НОД по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников «Морское путешествие».Автор: воспитатель Русакова В.Н.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Цель: формировать представление о времени и числовом ряде

Задачи:

Образовательные:

·        формировать представление о времени, упражнять в вычислительных навыках;

·        закреплять умение ориентироваться на плоскости, знания четных и нечетных чисел;

Развивающие:

·        развивать психические процессы: память, внимание, мышление

Воспитательные:

·        воспитывать  познавательный интерес, желание приходить на помощь, умение действовать в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_femp.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников

«Морское путешествие»

Цель: формировать представление о времени и числовом ряде

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о времени, упражнять в вычислительных навыках;
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости, знания четных и нечетных чисел;

Развивающие:

  • развивать психические процессы: память, внимание, мышление

Воспитательные:

  • воспитывать  познавательный интерес, желание приходить на помощь, умение действовать в коллективе

Материал демонстративный:  

штурвал – круг диаметром 1м, разделенный на 4 цветных сектора,  со стрелкой, с указанием размера, цвета, формы острова, мяч, микрофон, аудиозапись «Шум моря».

Раздаточный материал:

шнурочки, камешки, пуговки, бусинки, листы бумаги в клетку, цветные карандаши , набор дид.игр

Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Словесный (рассказ)

(просьба)

Загадка:

Практический

(моделирование)

Игровой

Дидактическая игра с числами

Словесный (вопрос)

  1. Вводная часть

- Издавна люди любили путешествовать.

Сегодня и мы с вами отправимся в морское путешествие по морю глубокому, океану широкому.

              А на чём мы туда поплывём, вам нужно догадаться.

Ходит город-великан

На работу в океан.

Выложите кораблик из  шнурков, пуговиц, камешков

-Покажите среди них кораблики плывущие вправо (влево).

          

 -Посчитайте, в какую сторону корабликов плывёт больше.

Теперь настало время занимать места на корабле.

Задает задание каждому ребенку. После правильного ответа ребенок занимает место  на корабле

(формировать представление о числовом ряде)

- назови последующее число к числу 5

- назови предыдущее число числа 5

- увеличь число 7 на 1

- уменьши число 9 на 1 …

 - Сейчас мы проверим вся ли команда в сборе?

         -Какое морское животное самое умное? (показ игрушки дельфина.)

         -Сейчас мы с вами сосчитаем, сколько же нас всего членов экипажа. Передавая этого дельфина друг другу, рассчитайтесь по порядку.

          -Сколько всего вас на корабле?

          -А вместе со мной?

        

- Кораблик

Выполняют дидактическую задачу игры

- дельфин

Словесный (рассказ)

Игровой (имитация)

Дин. Пауза:

Словесный (вопрос)

Наглядный  (рассматривание круга- штурвала)

Словесный (рассказ )

Игровой

 Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Пирамида времени»

Словесное поощрение

Игровой

Игра с мячом

Словесный

Загадка

Словесное поощрение

Дин.пауза

Словесный (вопрос)

Дидактическая игра «Рыболов»  

Словесный (поощрение, вопрос)

Игровой

Дидактическая игра «Определи номер корабля»

Словесный (напоминание)

Словесное поощрение

Дин.пауза

 Дых. гимнастика

Практический

Игровой

Дидактическая игра «Найди лишний»

Динамическая пауза

Словесный (вопрос)

Игровой

Дидактическая игра «Превращение линий»

Дидактическая игра «Разноцветные шнурочки»

Музыкальная пауза

Словесный (рассказ)

Игровой

Дидактическая игра «Расколдуй человечков »

Словесный (вопрос)

Словесный (благодарность от имени героев)

Сюрпризный момент

Дидактическая игра «Занимательные фигуры»

Релаксация

2 . Основная часть     

          - Плывёт наш кораблик. Не товары он везёт в страны заморские. А на борту его находимся мы, дошколята – математики. И корабль наш не простой, а научный.

-Крути штурвал, капитан!

- Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого

Прямо к  острову большому.

-мы прибыли на какой остров?

- и называется он остров «Времени».

На острове случилась беда – времена года перепутались. Посмотрите вокруг: идет снег и цветут цветы. Разве такое бывает?

- Когда идет снег?

- А когда цветут цветы?

- давайте поможем природе навести порядок.

-Молодцы, ребята! Теперь нужно установить правильную последовательность  времени и  определить, что было сначала и что будет потом.

- Молодцы, ребята!  А поиграть не хотите ли ?

- определи  время года по загадкам:

  • Дел у меня немало,
    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    В лёд реки укрываю,
    Белю поля, дома,
    Зовут меня…(ЗИМА).

    Я соткана из зноя,
    Несу тепло с собою,
    Я реки согреваю,
    «Купайся!» - предлагаю,
    И любите за это вы все меня, я … (ЛЕТО).

    Я раскрываю почки,
    В зелёные листочки
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю.
    Движения полна,
    Зовут меня … (ВЕСНА).

    Несу я ураган,
    Поля все засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю,
    Но не касаюсь сосен
    И ёлочек, я… (ОСЕНЬ).

- Назови 1 зимний месяц

- назовите 2 осенний месяц

- назовите последний летний месяц

- что было сначала семечко или дерево

- что было сначала зернышко или булочка

Молодцы, ребята! Навели порядок на острове. Все встало на свои места и времена года следуют один за другим: за зимой – весна, за весной – лето ,…

- теперь настала пора занять места на нашем корабле и отправиться  дальше путешествовать.

- Ветер по морю гуляет…

…прямо к острову морскому

- крутите штурвал. К какому острову мы прибыли?

- правильно и  называется он -Морской остров, где живут моряки и рыболовы. Кто такие рыболовы?

Поможем, ребята, им поймать рыбу.

Молодцы, ребята,  рыболовам помогли, все примеры решили, всю рыбу поймали.

Посмотрите, на встречу к нам идут моряки. Но почему они грустные? Оказывается, они сошли на берег, но вернуться назад не могут, т.к. забыли номера своих кораблей.

Ребята, поможем морякам?

 

(моряк помнит, что если к  номеру корабля  прибавить 2, то получится 5. Какой номер корабля?) и т. Д.

 - Молодцы, ребята, помогли и рыбакам, и морякам. Занимаем свои места и отправляемся в путешествие дальше.

- ребята, что происходит, стало палубу качать?

 

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать.

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

(обратить внимание на напряжение и расслабление мышц)

Снова руки на колени, а теперь немного лени.

Напряжение улетело

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали и еще послушней стали.

Дышится, легко, ровно, глубоко.

- Какой здесь воздух? Давайте подышим всей грудью.

-  Смотрите, ребята,  да это же впереди подводные рифы, их нужно обойти.

Графический диктант.

 (подводные рифы изображены  геом.фигурами, найти лишний риф)

- вот мы и обошли подводные рифы. Отправляемся дальше.

По реке плывёт кораблик,

 Он плывёт издалека.

На борту его четыре

Очень  храбрых  моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки

Только кошки и коты.

- Крути штурвал, капитан! На какой остров мы прибыли?

- правильно и называется он остров Линий.

 

(выложить кривые линии – волны, верхняя  - синяя, нижняя – красная. На верхней волне выложить четные числа, на нижней – нечетные. Между ними –  числа больше 3)

аудиозапись «Шум моря»

- Крути штурвал, капитан. К какому острову причаливаем?

- правильно, причаливаем к маленькому  желтому  круглому острову. Он называется  фигурным островом. На нем живут фигурные человечки. Злая колдунья заколдовала веселых квадратных человечков с правой поднятой рукой. Давайте поможем расколдовать их.

 (необходимо закрасить веселых квадратных человечков с поднятой правой рукой красным цветом)

- сколько  веселых квадратных человечков с поднятой правой рукой закрасили красным цветом?

Фигурные человечки благодарят нас за помощь и дарят сундучок с «драгоценностями» (шнурочки, пуговки, камешки, бусинки». Из них мы сможем построить новый корабль.

 (дидактическая задача: построй корабль из геом. Фигур)

-вот на этих новых кораблях мы отправимся в обратный путь в дет.сад.

Закрывайте глазки (звучит шум моря)

  1. Рефлексия

Воспитатель в роли корреспондента встречает детей на берегу:

-- Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты “ Наш Детский сад”. Я очень рада встретить вас  в детском саду. Скажите, пожалуйста,

  • Из какого путешествия вы вернулись?
  • Где  побывали?
  • Как они назывались?

  •   На каком острове были самые сложные и трудные  задания?
  • Назовите их
  • Назовите самые легкие задания
  • Вам понравилось путешествовать?

- Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего.

Ребенок-капитан вращает круг с секторами

Дети раскачиваются с поднятыми руками

Руки в стороны, раскачивание корпуса

Круговые движения руками перед собой

- на большой зеленый треугольный (стрелка круга остановилась на секторе с указанным адресом, обозначенный символами: большой, зеленый, круглый)

-нет

- снег идет зимой

- цветы цветут летом

Выполняют дидактические задачи  игр

Строят пирамиды времени

- хотим

играют

Выполняют движения по тексту

- к маленькому, голубому, овальному (сектор на круге)

- люди, которые ловят рыбу?

Выполняют дидактическую задачу игры

Показывают карточку с задуманными  числами – номерами кораблей

Выполняют движения в соответствии с текстом

Дети выполняют дыхательное упражнение «Часики» по Б. Толкачеву: Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносят на выдохе «тик-так»

- лишний риф под №6 т.к. он без углов, а остальные рифы имеют углы.

Складывают ладони  лодочкой и показывают, как лодочка покачивается на волнах

«Лодочки»  двигаются змейкой в направлении от груди вперёд.

Дети показывают четыре пальца, загнув большой палец.

Прикладывают кисти рук к голове, изображая уши.

Проводят рукой по воображаемому хвосту.

Делают скребущие движения руками по ковру.

- на большой красный квадратный

Выполняют дид.задачи дид.игр

Прослушивают, закрыв глаза

-к  маленькому  желтому круглому острову

раскрашивают

выполняют

Закрывают глаза,

По окончании музыки открывают глаза

- мы вернулись из морского путешествия

- мы побывали на математических островах

- они назывались: остров Времени, Морской остров, Линий и Фигурный остров

- да, понравилось

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«В гостях у принцессы - точки»

Цель: формировать знания о прямой и кривой линиях

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания о видах линий (прямой, кривой, замкнутой, незамкнутой), их свойствах;
  • закреплять знания о последовательности числового ряда, составе числа 7, геометрических фигурах;
  • упражнять в вычислительных навыках;
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

Развивающие:

  • развивать память внимание, мышление

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный  интерес, интерес к математике, желание прийти на помощь

Материал:  

Кукла – принцесса, горшочек с цветком на состав ч.7, муляж камня, аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковский», набор дидактических игр

Раздаточный материал:

Набор круглых магнитов, шнурки, счетные палочки, трубочки для коктейля, схема-лабиринт,  листы с цепочкой кружочков  с цифрами числового ряда (некоторые кружки пустые),

Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Словесный

Наглядный

Наглядный

Практический

Словесный

Загадка

Словесный (объяснение)

Практический

Словесный        

(художественное слово)

Загадка

Практический

Словесный

(художественное слово)

Практический

Словесный (рассказ)

Практический

Словесный

Наглядный

Практический

Словесный

Игровой

Дидактическая игра «Спрячь скорее»

Физминутка "Мы к лесной лужайке вышли"

Игровой

Дидактическая игра «Построй числовой ряд»

Наглядный

Словесный

Сюрпризный момент

Наглядный

Игровой

Дидактическая игра «Собери цветок»

Словесное

Поощрение

Загадки

Игровой

Дидактическая игра «Укрась платье»

  1. Вводная часть

- Сегодня мы отправляемся в математическую страну. В ней живет принцесса Точка. (вносит куклу принцессу). Рассматривает вместе с детьми.

- почему вы решили, что эта кукла – принцесса- математики?

  1. Основная часть

- Обозначим принцессу – Точку круглым магнитом и выложим его  на доску у левого края.

-найдите в своих пеналах такие же точки.

Вызывает одного ребенка к доске и просит выложить свою точку (круглый магнит) у правого края. Затем приглашает остальных детей, выложить свои магниты между этими двумя точками.

- что у нас получилось?

Не живая, а идет.

Неподвижна, а ведет.

Шагаешь – впереди лежит.

Оглянешься – домой бежит.

- что это такое?

- эта дорога ровная-ровная, прямая линия.

- выложите из камешков  прямую линию, прямую дорогу.

- Из чего состоит наша прямая?

Правильно, прямая линия состоит из множества точек.

- как вы думаете прямая линия имеет начало и конец? Теперь подумаем,

 можно справа и слева еще выложить магниты-точки? Много можно поставить?

Давайте попробуем.

Отсюда какой вывод можно сделать?

Что прямая линия не имеет ни начала ни конца. Верно?

Без конца и края линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди –

Не найдешь конца пути!

И по этой прямой дороге катится принцесса –Точка и дорога привела Точку к … догадайтесь к чему:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море.

-что это?

- изобразите с помощью шнурочка берега реки. Они какие?

Попробуйте бросить шнурок на стол. Какая линия получилась?

Нужно принцессе перейти речку, но как?

Правильно!

Я над речкой лежу,

Оба берега держу.

Через речку лег,

Пробежать помог.

Из  чего можно нам построить мост?

Выбирайте любой строительный материал и стройте мост через реку.

- из каких палочек строили мост: прямых или кривых?

Вот мост готов и принцесса-Точка благополучно перешла реку, и перед ней возник волшебный лабиринт. Чтобы не заблудиться в нем, она один конец веревки (клубок ниток подарила ей Фея) закрепила у входа в лабиринт и пошла вперед, разматывая клубок.

-изобразите путь принцессы красным карандашом в лабиринте.

Прямая или кривая линия у вас получилась?

Правильно, кривая. Да не простая кривая, а незамкнутая, потому что концы ее несоединены, незамкнуты.

Наконец Точка вышла из лабиринта и очутилась в густом лесу на берегу чудесного озера.  И пошла вдоль озера. Ходит, ходит вокруг, а выйти не может.

Потому что эта тропинка кривая  замкнутая линия.  Ее концы соединены, замкнуты.

Изобразите замкнутую линию с помощью шнурочка.

Нарисуйте синим карандашом путь принцессы вокруг озера.

Какой путь прямой или кривой?

Замкнутый или незамкнутый?

Но как же  быть? Нужно вывести принцессу из густого леса, в котором прячутся злые волшебники.

вот и спрятали злых волшебников, а теперь поможем выбраться Точке из леса. 

 Для этого проложим числовой ряд из кочек. Точка будет прыгать с кочки  на кочку и выберется из леса.

 

Мы к лесной лужайке вышли,      

 Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,                  

Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-

Не споткнулся, не упал.

 Но вот беда номера некоторых кочек стерлись, давайте их восстановим.

Вот и выбралась принцесса из густого леса и увидела камень с надписью:

Направо пойдешь клад найдешь,

Налево пойдешь цветы найдешь,

А прямо пойдешь ничего не найдешь.

.  

Пошла принцесса налево и нашла горшочек с  аленьким цветком.

Да цветочек не простой, а волшебный на состав счастливого числа 7.

Но вот беда, налетел злой ветер- колдун и разбросал лепестки.  Нужно собрать лепестки, которые разбросал ветер.

- Молодцы, ребята! Собрали цветок для принцессы. В знак благодарности  она приглашает нас на математический карнавал. Но туда  принято приходить в маскарадных костюмах и масках. Мы наденем маски геом.фигур, отгадав загадки.

Присмотритесь-ка  к нему:

В нем 4 стороны, и все стороны равны.

Без обмана перед нами

На бумаги он с углами,

Честен с каждою чертой

Каждый угол в нем прямой.

Узнает очень  просто

Меня любой  дошкольник:

Я тупо-, прямо-, остро-

Угольный …

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и нам крышку,

На кольцо, на колесо, кто же я такой, друзья?

Две длинных палочки возьми,

 и две коротких положи.

Я квадрата длиннее,

Фигура простая, рисуйте смелее.

Все услышали шум и гам.

В чем дело? Что случилось?

Прямоугольник раздавили там –

Он зваться стал …

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем?

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….

Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри. 
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник.

А принцессе мы подарим карнавальное платье

Звучит вальс

Принцесса прощается с детьми.

  1. Итог

- где побывали?

- с чем познакомились?

- в какие игры играли?

- испытали ли трудности и какие?

Воспитатель благодарит и  прощается с детьми.        

Рассматривают куклу

- на платье вышиты цифры и геом. Фигуры. Головной убор имеет круглую форму, похож сверху на круг, точку

Выкладывают  круглые магниты

- линия

- это дорога

- из магнитов-точек состоит прямая линия

- да, можно много магнитов – точек выложить справа и слева

Выполняют

- да, прямая линия не имеет начала и конца

- это река

-берега у реки кривые

- кривая линия

- надо построить мост

- из счетных палочек, веточек, трубочек для коктейля

Выполняют

- из прямых палочек

- кривая линия

Выкладывают замкнутую линию

рисуют

- кривой путь

- замкнутый

Выполняют дидактическую задачу

(ходьба с высоким подниманием колена)
(прыжки на месте)

    (хлопки в ладоши)

Восстанавливают номера кочек (индивидуально на листе с цепочкой кружочков, в них вписывают пропущенные цифры)

Идут налево и находят горшочек с цветком

Подбирают  лепестки к цветку с составом ч.7

Отгадывают загадки о геом. Фигурах

- квадрат

- треугольник

- круг

- прямоугольник

- параллелограмм

-  ромб

- овал

- трапеция

Решают примеры, украшают платье

Дети свободно танцуют

- в математической стране, в гостях у принцессы – Точки

- с прямой и кривой, с замкнутой и незамкнутой линией

- играли в игры «Спрячь скорее», «Построй числовой ряд»,

«Собери цветок», «Укрась платье»

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

«СПРЯЧЬ СКОРЕЕ»

Цель:  развивать  пространственное мышление

Дидактическая задача: спрячь разбойников за деревья  (зеленые трафареты), оставив  те, которые указаны красным кругом на схеме

«ПИРАМИДА ВРЕМЕНИ»

Цель: формировать чувство времени, знакомить с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее»

Дидактическое задание: построить пирамиду  развития  бабочки, человека, растения, животного, транспорта и т.д.

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: формировать знания о временах года, характерных признаках, закреплять умение ориентироваться во времени

«РЫБОЛОВ»

Цель: закреплять  вычислительные навыки, умение ориентироваться на плоскости

Дидактическая задача: в какую сторону плывут рыбки? Какие рыбки плывут влево?;  реши пример на карточке и поймай рыбку с ответом;  к заданному ответу найди нужный пример (рыбку поймай)

«УКРАСЬ ПЛАТЬЕ»

Цель:  закреплять умение ориентироваться на плоскости, вычислительные навыки, знание геом.фигур

Дидактическая задача: решить пример в геометрической фигуре на карточке, найти ответ  в данной фигуре из фетра и расположить его в указанном месте на фартуке, например в центре

«ПРЕВРАЩЕНИЕ ЛИНИИ»

Цель: закреплять представление детей  о линии, отрезке, луче, прямой и ломанной и т.д.

Дидактическое задание:  дети в соответствии со схемой  выкладывают на столе линии, объясняя свой выбор

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФИГУРЫ»

Цель:  упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.

Данная презентация является приложением к аттестационной работе с таким же названием. В ней кратко освещены следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР, особенност...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.

В данной работе раскрыты следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР; особенности формирования ЭМП у дошкольников с ЗПР; методические рекомендации по ФЭМП; перечис...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...

«Использование занимательного материала в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников»

В данной статье представлено значение использования занимательного материала по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...