Формирование первичных математических представлений у старших дошкольников.
статья по математике

Ермолова Ольга Георгиевна

              Успешное интеллектуальное развитие дошкольника в ДОУ во многом обусловлено содержанием его познавательной деятельности. Главной задачей детского сада считаем образовательную работу, связанную с подготовкой ребёнка к школе, развитием умственных сил  познавательных способностей детей. Программа ДОО содержит рекомендации развития детей по следующим аспектам:

  1. Развитие психических процессов: внимания, воображения, интересов, мыслительных операций и т.д.
  2. Развитие речи -  богатство словарного запаса, яркости, эмоциональности, образности, сочности, экспрессивности, тональности языка.
  3. Развитие двигательной сферы - мускулатуры мелких мышц пальцев, в упорядоченности движений и т.д.
  4. Развитие сенсорной сферы – точности и тонкости различения света, цвета, формы, звуков, оттенков речи, умения не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.
  5. Эмоциональное развитие, осуществляемое в условиях богатства окружающего мира, его красочности и звуковой полифонии.

           Необходимо учитывать индивидуально - психологические особенности детей, а ребёнок рассматривается как личность со всем богатством ее взаимоотношений с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_2.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование первичных математических представлений  у старших дошкольников

              Успешное интеллектуальное развитие дошкольника в ДОУ во многом обусловлено содержанием его познавательной деятельности. Главной задачей детского сада считаем образовательную работу, связанную с подготовкой ребёнка к школе, развитием умственных сил  познавательных способностей детей. Программа ДОО содержит рекомендации развития детей по следующим аспектам:

  1. Развитие психических процессов: внимания, воображения, интересов, мыслительных операций и т.д.
  2. Развитие речи -  богатство словарного запаса, яркости, эмоциональности, образности, сочности, экспрессивности, тональности языка.
  3. Развитие двигательной сферы - мускулатуры мелких мышц пальцев, в упорядоченности движений и т.д.
  4. Развитие сенсорной сферы – точности и тонкости различения света, цвета, формы, звуков, оттенков речи, умения не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.
  5. Эмоциональное развитие, осуществляемое в условиях богатства окружающего мира, его красочности и звуковой полифонии.

           Необходимо учитывать индивидуально - психологические особенности детей, а ребёнок рассматривается как личность со всем богатством ее взаимоотношений с окружающим миром.

           Вся жизнь детского сада должна обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей, реализовать в каждый возрастной период соответствующие ему формы общения воспитателя с детьми, воспитывать и формировать личность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности.

         Неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольников имеют различные виды деятельности детей. Так, в игре формируются ум и чувства ребёнка, способность к творчеству в предметной сфере и общении.

        Эмоционально-образное по своей природе искусство является уникальным средством развития у ребёнка эмоциональной сферы. Все воспитатели преследуют цель на протяжении школьного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Это позволит ребёнку, не потеряв интереса к учению, успешно овладеть знаниями не только в школьные годы, но и в дальнейшем.

Успех обучения на занятиях по математике во многом зависит от наличия интереса.      

        Познавательный интерес к математике - это избирательное, положительное, эмоционально окрашенное отношение ребёнка к математике,  проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

       Отличительными способностями развивающего образования по сравнению с традиционной системой являются:

- создание в группах благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения к детям;

- проведение большинства занятий в подгруппах с численностью 8-10 детей в каждой;

- утверждение новых форм развивающих занятий (совместное решение с детьми задач, помощь в организации совместной деятельности, свободный выбор детьми занятий, предоставление им свободы действий - работать стоя или сидя, ходить по группе, сидеть на ковре и т. д.);

-  предоставление детям самостоятельности в работе по развитию игры и физическому воспитанию (эти виды деятельности выносятся за пределы занятий);

-  эмоциональное насыщение занятий по изобразительному искусству.

       Особое внимание воспитатели уделяют развитию познавательных  способностей детей. Покажем это на материале формирования у детей первичных математических представлений.  Так,  содержанием  программ математического развития  для детей 4-х лет являются следующие разделы: свойства, отношения, числа, сохранение количества и величин, алгоритмы.

      Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в самостоятельной игровой и практической деятельности, в которой он что-то сравнивает, сосчитывает, воссоздаёт, группирует и перегруппирует. При этом инициатива  в  развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку.

        В этом возрасте у детей формируются представления, содержанием которых  являются:

-  размеры предметов по длине, ширине, высоте, массе,  глубине, объёму;

- геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;

- логические связи между группами величин, форм: низкие, но толстые, общее и различное в группах фигур  круглой, квадратной, треугольной формы;

-   обобщение геометрических форм по форме, размеру (отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла  к предметам четырёхугольной  формы и т.д.).

        В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направляется, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей у детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи, обогащать представления о закономерностях объектов, об их зависимостях по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве.

       Для этого необходимо вовлекать детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, играх, а также самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

      В старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Через игры на классификацию и сериацию дети получают углубленное представление о свойствах объектов, о преобразовании предметов и геометрических фигур, не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят способы условного обозначения новых неизвестных им параметров величин и геометрических фигур.

       Дети умеют обозначать знаками =, =//= отношения равенства или неравенства, зависимость между величинами, числами выражают знаками «больше», «меньше» (> , < ).

       В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов (стрела, стрелки, линейный и прямой разветвленный алгоритм).

        Предметом  особой заботы воспитателей детского сада является интенсивное развитие образного мышления детей. Интеллектуальная деятельность дошкольника осуществляется продуктивно, если одновременно и слажено развивается логическое и образное мышление. Наилучшее запоминание обеспечивается тогда, когда в восприятии участвуют все органы чувств одновременно.

        Такое восприятие стимулирует творчество детей, способствует самореализации личности ребёнка.

        Методика обучения и воспитания детей должна быть рассчитана на более полное использование образного мышления, на игровые методы познания окружающего мира.

                                              Литература

  1. Демидова Т.Е. Теория и практика решения тестовых задач: учеб. пособие / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких – М.: Изд. центр Академия, 2002.-127 с.
  2. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений.- М.: Гном-Пресс, 1999.- 110 с.
  3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.- М. Педагогика, 2000.- 218 с.
  4. Станкевич В.В. О начальном обучении решению задач / В.В. Станкевич.- Минск: Народна асвета, 1970.-208 с.
  5. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач / А.Ф. Эсаулов.- М.: Высшая школа, 1972.-287 с.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.

Данная презентация является приложением к аттестационной работе с таким же названием. В ней кратко освещены следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР, особенност...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.

В данной работе раскрыты следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР; особенности формирования ЭМП у дошкольников с ЗПР; методические рекомендации по ФЭМП; перечис...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...

НОД по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников «Морское путешествие».Автор: воспитатель Русакова В.Н.

Цель: формировать представление о времени и числовом рядеЗадачи:Образовательные: ·        формировать представление о времени, упражнять в вычислительных навыках;·...

«Использование занимательного материала в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников»

В данной статье представлено значение использования занимательного материала по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...