Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Сравнение по массе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Голова Ирина Викторовна

Конспект по математике

в подготовительной группе

Тема: Сравнение по массе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_massy.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по математике

в подготовительной группе

Тема: Сравнение по массе.

Воспитатель: И.В. Голова

Цель и задачи: Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Материал: Чашечные весы; гири в 1 кг; пакет крупы в 1 кг и пакет гвоздей в 1 кг; фломастеры Рабочие тетради, карандаш цветные, простой карандаш, счётный материал.

ХОД НОД

1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Любите ли вы свой детский сад?

— Что вам больше всего нравится в вашем садике?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает

представить, что в новом районе вместо маленького старого детского сада построили большой современный сад с бассейном, спортивным залом, живым уголком.

Коллектив детского сада готовится к переезду. Все вещи — постельное белье, игрушки, книги, посуду, инструменты — сложили в коробки для того, чтобы перевезти на новое место. Заведующая просит детей помочь погрузить коробки в машины.

— Хотите помочь?

2. Актуализация знаний.

Игра «Тяжелые ящики».

Воспитатель обращает внимание детей на столы, на каждом из которых находится по 2 спичечных коробка. На верхнюю крышку каждого коробка наклеена цветная бумага.

В зеленый коробок надо положить, например, пластилин, в красный — вату.

Воспитатель рассказывает, что на столах — коробки с вещами.

— Чем различаются коробки? (Цветом.)

— Чем они похожи? (Формой и размером.)

Воспитатель говорит, что одна коробка легкая, а другая — тяжелая и что каждый ребенок понесет в машину по одной коробке.

— Как вы думаете, какую коробку должен нести мальчик, а какую — девочка? (Мальчик должен нести более тяжелую коробку, а девочка — более легкую.)

Воспитатель предлагает детям разбиться на пары, в которой будут мальчик и девочка, и каждой паре подойти к отдельному столу.

— Выберите себе коробки.

Дети начинают манипулировать с коробками.

Затем воспитатель задает вопрос:

— Коробку какого цвета понесет мальчик (девочка)? (Например, мальчик понесет зеленую, а девочка — красную коробку.)

— Почему? (Потому что зеленая коробка тяжелее, чем красная.)

3. Затруднение в игровой ситуации

Игра «Кто тяжелее».

Воспитатель предлагает каждой паре определить, кто из них тяжелее.

Возникает затруднение, т.к. известный детям способ не подходит.

— Смогли вы определить, кто из вас тяжелее? (Нет.)

— Почему не смогли? (Потому что не знаем способа.)

— Что нам сейчас нужно узнать? (Надо узнать способ, с помощью которого можно будет определить, какой предмет тяжелее, а какой — легче.)

4. Физминутка

В круг широкий, вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево, 
В центре круга соберёмся, 
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.

Открытие нового знания

— Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, спросить у того, кто знает, придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)

Воспитатель предлагает детям придумать самостоятельно.

Если никто из детей не предложит использовать весы, то воспитатель задает детям вопрос:

— Что есть на вашем участке в детском саду? (Горка, песочница.)

— А качели есть на вашем участке? Если нет, то как они выглядят?

Дети должны описать качели. После рассказа детей воспитатель уточняет, что на участке есть качели, на которых можно качаться только вдвоем.

— Удобно ли будет качаться, если на качели сядет ребенок и воспитатель? (Неудобно.)

— Почему? (Потому что воспитатель все время будет перевешивать ребенка.)

Воспитатель уточняет, что в этом случае говорят, что масса воспитателя больше массы ребенка.

— Как же можно узнать, какой предмет тяжелее, т.е. сравнить по массе два предмета? (Можно положить их на качели, т.е. на весы, и посмотреть, какой предмет перевешивает.)

Воспитатель ставит на стол весы. На одну чашу кладет зеленый коробок, на другую — красный.

— Какой коробок имеет большую массу? (Зеленый, потому что он перевесил.)

Воспитатель подводит итог: для того чтобы сравнить по массе два предмета, надо один предмет положить на одну чашку весов, а другой — на другую. Тот предмет, который перевешивает, имеет большую массу.

Пальчиковая гимнастика+алгоритмика

Раз, два, три, четыре, пять,              Удары по столу пальчиками. Левая начинает с                           мизинца, правая—  

                                                                с большого пальца.

Вышел дождик погулять.                    Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,               «Шагают» средним и указательным пальчиками

А куда ему спешить?                            обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке:                 Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»                         кулачками, то по столу.

Дождь вздохнул тихонько:                   Часто и ритмично бьют в ладоши.

Ох!                                                       Один хлопок.

И ушел.                                                     Ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

Работа в тетради № 2, с. 44.

«Обведи картинку под красной чертой, на которой весы находятся в исправном состоянии».

Дети садятся за столы и открывают тетрадь на странице 44.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и рассказывает, что в новом детском саду есть живой уголок. В нем живут черепаха и 2 мышки.

— Как вы думаете, кто тяжелее, черепаха или мышка?

Рассуждая, дети приходят к выводу, что черепаха тяжелее, потому что ее уравновешивают 2 мышки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, расположенные под красной чертой, и рассказывает, что в детском саду было несколько весов. На каждые из них размещали черепаху и мышку, и все весы вели себя по-разному.

— Рассмотрите первую картинку.

— Что показывают весы? (Что масса черепахи и мышки одинакова.)

— Правильные ли эти весы? (Нет.)

— Почему?

— Обведите картинку, на которой весы находятся в исправном состоянии.

— Какую картинку вы обвели? (Третью.)

— Почему?

5. Итог

Воспитатель собирает детей около себя.

— У кого в гостях вы сегодня побывали?

— Что вам было наиболее интересно?

— Какие новые знания дали вам возможность погрузить вещи в машину, определить, кто из зверушек тяжелее?

В свободное время дети должны, если есть возможность, поработать с весами, сравнивая по массе различные предметы.

6. Рефлексия.

Что сложного было на занятии? Что хотите повторить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 5

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Число и цифра 5...

Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 8

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Число и цифра 8...

Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Измерение длины

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Измерение длины...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Сравнение и описание предметов

Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы, Учить детей сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать синонимы, существительные и...

Конспект по математике в подготовительной группе. Тема: " Число 7 и его состав"

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «социализация», «физическая культура», «здоровье», «музыка»...

Конспект НОД по математике в старшей группе Тема: Сравнение пяти предметов по длине.

Конспект НОД по математике в старшей группеТема: Сравнение пяти предметов по длинеЦель: Создание условий для счёта в пределах 5.Задачи:1)Совершенствовать навыки счета в пределах 5;2)Упражнять в сравне...