Образовательный проект по исследовательской деятельности «Знайки»
проект по математике

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my-issledovateli_origin.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 131» с приоритетным осуществлением интеллектуально-эстетического развития воспитанников и обучающихся

Образовательный проект

по исследовательской деятельности

«Знайки»

Автор составитель: Кулибаба И.Г.

                              (воспитатель)

Красноярск, 2019

                                       

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

1. Пояснительная записка                                                            

1.1 Введение                                                                                          3

  1. Цели и задачи реализации проекта                                                   4

 1.3 Планируемые результаты                                                                  5

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.Обязательная часть

2.1Интеграция образовательных областей                                                   7

2.2 Формы и методы реализации                                                  8                                

2.3 Календарно-тематический план                                                        11

2.4 Организация развивающей среды                                                           14

        

РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1 Срок реализации                                                                            14

3.2 Формы подведения итогов реализации                    14

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

  1. Пояснительная записка

  1. Введение

Учитесь у вчера, живите сегодня, надейтесь на завтра.

Главное — не прекращать задавать вопросы…

Никогда не теряйте священной любознательности.

Альберт Эйнштейн.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Построение образовательного процесса, направленного на развитие поисковой активности ребенка на основе использования методов самостоятельного и исследовательского поиска может строиться только путем выделения значимости самих исследовательских порывов. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращаем внимание на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

1.2. Цели и задачи.

Цель реализации программы:

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи реализации программы:

Создать развивающую предметно-пространственную среду для исследовательской деятельности детей.

Способствовать навыкам выбора тем для исследовательской деятельности.

Вызывать интерес к проведению различных  исследований с  материалами, предметами и выполнение творческих проектов.

Организовать практику презентаций результатов исследований.

Планируемые результаты.

Планируемые результаты данной программы   конкретизируют  целевые ориентиры:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Планируемые результаты:

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

В процессе проведения педагогической диагностики за деятельностью детей воспитатель выявляет наличие или отсутствие специальной формы подведения итогов, в нашей Программе этой формой является защита детских исследований.  Целесообразно продолжать наблюдение за деятельностью в течение всего образовательного года и лишь, потом приступать к анализу результатов. Педагогическая диагностика дает возможность педагогу корректировать свою деятельность.

Защита итогов исследования в нашем понимании -это публичное выступление, с привлечением как, авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только дети из своей группы детского сада, но и дети с других групп, а также приглашенные педагоги, родители.. Время представления каждой работы целесообразно ограничить 4-5 минутами.

В зависимости от характера подведения итогов защиты необходимо поделить на «конкурсные» и «защиты по номинациям». Первые целесообразно проводить на начальных этапах включения детей в собственную исследовательскую практику. «Защиты по номинациям» проводятся когда дети уже имеют некоторый опыт проведения собственных исследований.

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

а) принципы:

     - принцип индивидуального подхода;

     - принцип сотрудничества ребенка и взрослого;

     - принцип   систематичности;

     - принцип поддержки инициативы ребенка;

     - принцип занимательности;

     - принцип учета возрастных особенностей;

     -  принцип укрепления связи обучения с жизнью.

 б) подходы:

     - деятельностный;

     - личностный;

 -культурно-исторический.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2. Обязательная часть

2.1. Интеграция образовательных областей

В области  «Познавательное развитие»

интегрируются в решение задач сенсорного развития ребенка, где формируются понятия о цвете, вкусе, запахе предмета, материале, из которого изготовлен предмет.

В процессе опытно – исследовательской деятельности детей развиваются умственные способности: умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение возникающих проблем;  развитие воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Особое внимание уделяется практической деятельности по познанию разных свойств объектов, и конструированию, в процессе которого у детей формируется универсальная умственная способность по построению разных целостностей (конструкций, текстов, сюжетов и пр.)

Область «Социально - коммуникативная»

включает беседы о безопасности при демонстрации сосудов, при взаимодействии с предметами, о безопасности при действиях в отношении себя и окружающих сверстников. Формируется ответственность за общий результат при выполнении групповых заданий, оказание помощи друг другу, выражение радости за успех другого. Во время исследовательской деятельности дети учатся контактировать друг с другом, договариваться, сообща выполнять задания. Во время презентаций звучит специально подобранная музыка для уси-

ления эмоционального восприятия информации. Во время исследовательской деятельности у детей активизируется, обогащается словарный запас; формируются умения отвечать полными ответами, правильно строить предложения, развивается диалогическая речь.

Область «Художественно – эстетическое развитие»

 интегрируется через использование загадок, песен, изучение информации об объектах и их свойствах. Развиваются творческие и технические способности в выражении полученной информации на листе бумаги. Создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания окружающего мира; а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества.

Область «Физическое развитие»

интегрируется в физкультминутках, в которых выполняются упражнения в соответствии с текстом, смена деятельности и изменение положения тела снимает напряжение, усталость от предыдущей деятельности. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика эмоциональных срывов.

2.2. Формы и методы реализации программы

- Групповая и индивидуальная работа;

-Коллективно-творческая работа;

 -  Словесный (объяснения, рассказы, беседы и др.)

-Наглядный (демонстрация, экскурсии)

 -  Практический (игры, оформление   выставок, презентация результатов исследований,работа с родителями, мастер-классы, и др.)

- Публикация   материала на сайте ДОУ.

Методическое обеспечение:

1.Карточки с символическими изображениями «методов исследования». На тыльной стороне каждой карточке  - словесное обозначение каждого метода.

2. Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований, которые будут проводиться в течение года (примерные тематические картинки):

«Богатства нашей планеты»

«Безопасное поведение в городе»

«Полезные ископаемые. Их свойства»

«Путь к занятиям»

«От фантазии до реальности»

«Путешествия и открытия»

«Природа и ее профессии»

«Интересное где-то рядом»

«Если бы мы жили на другой планете».

Материал:

- интерактивная доска

- мольберт

- демонстрационный столик

- проекционная техника

- микрофон и усилитель,

- плакаты и фломастеры,

- лабораторное оборудование,

- образцы материалов.

2.3 Календарно-тематический план занятий

Подготовительная группа

Ме-

сяц

Тема

Задачи педагога

Примерный перечень образовательной

деятельности.

Сентябрь

«Богатства нашей планеты»

«Безопасное поведение в городе»

Продолжать закладывать экологически грамотные представления об окружающем мире природы.

Формирование навыков безопасного поведения в городе

1.Интеллектуальная карта.

2.Д/и: «Составь рассказ, используя концовку»

           «Посмотри на мир чужими глазами»

3.Обсуждение схемы: «Организация жизни на земле». Опыты.

4.Правила поведения в природе. Знаки.

5. Итоговая беседа: «Найдите возможную причину события, явления».

6.Словесная игра: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого из вас на Земле» (по Дж. Фримену).

1.Задание: «Рассказ на тему «Город».

2. Д/и: «Отгадай из какого материала».

3.Словесная игра: «Увидеть в другом свете».

4.Игра: «Вопросы домашних животных»

5.Домашнее задание: «Знаки безопасности в городе».

6.Защита детских исследований.

Октябрь

«Полезные ископаемые.Их свойства»

Познакомить детей с многообразием полезных ископаемых родной планеты.

1.Задание: «Задай вопросы и отгадай ответ».

2.Исследование свойств полезных ископаемых.

3.Интеллектуальная карта.

4.Д/и: «Полезные ископаемые. Что было до…».

5. Домашнее задание: «Что еще знаешь ты?».

6.Защита детских исследований.

Ноябрь

«Путь к знаниям»

Поддерживать детский интерес к возможным источником получения знаний.

1.Обсуждение пословиц по теме.

2.Определение понятия «Знание».

3.Интеллектуальная карта.

4. Словесная игра: «Увидеть в другом свете».

5. Д/и: «Составь рассказ, используя концовку: мне нужны знания, чтобы стать …».

6. Домашнее задание: «Нарисуй свою будущую профессию».

7. Защита детских исследований.

Декабрь

«От фантазии до реальности» (прошлое, настоящее, будущее предмета)

Совершенствовать способности детей фантазировать отталкиваясь от реальности.

1.Д/и: «Полезные ископаемые. Что было до…».

2. Итоговая беседа: «Найдите возможную причину события, явления».

3.Словесная игра: «Вопросы машины времени».

4.Беседа: «Какие еще технические предметы нам помогают» (садовые, строительные, авто сервисные).

5.Создание робота будущего. Эксперименты с механизмами.

6. Домашнее задание: «Нарисуй технику будущего».

7. Защита детских исследований.

Январь

«Путешествия и открытия»

Познакомить с возможностью путешествовать по странам и делать открытия.

1.Беседа: «Части свата и их открытия».

2.Интеллектуальная карта.

3.Рассматривание энциклопедий: «Части света в картинках».

4.Словесная игра: «Найди различия и сходства».

5.Итоговая беседа: «Найдите возможную причину события, явления».

6. Защита детских исследований: «Мои открытия».

Февраль

«Природа и ее профессии»

Формировать первоначальные о профессиях, связанных с изучением  природы.

1.Беседа: «Тема одна – сюжетов много».

2.Упражнение: «Выдвигаем гипотезы»:

«Почему вырастают сосульки?»

«Почему бывают наводнения?»

«Почему находят останки животных?» и т.д.

3.Опыты по выращиванию кристаллов.

4.Домашнее задание: «Кто они такие?»

(археологи, спелеологи и др.).

5. Защита детских исследований.

6.Составление рассказов от имени профессионалов.

Март

«Интересное где – то рядом»

Способствовать умениям детей аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

1.Задание в командах: «Назовите как можно больше признаков предметов »

2.Итоговая беседа: «Найдите возможную причину события, явления».

3. Словесная игра: «Увидеть в другом свете».

4.Домашнее задание: «Интересное где – то рядом».

5.Д/и: «Сравни понятия».

6. Опыты и не только.

Апрель

«Если бы мы жили на другой планете»

Расширение представлений детей о солнечной системе, космических путешествиях, о работе человека в космосе.

1.Игра: «Трудные слова».

              «Вопросы машины времени».

              «Угадай, чем спросили?».

2.Задание: «Расскажи о Земле».

3.Интеллектуальная карта.

4.Домашнее задание: «Планета. Вселенная. Солнечная система».

5.Защита детских исследований.

2.4. Организация развивающей среды

Развивающая среда для данного вида деятельности должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательная деятельность проходят в центре исследовательской деятельности. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Пособия для проведения различных исследовательских действий, знакомства с известными и неизвестными механизмами, наборы карточек и схем  проведенных проб и опытов, дидактические игры и макеты, книги и энциклопедии. Необходима интерактивная доска для более качественного обучения и воспитания детей, также телевизор, ноутбук, столы, стулья; шкаф дидактических пособий; демонстрационный материал; образцы детских рисунков и схем, дидактические игры, инструменты и материалы для работы.В доступном для детей пространстве расположено многообразие бросового материала.

В центре выделено место для хранения детских работ, а также для функциональной  выставки работ детей и взрослых – детских исследовательских презентаций.

Центр исследовательской деятельности используется и для презентаций детских исследований. С этой целью педагог использует такое приспособление как «Папка исследователя», в которой собирается весь необходимый материал для обобщения собранной информации.

Электронный методический ресурс.

Центр исследовательской деятельности- это особая среда, где происходит формирование творческой личности. Обстановка и предметное насыщение способствуют развитию познавательной активности и систематизированию знаний.

РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  1. Срок реализации программы

Программа предназначена на детей 6-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 года. Образовательная деятельность проводятся 1-2 раза от 25 до 30 минут в неделю, во второй половине дня.

  1. Формы проведения итогов реализации рабочей программы

- Организация  выставок детских презентаций.

- Консультации для родителей и педагогов ДОУ.

- Мастер-классы для родителей и педагогов ДОУ.

- Участие в городских и всероссийских конкурсах в течение года.

- Оформление центра исследовательской деятельности в группах ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"

конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...

Непосредственно образовательная познавательно-исследовательская деятельность "Волшебные бусины". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Данная образовательная познавательно-исследовательская деятельность направлена на расширение опыта тактильного восприятия детей ...

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

"Игры с песком и водой" конспект непосредственно образовательной деятельности ( исследовательской) для детей первой младшей группы

Предлагаемиый конспект НОД, поможет воспитателям организовать работу с детьми  по исследовательской деятельности - знакомство со свойствами воды и песка....

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе "Волшебный лед". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Познавательное развитие: познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом; Развивать исследовательский интер...