ООД в подготовительной группе финансовая грамотность
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

На сегодняшний день финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста является актуальной темой. Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности представлена для детей подготовительной группы. В ходе организованной  образовательной деятельности у детей воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольники знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, монета, банкнота, пластиковая карта, труд, товар, цена; этическими: честность, щедрость, экономность. Реализация данной работы осуществляется через все доступные формы и методы, содержание занятия соответствует возрасту детей.

Методическая разработка организованной образовательной деятельности в подготовительной группе может быть полезна старшим воспитателям и воспитателям старших и подготовительных групп, это помощь воспитателям  в формировании у  дошкольников первоначальных представлений о  финансовых категориях. Поможет дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotnost_fin.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

«Приключение девочки Алики» 

Доброе утро, уважаемые коллеги! Вашему вниманию,  представляем организованную образовательную деятельность по познавательному развитию «Приключение девочки Али».

Целью является содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1. Раскрывать сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.

2. Закреплять знания воспитанников находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закреплять у детей понятия: «покупка».

3. Формировать умение у воспитанников делать покупку с учетом заработанных денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

4. Активизировать старательность, аккуратность, желание достичь качественного результата.

5. Воспитывать уважение к труду.

6. Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа с детьми:

- чтение сказки «Цветик – семицветик»;

- лепка посуды (чашки, миски, тарелки) из соленого теста;

- рассматривание иллюстрации посуды «Золотая хохлома»;

- организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Роспись посуды с элементами хохломской росписи»;

- беседы с детьми о том, что такое «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «наличные и безналичные деньги», «покупка»;

- просмотр мультфильма Фиксики «Деньги».

Используемые материалы и оборудование:

- заготовки посуды из соленого теста;

- гуашевые краски, кисти, баночки с водой, салфетки;

- иллюстрации «Хохломская роспись»;

- посуда «Золотая хохлома»;

- мольберты; корзина, подносы,

- воздушные шары, муляжи продуктов, кукла, игрушечная машина, касса;

- картинки с изображением продуктов и игрушек;

- пластиковые карты; образцы бумажных денег, железные монеты;

- пилотка и фартук для продавца;

- игровая зона ярмарка, сарафан и кокошник для барыни;

- кошельки для детей;

- фишки в виде монет.

Планируемый результат:

1. Дети активно используют в образовательной деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар).

2. Получают представления о том, что зарплата – это оплата за труд.

3.У воспитанников формируется  финансовая грамотность

В организованной образовательной деятельности принимают участие 10 воспитанников,

Из них……девочек и ……мальчиков.

…дети с нарушением речи…

Дети очень активные, любознательные. Приятного просмотра!

Основная часть

Воспитатель обращает внимание детей на то, что за дверью слышится плач. Входит девочка и плачет.

Воспитатель: Здравствуй, девочка!

Девочка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Как тебя зовут? Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?

Девочка: Меня зовут Алика. Мама попросила купить в магазине продукты молоко, яблоки, хлеб, макароны, я шла и потеряла деньги, теперь я не смогу ничего купить. Помогите мне, пожалуйста, сделать покупки.

Воспитатель: Ребята, поможем Алике? Как мы сможем это сделать?

Ответы детей…..

Воспитатель: И что нам для этого нужно? Послушайте внимательно загадку

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте очень важные?

Ответы детей: Это деньги.

Воспитатель: Какие бывают деньги?

А что такое монеты?

Ребята, а какие бывают  монеты?

Ответы детей: Металлические…..

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства. Скажите, пожалуйста, а какие еще бывают деньги

Ответы детей: Бумажные…

Воспитатель: Правильно. По-другому они называются - Банкноты.

А какие бывают банкноты на ощупь? Какой формы?

Ответы детей: Шуршащие. Прямоугольные.

Воспитатель: Алика, почему ты потеряла деньги?

Девочка: Потому что я носила их в кармане, а он оказался дырявый.

Воспитатель: Ребята, а где же нужно носить  деньги?

Ответы детей: В кошельке.

Воспитатель: Конечно, деньги нужно носить в кошельке (показывает кошелёк), они лежат в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они на пластиковых карточках. Вы видели карточки у  своих родителей? Расскажите о них (воспитатель показывает детям пластиковую карту). Подводит к банкомату: Из какого аппарата, выдается нам зарплата? (банкомат). Дети вместе с воспитателем   рассматривают его.

Дети рассказывают о пластиковых картах, банкомате их назначении.

Воспитатель: А где еще люди хранят деньги?

Отгадайте: В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма подскажи? (банк)

Ответы детей: В банке.

Все согласны с ответом? Почему вы так решили, что это банк? Для чего людям нужны банки?

Воспитатель: Ребята, откуда у людей берутся деньги?

Ответы детей: Получают зарплату.

Давайте посмотрим на экран….. дети смотрят мультфильм ФИКСИКИ «Деньги»

Воспитатель: Как вы думаете, за что платят зарплату?

Ответы детей: Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.

Воспитатель: Хорошо!

Воспитатель: А знаете ли вы, что…

Давным-давно, много лет назад у людей не было денег. Люди стали делать посуду и её продавать. И я вам предлагаю для того чтобы помочь нашей девочке Але предлагаю, вам отправится в нашу мастерскую. Мы украсим свою посуду хохломской росписью, а потом сыграем в «Ярмарку» -  отправимся продавать свои изделия. Надо постараться украсить свою посуду аккуратно, красиво, чтобы  ее продать. Дорого стоит только товар высокого качества. (Дети усаживаются за столы).

Воспитатель приглашает участвовать в росписи посуды девочку Алику.

Воспитатель: Давайте мы с вами возьмем кисти, вспомним, какие основные цвета используют в росписи, ее элементы, и украсим свою посуду. (Выставить демонстрацию росписи в качестве наглядного пособия)

Дети выполняют задание

Воспитатель: Вы хорошо постарались, теперь мы  отправляемся на ярмарку, чтобы продать свой товар и на вырученные деньги, купить нужные продукты для нашей Алики.

Физминутка

Дружно, весело шагаем …(марш)

Раз-два-три!

На ярмарку мы попадаем

Раз-два-три!

Все ребята хоть куда

Раз-два-три!

Гжельские мы мастера.

Посмотри!

Игра «Ярмарка».

Игровая зона в группе украшена празднично, развешены шары. За прилавком стоит барыня и зазывает детей:

Не ходите никуда, подходите все сюда.

Диво дивное, чудо чудное, а не товар.

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

Все товары хороши!

Что угодно для души.

Дети ставят свою посуду на стол.

Воспитатель: Все работы хороши, постарались от души.

Барыня-сударыня:

Ваш товар я забираю и за это вам вручаю,

Не монеты золотые, вот вам деньги-фишки игровые.

Оценивает товар («аккуратно выполненная работа», «красиво составлена композиция из элементов росписи Хохлома», «работа высокого качества»» и т. д.). Дети получают от барыни «деньги» (фишки – монеты), в кошельке.

Воспитатель: Вот, Алика, деньги, которые мы заработали сами вместе с тобой, а теперь мы вместе отправимся в магазин за продуктами.

Воспитатель: Дети скажите, как называется магазин, где можно купить продукты?

Ответы детей: Продуктовый, супермаркет, гипермаркет и т.д.

Воспитатель: Магазин, где можно купить все товары называется супермаркет. Названия, каких супермаркетов нашего города вы знаете?

Ответы детей: Авоська, Самобранка, Кристалл, Матрешка, Светофор и т.д.

Дети отправляются в магазин.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на каждом товаре есть цена, у вас есть деньги, где выможете купить тот товар, на которые у вас хватит монет. Это может быть один товар, а может быть и несколько.

Игра «Выбери товар».

Материал: Изображения товаров (каждому товару соответствует свой ценник): хлеб, макароны, молоко, яблоки, мороженое, конфеты, апельсины, шоколад, сок, йогурт,  игрушки (см. приложение № 1); монеты  - фишки (см. приложение № 2).

Задача детей: совершить те покупки из всего ассортимента товара, которые необходимы маме Алики, по наличию имеющихся денег (это могут быть продукты или конфеты и игрушки).

Роль кассира берет на себя воспитатель.

Подведение итогов игры: Что можно купить на заработанные деньги?  На чем можно сэкономить?

Продукты отдают Алике. Девочка благодарит детей и уходит.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, мама Алики обрадуется покупкам? Давайте вспомним, что случилось с девочкой? Как мы помогли ей купить продукты? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей…

Воспитатель: Мы сегодня были и мастерами Хохломской росписи, продавцами, и покупателями. Смогли заработать деньги и помочь нашей Алике купить необходимый товар. Спасибо вам за помощь! Я вам хочу подарить вот такие деньги (воспитатель достает из кошелька шоколадные деньги).

Купленные товары мы заберем в группу и продолжим нашу игру так как у вас у всех еще остались заработанные фишки!

Заключение

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Разработанный конспект организованной образовательной деятельности позволяет  рассказать детям, о существовании денег, с помощью которых можно зарабатывать. Научит ребенка, как и куда правильно вкладывать денежные средства.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

В ходе разработки конспекта учитывались целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а именно, то, что ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Данная разработка поможет педагогам ДОУ и их родителям (законным представителям) сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью  детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее. 

Список использованных литературных источников

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

2. Катаев В.П. Цветик-семицветик. «Детская литература». – 2012.

3. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.

4. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010 – С.42.

5. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика/А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012. – 106 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы «Финансовая грамотность».

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшей группы...

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Финансовая грамотность» Тема: «Что такое деньги»

Занятия по формированию основ финансовой грамотности  способствует развитию предпосылок для задатков реального экономического мышления и поможет ребенку социализироваться в мире экономики....

Консультация для родителей подготовительной группы «Финансовая грамотность детей. Расширяем знания детей о деньгах»

Консультация для родителей подготовительной группы«Финансовая грамотность детей. Расширяем знания детей о деньгах» Дети растут. Очень важно какие знания и уроки они получают...

Родительское собрание в подготовительной группе «Финансовая грамотность детей»

Родительское собрание в подготовительной группе«Финансовая грамотность детей»Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия в подготовительной группе "Финансовая грамотность - круги Луллия"

Конспект заняти предназначен для разфития финансовой грамотности у детей....