Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности (возраст детей 6-7 лет)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений может быть полезен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, а также для родителей детей 6-7 лет, занимающихся с детьми дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_v_podgot._gr.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности
(возраст детей 6-7 лет)
Цель: совершенствовать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение, считать предметы, измерять длину отрезков.
Образовательные задачи:
- Актуализировать знания детей при самостоятельном составлении и решении арифметических задач на сложение и вычитание.
- Закреплять знание цифр, математических знаков, через дидактическую игру, и применять их при решении задач.
- Упражнять в счёте предметов по образцу.
- Закреплять в самостоятельной деятельности умение измерять длину отрезков прямых линии по отрезку.
- Развивать внимание и память и логическое мышление.
- Систематизировать и расширять знания о школе.
Развивающие задачи:
- Продолжать приобщать к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Продолжать развивать свободное общения со взрослыми и детьми, развитие личностных и интеллектуальных качеств ребенка.
- Продолжать совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
- Продолжать способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма.
Воспитательные задачи:
- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах.
- Продолжать формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию.
- Продолжать воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
- Продолжать воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми на тему «Скоро в школу».
- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.
- Чтение стихотворений о школе, об учениках.
- Беседа с детьми «У меня зазвонил телефон».
- Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью
совершенствования диалогической формы речи.
- Проведение графических диктантов с детьми.
Оборудование:
- Портфель со школьными принадлежностями.
( с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым) .
- Тетради с заданиями (на каждого ребёнка).
- Набор математических цифр.
- Набор тематических картинок.
- Сигнальные карточки.
- Телефон.
Активизация словаря: Портфель, учебник, пенал, тетрадь, плюс, равно, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи.
Методические приемы.
- художественное слово;
- сюрпризный момент;
- вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
- индивидуальные и хоровые ответы;
- работа с пособиями;
- рассматривание школьных принадлежностей;
- работа с сигнальными карточками;
- физ.минутка;
- самостоятельная работа в тетрадях;
- похвала детей.
Используемая литература:
1.О.Е.Громова. Стихи о временах года и игры. М. «Творческий Центр», 2007 2. интернет-ресурс http://ped-kopilka.ru/
Ход работы:
Мотивация к учебной деятельности.
Каждое утро мы говорим друг другу, «Доброе утро», чтобы весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова. Давайте начнем наш день со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, справа, улыбнитесь мне и нашим гостям. И пусть это хорошее настроение сохранится у нас на протяжении всего дня.
- Мы все за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
- Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками.
Когда это случится?
- Сейчас, в детском саду, мы с вами много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад.
Скажите, чем детский сад отличается от школы:
- В детском саду дети спят, а в школе?
- В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе?
- В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно?
- В детском саду оценки не ставят, а в школе?
- Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе.
- К нам в детский сад пришел необычный гость.
А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку.
- У девчонки, у мальчишки,
В нём лежат тетради, книжки,
Ручка, кисточка, альбом,
Нет лишь куклам места в нём!
(Кто знает ответ- поднять зеленый круг)
- Конечно же, это школьный портфель!
(показываю детям школьный портфель с нарисованным на нём грустным лицом)
Вот он! Ой, что же это такое?
Как вы думаете, какое настроение у нашего гостя?
- Уважаемый портфель, почему вы такой печальный?
(портфель «шепчет» на ухо воспитателю)
Все понятно, с портфелем случилась беда.
Он не может найти своего хозяина.
Ребята, как вы думаете, можно ли в такой трудной ситуации оставить его одного?
- Я предлагаю позвонить директору нашей школы. Вы согласны?
Вы знаете, как её зовут?
- Кто сможет поговорить по телефону с Ириной Валентиновной.
- Не забудьте поздороваться, объяснить, что случилось, спросить, не потерял ли кто-нибудь из учеников нашей школы портфель и поблагодарить.
( Звонок директору)
- Ребята, а пока мы ждём результата поисков хозяина портфеля, давайте поднимем настроение нашему гостю и расскажем ему и покажем, что мы уже совсем готовы стать школьниками.
Уважаемый портфель, можно тебя открыть?
(открываю портфель)
Ребята, послушайте загадку про то, что я первым достану из портфеля.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Поднять зеленый круг)
(достаю книгу)
- Конечно же, в портфеле обязательно есть книги. Школьники по ним учатся и называются они учебники.
Повторите это слово.
Для вас в этой книге есть задачки.
1. Игровое упражнение «Реши задачу».
- Сегодня, мы с вами будем продолжать учиться, составлять и решать задачи. А портфель посмотрит, как это у нас получится.
Артем, поставь, пожалуйста, на этот стол слева 6 матрёшек.
А ты, Христиана, принеси ещё 3 матрёшки и поставь их справа.
(дети выполняют задание)
Ребята, что сделали Артем и Христиана?
- Рассказ про то, что сделали Артем и Христиана- это условие нашей задачи.
Послушайте ещё раз условие задачи:
Артем поставил на стол 6 матрёшек, Христиана принесла ещё 3 матрёшки.
Ксеша, повтори условие задачи.
- Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче?
- Правильно, это и будет вопрос нашей задачи.
Даша, повтори вопрос задачи.
- Вопрос всегда стоит в задаче после условия.
- Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Христиана принесла ещё 3 матрешки.
- Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи?
-Что нужно сделать, чтобы решить задачу. 6+3=9
- Так сколько всего стало матрёшек? 9
- Это и будет ответ нашей задачи.
Артём, повтори ответ задачи.
- Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу!
- Кто из вас хочет составить свою задачу?
Дети, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить условие и вопрос задачи.
- Ребята, кто сможет повторить ещё раз условие этой задачи.
- Какой вопрос у этой задачи?
- Молодец, Илья, интересную задачу придумал и ребята правильно нашли условие и вопрос.
- Как мы будем решать эту задачу?
- Наташа, скажи нам ответ задачи.
-Если вы согласны с таким решением, поднимите зелёный сигнал, если нет- красный.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо придумывали и решали задачи. Очень рада за Илью. Он самый первый придумал задачу, в которой мы выделили условие и вопрос. Хочу похвалить Дашу, за то, что она правильно решила задачу.
Посмотрите, ребята, даже портфель заулыбался, он тоже рад вашим успехам.
(звенит колокольчик)
- Ребята в школе звонок зовет учеников на урок и на перемену.
А, что ученики делают на перемене?
- И мы с вами немного отдохнём.
(физкультминутка)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А теперь их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, топай веселей.
А еще для вас в этой книге есть занимательные задачки. Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? Тогда слушаем очень внимательно.
2.Игровое упражнение «Найди общее название».
На доске 3 ряда карточек с картинками:
1-й ряд – заяц, медведь, еж, лось, волк, лиса;
2-й ряд – сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, миска, ковш;
3-й ряд – пальто, шапка, брюки, кофта, свитер, комбинезон.
Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, найти общее название для предметов каждого ряда и определить их количество. Затем предлагает детям придумать аналогичные загадки и загадать их друг другу.
Ребята, послушайте следующую загадку про то, что я достану из портфеля.
Я то в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Что такое я? (тетрадь)
- Ребята, хотите посмотреть, что ещё у школьников в портфеле?
(достаю пенал)
- Что это за кошелёк на молнии? Может это для денег?
- Молодцы, конечно же это пенал. Пенал - очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала?
Смотрите, как улыбается портфель, он доволен вашим ответом.
Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. А я и наш гость посмотрим, как вы самостоятельно умеете работать. У вас на столах тоже есть тетради, возьмите их. Откройте тетради, посмотрите задание. Слушаем внимательно задание.
3.Игровое упражнение «Измеряем дорожки для матрешек».
У детей в тетрадях изображения двух домиков разного цвета. К домикам ведут дорожки разной длины и разного цвета.
Воспитатель предлагает детям измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче (длиннее). Предварительно объясняет, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски, и обозначить результат измерения карточкой с цифрой.
Дети измеряют дорожки.
( Во время самостоятельной работы даю установку на посадку: «Даже портфель нахмурился, потому что вы не бережёте своё здоровье. Сядьте, пожалуйста, правильно»)
Воспитатель уточняет: «Скольким клеткам равна длина красной дорожки? Какой длины красная дорожка? Скольким клеткам равна длина зеленой дорожки? Какой длины зеленая дорожка? Какая дорожка короче: красная или зеленая? На сколько клеток красная дорожка короче зеленой? Что можно сказать о длине зеленой дорожки по сравнению с красной? На сколько клеточек зеленая дорожка длиннее красной? До какого домика матрешка доберется быстрее?» (Дети обосновывают свой ответ.)
- Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием.
4. Окончание занятия.
Я очень рада за вас сегодня, вы все задания выполняли правильно, хотя они были не простые. Дорогой портфель, вам понравилось у нас в гостях?
Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится у нас, и вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники.
Так давайте вспомним чем мы сегодня занимались? - Чему вы сегодня научились?
- Из каких частей состоит задача?
- Я думаю, что дома вы покажете, как научились составлять задачи.
- Что вам особенно понравилось? -Дать позитивную оценку самым активным детям.
Звонок телефона.
- (Директор) Ребята, хозяин портфеля нашелся. Первоклассник Коля приходил в медицинский кабинет и забыл свой портфель.
Сейчас у них идёт урок физкультуры, после уроков он зайдет и заберет его.
- (Воспитатель) Ребята, посмотрите, как заулыбался портфель! (изображение на портфеле меняется)
- (Директор) Ребята, я очень надеюсь, что среди вас таких растеряшек не будет. И вы всегда будете собранными. Хорошо готовьтесь к школе, а мы вас с радостью примем вас в семью школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада «Математическая эстафета»
Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, квадратов Воскобовича на занятии по ФЭМП...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. «Колобок в математической стране»
Цели:1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».
Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство».
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое кор...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе "Математическая сказка"
Конспект НОД по формированию математических представлений в младшей группе Математическая сказка...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе общеразвивающей направленности "Счет в пределах 7"
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе общеразвивающей направленности "Счет в пределах 7"...
конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Математический брейн-ринг"
конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Математический брейн-ринг"...