Формирование математических представлений в процессе интеграции в различных образовательных областей
статья по математике (старшая группа) на тему

Рагузина Наиля Рястямовна

Математика в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_v_detskom_sadu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

«Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»

Подготовила: Рагузина Н.Р.

       Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников, студентов. Ведь «математика всегда… остается для детей, учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

        А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

         Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (ФГТ) заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

          Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом (целью) такого образования является формирование у детей основ математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе.

      Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.

      Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. Кроме того, согласно ФГТ программа должна строится на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

       По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

        В рамках образовательной области «познание» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.

         Интеграция математического развития может осуществляться через следующие образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, труд, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность.

         Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГТ понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке занятий по ФЭМП мы стали интегрировать различные виды деятельности детей в ДОУ. Это отразилось и на календарном и перспективном планировании, ведь теперь математика проникла и в различные образовательные области.

            Уголки математического развития детей пополнились материалами, отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей.

           С этого учебного года начата работа по внедрению комплексно-тематического планирования и интеграции видов детской деятельности.

         Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

          Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получит все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.

           Давайте рассмотрим ФЭМП в процессе интеграции образовательной области «Физическая культура». Здесь дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому,  предлагая детям различные упражнения, учитываем нет только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.

           Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы») .

           Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, мы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй».

            Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

             Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

              Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

              Образовательная область коммуникация прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики соответственно будет очень сложно выразить даже и количествено правильный ответ.

              Данная образовательная область неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. На своих занятиях мы стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

                В своей работе мы стали широко использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки.

               В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.

                 Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, мы используем и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов.

                 Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, также, дети выполняя задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости. Мы путешествуем или по определенной сказке, или по заданной теме, либо сказка служит местом «развертывания сюжета деятельности детей. Например, требуется помочь героям что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь. Для этого детям предлагаются различные математические задания. (Реши задачу для переправы через реку, сколько плодов на волшебном дереве; вставь пропущенное число в код, прыгай по листочкам по порядку)

                Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками, в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки.

                 В нашей работе игровая деятельность стоит на первом месте и, кроме игровых путешествий, мы используем различные виды игровой детской деятельности.

                 Мы использовали не только настольно-печатные игры, но и словесные, такие как «Летает не летает», «наоборот», «Назови число на один меньше (больше) », «Что далеко, что близко».

                 Таким способом, мы уточняли и закрепляли знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

                  Также в своей работе мы пробовали использовать творческие игровые задания, которые можно применять не только в организованной образовательной деятельности, но и в свободное время. Например, «Где живет? » (где живет цифра три в днях недели, месяцах года, номерах домов, «Число как тебя зовут? » (ребенку предлагается изобразить жестами какое либо число, остальные должны отгадать, «Волшебные очки» (представь, что ты одел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате круглое, «Учимся измерять» (чем лучше измерить муравья, дерево, дом, рост человека, удава) .

                 Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» -поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - цифры человечки.) Этот вид детской деятельности мы только пробуем использовать для решения задач математики, например в нашем будущем проекте «Цифры вокруг нас»

                   Все эти задачи хорошо объединяются в досуговой деятельности детей в детском саду. Интеграцию задач математического развития мы осуществляли с помощью досугов на протяжении всего учебного года, таких как «Страна необыкновенных игр» (физкультурный досуг, «В гости к бабушке Загадушке» (познавательный досуг, «Знаешь ли ты сказки? » (познавательный досуг) математический праздник «В стане чудес», «Музыка П. И. Чайковского» (музыкальный досуг). Здесь дети в игровой форме, могли использовать свои знания математики, причем без оценки взрослых, а именно на соревновательном мотиве.

                   Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с родителями группы. Мы стараемся использовать разнообразные формы работы с родителями. И здесь мы стараемся, чтобы интеграция проникла и в это направление работы ДОУ.

                   В своей практике мы используем разнообразные формы работы с родителями, как традиционные - это родительские собрания, индивидуальные и общие консультации, наглядная информация (тематические стенды, консультации) общего характера и специалистов ДОУ. Во время консультаций мы старались донести до родителей нужную информацию, а именно что математическое развитие детей может осуществляться не только на специально организованных занятиях, а на протяжении всего дня утром во время одевания, по пути в детский сад, на прогулке вечером, дома за обычными домашними делами. Например, дома можно считать и сравнивать игрушки, продукты питания, одежду, мебель. На прогулке – можно считать встречные предметы, легковые или грузовые машины, этажи домов, ширину дороги. Все это мы предлагали родителям на консультациях «Математика перед школой», «Математика вокруг нас». «Пластилиновые цифры» и другие.

                 Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: Путешествие в весенний лес.Программное содержание:«Познание»упражнять в сравнении двух групп предметов способами приложения иналожения;закрепить знания о форме и цвете геометрических фигур...

Сообщение «Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»

Методическая работа в детском саду по формированию математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей....

Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей в старших группах.

›Математика является мощным фактором развития ребёнка, формирование его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые...

«Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»

Выступление на педагогическом совете по теме:«Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»...

презентация "Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей"

Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:• социально-коммуникативное развитие;• познавательное развитие;• речевое разв...

«Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»

Материал знакомит воспитателей с интеграцией образовательных областей в процессе формирования математических представлений у дошкольников....