ФЭМП в процессе интеграции различных образовательных областей
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ФЭМП в процессе интеграции различных образовательных областей.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром.
Так же многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Проблемы математического развития дошкольников и подготовки их к школе всегда актуальны. Условия для применения у дошкольников математических знаний существуют в разных видах деятельности. Наша задача – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и усваивать ее в процессе интеграции различных образовательных областей, поскольку формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.
Интеграция процессов формирования элементарных математических представлений и различных образовательных областей необходима для увеличения двигательной активности детей, повышения интенсивности и интеллектуального развития, активизации процесса познания и осознания необходимости ознакомления детей с математическими отношениями и свойствами окружающего мира.
При формировании математических представлений мы опирались на «Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования. От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, а также используем следующую методическую литературу:
Я.Н.Перельман «Занимательная математика», «Живая математика»
Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров «Заьавная арифметика»
Р.М.Хамидулина «Математика»
В качества дополнения мы используем рабочие тетради «Солнечные ступеньки», «Посчитаем до 10», «Вычитаем и складываем».
Для организации интегрированных занятий по ФЭМП использовали методические пособия, представленные в пед. кабинете: Н.П.Фимиович «увлекательное путешествие в страну знаний», С.Д.Сатина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
Так как в этом учебном году к нам пришло много новых ребят, мы начали свою работу с проведения мониторинга, в ходе которого выявили имеющиеся знания и умения детей. Анализ показал, что некоторые дети нашей группы имеют низкий уровень знаний (6 человек). С этими детьми нами проводилась индивидуальная работа, направленная на расширение и углубление знаний. С родителями этих детей мы проводили беседы, консультации, в которых отмечались эффективные способы развития математических представлений.
Следующим этапом нашей работы было создание предметно - развивающей среды. Нами были отобраны дидактический материал, игры, соответствующие возрастным особенностям детей. К пополнению раздаточного материала нам помогали родители нашей группы.
При формировании элементарных математических представлений мы опирались на интеграцию с такими областями как «Социализация», «коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
К организации интегрированных занятий нами предъявлялись следующие требования:
- четкость, компактность учебного материала
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии
- большая информативная емкость образовательного материала
- соблюдение временных рамок образовательной деятельности.
Такая деятельность планировалась не чаще одного раза в месяц. В этом году мы провели такие интегрированные занятия как «Путешествие к Лесовичку», «Путешествие на Луну» и др.
О готовящемся интегрированном занятии, его теме, содержании мы сообщали родителям заранее (за 1 месяц) до его проведения. Давали родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. Нами проводились консультации «Учимся считать», «Веселая математика», «Логика для малышей».
Формирование математических представлений осуществлялось нами в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально – художественной чтения, трудовой, познавательной, исследовательской, продуктивной, а так же в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьей. Так при знакомстве детей с различными весами использовали при измерении массы предмета. Полученные знания использовали в сюжетно – ролевых играх «Магазин» (продавец взвешивал товар) – образовательная область – «Социализация». Знакомя детей с часами, отмечали: какие бывают часы (солнечные, цветочные и т. д.), а также предлагали им решить проблемную ситуацию «Что произошло если не было часов?».
Во время чтения художественной литературы, составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения (образовательная область – «Художественная литература»). Вспоминая сказки «Репка». «Теремок», напоминали: в какой последовательности появлялись герои, закрепляя порядковый счет.
Мы предлагали нашим детям придумать загадки о предметах, указывая его форму, размер, цвет. – образовательная область – «Коммуникация».
Во время проведения изобразительной деятельности (образовательная деятельность – «Художественное творчество»), мы обращали внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина, полоску бумаги, как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. При проведении рисования с натуры ветки рябины, комнатного растения, отмечали расположение листьев(парами), считали сколько листьев нужно изобразить, определяли расположение объекта.
На утренней гимнастике и физкультуре (образовательная область –«Физическая культура») широко использовали умения ориентироваться в пространстве, умение находить предмет по словесной команде (дидактические игры: «Справа, слева, впереди, в обруч точно попади». «Третий лишний», «Найди свой домик»).
Непосредственно в математической деятельности использовали игры с мячом «Веселый счет», «Вчера, сегодня, завтра», «Лови, бросай, дни недели называй».
Освоение математическими представлениями продолжалось и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называли какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. (образовательная область - «Труд»).
Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года отличается от предыдущего. (образовательная область – «Познание»). Рассматривая объекты живой неживой природы, труда на участке, цветника, называли цвет, форму, размер. (Чем лист березы отличается от листа клена. Чем цветок мать-и –мачехи похож и отличается от одуванчика. Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.). Во время посева семян в огороде рассматривали чем похожи и чем отличаются одна культура от другой.
В самостоятельной деятельности дети использовали «кубики Никитина», различные мозаики, пазлы, дидактические игры («Геометрическое лото», «Назови соседей», «Цифры» и др.)
В результате проведенной работы и в результате мониторинга знаний детей в конце учебного года было выявлено, что количество детей с низким уровнем развития сократилось до трех человек. С этими детьми и их родителями продолжается работа по освоению ФЭМП (проведение консультаций, индивидуальной работы).
В дальнейшем мы планируем продолжать работу по формированию элементарных математических представлений, используя метод интеграции, а также обновить и пополнить дидактическую среду нашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема: Путешествие в весенний лес.Программное содержание:«Познание»упражнять в сравнении двух групп предметов способами приложения иналожения;закрепить знания о форме и цвете геометрических фигур...
Сообщение «Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»
Методическая работа в детском саду по формированию математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей....
ФЭМП в процессе интеграции различных образовательных областей
Сообщение из опыта работы...
Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей в старших группах.
Математика является мощным фактором развития ребёнка, формирование его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые...
Формирование математических представлений в процессе интеграции в различных образовательных областей
Математика в детском саду...
Сообщение к педсовету на тему:«Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции разных образовательных областей»
Данное сообщение из опыта работы может быть полезно воспитателям ДОУ....
Планирование воспитательно - образовательного процесса по самообразованию " Оригами как возможность для интеграции различных образовательных областей в ДОУ"
Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи:...