Познавательный проект для детей старшей группы «Математика с ТИКО»
проект по математике (старшая группа)
Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию формируются мыслительные процессы, обогащается сенсорный опыт, развиваются способности дошкольника. Познавательная деятельность - это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
В структуре познавательной деятельности большое внимание уделяется формированию элементарных математических представлений. Это направление имеет огромное значение для сенсорного и интеллектуального развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_femp_posredstvom_tiko.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «В гостях у сказки»
Познавательный проект
для детей старшей группы
«Математика с ТИКО»
Выполнила:
Терентьева Ольга Александровна
воспитатель
г.п. Пойковский
2019 год
Познавательный проект
«Математика с ТИКО»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Познавательный проект «Математика с ТИКО» |
Автор | Воспитатель Терентьева Ольга Александровна |
Участники проекта | Воспитатели, родители, воспитанники старшей группы Д/с " В гостях у сказки" |
Сроки | 14 дней |
Основания для разработки проекта |
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). 7. Образовательная программа дошкольного образования НРМБ ДОУ «Детский сад В гостях у сказки». 8. Рабочая программа воспитателя старшей группы. |
Цель проекта | Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством конструктора ТИКО. |
Задачи проекта | Обучающие: 1. Закреплять у детей математические представления (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и математические способы познания действительности (счёт, измерение, вычисления). 2. Формировать приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. 3. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Развивающие: 1. Развивать желание производить математические действия, решать логические задачи, конструировать и моделировать. 2. Развивать интерес к логическим играм, экспериментированию и изобретательству на основе конструктора ТИКО. 3. Развивать инициативу и самостоятельность в процессе работы с конструктором ТИКО. Воспитательные: 1. Воспитывать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. 2. Воспитывать доброжелательность и коммуникативные качества. |
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание психолого-педагогических условий и организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта. II этап. Обучающий Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством конструктора ТИКО. III этап. Обобщающий Цель: Анализ, обобщение и представление результатов проекта. |
Ожидаемые результаты проекта | Для детей: - сформированы математические представления о величинах, числах, геометрических фигурах, счёте, измерении, простейших вычислениях; - развиты сенсорные и логические способы познания математических свойств и отношений; - развиты экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания: воссоздание, экспериментирование, моделирование; - развита познавательная инициатива и самостоятельность. - сформированы представления об элементах конструктора ТИКО и их конструктивных свойствах; - сформированы навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. Для воспитателя: - создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта; - разработаны конспекты НОД с применением конструктора ТИКО, сценарии развлечения, конкурса и математической викторины, консультации для педагогов и родителей, презентации; - проведены образовательные и досуговые мероприятия по ФЭМП; - сформированы профессиональные компетенции по формированию у дошкольников элементарных математических представлений на основе конструктора ТИКО. |
Форма итогового мероприятия | Открытое образовательное мероприятие «В городе ТИКО» |
Продукты проекта | 1. Фотовыставка построек из конструктора ТИКО. 2. Видео презентация о процессе работы с конструктором ТИКО и формировании у детей на его основе элементарных математических представлений. 3. Разработанный учебно-методический комплект: конспекты НОД, сценарии развлечения, конкурса и математической викторины, тексты консультаций. |
Пояснительная записка
Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию формируются мыслительные процессы, обогащается сенсорный опыт, развиваются способности дошкольника. Познавательная деятельность - это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
В структуре познавательной деятельности большое внимание уделяется формированию элементарных математических представлений. Это направление имеет огромное значение для сенсорного и интеллектуального развития детей.
Проблема
Однако не всегда дошкольники свободно ориентируются в математических понятиях, действиях и отношениях. Не у всех воспитанников развиты экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания, такие как: воссоздание, экспериментирование, моделирование.
Решить эту проблему помогают различные игровые пособия, в частности – полифункциональный конструктор ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования).
Актуальность данного проекта в том, что ТИКО позволяет в игровой форме легко освоить дошкольникам математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
При этом основные функции конструктора ТИКО соответствуют всем требованиям ФГОС ДО, а именно:
1. Обучающая - предоставляется возможность использовать или применять полученные знания в процессе игры. Играя с ТИКО, ребенок реализует свои стремления получить результат (соединить, собрать, измерить), оперировать образцами (видоизменять, трансформировать).
2. Развивающая - развивается восприятие, воображение, память, внимание, математические способности, развитие речи.
3. Воспитательная – конструктор содействует развитию активности ребенка, умению себя реализовать, развитию коммуникативных качеств, способности планировать свои действия и достигать результата.
Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством конструктора ТИКО.
Задачи проекта:
Обучающие:
1. Закреплять у детей математические представления (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и математические способы познания действительности (счёт, измерение, вычисления).
2. Формировать приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.
3. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Развивающие:
1. Развивать желание производить математические действия, решать логические задачи, конструировать и моделировать.
2. Развивать интерес к логическим играм, экспериментированию и изобретательству на основе конструктора ТИКО.
3. Развивать инициативу и самостоятельность в процессе работы с конструктором ТИКО.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
2. Воспитывать доброжелательность и коммуникативные качества.
Практическая значимость проекта состоит в том, что результаты деятельности по использованию конструктора ТИКО внесут существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий у детей, повысят уровень умственной, математической и социальной подготовленности дошкольников к обучению в школе и активизации их психического развития в целом.
Использование конструктора обеспечит интеграцию различных видов детской деятельности и позволит поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности воспитанников.
Таким образом, организация проекта на основе работы с конструктором ТИКО позволяет:
- создать условия для развития самостоятельной деятельности воспитанников;
- разработать и использовать наиболее эффективные средства и инновационные методы познавательного развития;
- расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
- успешно освоить сенсорные эталоны.
Формы организации образовательной деятельности в проекте:
Совместная образовательная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей |
- образовательные ситуации; - проблемные ситуации; - экспериментирование; - обсуждение; - рассматривание элементов конструктора и их обследование; - математические игры; - рассматривание альбомов, иллюстраций; - конкурсы; - викторины; - моделирование; - ситуативные разговоры; - совместные постройки. | - решение проблемных ситуаций; - математические игры; - рассматривание альбомов, иллюстраций; - рассматривание элементов конструктора и их обследование; - экспериментирование; - сооружение построек. |
Методы обучения в проекте:
- объяснительно-иллюстративные методы: материал разъясняется, иллюстрируется примерами, возможно применение информационно-коммуникационных технологий;
- исследовательские методы: применяются при организации поисковой, познавательной деятельности детей, путём постановки познавательных и практических задач, которые требуют самостоятельного решения;
- методы стимулирования: соревнование, викторины, поощрение и др.
Механизм оценки эффективности проекта:
- Анализ реализации этапов проекта.
- Анализ продуктов проекта.
- Мониторинг сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта:
- наборы ТИКО «Арифметика» и «Фантазёр»;
- методическая литература, иллюстративные материалы, Интернет-ресурсы.
Этапы реализации проекта
I этап. Организационный
Задачи:
1. Провести мониторинг с целью выявления уровня математических знаний воспитанников.
2. Разработать комплект математических игр и упражнений на основе ТИКО.
3. Организовать взаимодействие с родителями по формированию математических представлений посредством ТИКО.
II этап. Обучающий
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах и геометрических фигурах.
- Формировать сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировку.
- Формировать умение принимать дидактическую задачу, подчиняться правилам, добиваться результата в игре.
- Развивать познавательные действия и познавательную активность воспитанников.
III этап. Обобщающий:
Задачи:
1. Проанализировать проведённые образовательные и досуговые мероприятия в рамках проекта.
2. Провести мониторинг с целью выявления результатов.
3. Обобщить опыт профессиональной деятельности по организации и проведению проекта.
Планирование деятельности
I этап. Организационный
№ | Мероприятия этапа | Сроки |
1. | Презентация для педагогов и родителей: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством конструктора ТИКО » | |
2. | Проведение групповых консультаций: - для педагогов «Развитие познавательной активности воспитанников в процессе применения ТИКО»; - для родителей «Математическое развитие детей посредством конструктора ТИКО». | |
3. | Разработка папок-передвижек: «Играем вместе с детьми в ТИКО», «Математика - занимательная игра», «Математика вокруг нас». | |
4. | Проведение мониторинга с целью выявления у дошкольников уровня сформированности математических представлений. | |
5. | Разработка математических игр, упражнений, образовательных и проблемных ситуаций на основе ТИКО. | |
6. | Разработка совместных с педагогами и родителями мероприятий. |
II этап. Обучающий
№ | Мероприятия этапа | Сроки |
1. | Проведение образовательных ситуаций с использованием разработанных игр на основе ТИКО: - на количество и счет: «Отгадай число», «Правильный счет», «Кто где», «Много-мало», «Больше-меньше», «Сколько, какой?» - на геометрические фигуры: «Подбери по форме», «Сбор фруктов», «Разложи в коробки», «Найди такую же»; - на пространственные и временные отношения: «Когда это бывает», «Что за чем?», «Путаница» и другие. | |
2. | Проведение образовательных ситуаций с использованием ТИКО на моделирование совместных построек. | |
3. | Проведение образовательных ситуаций «Эксперименты с ТИКО». | |
4. | Проведение викторины «Занимательная математика». | |
5. | Проведение интеллектуального развлечения «В гостях у Знайки и Незнайки». | |
6. | Проведение конкурса «В мире чисел». | |
7. | Организация фотовыставки «Решаем с ТИКО» |
III этап. Обобщающий
№ | Мероприятия этапа | Сроки |
1. | Итоговое открытое образовательное мероприятие «В городе ТИКО» | |
2. | Проведение мониторинга с целью выявления у дошкольников уровня сформированности математических представлений. | |
3. | Написание аналитического отчета о проведённых образовательных и досуговых мероприятиях в рамках проекта. | |
4. | Представление опыта в форме: - презентации «Математическое развитие детей дошкольного возраста в процессе применения конструктора ТИКО»; - выступления «Разработка математических игр на основе конструктора ТИКО», - мастер-класса для родителей и педагогов «Конструируем и играем с ТИКО». |
Литература:
- Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992.
- Балыкова Е. Возвращение игры // Обруч. – 2010. - №2. – С.36-37.
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Дет. сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29.
- Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-8 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008.
- Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: Айрис Пресс. 2004.
- Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. Пособие для воспитателей ДОУ. – Вологда, 2007
- Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада. // Ребенок в детском саду. – 2010. - №4.
- Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2006.
- Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
- Михайлова З.А., Вербенец А.М., Полякова М.Н.: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
- Солнецева О.В. Диагностика развития творческой игровой деятельности (старший дошкольный возраст) - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А.: 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ, 2017.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Математики»
закрепить знания о составе чисел из двух меньших чисел;- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале...
Познавательно-игровой проект для детей старшей группы «Математику, друзья, не любить никак нельзя!»
Познавательно-игровой проект для детей старшей группы «Математику, друзья, не любить никак нельзя!»...
Информационно-познавательный проект для детей старшей группы: «На прогулку за здоровьем»
В современном обществе предъявляют все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к уровню его развития. Успешный ребенок - это здоровый ребенок. Проект направлен на повышение...
Познавательно-игровой проект для детей старшей группы «Математику, друзья, не любить никак нельзя!»
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математ...
Познавательный проект для детей старшей группы «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников через игры Воскобовича»
Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича....
Творческий информационно-познавательный проект для детей старшей группы "Откуда появилась ложка?"
Проект дает детям представление о разнообразии ложек и истории их возникновения, способствует познавательному и творческому развитию детей.https://disk.yandex.ru/d/og5p_13XHhHYkg...