Сообщение к педсовету на тему:«Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции разных образовательных областей»
материал по математике
Данное сообщение из опыта работы может быть полезно воспитателям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_2.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение к педсовету
на тему:
«Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции разных образовательных областей»
Составила: воспитатель
ГБОУ Школа №2075 ДО 2
Троянова Н.А.
2016
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может чётко обосновать свою позицию.
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).
Свою группу мы ведем со второй младшей группы. Списочный состав детей 29 человек.
В начале этого учебного года в процессе проведения занятий, работы во втором блоке, в общении с детьми на прогулках и играх, мы выявили знания и умения детей. Наблюдения показали, что уровень знаний у детей не одинаков.
Исходя из этого мы наметили себе задачи:
- Познакомить детей с образованием числа 4 и 5, учить считать до 5.
- Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте).
- Закреплять умение различать и называть круг, квадрат и треугольник.
- Учить ориентироваться в пространстве, использовать в речи слова: слева, справа.
Чтобы решить эти задачи, мы изучили программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы по своему возрасту, методическую литературу.
Изучая научную и методическую литературу, пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя интегрированные занятия.
Интегрированное обучение является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учетом их склонностей.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перезагрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.
Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
Чтобы реализовать интегрированный подход через ФЭМП, перед собой мы поставили следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования математических представлений у детей и развитие их через интеграцию.
2. Разработать конспекты интегрированных занятий.
Для решения этих задач созданы все условия. Оформлен уголок по математике, приобрели дидактические игры по разделам: форм и цвет, количество и счет, игры на логическое мышление.
Занятия по ФЭМП мы проводили через интеграцию разных образовательных областей.
Использовали разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания. Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая элементы устного народного творчества, способствует повышению интереса к самому процессу.
Мы использовали сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов. – К нам в гости пришли 3 медведя. Как вы думаете из какой они сказки к нам пришли? Как их звали? А кто из них самый высокий? А пониже? А самый низкий? Расставьте их по росту, от самого высокого до самого низкого.) Также применяла специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.
В начале занятия также использовала художественное слово для создания мотивации помочь персонажу.
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дуду,
Шарил, шарил – не нашёл
Сам заплакал и пошёл.
Ребята, давайте поможем мужику найти дудку.
При проведении занятий используются стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:
Мы делили апельсин
Много нас, а он …(один).
Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь.
Тесно проходила связь ФЭМП с физической культурой. На занятиях проводились пальчиковые игры и физкультминутки, которые обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое), которому свой аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему).
Очень нравится детям игры «Не ошибись» ( Я показываю детям в разном порядке геометрические фигуры, а дети выполняли соответствующие движения: круг – прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник – приседают, прямоугольник – шагают на месте.) и «Найди себе пару» (Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе. Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступила утро. Стало светло. По окончании мелодии дети находят тебе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом.)
Также проводились игры на ориентировку в пространстве. Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Схемы». Играя с детьми я заметила, что дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.
Палочки Кюизенера я использовала не только для развития математических способностей, но и для развития конструктивных навыков. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач. Работая с палочками дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
Мы сравнивали палочки по длине, закрепляли знания основных цветов и выкладывали изображения по картинке – схеме от простого к сложному:
-простые картинки: собачка, машина, трактор, заяц, мишка, слоненок, гномик.
-сложные картинки: вертолет, самолет, лошадь, петух, собачка – пудель, лиса, волк.
Интегрированные занятия развивают у детей коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказывать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия. Мы учили произносить детей термины и правильно произносить их в речи.(утро, день, вечер, ночь, длиннее, короче, шире, уже, выше, уже, одинаковые, вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо, больше, меньше, далеко, близко и др.)
Развитие классификации, сравнения, анализа осуществляется в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборами геометрических фигур; в ходе выкладывания силуэтов, выделения отличий и сходства геометрических фигур и т. п. В процессе развития речи активно использовались упражнения и игры, предусматривающие данные операции и действия в ходе установления родо-видовых отношений (транспорт, одежда, овощи, фрукты и т. п.) и последовательностей событий, составления рассказов, что обеспечивает сенсорное и интеллектуальное развитие детей.
Через ОО «Познание» мы закрепляли знания об окружающем мире:
- Кто просыпается вместе с петухом? Сколько всего курочек на фланелеграфе? Сколько циплят? и т.д.
- Что делают люди утром? А что мы делаем днем? Ребята, а что вы ночью делаете?
- На чем растет смородина в саду? Как называется растение где много стеблей? (Смородина растет на кустах.) А на чем растут яблоки в саду? Что выше дерево или куст? Что ниже? А что крупнее – ягоды смородины или яблоко? (Ягода маленькая, а яблоко большое. Яблоко крупнее смородины.)
- Где растут морковь, свекла, огурцы? Что надо сделать, чтобы капуста, морковь, огурцы хорошо росли? Для чего человек выращивает овощи? В каком виде можно есть овощи? На какую фигуру похожа морковь? Картофель? и т.д.
Интеграция с художественным творчеством включает в себя рисование (Предлагалось детям заштриховать карандашом, обвести или раскрасить гуашью цифры. (Вот лежит обычный лист Перед вами бел и чист, И лишь кистью проведешь, Сразу цифру там найдешь!). Дети учились согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность, в ходе выполнения задания уточнялись знания детей о цвете, о расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости и т.д.), лепку и аппликацию (Предлагаю детям составить картину леса, где заблудилась Маша. – В руки ножницы возьмем, И по линии пойдем, А теперь смотри, мой друг, Получился у нас круг. (Дети вырезают) Круг, как солнце чистое, Доброе , лучистое. Любят солнце все вокруг, Это наш хороший друг. Берем простой квадрат сначала И треугольник мастерим – Теперь работать будем с ними, Мы треугольники в елочки сложили. – Какая чудесная картина у нас получилась…..)
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство- источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Ребенок раскрывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений, стремится их выразить в собственном «творческом продукте» через рисование. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Во втором блоке мы планировали индивидуальные занятия, на закрепление пройденного материала, с теми детьми, у которых возникли трудности на прошедшем занятии. Также мы проводили дидактические игры, направленные и на математическое развитие, и на всестороннее развитие ребенка в целом. Это такие игры как «Найди лишнее», «Кто кем был», «Найди предмет такой же формы».
Вся работа велась в тесной взаимосвязи с родителями:
Родителям было предложено анкетирование:
Проведены консультации: «Знакомим детей со временем суток».
Мной была также организована беседа с родителями на тему «Формирование элементарных представлений у дошкольников в семье».
Регулярно вывешивается наглядная информация с различными примерами дидактических игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком.
Была сделана папка-передвижка «Математическое развитие детей пятого года жизни».
Часто родители обращались за советом и рекомендациями.
Также детям давалось домашнее задание, которое они охотно выполняли дома. Задания были разнообразны.
Проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. В ходе работы дети стали хорошо справляться со всеми заданиями.
Благодаря совместной деятельности с родителями проведя итоговую диагностику в конце года и сравнив результаты диагностики получила следующие результаты в начале года высокий уровень составил 10%, средний 50%, низкий уровень 40%. А в конце года после того как в течении года на занятиях по математике использовались дидактические игры высокий уровень составил 30%, средний 50%, а низкий 20%. Анализ итогов диагностики, показывает, что растут результаты математических способностей детей, их познавательная активность.
Нам предстоит еще много работы по формированию элементарных математических понятий. Мы будем давать детям не только знания но и развивать их мысли, наблюдательность, интерес к математике, будем учить детей думать и рассуждать.
Научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и верить в свои силы – наша главная цель в обучении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе. (образовательная область Познание)
Перспективное планирование по формированию у младших дошкольников элементарных математических представлений...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема: Путешествие в весенний лес.Программное содержание:«Познание»упражнять в сравнении двух групп предметов способами приложения иналожения;закрепить знания о форме и цвете геометрических фигур...
Сообщение «Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»
Методическая работа в детском саду по формированию математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей....
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
2 Слайд. Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения ФЭМП, но и сама математика является мощным фактором разв...
"Формирование математических представлений в процессе интегрированного развития образовательных областей в условиях ФГОС"
Предлагаю вашему вниманию метериал который можно использовать на семинарах и педагогических советах в ДОУ....
Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей в старших группах.
Математика является мощным фактором развития ребёнка, формирование его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые...
Конспект проведения совместной непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений Тема: «Как помочь Буратино?» Образовательная область «Познавательное развитие»
Программное содержание:Образовательные задачи:Закрепить знание детей о последовательности дней недели. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения ...