Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности (возраст детей 6-7 лет)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Ускова Анна Александровна

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений может быть полезен для воспитателей, работающих  с детьми старшего дошкольного возраста, а также для родителей детей 6-7 лет, занимающихся с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_v_podgot._gr.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей  разновозрастной группе общеразвивающей направленности

 (возраст детей  6-7 лет)

Цель: совершенствовать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение, считать предметы, измерять длину отрезков.

Образовательные задачи:

  • Актуализировать знания детей при  самостоятельном  составлении  и решении  арифметических задач на сложение и вычитание.
  • Закреплять знание цифр, математических знаков, через дидактическую игру, и применять их при решении задач.
  • Упражнять в счёте предметов по образцу.
  • Закреплять в самостоятельной деятельности умение измерять длину отрезков прямых линии по отрезку.
  • Развивать внимание и память и логическое мышление.
  • Систематизировать и расширять знания о школе.

Развивающие задачи:

  • Продолжать приобщать  к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Продолжать развивать  свободное общения со взрослыми и детьми, развитие личностных и интеллектуальных качеств ребенка.
  • Продолжать совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
  • Продолжать способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма.

Воспитательные задачи:

  •  Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах.
  • Продолжать формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию.
  • Продолжать воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
  • Продолжать воспитывать умение  работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми на тему «Скоро в школу».
- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.
- Чтение стихотворений о школе, об учениках.
- Беседа с детьми «У меня зазвонил телефон».
- Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью
совершенствования диалогической формы речи.
- Проведение графических диктантов с детьми.

Оборудование:
- Портфель со школьными принадлежностями.
( с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым) .
- Тетради с заданиями (на каждого ребёнка).
- Набор математических цифр.

- Набор тематических картинок.

 - Сигнальные карточки.
- Телефон.

Активизация словаря: Портфель, учебник, пенал, тетрадь, плюс, равно, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи.


Методические приемы.

  1. художественное слово;
  2. сюрпризный момент;
  3. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
  4. индивидуальные и хоровые ответы;
  5. работа с пособиями;
  6. рассматривание школьных принадлежностей;
  7. работа с сигнальными карточками;
  8. физ.минутка;
  9. самостоятельная работа в тетрадях;
  10.  похвала детей.

Используемая литература:

1.О.Е.Громова. Стихи о временах года и  игры. М. «Творческий Центр», 2007                                                       2. интернет-ресурс http://ped-kopilka.ru/

Ход работы:

  Мотивация к учебной деятельности.

Каждое утро мы говорим друг другу, «Доброе утро», чтобы весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова. Давайте начнем наш день со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, справа, улыбнитесь мне и нашим гостям. И пусть это хорошее настроение сохранится у нас на протяжении всего дня.

- Мы все за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками.
Когда это случится?

- Сейчас, в детском саду, мы с вами много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад.
Скажите, чем детский сад отличается от школы:
- В детском саду дети спят, а в школе?
- В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе?
- В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно?
- В детском саду оценки не ставят, а в школе?
- Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе.

- К нам в детский сад пришел необычный гость.
А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку.

- У девчонки, у мальчишки,
В нём лежат тетради, книжки,
Ручка, кисточка, альбом,
Нет лишь куклам места в нём!
(Кто знает ответ- поднять зеленый круг)
- Конечно же, это школьный
портфель! 
(показываю детям школьный портфель с нарисованным на нём грустным лицом)
Вот он! Ой, что же это такое?
Как вы думаете, какое настроение у нашего гостя?

- Уважаемый портфель, почему вы такой печальный?
(портфель «шепчет» на ухо воспитателю)
Все понятно, с портфелем случилась беда.
Он не может найти своего хозяина.
Ребята, как вы думаете, можно ли в такой трудной ситуации оставить его одного?

- Я предлагаю позвонить директору нашей школы. Вы согласны?
Вы знаете, как её зовут?

- Кто сможет поговорить по телефону с Ириной Валентиновной.
- Не забудьте поздороваться, объяснить, что случилось, спросить, не потерял ли кто-нибудь из учеников нашей школы портфель и поблагодарить.
( Звонок директору)

- Ребята, а пока мы ждём результата поисков хозяина портфеля, давайте поднимем настроение нашему гостю и расскажем ему и покажем, что мы уже совсем готовы стать школьниками.
Уважаемый портфель, можно тебя открыть?
(открываю портфель)

Ребята, послушайте загадку про то, что я первым достану из портфеля. 
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

(Поднять зеленый круг)
(достаю книгу)
- Конечно же, в портфеле обязательно есть книги. Школьники по ним учатся и называются они
учебники.
Повторите это слово.

Для вас в этой книге есть задачки.

1. Игровое упражнение «Реши задачу».
- Сегодня, мы с вами будем продолжать учиться, составлять и решать задачи. А портфель посмотрит, как это у нас получится.
Артем, поставь, пожалуйста, на этот стол слева 6 матрёшек.
А ты, Христиана, принеси ещё 3 матрёшки и поставь их справа.
(дети выполняют задание)
Ребята, что сделали Артем и Христиана?

- Рассказ про то, что сделали Артем и Христиана- это условие нашей задачи.
Послушайте ещё раз условие задачи:
Артем поставил на стол 6 матрёшек, Христиана принесла ещё 3 матрёшки.
Ксеша, повтори условие задачи.

- Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче?
- Правильно, это и будет вопрос нашей задачи.
Даша, повтори вопрос задачи.

- Вопрос всегда стоит в задаче после условия.
- Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Христиана принесла ещё 3 матрешки.
- Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи?
-Что нужно сделать, чтобы решить задачу.   6+3=9
- Так сколько всего стало матрёшек?    9

- Это и будет ответ нашей задачи.

Артём, повтори ответ задачи.

- Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу!

- Кто из вас хочет составить свою задачу?
Дети, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить условие и вопрос задачи.

- Ребята, кто сможет повторить ещё раз условие этой задачи.

- Какой вопрос у этой задачи?

- Молодец, Илья, интересную задачу придумал и ребята правильно нашли условие и вопрос.
- Как мы будем решать эту задачу?

- Наташа, скажи нам ответ задачи.
-Если вы согласны с таким решением, поднимите
зелёный сигнал, если нет- красный.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо придумывали и решали задачи. Очень рада за Илью. Он самый первый придумал задачу, в которой мы выделили условие и вопрос. Хочу похвалить Дашу, за то, что она правильно решила задачу.
Посмотрите, ребята, даже портфель заулыбался, он тоже рад вашим успехам.

(звенит колокольчик)
- Ребята в школе звонок зовет учеников на урок и на перемену.
А, что ученики делают на перемене?
- И мы с вами немного отдохнём.
(физкультминутка)

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А теперь их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, топай веселей.

А еще для вас в этой книге есть занимательные задачки. Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? Тогда слушаем очень внимательно.
2.Игровое упражнение «Найди общее название».

   На доске 3 ряда карточек с картинками:

   1-й ряд – заяц, медведь, еж, лось, волк, лиса;

   2-й ряд – сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, миска, ковш;

   3-й ряд – пальто, шапка, брюки, кофта, свитер, комбинезон.

   Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, найти общее название для предметов каждого ряда и определить их количество. Затем предлагает детям придумать аналогичные загадки и загадать их друг другу.

Ребята, послушайте следующую загадку про то, что я достану из портфеля. 
Я то в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Что такое я?  
(тетрадь)

- Ребята, хотите посмотреть, что ещё у школьников в портфеле?
(достаю пенал)
- Что это за кошелёк на молнии? Может это для денег?

- Молодцы, конечно же это
пенал. Пенал - очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала?
Смотрите, как улыбается портфель, он доволен вашим ответом.

Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. А я и наш гость посмотрим, как вы самостоятельно умеете работать. У вас на столах тоже есть тетради, возьмите их. Откройте тетради, посмотрите задание.  Слушаем внимательно задание.

3.Игровое упражнение «Измеряем дорожки для матрешек».

   У детей в тетрадях изображения двух домиков разного цвета. К домикам ведут дорожки разной длины и разного цвета.

   Воспитатель предлагает детям измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче (длиннее). Предварительно объясняет, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски, и обозначить результат измерения карточкой с цифрой.

   Дети измеряют дорожки.

( Во время самостоятельной работы даю установку на посадку:  «Даже портфель нахмурился, потому что вы не бережёте своё здоровье. Сядьте, пожалуйста, правильно»)

   Воспитатель уточняет: «Скольким клеткам равна длина красной дорожки? Какой длины красная дорожка? Скольким клеткам равна длина зеленой дорожки? Какой длины зеленая дорожка? Какая дорожка короче: красная или зеленая? На сколько клеток красная дорожка короче зеленой? Что можно сказать о длине зеленой дорожки по сравнению с красной? На сколько клеточек зеленая дорожка длиннее красной? До какого домика матрешка доберется быстрее?» (Дети обосновывают свой ответ.)

 - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием.

4. Окончание занятия.

Я очень рада за вас сегодня, вы все задания выполняли правильно, хотя они были не простые. Дорогой портфель, вам понравилось у нас в гостях?
Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится у нас, и вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники.

Так давайте вспомним чем мы сегодня занимались?                                                       - Чему вы сегодня научились?
- Из каких частей состоит задача?
- Я думаю, что дома вы покажете, как научились составлять задачи.
- Что вам особенно понравилось?                                                                                  -Дать позитивную оценку самым активным детям.

Звонок телефона.
- (Директор) Ребята, хозяин портфеля нашелся. Первоклассник Коля приходил в медицинский кабинет и забыл свой портфель.
Сейчас у них идёт урок физкультуры, после уроков он зайдет и заберет его.
- (Воспитатель) Ребята, посмотрите, как заулыбался портфель! (изображение на портфеле меняется)
- (Директор) Ребята, я очень надеюсь, что среди вас таких растеряшек не будет. И вы всегда будете собранными. Хорошо готовьтесь к школе, а мы вас с радостью примем вас в семью школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. «Колобок в математической стране»

Цели:1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе  Тема: «Путешествие в математическое кор...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе "Математическая сказка"

Конспект НОД по формированию математических представлений в младшей группе Математическая сказка...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе общеразвивающей направленности "Счет в пределах 7"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе общеразвивающей направленности "Счет в пределах 7"...

конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Математический брейн-ринг"

конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Математический брейн-ринг"...