Консультация для воспитателей Словесные логические задачи.
консультация по математике
Консультация для воспитателей Словесные логические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_logicheskie_zadachi.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 65
«ОЗОРНИЦА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Словесные игры и упражнения
(занимательные вопросы, загадки, задачи-шутки)
на занятиях по формированию
элементарных математических представлений
у старших дошкольников»
Составил: воспитатель
подготовительной группы
Тягненко
Татьяна Ивановна
2007-2008 учебный год
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными для дошкольников являются загадки и задачи-шутки.
Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении старших дошкольников к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут использоваться в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-то явлениями, т.е. в том случае, если создаётся необходимая для этого ситуация.
Успех решения задач такого рода зависит от того, насколько дети понимают шутку и умеют ли выделять её в литературных произведениях, придумывать. В противном случае дети, как правило, подходят к решению задач-шуток с позиции арифметики, начинают производить действия с числами. Результат решения детьми задач-шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребёнку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче, практическая проверка, зарисовка, доказательство правильности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подробные задачи.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данной случае состоит в создании у ребят положительного состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности. Можно предложить детям 1-2 простые занимательные задачи, которые решаются детьми быстро. С небольшим обоснованием или без него.
Занимательные вопросы, задачи, загадки используются могут использоваться и в ходе занятия по математике с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом занимательный материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.
В процессе обучения детей решению арифметических задач применяется приём сравнения задачи-шутки, загадки математического содержания с арифметической задачей. В ходе анализа задач, нахождения сходства и различия между ними уточняется понимание детьми структуры арифметической задачи, назначения чисел, необходимости выполнения арифметических действий с числами. Задачи-шутки подбираются согласно цели и содержанию предстоящего занятия, в зависимости от назначения приёма сравнения, уровня сформированности у детей представлений о арифметических задачах, развития у них логического мышления.
На протяжении занятия, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.
Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный игровой материал – загадки-шутки, занимательные вопросы, способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим занятиям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Задачи
на транзитивность отношений между предметами.
Старшая группа.
Задача № 1.
Под ёлкой цветок не растёт, под берёзой не растёт грибок. Что растёт под ёлкой, а что растёт под берёзой?
Задача № 2.
Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой с машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис?
Задача № 3.
Рыжий и Чёрный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с шаром. С какими предметами выступали Рыжий и Чёрный клоуны?
Задача №4.
Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
Задача №5.
Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?
Задача №6.
Вика и Катя решили рисовать красками и карандашами. Вика рисовала не красками. Чем рисовала Катя? Чем рисовала Вика?
Задача №7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыплёнок едет не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыплёнок?
Задача №8.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача №9.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зелёная рыбка?
Задача №10.
Жили были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?
Задача №11.
У Миши три тележки разного цвета: красная, жёлтая и синяя. Ещё у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезёт не юлу и не пирамидку. В жёлтой – не юлу и не неваляшку. Что повезёт Миша в каждой тележке?
Задача №13.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живёт не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живёт не на среднем и не на нижнем. На каком этаже живёт каждый из мальчиков?
Задача №14.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане – не зелёную и не красную. Юле – не зелёную и не жёлтую. Оле – не жёлтую и не красную. Какая ткань для каждой из девочек?
Задача №15.
В трёх тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины лежат не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы?
Задачи
на транзитивность отношений между предметами.
Подготовительная к школе группа.
Задача № 1.
У Кати волосы светлее, чем у Тани. У Тани волосы светлее, чем у Насти. У кого из девочек самые светлые волосы? (У Кати).
Задача № 2.
Саша смастерил ёлочных игрушек больше, чем Света, а Света – больше, чем Оля. Кто смастерил игрушек меньше всех? (Оля).
Задача № 3.
Сумка с продуктами тяжелее пакета, а пакет с фруктами тяжелее коробки с конфетами. Какая покупка самая лёгкая? Самая тяжёлая? (Коробка с конфетами; сумка с продуктами)
Задача № 4.
Клоуны мерялись силой. Весельчак слабее Музыканта, а Музыкант – такой же, как Гимнаст. Кто из клоунов самый сильный (Гимнаст и Музыкант).
Задача № 5.
Дети метали мяч. Ближе всех бросил мяч Костя, а дальше всех – Валера. результат Саши такой же, как у Кости. Кто бросил мяч дальше всех? (Валера)
Задача № 6
Ствол дуба толще, чем ствол берёзы, а ствол берёзы толще, чем ствол сосны. Что толще: ствол сосны или дуба? (Ствол дуба).
Задача № 7.
Лодка находится от берега дальше парохода, а пароход – дальше пловца. Кто ближе всех к берегу? (Пловец).
Задача № 8.
Волшебница заколдовала всех животных, поэтому заяц стал храбрее волка, а волк – храбрее льва. Кто самый трусливый в этой компании? (Лев).
Задача № 9.
Кошка любит спать больше, чем собака, а хомячок Тишка любит спать меньше кошки, но больше собаки. Кто любит спать больше всех? (Кошка)
Продолжи предложение.
- Если берёза выше кустарника, то кустарник … (ниже берёзы).
- Если стул ниже стола, то стол … (выше стула).
- Если забор выше скамейки, то скамейка … (ниже забора).
- Если ослик ниже лошади, то лошадь … (выше ослика).
- Если орёл летает выше ласточки, то ласточка летает … (ниже орла).
- Если ручей уже реки, то река … (шире ручья).
- Если бочка толще, чем ведро, то ведро …
- Если лента короче верёвки, то верёвка …
- Если мышиная нора уже лисьей, то лисья нора …
- Если до леса дальше, чем до реки, то до реки …
- Если кастрюля тяжелее тарелки, то тарелка …
- Если дедушка старше своего внука, то внук …
- Когда в чашку доливают воды, то …
- Когда из банки отсыпают крупу, то …
- Если дочь легла вечером, то проснулась …
- Если суп горячее, чем каша, то каша …
«Задачи-шутки»
Старшая группа.
- Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
- Сидят три собаки. Напротив каждой собаки две собаки. Сколько всего собак? (Три).
- На столе стояло пять стаканов с ягодами. Митя съел один стакан ягод, поставил стакан на стол. Сколько стаканов на столе? (Пять).
- Петух снёс одно яйцо. Кому оно достанется? (Никому, петух яйца не несёт).
- Сколько хвостов у семи ослов? Сколько носов у двух псов? Сколько ушей у пяти малышей? Сколько лап у двух лисят? Сколько углов у двух домов? Сколько колёс у машины?
- У животного две левые ноги и две правые, две ноги спереди и две ноги сзади. Сколько ног у животного? (Четыре).
- На ветке сидело 4 воробья. Подкрался кот, схватил одного. Отгадай, сколько воробьёв осталось на ветке? (Ни одного, все улетели)
- 3 человека ждали поезд 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (Три часа)
- У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у неё внуков? (Один внук Паша)
- Одна старушка шла на базар. Навстречу ей шли три старика, у каждого по два мешка, в каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло на базар? (Одна старушка).
- Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке «Три медведя»? (Девять)
- Из-под забора видны восемь кошачьих лап. Сколько людей стоит за забором? (Ни одного)
- Из-за забора видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев за забором?
14. Шли семь старичков,
У них семь посошков,
На каждом посошке семь сучков,
На каждом сучке семь узелков,
На каждом узелке семь воробьев,
У каждого воробья семь хвостов,
Сколько было старичков?
«Задачи-шутки»
Подготовительная к школе группа.
- У пяти братьев по одной сестрице. Сколько всего детишек? (Шесть)
- Пуд муки по сто рублей продают. Сколько стоит трёхрублёвая булочка? (Три рубля).
- Четвёрка лошадей пробежала четыре километра. Сколько пробежала каждая лошадь? (Четыре километра).
- Насте 10 лет, а Кате шесть лет. По сколько лет девочкам было в прошлом году?
- Из какой посуды ничего нельзя съесть? (Из пустой)
- Ленту разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (Семь).
- Дедка, бабка, внучка. Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело (Двенадцать).
- Сегодня в 12 часов ночи шёл дождь. Может ли через несколько дней в это же самое время быть солнечная погода? (Не может, в то же время – это значит в 12 часов ночи, а ночью солнце не светит).
- Три ослика несли поклажу: первый ослик – один килограмм сахара, второй – один килограмм железа, третий – один килограмм ваты. Переходя речку, ослики искупались с поклажей на спине. Потом выбрались на другой берег. Первый ослик побежал. Второй ослик – пошёл. Третий ослик поплёлся. Почему? (Сахар растаял, поклажа стала лёгкой, поэтому первый ослик побежал; железо не изменилось в весе, поэтому второй ослик пошёл; вата намокла и стала тяжёлой – поэтому третий ослик поплёлся, еле передвигая ноги).
- Как в решете воды принести? (Когда вода замёрзнет и превратиться в лёд).
- Лестница состоит из семи ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться посередине? (На четвёртую).
- У девочки живут две кошки и одна собака. Сколько лап у кошки? (Четыре).
- Папа гусь купил для своих гусят восемь сапожков. Сколько детей у папы-гуся? (Четыре гусёнка).
- Сколько рогов у пяти коров? (Десять рогов)
- На столе лежали три яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (Три).
- У какой фигуры больше углов – у квадрата или у прямоугольника? (У всех одинаковое количество – по четыре).
- Чего на свете больше – яблок или фруктов? (Фруктов).
- Косте 6 лет, а Мише – четыре года. Кто из мальчиков будет моложе через 3 года? (Миша будет также моложе).
- На берёзе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. сколько яблок созрело? (Ни одного, т.к. ни на берёзе, ни на дубе яблоки не растут)
- Сколько в пустом стакане земляничек? (Нисколько, потому что стакан пуст).
- Шли поросята. Один впереди двух, один между двух, один позади двух. Сколько было поросят? (Три).
- Огурец разделили на 3 части. Сколько сделали надрезов? (Два)
- У стены стояли кадушки. В каждой – по лягушке. Если семь кадушек, сколько было в них лягушек? (Семь)
«Назови лишнее слово»
- зима, весна, среда, лето, осень;
- утро, день, зима, ночь, вечер;
- один, два, круг, три, четыре, пять;
- плюс, минус, пятница, равно, не равно;
- круг, квадрат, треугольник, декабрь, прямоугольник, овал;
Логические задачи с использованием временных представлений
Подготовительная к школе группа.
- Через неделю наступит праздник. Через сколько дней будет праздник? (Через семь дней).
- Через две недели у сестры день рождения. Через сколько дней день рождения сестры? (Через четырнадцать).
- Сегодня вторник. Через день у моего брата каникулы. В какой день недели у моего брата начинаются каникулы? (В четверг)
- Бабушка меня спросила: «Сегодня среда? Я у вас в гостях уже четыре дня и не помню, когда я приехала». (В воскресенье)
- Письмо было послано в субботу, а получено адресатом во вторник. Сколько письмо шло по почте? (Три дня, включая субботу).
- Назови подряд три дня, но не дни недели. (Вчера, сегодня, завтра).
- Названия каких месяцев заканчиваются на букву «Т»? (Март и август)
- Найди лишнее слово – сегодня, завтра, быстро. (Быстро).
- День рождения Оли в четверг. А сегодня – понедельник. Сколько дней осталось до дня рождения девочки? (Три)
- Женя пойдёт в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится спектакль? (В среду)
Загадки математического содержания.
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки Десять их, Но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры) | Есть семь братьев: Годами равные, Именами - разные. (Дни недели) |
Двенадцать братьев Одним словом называются, Но у каждого своё имя. (Месяцы) | Братьев этих ровно семь. Все они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом. Попрощается последний – Появляется передний. (Дни недели) |
Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ. А сестра наоборот, Спать немедленно зовёт. Это будет … (день и ночь) | Что за птицы пролетают По семёрке в каждой стае? Вереницею летят. Не воротятся назад. (Дни недели) |
Два конца, два кольца, А посередине гвоздик. (Ножницы) | Четыре братца Под одной крышей живут. (Стол) |
Пять братцев В одном домике живут. (Варежка) | Ног нет, а хожу. Рта нет – а скажу: Когда спать, а когда вставать. (Часы) |
Стоит Антошка На одной ножке. Где солнце станет, Туда и глянет. (Подсолнух) | Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук) |
Мы ходим ночью, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. (Часы) | То блин, То клин. Ночью на небе один. (Месяц) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ....
Консультация для воспитателей "Использование логических болков Дьенеша для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Актиуальность,значение,описание игр с блоками Дьенеша...
Консультация для педагогов«Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Словесно-логические игры в развитиидетей старшего дошкольного возраста» К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает...
Консультация для родителей "Речевые логические задачи"
Подбор игр для развития речи и логики у детей дошкольного возраста...
консультация для воспитателей "Словесно-логическое мышление"
Важность развития логического мышления у ребенка, наверное, ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше малыш научиться видеть закономерности, составлять последовательности логические цепочки, группиров...
Консультация для молодых специалистов «Логические задачи на стимулирование речевой и познавательной активности детей 6–7 лет»
laquo;О чём рассказал ёжик?»«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Торопится, собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найд...
Консультация для родителей "Словесно-логическая память"
quot;Словесно-логическая память"...