Конспект занятия в старшей группе детей с ТНР "НЕОБЫЧНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Бойко Ирина Александровна

КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ  ПОМОЖЕТ развить у детей любознательность, познавательный интерес, логическое мышление через экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neobychnoe_rassledovanie.docx32.29 КБ
Файл pomozhem_kurochke_nayti_tsyplyat.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности ТНР

Воспитатель МДОАУ «Детский сад №60 комбинированного вида» г. Орска Бойко И. А.

Тема: «Необычное расследование»

Цель: создать условия для развития у детей любознательности, познавательного интереса, логического мышления через экспериментальную деятельность.

Задачи.

Образовательные:

-обогащать словарный запас детей по теме;

-закреплять практические навыки измерения и сравнения объема жидкости;

-закреплять счетные умения в пределах 10;

-активизировать умственную деятельность детей.

Коррекционно-развивающие:

-развивать связанную речь;

-развивать мыслительные операции, формировать умения видеть закономерность и продолжать ее, понимать инструкцию и точно ее выполнять;

-развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, воображение;

-развивать мелкую моторику, координацию речи с движениями.

Воспитательные:

-воспитывать умение самостоятельно выполнять работу до конца;

-воспитывать толерантность, умение помогать друг другу;

-вызвать у детей интерес и положительные эмоции.

Предварительная работа:

-знакомство детей с профессией «Частный детектив», включив термин «сыщик»;

-просмотр мультипликационных фильмов «По следам бременских музыкантов», «Следствие ведут Колобки»;

-беседа о деятельности сыщиков в мультфильмах;

Демонстрационный материал: 

ИКТ игра «Открой картинку»

Оборудование и раздаточный материал: разместить в группе указатели с цифрами, указывающие нахождение улик; эмблемы сыщиков по количеству детей;  большая корзина для улик,  коробка с рассыпанными бусинами;  д\и «Соберем бусы», карточки схемы индивидуально на каждого ребенка; ёмкости: пустой графин с белыми подтёками; два кувшина с соком – яблочным, апельсиновым;  три пустых прозрачных стакана; мерные ложки  3-х видов;  фишки для отсчета меры, алгоритм приготовления фруктового эликсира, бумажные салфетки, контейнер для салфеток, коктейльные трубочки по количеству детей,  стакан с водой, альбомные листы со скрытыми нарисованными отпечатками лап котов лимонным соком, цветной, баночки с йодовым раствором, широкие кисти для рисования.

Формы работы: фронтальный, индивидуальный, подгрупповой.

Методы и приемы: создание игровой мотивации, поисково-проблемные вопросы, использование пособия, демонстрация ИКТ, поощрение, пояснение, подведение к выводу.

I. Организационный момент.

Дети приходят с музыкального занятия, заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой беспорядок. А ведь мы уходили, все было в порядке. Кто бы мог это сделать? Давайте найдем этого безобразника, но сначала наведем порядок.

Дети наводят порядок (карандаши, листы бумаги, клубки)

Воспитатель:  Для того чтобы найти, кто навел беспорядок, мы превратимся в сыщиков. А, вы, знаете кто такие сыщики?

Дети отвечают.

Воспитатель: Это такие люди, которые раскрывают преступления, ищут пропавшие вещи и людей.

Воспитатель: Чтобы стать сыщиками скажем девиз:

"Мы сыщики лихие                               «марш» с руками на месте

И жутко заводные.                                 «Моторчик»

Все, что хочешь, мы найдем                  «бинокль» поворот вправо, влево                                  

И улыбку вам вернем!"                           «улыбка» руки вперед

Воспитатель: Приступим к расследованию: «Дело о беспорядке». Нам нужно собрать улики. Кто-то из вас знает, что такое улики. (ответы детей)

Правильно – это доказательство, указывающее на вину. Уликой,  может быть какой-либо предмет.

Воспитатель: Ребята это наша коробка? Кто видел ее раньше? (замечает коробку) Может это есть улика? Что там внутри? Попробуем предположить, что может быть в коробке?  

Дети передают друг другу коробку.

Воспитатель: Максим, живое или не живое лежит в ней?

                           Лева, тяжелое или легкое в коробке?

                          Полина, много или мало?

                          Денис, твердое или мягкое?

Воспитатель: Я посмотрю, можно? В коробке предметы круглой формы, но могут быть овальными, квадратными, разного цвета. Могут быть сделаны из стекла, из пластмассы, из дерева и других материалов. Если их собрать на ниточку, получается красивое украшения. Что же может быть? (бусины)

Открываем коробку, а там рассыпанные бусы

Воспитатель: У нас есть любимая игра «Собери бусы». Присаживайтесь за столы. Посмотрите внимательно,  у каждого своя карточка и  схема.  Чтобы выполнить задание, найдите точку отсчета. Будьте внимательны.

Индивидуальная работа детей за столами.

Воспитатель: Справились? Проверьте себя. Молодцы!  Возьмём улику с собой. (Кладем  коробку с бусами в корзину)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется это подсказка (обращает внимание детей на указатель, под ним накрытый платком  сосуд с узким горлом). Может быть, мы здесь тоже найдем улику.

Подходят к столу, на столе сосуд-колба с водой (немного), на дне пластмассовая рыбка, рядом лейка с водой.

 Воспитатель: Предлагаю встать вокруг стола. Что вы видите?

Дети; На дне плавает рыбка

Воспитатель: Ребята, подумайте, как нам достать рыбку,  не трогая руками сосуда?  

Дети проделывают необходимые действия, пробуя достать рыбку из колбы, заполнив колбу водой, при этом рыбка поднимется вверх.

Воспитатель: Почему рыбка поднялась вверх? Какая рыбка?

Дети: Потому что долили воду и заполнили колбу, рыбка легкая, пластмассовая. Сделана из пластмасса.

Воспитатель: Теперь мы можем достать рыбку? (дети достают рыбку).

И эту улику берем с собой.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем.

щФизкультминутка.  «Рыбки»

 Рыбка плавает в водице                    дети покачивают, сложенные вместе

Рыбке весело играть                           ладошки из стороны в сторону

Рыбка, рыбка озорница                        грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать.                   Медленно наклоняют сложенные                                

Рыбка спинку изогнула,                      ладони и делают хватательные движения

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,                  покачивают сложенные ладони   

Рыбка быстро уплыла.                          вправо-влево

 Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Чтобы собрать все улики нам нужно восстановить силы (подходят ко второму столу). Для этого у меня есть волшебный эликсир - молоко (достает кувшин, а он пустой).  Кто же выпил все молоко? Да это, наверное, всё тот же проказник. Эту улику тоже возьмем с собой. для опознания безобразника. (убираем кувшин в корзину)

Воспитатель: Ну, а мы не будем огорчаться и приготовим другой волшебный фруктовый  эликсир.   Есть подсказка (показывает схему). Нам понадобится для этого два вида сока.

Скажите, сколько надо взять мерок  яблочного сока? (5ложек); а сколько  апельсинового? (5 ложек).

Какого сока больше яблочного или апельсинового?

Дети: Поровну, потому что яблочного сока 5 ложек и апельсинового тоже 5 ложек.  

Воспитатель: Ребята, выберите себе карточку и посмотрите на обратную сторону, мы составим сейчас пары: апельсин и яблоко, подойдите друг к другу. У кого картинка яблоко, тот отмеряет яблочный сок, у кого апельсин отмеряет апельсиновый сок. Работаем в паре: один отмеряет сок, другой откладывает фишки. Оставьте карточки на столе и приступим к работе.

Дети работают парами: один отмеряет сок,  другой отмечает фишками количество.

Воспитатель: Перемешайте содержимое. Наш волшебный эликсир готов.

Из чего вы приготовили эликсир?

 Дети: Из разных соков. Яблочного и апельсинового соков.

В.: Сколько мерок яблочного сока вы налили?

Дети: Пять.

В.: Сколько мерок апельсинового сока?

Дети: Пять.

В.: По сколько мерок вы налили?

Дети: По пять, поровну.

В.: Сколько всего мерок сока взяли для приготовления эликсира. (10)

В.: Давайте поставим стаканы в ряд и посмотрим. Налили по десять мерок, но почему-то в стаканах не равное количество сока?

Дети: Мерки разной величины.

В.: Давайте сольем в графин ваш эликсир. Попробуем, что у нас получилось?  (Да!)

Воспитатель ставит на стол разнос со стаканами смешанного сока по количеству детей. Дети берут себе стаканчики .

 Воспитатель: (Обращает  внимание детей на указатель, подходят к следующему столу).  Посмотрите, я вижу  листы (пинцетом берёт лист, обследует). Какие листы?

Дети:  Чистые.

В.:  Пахнут?

Дети: Нет.

В.: Вы что-нибудь видите?  

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте обследуем листы на наличие отпечатков. Есть способ увидеть отпечатки.

Предлагаю провести  опыт? Согласны?  

Дети: Да, проведём.

Воспитатель: Положите свой лист на стол, возьмите широкую кисть, опустите в раствор  и смочите весь лист (дети проделывают опыт, сидя за столом)

Воспитатель: Что мы видим?

Дети:  Это же следы!

 Воспитатель: Интересно, кому они принадлежат? Ребята,  как вы думаете, чьи это могут быть следы? (Собаки, кролика, кота, тигра и т. д.)

Воспитатель: Это всё ваши подозрения и предположения, а наверняка мы всё равно не знаем. Посмотрите на улики, которые мы собрали. Подумаем ещё раз. У нас есть бусы, рыбка, кувшин из-под молока,  следы. Улики показывают, что это…? ( Кот.)

В.: Чтобы проверить ваше предположение, предлагаю открыть картинку (ИКТ «Открой картинку» картинка –таблица клетки от 1 до 9).

В.: Назовите число последующее числу 5

В.: Назовите число предыдущее  числу 4.

Сколько отмерили ложек яблочного сока.

Назовите соседей числа 8.

Сколько выходных в неделе.

Какого числа весенний женский  день…

Сколько времен года.

Сколько солнышек на небе.

Воспитатель: Вот вы и нашли нашего безобразника. Теперь вы стали настоящими сыщиками.

Итог:

Воспитатель:  Вам понравилось быть сыщиками?

Что мы собирали и для чего?

Что вам понравилось делать?

Всемирная Федерация сыщиков принимает вас в своё сообщество и дарит памятные эмблемы.



Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности ТНР

Воспитатель МДОАУ «Детский сад №60 комбинированного вида» г. Орска Бойко И. А.

 «Поможем курочке найти цыплят»
Цель:
формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности.

Задачи.

Образовательные

Показать независимость результата счета  от формы расположения предметов в пространстве.

Закреплять знания геометрических фигур.

Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5.

Закреплять умения ориентировки в пространстве (вперед-назад, влево-вправо).

Упражнять в сравнении предметов по величине, развивать глазомер.

Коррекционно-развивающие

Развивать тактильно-моторные ощущения.

Развивать координацию речи с движением, общую и мелкую моторику.

Активизировать память, слуховое внимание, мышление.

Воспитательные

Воспитывать  активность, эмоциональную отзывчивость, навыки сотрудничества.

Дидактический наглядный материал:  компьютер, ауди запись с голосом курочки, игра «Где спрятался цыпленок?», карта, персонажи-игрушки: улитка, заяц, сорока, ежик; мешочек с геометрическими фигурами (блоки Дьенеша), карточка с контурами геометрических фигур,  яблоки разной величины, разрезанная сюжетная картинка «Цыплята у солнышка в гостях».

Раздаточный материал: полоска-«грядка», круг-«клумба», 5 морковок и 5 капусты на каждого ребенка; числовые карточки от1 до 5; карточки с цифрами от1 до 5.

Предварительная работа: чтение, просмотр мультика, обыгрывание словацкой сказки «Как цыплята солнышко будили».

Формы работы: фронтальный, индивидуальный.

Методы и приемы: создание игровой мотивации, поисково-проблемные вопросы, использование пособия и раздаточного материала, демонстрация ИКТ, поощрение, пояснение, подведение к выводу.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас научить здороваться необычно. Подойдите ко мне и повторяйте вместе со мной:

Скажем «Здравствуйте» руками (машут руками из стороны в сторону)

Скажем «Здравствуйте» глазами (моргают глазами)

Скажем «Здравствуйте» мы ртом (широко улыбаются)

Встанем в круг и улыбнемся. 

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте, кто это кричит? (звучит ауди запись кудахтанья кур)

Дети: Курочка.

Воспитатель: Курочка говорит, ее цыплята куда-то пропали. Ребята, а можно от мамы убегать? (ответы детей)

Поможем курочке найти цыплят (да). Мы отправимся в сказку

Ребята отправляются в сказку (закрывают глаза, трижды хлопают в ладоши и кружатся вокруг себя).

Воспитатель: Ребята, посмотрите карта. Может быть карта укажет нам дорогу, где искать цыплят. (на карте указан маршрут, каждый пункт остановки отмечен цифрой: №1).

 Чтобы узнать, кто подскажет дорогу, отгадайте загадку:

На узкой дорожке —
Голова да рожки.
Кто так медленно ползёт,
На себе свой дом везёт?
Воспитатель: Правильно, улитка просит узнать  что лежит в мешочке.

Д/И «Чудесный мешочек» блоки Дьенеша

Дети по очереди ощупывают, называют и достают фигуру. 

Воспитатель: Яша, что это, доставай? Теперь ты, Марк.

Посмотрите, возле улитки контуры фигур, это домики ваших фигур. Ян, положи свою фигуру, какой по порядку домик у треугольника. Яша, какой по порядку домик у квадрата. Аля, найди домик кругу, какой по порядку.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Улитка дала нам часть картинки, по которой мы найдем цыплят. Поместим эту часть на доску.

Воспитатель: Посмотрите куда идем дальше?

Дети: Вперед и направо, №2.

Воспитатель: Кто следующий подскажет нам дорогу?

Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая
.....(сорока).

 Пальчиковый массаж « Сорока».

Сорока-белобока,                                     Водят указательным пальцем

Кашку варила,                                           одной руки по ладони другой.

Детушек кормила,

На порог скакала,

Гостей поджидала.

Этому дала                                                  Поочередно массируют пальцы,

Этому дала                                                  начиная с мизинца, как бы надевая

Этому дала                                                  на них колечко и снимая его.

А этому не дала

Он дров не носил,                                   Скользящие движения ладоней друг о                              

Он печку не топил,                                   друга

Он кашу не варил.                                   На одной руке сжимают пальцы в                  

Вот тебе горшок пустой!                         кулак

Иди в угол и постой!                                  Другой рукой указывают на угол.

(Русская народная потешка)

Воспитатель: Хорошо, ребята, делали пальчиковую игру. Сорока тоже дала нам часть картинки.

Посмотрим на нашу карту. Куда идем? Встаньте и скажите

Дети: Назад и налево, №3. Кто следующий помощник?

Длинненькие ушки.
Серенькая шубка.
Шустрый побегайчик.

Кто это дети?
(Зайчик)

Дидактическая игра «Поможем Зайке посадить огород»

Индивидуальная работа детей с раздаточным материалом за столом.

Воспитатель предлагает  «в грядку посадить» 5 морковок, а в «клумбу посадить» по кругу столько же капусты.

После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько морковок посажено в грядке?» (пять) Положите карточку с числом пять.

В.: Как  расположены морковки? Сколько морковок?

Дети: В ряд. Пять морковок.

В.: Сколько капусты на „клумбе“? (пять) Как они расположены? (по кругу) Положите карточку с цифрой пять.

По сколько морковок в грядке и капусты на клумбе?»

Дети: поровну.

Воспитатель подводит итог: «Морковь расположена в ряд, их пять, а капуста растет «на клумбе» по кругу, их тоже пять. Морковок и капусты по пять, поровну».

Воспитатель: Хорошо ребята справились с заданием, и зайка дал нам часть картинки. А теперь немного отдохнем.

УПР. на координацию речи и движения.  «Цыпленок»

Озорной цыпленок жил,          (кулачки, сжимаем и разжимаем,                                                      

Головой весь день кружил:      кружим головой,

Влево, вправо повернул,           руки на пояс, повороты влево-вправо,

Ножку левую согнул,                приподняли левую ногу,

Потом правую поднял              приподняли правую ногу,

И на обе снова встал.                ноги стоят вместе,

Начал крыльями махать:          делают махи кистями рук,

Поднимать и опускать              влево-вправо, впереди себя,

Вверх, вниз, вверх, вниз!          поднимаем руки вверх, опускаем вниз,

Повернулся влево, вправо        руки на пояс, повороты влево-вправо

-Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел.            шагают на  месте.

         

Воспитатель: Продолжаем наш путь (смотрим на карту). Куда идем? Идем направо и вперед, №4. Слушайте      загадку:

 

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)

Воспитатель: Правильно. Ежик  просит вас разложить яблоки по величине (пять яблок).

В.: Яша, какое у тебя яблоко по величине? Марк, а у тебя?

Яша: Большое яблоко.

Марк:  Маленькое яблоко.

Аля: Среднее яблоко.

Воспитатель:  Положите, правильно яблоки перед ежиком в ряд от самого большого до самого маленького. Молодцы! И ежик дал нам часть картинки.  Карта помогла нам в дороге. Теперь мы можем узнать, где цыплята.

Дети собирают на доске  картинку из частей.

Воспитатель: Ребята, а как называется сказка?

Дети: Сказка «Как цыплята солнышко искали».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, где спрятались цыплята?

Дети называют местоположение цыплят (за елочкой, за цветами, за пеньком, за кустом) и цыплята появляются на экране.

Воспитатель: Вот мы и нашли цыплят, теперь они вернуться к своей маме курочке.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать курочке?

А что вам понравилось делать?

Курочка вам дарит портреты своих цыплят, а вы раскрасите и сделаете веселыми цветными.


 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"

Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

конспект занятия (старшая группа для детей с ОВЗ)"Предметы, облегчающие труд человека"

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; Закреплять представления о том, ч...

Конспект занятия старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством ритмо-музыкальных игр и упражнений, сопровождающихся речью....