Конспект НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Власова Ольга Анатольевна

Математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития воспитанника ДОУ…. Экспериментально установлено, что в умственном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения немаловажное место занимает математическое развитие, которое не может рассматриваться вне личностного, речевого и эмоционального.

Процесс математического развития дошкольников со зрительными патологиями строится с учетом закономерностей формирования математических представлений у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и ребенка с ограниченными возможностями здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnye_matematicheskie_igry_ot_znayki.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: Увлекательные математические игры от Знайки.

Задачи: 

  • Продолжать учить детей выполнять задания с ориентацией на символы, формировать операции классификации блоков по двум признакам; закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру и толщине, ориентироваться в пространстве и на плоскости, использовать сохранные анализаторы (слуховые, тактильные), упражнять в назывании последующего и предыдущего числа в пределах десяти.
  • Развивать память, внимание, основы логического мышления, мелкую моторику пальцев рук.
  • Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход с учетом зрительного диагноза, уровня развития и возможностям детей.
  • Закреплять  лексико - грамматические категории: умение употреблять в речи слова антонимы. Совершенствовать умения детей согласовывать существительные с прилагательными.
  • Расширять словарный запас: путем введения в лексикон детей названий  геометрических фигур и геометрических тел, предлогов.
  • Воспитывать познавательный интерес к математическим играм, чувство взаимопомощи.

Предшествующая работа: чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки», «Детской энциклопедии».

Словарная работа:  видеообращение,  Интернет,  Знайка,  символы - карточки, геометрическая фигура,  геометрическое тело,  центр пересечения обручей, общие признаки,  магистры, окрас,  видеотелефон.

Методика проведения совместной образовательной  деятельности:

Сегодня к нам пришло видеообращение по  интернету. Посмотрим от кого оно? ( на экране появляется изображение мальчика-Знайки в шапочке

« Дорогие ребята детского сада №6. Меня зовут Знайка.  Я набираю команду в клуб «Юных знатоков», где нужны умные, сообразительные, смекалистые ребята. А определить  наличие этих качеств помогут математические игры и задания. Желаю успешно с ними справиться».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в эти игры.

Сначала надо всем правильно встать у экрана: Настя П., Кирилл и Ксения - на красную черту, Катя, Настя М. и Дима - на синюю черту. Первая игра называется «Догадайся».

Правила игры: Специальными карточками - символами на экране будут обозначаться такие свойства предметов, как цвет и величина. (Появляются кодовые карточки на экране).

Задача про котенка. Предлагаю, вспомнить какого окраса бывают  котята.

Ответы детей: белым, черным или полосатым (показывает лазерной указкой).

Воспитатель: Какого цвета у них глаза?

Ответы детей: У них могут быть глаза зеленые, желтые, синие; (показывает лазерной указкой).

Воспитатель: Какой длины бывает хвост?

Ответы детей: Хвост длинный или короткий (показывает лазерной указкой).

Воспитатель: Обратите внимание на экран.

Вам предлагается  задание: «Кате подарили котенка:

Не черного и не белого окраса, а…

Ответы детей: Полосатого.

Не с желтыми и не с синими глазами, а …

Ответ детей: с зелеными глазами

Не с коротким хвостом, а…

Ответ детей: с длинным хвостом.

Какого котенка подарили Кате?

Вывод: Кате подарили котенка полосатого, с зелеными глазами и длинным хвостом.

(На экране появляется изображение котенка).

Следующее задание: Мама купила сыну рубашку:

не черную и  не полосатую. Как  вы думаете, какого она цвета?

Ответы детей: Белая.

Рубашка не с зелеными и не с желтыми пуговицами, а с какими?

Ответы детей: Рубашка с синими пуговицами.

Совершенно  верно.

Не с короткими рукавами. Какие рукава у рубашки? ( Длинные рукава).

Какую рубашку купила мама?

Вывод: Мама купила сыну рубашку белого цвета, с синими пуговицами и длинными рукавами.

( На экране появляется изображение Знайки в рубашке).

Воспитатель: Спасибо, ребята, что вы были внимательны, хорошо справились с заданием.

Гимнастика для глаз (выполняется стоя)

  1. крепко зажмурить глаза на 5 секунд, открыть глаза на 5 секунд – 6-8 раз;
  2. быстро моргать 1-2 минут;
  3. закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко – от носа к наружному краю глаза, нижнее – от наружного края к носу, и наоборот) – 1 мин;

Воспитатель: Предлагаю игру  посложнее –  с  обручами. Напоминаю правила игры: На карточках - символах обозначены такие свойства предметов, как цвет, толщина, форма, размер.

Задание: прошу Вас разделиться на две команды. Перед каждой командой по два обруча, они отмечены своими картами - символами. Рядом наборы геометрических фигур.

Детям с красными эмблемами предлагаю выложить фигуры по размеру и толщине.

В первый обруч выкладываются фигуры большие.

Во второй обруч выкладываются - все толстые.

Пройдите, выберите карточки - символы и поставьте на подставку.

Дети с эмблемами желтого цвета выкладывают по цвету и форме.

В первый обруч выкладываются фигуры не синие, не желтые. А какие?

Ответ детей: Красные.

Во второй обруч выкладываются фигуры  - все не толстые. Значит какие?

Ответ детей: Тонкие.

Правильно, подойдите, пожалуйста, к зеркалу, выберите карточки - символы и поставьте на подставку.

Начинаем работу с геометрическими фигурами.

Подумайте, какие фигуры будут находиться в  центре пересечения обручей  (со схожими признаками).

Ответы детей (с красными эмблемами): Большие и  толстые.

Ответы детей (с жёлтыми эмблемами): Красные и тонкие.

Воспитатель: Молодцы, мне приятно, что вам удалось решить и эту нелегкую задачу.

Воспитатель: Предлагаю следующую игру: « Найди фигуре свое место».

Игра знакомая. Кирилл, напомни, пожалуйста, правила игры.

Ребенок: Представим, что это дом, где в каждом подъезде, на каждом этаже живут разные геометрические фигуры. Найдите, пожалуйста, каждой фигуре свою квартиру.

Воспитатель: Для этого  пройдите к столам, на которых лежат карточки с набором геометрических фигур. У каждого из вас карточка с разными заданиями. Попробуйте самостоятельно разложить фигуры по своим местам. Пожалуйста, садитесь  поудобнее, не забывайте про свою осанку. Начнем выполнять задания. ( К детям, которые затрудняются, подходит воспитатель и задает наводящие вопросы).

Воспитатель: Я рада, что у вас все получилось, спасибо.

Физминутка. ( Звучит музыка  В. Шаинского  « Дважды два четыре»)

Воспитатель: Физминутка. Пожалуйста, выберите себе любую цифру и найдите для нее домик («домики» (трафареты для  цифр) размещены по всему залу).

Воспитатель: Мы с вами немножко отдохнули, а теперь потренируем глаза.

Посмотрите на экран,  Знайка предлагает нам  для этого интересную игру.  Она называется: «Угадай, чего не стало?» Что вы видите на экране?

Дети: Геометрические тела и геометрические фигуры.

Воспитатель: Предлагаю их назвать. ( Показывает лазером на фигуру или тело и спрашивает конкретного ребенка). Что это?

Внимательно посмотрите и  постарайтесь запомнить их. Теперь закройте глаза. ( Убирается одна фигура). Откройте глаза. Какой фигуры не хватает?

Воспитатель: Совершенно верно. Снова закройте глаза. А теперь чего не хватает?

Дети: Не хватает конуса.

Воспитатель: Теперь задание потруднее. Что изменилось?

Дети: Не хватает цилиндра и ромба.

Воспитатель: А теперь что изменилось?

Дети: Появились новые фигуры. Это прямоугольник, овал и  шестиугольник.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас хорошая зрительная память.

Воспитатель: Поиграем в следующую игру.  Знайка  предлагает написать с помощью веревки цифры. У  каждого  из вас будет свое задание. Вам необходимо посчитать количество ударов в  бубен Кирилл и  Катя выложите, пожалуйста, цифру, которая меньше  заданного числа на один. Настю П. и Ксению прошу выложить цифру, которая больше заданного числа на один. А Настю М.  и  Диму –  цифру,  которая соответствует заданному числу (дается число 6 и 8).

Дети после того, как выложат свою цифру, называют ее.

Воспитатель: Вы такие ловкие и внимательные, поэтому хорошо справились.

Воспитатель: Переходим к следующей игре, которую придумал для вас Знайка. Она  называется «Определи  на  ощупь».

 Настя М., Настя П. и Дима достают из чудесного мешочка объемные геометрические тела. Настя М. достает -  куб, Настя П. -  цилиндр,  Дима  - конус.

 Ксения, Катя и Кирилл - плоские геометрические фигуры.  Ксения достает треугольник, Кирилл -  круг, Катя -  квадрат.

Дети выполняют задания.

Воспитатель: Вы хорошо определяете на ощупь предметы.

Итог.

Воспитатель: Мы все разные, но мы - друзья. Мы всегда готовы прийти друг к другу на  помощь. ( Рефлексия). Интересно, какая из игр вам понравилась больше?  У  кого и в  чем  были затруднения?

Ответы детей.

На экране появляется  Знайка.  «Я  внимательно  наблюдал  по  видеотелефону за  ходом игр и остался  доволен. Считаю, что все  ребята  достойны,  быть участниками  клуба «Юных знатоков».

Воспитатель: Поздравляю всех с победой! И вручаю шапочки Магистров!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»

В конспекте представлен материал на повторение и закрепление знаний о геометрических фигурах...

НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Математический КВН"

Игра- это своеобразный, дошкольному возрасту способ усвоеия общественного опыта. В игре формируются все личности ребенка, происходят значительные изменения, подготавливающие , переход к новой , более ...

Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

Конспект по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Помоги Фиксикам».

В коспект занятия направлен на повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем решения логических задач и головоломок со спичками....

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возрастаПутешествие в «Непландию»Цель: Обобщение и закрепление элементарных математических...

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста...