и др.). 5. Защита детских исследований. 6.Составление рассказов от имени профессионалов. |
Март | «Интересное где – то рядом» | Способствовать умениям детей аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. | 1.Задание в командах: «Назовите как можно больше признаков предметов » 2.Итоговая беседа: «Найдите возможную причину события, явления». 3. Словесная игра: «Увидеть в другом свете». 4.Домашнее задание: «Интересное где – то рядом». 5.Д/и: «Сравни понятия». 6. Опыты и не только. |
Апрель | «Если бы мы жили на другой планете» | Расширение представлений детей о солнечной системе, космических путешествиях, о работе человека в космосе. | 1.Игра: «Трудные слова». «Вопросы машины времени». «Угадай, чем спросили?». 2.Задание: «Расскажи о Земле». 3.Интеллектуальная карта. 4.Домашнее задание: «Планета. Вселенная. Солнечная система». 5.Защита детских исследований. |
2.4. Организация развивающей среды
Развивающая среда для данного вида деятельности должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Образовательная деятельность проходят в центре исследовательской деятельности. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Пособия для проведения различных исследовательских действий, знакомства с известными и неизвестными механизмами, наборы карточек и схем проведенных проб и опытов, дидактические игры и макеты, книги и энциклопедии. Необходима интерактивная доска для более качественного обучения и воспитания детей, также телевизор, ноутбук, столы, стулья; шкаф дидактических пособий; демонстрационный материал; образцы детских рисунков и схем, дидактические игры, инструменты и материалы для работы.В доступном для детей пространстве расположено многообразие бросового материала.
В центре выделено место для хранения детских работ, а также для функциональной выставки работ детей и взрослых – детских исследовательских презентаций.
Центр исследовательской деятельности используется и для презентаций детских исследований. С этой целью педагог использует такое приспособление как «Папка исследователя», в которой собирается весь необходимый материал для обобщения собранной информации.
Электронный методический ресурс.
Центр исследовательской деятельности- это особая среда, где происходит формирование творческой личности. Обстановка и предметное насыщение способствуют развитию познавательной активности и систематизированию знаний.
РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- Срок реализации программы
Программа предназначена на детей 6-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 года. Образовательная деятельность проводятся 1-2 раза от 25 до 30 минут в неделю, во второй половине дня.
- Формы проведения итогов реализации рабочей программы
- Организация выставок детских презентаций.
- Консультации для родителей и педагогов ДОУ.
- Мастер-классы для родителей и педагогов ДОУ.
- Участие в городских и всероссийских конкурсах в течение года.
- Оформление центра исследовательской деятельности в группах ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"
конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...
Непосредственно образовательная познавательно-исследовательская деятельность "Волшебные бусины". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Данная образовательная познавательно-исследовательская деятельность направлена на расширение опыта тактильного восприятия детей ...
Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)
Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки при выполнении пр...
"Игры с песком и водой" конспект непосредственно образовательной деятельности ( исследовательской) для детей первой младшей группы
Предлагаемиый конспект НОД, поможет воспитателям организовать работу с детьми по исследовательской деятельности - знакомство со свойствами воды и песка....
Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна
На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...
Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе "Волшебный лед". Педагог Шкилева Елена Валерьевна
Познавательное развитие: познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом; Развивать исследовательский интер...
План - конспект методической разработки спортивного досуга с детьми младшей группы с использованием современной образовательной технологии: исследовательская деятельность. Образовательная деятельность «Физическая культура» «Сильные, смелые, ловкие, ум
Программное содержание:· Способствовать эмоциональному сближению детей с родителями, сверстниками, педагогами;·...