Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в исследовательскую деятельность и позволяет развивать творческие и индивидуальные способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_dlya_vystavki.docx | 79.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида «Сказка»
структурное подразделение № 140
Опыт работы по теме:
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности
Учитель-дефектолог
Рогожинская Марина Анатольевна
Введение
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних воздействий. В этом возрасте дети отличаются повышенным уровнем реагирования и обостренной восприимчивостью к внешним проявлениям. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут сложности, которые компенсировать будет сложно.
Практика показывает, что математика как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно самостоятельно преодолеть ребенку.
Постоянные неудачи рождают неуверенность в себе, боязнь предмета, потерю самоуважения. Все это ребенок может пытаться компенсировать полным неприятием предмета.
Математическое развитие является мощным инструментом
- для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
- подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)
Помимо основных образовательных задач на занятии по РЭМП у детей формируют познавательную активность, развивают важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщении. Формируют и развивают способность конструировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают воображение.
На данный момент в нашей стране накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада.
В нашем дошкольном учреждении функционируют 4 группы для детей с задержкой психического развития.
Актуальность поиска современных методов и приемов работы с такими детьми не вызывает сомнений. Общеизвестно, что необходимым условием для нормального созревания мозга является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Говоря иными словами, педагоги и родители должны создать для дошкольника с ЗПР стимулирующую его развитие среду. При этом задачи, поставленные перед ребенком, связываются с темпами его естественного развития. Небольшое опережение в стимулировании ребенка, по мнению ученых, положительно сказывается на его развитии, а слишком сильное – дезориентирует его. Ребенок будет игнорировать или отвергать излишне сложную для него задачу или чрезмерно сильное стимулирование.
Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в исследовательскую деятельность и позволяет развивать творческие и индивидуальные способности детей.
Особенности использования проектной методики в процессе обучения математике детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир удивительных открытий. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
В современных педагогических исследованиях самым актуальным направлением является личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Изучив педагогические технологии, мною было отмечено, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная методика или метод проектов.
Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.
По мнению А.И. Бурениной, именно проектная деятельность помогает ребенку через посильное участие в творческих проектах приобретать собственный чувственный опыт деятельности, осваивать базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе и вообще для успешной жизнедеятельности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он так же способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям, ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность, и вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода удается успешно включить родителей в жизнь их детей в период дошкольного обучения [4]. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и дошкольников между собой.
Проекты представляют интерес как для детей, так и для взрослых по следующим причинам:
- проекты позволяют ребенку получать знания через включение в практическую деятельность;
- дают возможность реализации игровой деятельности;
- не противоречат, а расширяют метод наглядного моделирования;
- включают в деятельность всех возможных участников воспитательно-образовательного процесса – педагогов, детей, родителей;
- дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода, так как разные виды деятельности разных детей ведут к единому результату;
- дают возможность ребенку увидеть конкретный результат своей деятельности .
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Хочется обратить внимание, что, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, то есть педагог ненавязчиво направляет деятельность детей, организуя отдельные этапы проекта.
Говоря об общих подходах к структурированию проекта можно выделить следующие этапы:
I этап – аналитический: выбора темы проекта, его типа, количества участников; педагог продумывает возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
II этап - поисковый: обозначается проблема и формулируется наиболее актуальная и посильная задача для детей на определенный отрезок времени; распределяются задачи по группам; обсуждается план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию).
III этап – практический: выполнение проекта – комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта;
IV этап – презентационный: презентация результатов.
Проектную деятельность в математике я использую в работе со старшими дошкольниками с ЗПР. При реализации проектов мною учитываются следующие принципы:
- учёта возрастных особенностей;
- индивидуального подхода;
- интеграции;
- координации деятельности педагогов;
- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях студии и семьи.
Опыт практической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития показал, что благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Формирование и развитие данных качеств на базе студии способствуют дальнейшему успешному обучению детей в школе.
Отдельно необходимо отметить необходимость и важность активного участия родителей в процессе обучения детей дошкольного возраста. Планируя проведение проекта, считаю необходимым обсуждение с родителями дошкольников темы проекта (предлагаю на выбор), а также форм и результатов его проведения (методом мозгового штурма).
В рамках темы «Числа и цифры» мною проводились несколько проектов, цель которых заключалась в формировании у дошкольников понятия числа через практическую деятельность.
Задачами данных проектов являлись:
- определить дидактические и методические средства для реализации проекта;
- сформировать и обогащать у детей знания о числах и цифрах;
- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс в рамках проекта;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки дошкольников.
Стратегии и механизмы реализации проектов «Числа и цифры»:
- создание наглядно-демонстрационного стенда для детей и родителей «Знакомимся с числом»;
- создание необходимой дидактической базы (числовые карточки и т.д.);
- конкурс для детей и родителей «Чего и сколько?»;
- совместная творческая работа детей и родителей «Числа в жизни» (рисунок, коллаж, поделка);
- выставка творческих работ детей и родителей.
К примеру, при работе над проектом «Знакомство с числом и цифрой 8», дети выполняли следующие задания:
- найти среди изученных цифр новую цифру;
- обвести новую цифру в тетради, оживить ее, раскрасить;
- выложить цифру 8 из счетных палочек (либо из фасоли, веревочки и т.д.);
- подобрать такое количество раздаточного материала, которое соответствовало бы составленной цифре (работа с кубиками Никитина, составление схем);
- написать цифру 8 в тетради;
- назвать место числа в числовом ряду (соседи);
- сравнить число 8 с другими (> < =);
- раскрыть состав числа (с использованием наглядности).
Задания для родителей в рамках проекта «Знакомство с числом и цифрой 8»:
- найти и выучить с детьми стихи, поговорки, скороговорки, считалки с числом 8;
- читать детям русские, а также бурятские и эвенкийские народные и литературные сказки с числом 8;
- придумать самим сказку или задачку с числом 8.
Итоговым продуктом проекта в результате явилась презентация о числе и цифре 8, придуманная, красочно оформленная и представленная родителями вместе с детьми.
Реализация проектов с разными цифрами под общим названием «Числа и цифры» принесла ряд конкретных результатов:
- появление постоянно действующего стенда для детей и родителей по знакомству с числами;
- наличие и дальнейшее пополнение дидактической базы;
- как показали результаты анкетирования родителей, конкурс и совместная творческая работа способствовали возможности семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка.
Итоговым результатом проектов «Числа и цифры» по окончании изучения всех цифр явилась выставка творческих работ детей, где каждый ребенок нарисовал свой домик, в котором живут все цифры.
Целью второго проекта под названием «Геометрические фигуры» явилось закрепление представлений детей об уже изученных геометрических фигурах.
Задачами проекта были:
- формирование и обогащение знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
- стимулирование познавательной активности, создание условий для исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
- создание благоприятных условий для совместной деятельности с родителями.
Во время проведения проекта дети получали следующие задания:
- найди в окружающей обстановке знакомые геометрические фигуры;
- вырежи фигуры из бумаги;
- построй фигуры из счетных палочек;
- преобразуй одну фигуру в другую путем удаления нескольких палочек;
- сложи геометрическую фигуру из частей (головоломки «Пифагор», «Танграм»);
- разбей геометрические фигуры на части путем разрезания и др.
Задание для родителей в рамках проекта – найти стихи и сказки о геометрических фигурах.
Итогом проведения проекта «Геометрические фигуры» стало развлечение «Волшебный квадратик», творческая работа – аппликация из геометрических фигур.
Исходя из вышеизложенного видно, что использование проектной методики позволяет разработать целую систему условий для формирования осознанного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, что эффективно отражается на повышении математических способностей детей.
Сегодня, когда возрастает значение индивидуализации образования, особенно детей предшкольного возраста, важно научиться проектировать содержание и формы воспитательной и образовательной работы с детьми, осуществляя личностно-ориентированный подход не на бумаге, а в реальной жизни. Самой демократичной сегодня, на мой взгляд, является проектная методика, позволяющая целенаправленно использовать различные технологии, вовлекать детей в практическую деятельность. Это позволяет нашим детям не просто получать знания, а научиться использовать их в своей жизни.
Литература:
1.М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва 2010г.
2.М. Фидлер «Математика уже в детском саду», Москва, 1981г.
3.Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
4.А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-Пресс», 2003г.
5.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
6.Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
7.Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.
8.Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».
9.А.А. Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», СПб, 2003г.
10.Л.М.Кларина, З.А. Михайлова «Разноцветные полоски».
Приложение
Проект на тему:
«Цветной мир математики»
1. Цель проекта:
Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием палочек Кюизенера.
2. Задачи проекта:
- Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера- средство познания логики и математики в дошкольном возрасте».
- Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием палочек Кюизенера; использование игр с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.
- Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями.
- Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера».
- Разработать систему работы с педагогами.
- Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника, подобрать практический материал.
Реализация проекта подразумевает под собой 3 этапа:
1 этап – диагностический этап. Диагностика уровня развития ребёнка. Анкетирование родителей. Анализ результатов. | Сентябрь 2011г. |
2 этап – основной (практический). Повышение компетентности педагогов и родителей по данной проблеме. Организация цикла занятий с цветными палочками Кюизенера. Организация игр с цветными палочками Кюизенра в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности. Комплектация дидактического стола: набором цветных палочек Кюизенера, дидактическими играми, альбомами. Выпуск совместного альбома с зарисовками придуманных из палочек изображений, сюжетов и сказок. | Сентябрь – май 2011г |
3 этап – обобщающий. Анализ степени достижения поставленной цели. | Май - 2011 г. |
Сроки выполнения проекта: проект долгосрочный, реализация в течение 2011года.
4. Ожидаемые результаты:
- Дети усвоят эталоны цвета;
- Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
- Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
- Свободно ориентируются по числовому ряду;
- Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
- Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
- Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
- Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
- -Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
- Повысится уровень знаний в области счёта;
- Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.
Пути реализации проекта:
1 этап. Работа с детьми
Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.
I Блок. Игры подготовительного этапа.
II Блок. «Что какого цвета?»
III Блок. Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».
IV Блок. Развитие у детей количественных представлений.
V Блок. «Считаем ступеньки» (состав числа).
VI Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера.
VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера,
VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера
II этап. Работа с родителями
III этап. Работа с педагогами
1 этап. Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.
I. Блок. Игры подготовительного этапа.
Месяцы | Название игровых заданий | Основные дидактические задачи | Игровые задачи |
сентябрь | 1.«Найди и покажи» | Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине. -Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины. -Отбери по одной палочке разного цвета. -Перечисли все цвета всех палочек на столе. -Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки был одинаковым (разным). -Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д. | Сравнить палочки и цвет. Найти и показать самою короткую и длинную палочку и назвать его цвет. Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую). |
октябрь | 2.«Море волнуется» | Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию. | Дети изображают волны по словесной инструкции. |
II.Блок. «Что какого цвета?»
Игры, способствующие усвоению эталонов цвета.
сентябрь | 1.«Строим дорожки»
| Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия, использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д.развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки. | Ребёнку предлагается выбрать цвет и строить дорожку (белую, голубую) и т.д.
|
сентябрь | 2.«Ленточки в подарок»
| Задачи повторяются. | Ребенок выбирает для своей игрушки по две понравившиеся ему одинаковые ленточки- палочки. |
октябрь | 3.«Подбираем ленточки к фартучкам» | Задачи повторяются. | Детям раздаются фартучки всей цветовой гаммы палочек Кюизенера. |
октябрь | 4.«Моделируем квадрат» 5.«Моделируем прямоуголь- ник» | Развивать представления о квадрате, о прямоугольнике.
| Дети составляют разные квадраты и прямоугольники.
|
ноябрь | 6.«Подбираем к домику крышу»
| Закрепить эталоны цвета и их названия.
| Предлагается детям выложить домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику крышу- палочку. |
ноябрь | 7.«Дом и мебель для матрёшки»
| Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.
| Предлагается построить дом, отбирая для стен - красные палочки, желтые - для крыши, розовую - для трубы.
|
декабрь | 8.«Собачка»
| Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.
| Каждый ребёнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку. |
январь | 9.«Белочка и Ёжик идут на день рождения»
| Учить выбирать палочки указанного цвета, учить составлять изображения предметов простой формы.
| Ребенок выбирает для понравившейся игрушки «подарок» - «коврик», «торт», «платочек». Для того чтобы эти подарки стали красивыми их надо заполнить цветными палочками. |
февраль | 10.«Коврик для кошки» | Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек. | Предлагается детям сделать коврик для кошки (например, квадратный ковер красного цвета). |
апрель | 11.«Улица разноцветных палочек»
| Принцип окраски палочек.
| Дети строят дома по цвету: белый домик для белых «единичек», черный дом для «семерок» и т.д. Затем дети сравнивают, чем они похожи. |
май | 12.«Слонёнок» | Развивать умение создавать образ слоненка, сравнивать предметы по длине. Обозначать словами результат сравнения. | Дети строят образ слонёнка, идущего направо и налево.
|
III Блок. Изучаем понятия «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный – короткий», «тонкий – толстый».
сентябрь | 1.«Поезд»
| Развивать представления о длине, сравнивать полоски по длине.
| Каждый ребёнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного (или наоборот: с короткого). |
октябрь | 2.«Заборы низкие и высокие» | Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине. |
|
ноябрь | 3.«Лесенка высокая и низкая»
| Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.
| Педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы. |
декабрь | 4.«Мосты через реку»
| Развивать представления о ширине и длине.
| Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки. |
январь | 5.«Конструирование плотов на реке"
| Развивать представления о ширине («широкий», «узкий») и т.д., сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру. | Педагог предлагает построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Дети приходят к выводу, о том что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»). |
февраль | 6.«Книги на полке"
| Сравнивать предметы по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще - тоньше».
| Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета- книги, красного цвета - журналы, желтого цвета - газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине. |
март | 7.«Выставка собак»
| Сравнивать предметы по величине, находить сходства и различия между предметами.
| Предлагается выложить отгадку загадки из палочек и представить её, придумать кличку, назвать породу, рассказать какая эта собака и что умеет делать. |
апрель | 8.«Стулья для семьи»
| Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения (выше – ниже, шире - уже, больше - меньше).
| Педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка, сравнивать стулья. |
май | 9.«Твой любимый цветок»
| Учить находить в изображаемой конструкции сходство с выбранным цветком (в строенииЭ,, пропорции частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете, в умении отсчитывать меньшее количество из большего. | Педагог предлагает каждому ребёнку сделать из палочек любимый цветок. Рассказать о своем цветке. Какой он? Кому бы хотел подарить свой цветок? |
IV Блок. Развитие у детей количественных представлений.
сентябрь | 1.«Цвет и число»
| Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.
| Педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.
|
октябрь | 2. «Число и цвет»
| Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.
| Педагог строит вагончик из 4 белых палочек и предлагает отгадать, палочкой какого цвета можно заменить этот вагончик. Затем дети определяют, какое число соответствует той или иной палочке. После этого дети строят вагончики из белых палочек (одноместный, двухместный, трехместный). |
ноябрь | 3. «Путешествие на поезде»
| Закреплять понятие: «который по счёту».
| Составить из палочек- вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого цвета вагон левее желтого? |
декабрь | 4. «Как разговаривают числа?»
| Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомит детей со знаками «>», «<».
Учить записывать и читать записи: 3< 4. 4 > 3 | Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубую. -Какие числа у вас в руках? -Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа? Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга. |
январь | 5. «Ковер самолет»
| Продолжать рассказывать сказки по ролям, закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить порядковый счет; выкладывание цифрового ряда с помощью палочек Кюизенера.
| Инсценировка сказки «Колобок», дети по порядку считают героев и выкладывают числовой ряд по порядку от 1 до 10 и называют от 10 до 1
|
февраль | 6. «Весы»
| Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на …, меньше на…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.
| Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера (например-5 , на другую-4). Аналогично сравнивают другие числа.
|
март | 7. «К сказочным героям»
| Продолжать формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 .
| Дети называют цвет соответственно по счету дней недели и полоски радуги: понедельник-красный, вторник - оранжевый, среда -желтый, четверг-зелёный, пятница -голубой, суббота- синий, воскресенье -фиолетовый.
|
апрель | 8. «Игра с Винни-Пухом»
| Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.
Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10.
| Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».
|
май | 9.«Мы с Тамарой ходим парой»
| Упражнять детей в счёте двойками. Осмысленно использовать математическое понятие «пара».
| Истрия: «Однажды дети пошли на прогулку, все встали в пары, а Тамаре не хватило пары. Её друзья посоветовали взять в пары игрушечного мишку», дети расставляют палочки согласно тексту –парами (в парах могут быть палочки разного или одного цветов). -Сколько пар получилось?
|
май | 10.«Чёт-Нечет»
| Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи. | На одних столах лежат «четные палочки», на других - «нечётные». Предлагается построить из палочек лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой. Появляются 2 разные лесенки; с помощью розовой палочки определяется разница между смежными ступеньками. Обе лесенки читаются в числах. |
V Блок. «Считаем ступеньки» (состав числа).
ноябрь | 1.«Состав числа»
| Учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.
| Педагог говорит детям, что в городе чисел есть дома с 2,3,4,5,6 этажами. Дети расселяют единицы в домики и выстраивают из домиков улицу, число жильцов - единиц соответствует № дома. Домики числа вырастают каждый раз на один этаж. |
декабрь | 2. «Как ещё растут дома из чисел»
| Учить составлять число из 2 меньших чисел.
| Детям предлагается выбрать подходящие карточки с числами и заселить каждый этаж пустого домика с цифрой 5 на крыше двумя цифрами. Какие это должны быть цифры? |
январь | 3.«Кто в домике живёт?»
| Учить составлять число из 2 меньших чисел.
| «В город чисел приехал клоун, он хочет пригласить жителей города на представление. Но некоторые из них ушли из домиков». Педагог просит помочь клоуну найти этих жителей и рассадить по этажам.
|
февраль | 4. «Как узнать № домов на новой улице?»
| Учить составлять число из 2 меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
| Педагог говорит о том, что строители построили дома на новой улице, но забыли проставить на них нумерацию. Как помочь новосёлам узнать нумерацию своих домов. Дети выкладывают палочками разной длины каждый этаж дома и выясняют, какая цифра должна находиться на крыше.
|
март | 5. «Полосатая салфетка»
| Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 6 из 2 меньших чисел. | Предлагается сделать из палочек фиолетового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками»- палочками (белой и желтой, розовой и красной и т. д.).
|
март- май | 6. «Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.
| Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления о действиях сложения и вычитания | Сплести ковер заданного размера, (для чисел 7,8,9,10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7,8,9,10.
|
декабрь-май | 7. «Покажи, как растут числа»
| Продолжать учить детей увеличивать , уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, учить сравнивать смежные числа, Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.
| Возможно проведение дополнительных упражнений: -Перед каждой своей числовой карточкой ребёнок должен положить палочку, выражающую число. -Выкладывать карточки с цифрами в возрастающем порядке и назвать их. Затем предлагается взять карточки с числами и построить их от меньщего числа к большему. (Такое же задание выполняется с палочками Кюизенера.) - Дети строят числовую лесенку из палочек по принципу «чем выше ступенька, чем больше число». -Дети могут записать числа в порядке возрастания(1,2.3,4,5…),или убывания(7,6,5,4,3…),выделить отношения между числами 1< 2 <3< 4 < 5 <6, 7 > 6 >5 >4 >3 >2
-Назвать числа не больше 8,но не меньше 4, -Назвать число, которое стоит рядом с числом 3, но не 2, -Назвать число, которое стоит между 5 и 8, но не 6. -Назвать числа, которые стоят до числа 10, но после 5. -Назвать числа до 9, которые стоят после 5. -Какие палочки ты будешь использовать, чтобы ответить на вопросы: Сколько тебе лет? Сколько пальцев на 2 руках, ногах? Сколько ног у курицы? Сколько ног у 2 куриц, кошек? Сколько дней в неделю? Сколько вершин у квадрата, треугольника? Сколько карандашей разного цвета нужно брать, чтобы нарисовать радугу? |
январь | 8. «Как белочка и Ёжик играли числами?»
| Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, устанавливать логические связи.
| Дети моделируют из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки кладут белый кубик, возле каждого кубика по кругу кладут цифры, Длинная стрелка - голубая палочка показывает минуты, а короткая -розовая показывает часы. Показать на часах любое время. |
март | 9. «Сломанная лесенка»
| Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа.
| Под каждую ступеньку «сломанной лесенки» дети выкладывают соответствующую карточку с цифрой и находят пропущенную палочку. «Потерянная» ступенька возвращается на место. |
май | 10. «Время»
| Развивать умение детей моделировать часы, определять время по часам.
| Дети моделируют из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки кладут белый кубик, возле каждого кубика по кругу кладут цифры, Длинная стрелка –голубая палочка показывает минуты, а короткая –розовая показывает часы. Показать на часах любое время. |
VI Блок. Математические действия с палочками Кюизенера
декабрь |
| Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками , учить находить палочки в сумме равные двум данным.
| Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку жёлтую палочку, а в правую- красную. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме красной и жёлтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9. |
январь | 2.«Палочки можно вычитать»
| Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные представления, учить находить разность чисел.
| Педагог просит дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую. Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Дети приходят к выводу, что если из большего числа вычитают, то получается меньшее число. 5-3=2. |
февраль | 3.«Палочки можно делить»
| Развивать количественные представления детей. Учить делить числа. | 1 вариант. Педагог говорит, что мальчик и девочка взяли палочку бордового цвета и решили её поделить поровну. «А как можно разделить число 8 так, чтобы у каждого из детей получилось по 4. Дети приходят к выводу, что палочка 4 умещается в палочке 8 в 2 раза. Значит цифрами можем написать так : 8:4=2. 2 вариант. Педагог говорит, что 2 мальчика и девочка взяли палочку синего цвета и решили поделить поровну. «А как можно делить число 9 так, чтобы у каждого ребёнка получилось по 3?Дети приходят к выводу, что голубая палочка умещается в палочке синей 9 три раза. Значит, цифрами можно записать так: 9:3=3. |
март | 4.«Палочки можно умножать» | Учить детей умножать числа.
| Педагог предлагает взять палочку белую один раз. Какое число получилось? Показывается, как правильно выполнить эту запись:1x1=1.Затем предлагается взять не 1 раз, а два раза, то получится число 2. Какой палочкой проверить? (розовой). Аналогично отрабатывется с розовой палочкой : 2x2=4, 2 x 3=6. |
VII Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера.
ноябрь |
| Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать, формировать у детей навык самоконтроля.
| « Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять её шагами. Ежиха сообщила ежонку, что длина дорожки-5 шагов, ежонок удивился, ведь у него длина доржки-10 шагов» Дети приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число. -Дети измеряют длину и ширину комнаты, ковра и т.д. |
декабрь | 2.«Узнай длину ленты»
| Учить понимать количественные отношения, учить находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, учить устанавливать логические связи и закономерности.
| Педагог предлагает измерять длину ленты с помощью мерки - розовой палочки. Дети приходят к выводу: в длинной ленте мерка уложилась 7 раз, а в короткой- 5 раз. Лента, в которой мерка уложилась 7 раз, длиннее, потому что 7 >5.Лента, в которой мерка уложилась 5 раз, короче, потому что 5< 7. Ленты разные по длине. |
январь | 3.«Измеряем разными мерками»
| Учить измерять с помощью двух условных мерок длину предмета, учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, устанавливать логические связи.
| У детей разные ленты, разные мерки, измеряют ленты разными мерками. Дети приходят к выводу: ленты разные по длине, и поэтому числа получились разные. Чем больше мерка, тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число. -Дети измеряют длину и ширину комнаты, крышки стола, сиденья стула, подоконника одинаковыми и разными мерками.
|
февраль | 4.Г. Остер « 38 попугаев и четверть слоненка» сказка
| Чтение сказки и разыгрывание сказочной ситуации, используя палочки Кюизенера.
|
|
март | 5.« Телевизор»
| Закрепить умение измерять с помощью условной мерки, моделировать предметы в ограниченном пространстве.
| Педагог предлагает сделать экран телевизора, одна сторона экрана состоит из одной палочки,а другая из нескольких. Докажите, что палочки одинаковой длины. Затем дети выкладывают из палочек любую картину «2 футболиста с мячом», «водное поло», «соревнование пловцов» и рассказывают, что происходит на канале. |
апрель | 6.«Кораблик»
| Закрепить умение измерять с помощью условной мерки, моделирование по замыслу.
| Предлагается детям сделать сначала один кораблик на карточке, а потом сделать другой кораблик так, чтобы он отличился от первого. Найти различия между кораблями, что можно сказать о длине мачты на ваших кораблях? Различаются ли мачты? |
май | 7.«Строим мост через реку» | Учить детей моделировать по условию, измерять с помощью условной мерки, находить соответствие цвета и числа. | Предлагается построить из палочек реку: узкую в начале - у истока, широкую - в середине, сужающуюся - в конце. Через реку проложить мосты, равные по длине голубой, жёлтой, бордовой палочкам. Сравнивают мосты по длине и по ширине, добавляют палочки, равные ширине любого моста. |
VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера.
ноябрь | 1.«На цветовую последовательность»
| Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу.
| 1.Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная. 2.Расставь палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая была рядом с фиолетовой. Детям предлагаются другие аналогичные задания. Затем дети сами придумывают задачи и задают их друг другу. |
январь | 2.«Детская железная дорога»
| Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.
| 1.Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров. 2. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый- в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: жёлтый, фиолетовый, голубой. В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14. 3. Более сложная задача. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый в середине, а желтый не является последним. В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров доехало до конечной остановки? В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.Дети убирают голубой вагон, подложив палочку оранжевого цвета, дети убеждаются, что необходима ещё палочка белого цвета. -5+6=11 |
март | 3.«Делаем забор» | Учить строить в соответствии с заданным алгоритмом, переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете. | На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа - розовая по горизонтали, следующая - голубая по вертикали и розовая - по горизонтали. Все палочки стоят без интервалов. Предлагается выложить заборчик из таких же палочек по заданному образцу и повторить два раза. Сделайте так, чтобы все дощечки были одинаковой высоты,
|
2 этап. Работа с родителями
Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.
План работы с родителями.
№ | Форма работы | Мероприятия | Срок |
1. | Анкетирование | Анкетирование родителей. Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии. | Сентябрь 2011г. |
2. | Групповое родительское собрание | Групповое родительское собрание по ознакомлению с направлениями работы по интеллектуальному развитию дошкольников. | Октябрь 2011г. |
3. | Консультация | Консультация для родителей «Как реализовать современную образовательную технологию - палочки Кюизенера в дошкольных учреждениях с участием родителей». | Октябрь 2011г. |
4. | Консультация | Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера?» | Ноябрь 2011г. |
5. | Консультация | Консультация для родителей «Какие альбомы приобрести для работы с палочками Кюизенера?»
| Декабрь 2011г. |
6. | Наглядно- информационная | «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
| Январь 2011г. |
7. | День открытых дверей | Открытое занятие по математике «Мы играем и считаем». | Февраль 2011г. |
8. | Семейный досуг | «На улице разноцветных палочек». | Март 2011г. |
9. | КВН | КВН с участием родителей и детей «Играем вместе».
| Апрель 2011г. |
10. | Видеофильм | Просмотр видеофильма «В стране умных игр», ООО «Корвет», Санкт-Петербург.
| Апрель 2011г. |
11. | Творческая лаборатория родителей | Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок. «Научи меня, мама!» «Папа может всё!»
| Май 2011г. |
12. | Лучший семейный опыт | Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера.
| Январь 2011г. |
13. | Еженедельная информация для родителей | Оформление еженедельной информации для родителей «Наши успехи и наши открытия в области математики».
| Сентябрь-май 2011г. |
14. | Презентация | «На улице разноцветных палочек» Презентация проекта. | Май 2011г. |
15. | Совместное занятие с детьми и родителями | Совместное занятие с детьми и родителями «Мир творчества», «Играем вместе», «Наши открытия». | Март 2011г. |
16. | Подведение итогов работы. | Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели. | Май 2011г. |
3 этап. Работа с педагогами.
Формы и план работы с педагогами
№ | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Ознакомление с новой технологией – Цветные палочки Кюизенера. Методические советы по использоавнию игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера». | Сентябрь 2011г. |
2 | Игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа с палочками Кюизенера». | Октябрь 2011г. |
3 | Проведение обучающих семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». | Ноябрь 2011г. |
4 | Мастер-классы «Улица разноцветных палочек», « В стране умных игр». | Декабрь 2011г. |
5 | Групповые и индивидуальные консультации «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», «Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера». | Январь 2011г. |
6 | Открытое занятие «Путешествие на корабле». «В гостях у сказки» - для молодых специалистов. | Февраль 2011г. Сентябрь 2011г. |
7 | Проблемно-деловая игра «Ребёнок – исследователь и экспериментатор». | Апрель 2011г. |
8 | Показ презентации «Сказка подводного мира», «Морские обитатели из палочек Кюизенера», «Выставка кораблей из палочек Кюизенера». «Совместный альбом с зарисовками придуманных из цветных палочек Кюизенера изображений, сюжетов, сказок» | Март – май 2011г. |
9 | Просмотр видеофильма «Страна умных игр», ООО «Корвет», Россия, Санкт-Петербург». | Май 2011г. |
10 | Презентация проекта. | Май 2011г. |
11. | Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели. | Май 2011г. |
V.Мониторинг проекта
Для мониторинга проекта проведена диагностика уровня развития детей в начале года и в конце года, использовано анкетирование родителей.
Проведенная диагностика помогла установить определённый объём знаний в интеллектуальном развитии, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания, обучения; показала качественные новые результаты в развитии, возможности ребёнка в плане овладения тем, что может овладеть с помощью взрослого, в сотрудничестве, что дети достаточно в полном объёме владеют счетом, достаточно развита способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умения «конструировать» оперировать предметами, знаками, символами.
Полученные результаты подтвердили значимость проведённой работы и эффективность проекта.
В начале года:
1. - владеют счетом 50 % детей,
2. - 20 % детей различают количественный и порядковый счет в пределах первого десятка,
3. - 30%- ориентируются по числовому ряду,
4. - 20%- владеют обратным счетом от 10 до 1,
5. - 30%- знают отношения между числами,
6. - 10 % - знают состав числа из меньших чисел,
7. - 10%- знают действия сложения и вычитания,
8. -50%- умеют делить целое на равные части, измерять с помощью условной мерки,
9. -60%-умеют обозначать словами местоположение предметов в пространстве
В конце года:
1. - владеют счетом 90 % детей,
2. - 80 % детей различают количественный и порядковый счет в пределах первого десятка,
3. -70%- ориентируются по числовому ряду,
4. -80%- владеют обратным счетом от 10 до 1,
5. -80%- знают отношения между числами,
6. -60 % - знают состав числа из меньших чисел,
7. -50%- знают действия сложения и вычитания,
8. -70%- умеют делить целое на равные части, измерять с помощью условной мерки,
9. -90%-умеют обозначать словами местоположение предметов в пространстве
Анкетирование проведено 2 раза: перед началом проектной деятельности и после реализации проекта и помогло определить эффективность совместной работы с родителями и педагогами и возможность достижения поставленной задачи.
VI. Заключение
Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами, с родителями по внедрению в образовательный процесс современной инновационной технологии. Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития дошкольника, не теряя приобретённые навыки; задания предлагаются в определённом порядке в игровой форме, которые помогут решать любую умственную задачу, найти пути решения, позволяют проводить корректирующую работу с детьми. Основное правило: от простого к сложному - способствует развитию внимания, памяти, воображения, расширяют кругозор, пробуждается интерес к познанию нового.
Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование занимательного материала в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников»
В данной статье представлено значение использования занимательного материала по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....
Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Теоретическая значимость данного опыта работы заключается в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психическо...
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»
Реализация программы « Детство» в работе ДОУ....
Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»
Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...
Презентация Формирование Элементарных Математических Представлений у старших дошкольников через игровую деятельность
Типы математических игр с примерами...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
В условиях детского сада и дома часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем ре...
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в разных видах деятельности
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в разных видах деятельности...