Путешествие по островам знаний
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Герасимова Елена Федоровна

Конспект  организованной образовательной деятельности в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx139.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

 «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСТРОВАМ ЗНАНИЙ»

 

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности:

Познавательная,  коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, предметно-конструктивная, игровая.

Методические приёмы:

  1. Игровой (сюрпризные моменты, путешествие по островам).
  2. Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал)
  3. Словесный (вспомнить, объяснить, указать)

Цель:

Способствование осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения.

Развивающие задачи:

Развивать воображение, память, логическое мышление, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Образовательные задачи:

Повышать уровень познавательной активности детей; закреплять умение считать в прямом и обратном порядке, узнавать и называть геометрические фигуры,  понятия «между», «над», «выше», «ниже», определять первый звук в слове, отличать гласные буквы от согласных; развивать представления о цвете, о длине; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навык контроля и самооценки, расширять словарный запас

Воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, любознательности, сообразительности, усидчивости, аккуратности, умения внимательно слушать.

Словарная работа:

Репродукция, художник - маринист, море, маршрут, путешествие, сундук, клад, моряк, юнга, капитан, сигнал «сос», палуба, грустный, печальный, весёлый, радостный.

Оборудование и материалы:

Мультимедийные проектор, магнитофон, записи звуков (моря, сигнала «сос», спокойной мелодии), репродукции картин Айвазовского, карта с маршрутом, волшебные ключи, макеты пальм с буквами, волшебный сундук.

Раздаточные материал:

Листочки с цифрами и точками, полоски разного цвета и длины, карточки-задания, фломастеры, простой карандаш по количеству детей

Ход:

На экране  (слайд №2)

Воспитатель:

 Здравствуйте ребята! Проходите, пожалуйста

Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко!

И мне очень хочется пожелать  всем, всем «Доброго утра!», и приветливо улыбнуться вам.                   

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Все, мы можем начинать,

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

Воспитатель:

         А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики

Звучит запись шума моря.

Воспитатель:

         Ребята, послушайте какие необычные звуки. Что по своему звучанию они вам напоминают?

Дети:

Шум моря

(слайд №3)

Воспитатель:

         Правильно, ребята! Посмотрите на экран.

(слайд №4)

Воспитатель:

На экране изображены репродукции 3 картин великого художника Айвазовского Ивана Константиновича. Иван Константинович писал море. Художников, которые пишет море, называют маринистами. Значит И.К. Айвазовский – художник-маринист.

Обратите внимание, что на всех  трёх картинах море имеет разное состояние. Давайте рассмотрим поближе первую картину.

(слайд № 5)

Воспитатель:

         Как вы думаете, каким художник изобразил здесь море?

Дети:

         Спокойное, ласковое, приветливое.

Воспитатель:

         Правильно ребята! А теперь посмотрите на следующую картину.

(слайд №6)

Воспитатель:

         Но прежде, чем говорить, каким художник изобразил здесь море, давайте мы с вами вспомним сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке», как автор описывает разные состояния моря.

Показываю книгу

Послушайте: «Вот пошел старик к синему морю, Видит, море слегка разыгралось»

а можно ли сказать о этой картине, что здесь море слегка разыгралось?

Дети отвечают на вопрос.

(слайд № 7)

Воспитатель:

         Правильно! И давайте посмотрим на третью картину, а кто из вас, ребята, сможет описать море на этой картине?

Дети:

         Большие, сердитые волны, грозное море, штормовое.

Воспитатель:

Звучит шум моря

         А вот как такое состояние моря описывает А.С. Пушкин в своей сказке: «Вот идет старик к синему морю,

Видит, на море черная буря,

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют»

Ой, посмотрите,  ребята! Штормовое море выбросило волной на берег старую загадочную бутылку. В ней что-то есть! Давайте её откроем и посмотрим, что же внутри?

Дети:

          Это карта.

Воспитатель:

         Правильно, это старинная карта. Давайте её хорошенько рассмотрим. А чтобы вам  всем хорошо было видно, мы поместим эту карту на экране.

(слайд № 8)

Воспитатель: Ой, а тут ещё и записка. Я её прочту: 

У меня в стране беда

Ваша помощь мне нужна

Приглашаю всех детей

В путь отправиться скорей

Ждут вас испытания

Трудные задания

В царство знаний поспешите

И порядок наведите.

“Уважаемые ребята! Эта тайная карта приведёт вас в удивительную страну Знаний, где  я ожидаю от вас помощи, но и спрятаны истинные сокровища. Эти сокровища будут служить вам всю жизнь. Счастливого пути, ребята! С уважением - Королева знаний.

Воспитатель: Ну что, готовы отправиться в путь? Сможете преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в дороге? (Да)

Воспитатель: (обращается к карте)

Ребята, здесь изображены острова и нарисован загадочный маршрут, который проложен от острова к острову. Ребята, посмотрите на последний остров с огромной горой. Что мы видим на этом острове?

Дети:

         Сундук.

Воспитатель:

А что может находиться в сундуке?

Дети:

         Клад, сюрприз, драгоценности

Воспитатель:    

Правильно! Это сундук, закрытый на большой замок, в котором спрятан клад. И чтобы этот замок открыть нам нужен волшебный ключ.

         Карта указывает, где находится клад, но чтобы добраться до клада, нам нужно отправиться в путешествие по островам страны Знаний, где нас ждут сложные, но очень интересные задания, и справиться с ними могут только самые внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеет слушать и думать. И только преодолев испытания, мы поможем Королеве Знаний и найдём удивительный клад. Выполнив задания на каждом острове, мы получим ключи, чтобы подобрать нужный к замку этого сундука.

Показываю ключи на островах.

1 ребёнок: В страну Знаний
Попасть совсем не сложно. 
Она ведь исключительно 
Удобна расположена.

2 ребёнок: Там знания царствуют
Во всём своём всесилии. 
Там все мечты сбываются, 
А наши огорчения 
Сейчас же превращаются 
В смешные приключения.

Воспитатель:

        Итак, Вы готовы к путешествию?

Дети:

         Да!

Воспитатель:

Хорошо. А  вот на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, если выполните первое задание.

(слайд № 9)

Воспитатель:

         Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. На них нарисованы точки с цифрами.  А теперь посмотрите на экран и послушайте внимательно задание.

         Вам необходимо соединить точки прямыми линиями в той последовательности, в которой расположены цифры.

         Посмотрите, внимательно: с левой стороны соединяем точки снизу вверх, т.е.  от 1 до 10,а с правой стороны сверху вниз, учитывая обратный счет от  10 до 1.

Приступаем к выполнению задания.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель:

         Выполнили? Хорошо, молодцы!

(слайд № 10)

Воспитатель:

         Ребята, а кто мне расскажет, в каком порядке вы соединили точки, следуя снизу вверх с левой стороны?

Ребёнок:

Считают от 1 до 10.

Воспитатель:

         А как называется такой счет?

Ребёнок:

         Прямой.

Воспитатель:

         Правильно! А кто мне расскажет с правой стороны, в каком порядке вы соединили точки, следуя сверху вниз.

Ребёнок:

          Считает  от 10 до 1.

Воспитатель:

          Правильно! А как называется такой счет?

Ребёнок:

         Обратный.

Воспитатель:

         Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. А что же за предмет у вас получился на листочке?

Дети:

         Корабль.

Воспитатель:

         Наше путешествие начинается, корабль готов к отплытию, но чтобы попасть на корабль нужно купить билет. Билет стоит четыре монетки На столе лежат карточки, на них нарисованы кружки двух цветов – это монетки. Подберите монетки. Подберите монетки так, чтобы у вас было 4 монетки.

Дети: дети работают с карточками и показывают результат.

Воспитатель:

         Хорошо, для того, чтобы наш корабль двинулся в путь по волнам нам необходим ветер. А как мы можем сделать ветер?

Дети: Подуть.

Воспитатель:

         Хорошо, а сейчас, выходите все сюда  и будьте внимательны, повторяйте за мной движения и мы вместе будем дуть на наш корабль.

Мы плывём под парусами

(руки вверх, кисти влево, вправо)

Крокодилы вслед за нами.

(руки змейкой)

Смотрят круглыми глазами.

(руками показать)

Пасти с острыми зубами

(руками показать пасти)

Ветер в парус дуй сильней

Чтоб от них уплыть скорей.

(дети дуют)

(слайд № 11)

Воспитатель:

          Вот чудо,  мы приплыли к первому острову. Как по - вашему, ребята, кто живёт на этом острове?

Дети:

         Геометрические фигуры.

Воспитатель:

         Правильно, ребята! И называется этот остров «Остров геометрических фигур». А какие фигуры вы видите на этом острове?

Дети:

          Круг, овал, квадрат и т.д.

(если дети не назвали треугольник, то …)

Воспитатель:

А сам остров по форме, на какую геометрическую фигуру похож?

Дети:

          На треугольник.

Воспитатель:

Ребята, на острове геометрических фигур ураган разломал все домики жителей острова и разбросал все фигуры. Помогите жителям острова навести порядок и построить им дома.

(дети садятся за столы и выполняют задание – строят дома из геометрических фигур)

Воспитатель:

Хорошо! Жителям острова понравились ваши дома и они с удовольствием будут жить в таких домах.

А сейчас жители этого острова, приглашают нас в математическую мастерскую, чтобы украсить ваш кораблик. Присаживайтесь.

         Ребята, у вас на столах в розетках лежат разноцветные палочки. Возьмите эти палочки. Посмотрите, внимательно, чем они отличаются?

Дети:

          Длиной, цветом.

Воспитатель:

         А теперь, придвиньте к себе кораблик и разложите эти палочки на кораблик так, чтобы они по длине соответствовали полоскам на кораблике, от самой длинной, до самой короткой.

Слайд №12

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель:

         Все выполнили? Молодцы! У меня, как и у вас тоже есть такой кораблик.

(слайд № 13)

Воспитатель:

         Посмотрите, какие красивые у нас получились кораблики!

Различные полоски, обозначают палубы корабля. Ребята, а сколько всего палуб получилось на ваших кораблях?

Дети:

         Пять.

Воспитатель:

         Правильно, значит у нас получился пятипалубный корабль

         А какого цвета самая длинная палуба?

Дети:

         Жёлтая.

Воспитатель:

         А какого цвета  самая короткая палуба?

Дети:

         Белая

Воспитатель:

         А какого цвета четвертая палуба снизу?

Дети:

         Зелёная.

Воспитатель:

          Палуба, какого цвета находится выше желтой?

Дети:

         Красная.

Воспитатель:

         А между зелёной и красной палубами, какого цвета палуба?

Дети:

          Голубая.

Воспитатель:

         Ребята, проверьте, у всех так расположены полоски?

         А теперь листочки аккуратно отодвиньте к краю стола.

         Молодцы ребята! Все задания вы выполнили правильно, и поэтому мы смело можем получить наш первый ключ.

(слайд № 14)

Воспитатель:

         А наше путешествие продолжается. И вот отправляемся мы с вами дальше на наших корабликах.

Отважный кораблик плывет в океан.

Все вы матросы, а я капитан.

Мы дружно шагаем, все вместе плывем,

На остров волшебный мы попадем!

(слайд № 15)

Воспитатель:

         Ребята, посмотрите, на что похож остров, к которому мы приплыли.

Дети:

         На букву «А»

Воспитатель:

         Правильно, ребята! Живут здесь буквы и звуки  и называется этот остров «Грамотейка».

Воспитатель: .И опять у нас опять беда: звук потерялся, нужно найти его место в слове: в начале, в середине или в конце слова и отметить красным цветом.

(Слайд № 16)

Игра «Найди место звука в слове» 

Дети выполняют задание индивидуально, затем все проверяют правильность выполненной работы.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-dlia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-putieshiestviie-v-stranu-znanii_1.png

Воспитатель:

                 Молодцы, все справились!

(слайд № 17)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что слова бывают короткими и длинными. Как можно измерить слово? (слогами).

Ребенок: Измерить длиннющее слово—

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать—

Хлопать в ладоши пора начинать!

Игра – физкультминутка «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Вам необходимо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «Машина», подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове «мяч», покружиться, присесть и т.д.

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). А теперь посмотрите на картину, составьте предложение по схеме.

(слайд № 18)

Воспитатель:

         Молодцы, ребята с заданием все справились и жители острова «Грамотейка» подарили нам следующий ключ. 

(слайд № 19)

Воспитатель:

          Ребята, а какой по счету ключ мы получили?

Дети:

         Второй.

Воспитатель:

          Правильно, молодцы!

Воспитатель: Предлагаю Вам немного размяться (игра с мячом)

Игра « Кто знает, пусть дальше называет».
• Зима, а за ней что?
• Весна, а за ней что?
• Сколько месяцев в году?
• Сколько дней в неделе?
• Какой сегодня день недели?
• Какой был вчера?
• Какой будет завтра?

  • Какой день недели между понедельником и средой?
  • Какой день недели перед вторником?
    • Что больше час или минута?
    • Осень, а за ней что?    

Воспитатель:

Хорошо. Молодцы ребята.

Глазками немного поморгали

И на новый остров мы попали.

(слайд № 20)

Воспитатель:

         Вот и попали мы на следующий остров, но что-то здесь не так? А почему я так решила?

Дети:

         Потому, что слышим сигнал необычный.

Воспитатель:

         Этот необычный сигнал называется сигналом «СОС».

         Ребята, а кто из вас знает, когда подают такой сигнал «СОС»?

Дети:

         Когда кто-то попал в беду и им нужна помощь.

Воспитатель:

         Значит, этому острову требуется помощь. Поможем, ребята, жителям этого острова справиться с их бедой?  

Дети: Да!

Воспитатель:

         Этот остров называется «Наоборот».

         Что же, по-вашему, на этом острове не так? Посмотрите.

(слайд № 21)

Дети:

         Птицы в воде, а рыбы летают в небе.

Воспитатель:

         А должно быть как?

Дети:

         Все наоборот! Птицы летать в небе, а рыбы плавать в воде.

Воспитатель:

         Правильно, молодцы!

(слайд № 22)

Воспитатель:

         Вот  что, ещё происходит на этом острове, посмотрите.

(слайд №23)

Дети:

         Ночью светит солнце.

Воспитатель:

         А что светит ночью?

Дети Луна.

(слайд № 24)

Воспитатель:

          Молодцы! А вот посмотрите, что здесь не тек?

(слайд № 25)

Дети:

         Летом идет снег, а он бывает только зимой

(слайд № 26)

Воспитатель:

         Правильно, молодцы! Ну, что ж, ребята, жители острова благодарят вас за то, что всё расставлено по своим местам и дарят нам ещё один ключ.

         Какой по счету у нас ключ?

Дети: Третий. 

Слайд № 27

Воспитатель:

          Правильно, а нам нужно плыть дальше.

(слайд № 28)

Воспитатель:

          А вот, ребята, и последний остров «Размышляйка», где находится волшебный сундук с кладом, а это жители этого острова. Ой, ребята, кажется с ними что-то произошло. Как вы думаете, почему я так решила?

Дети:

         Они грустные, печальные.

Воспитатель:

         А загрустили они от того, что не могут никак справиться с заданиями. Как же им помочь, ребята?

Дети:

          Подумать и решить эти задания.

(слайд № 29, 30, 31, 32, 33)

Воспитатель:

         Вот и все. Молодцы, справились с заданиями. Жители острова довольны?

Дети:

         Да, они улыбаются.

(слайд № 34)

Воспитатель:

         А теперь ребята мы можем взять волшебный сундук и отправиться в детский сад.

( слайд № 35, 36) под музыку

Воспитатель:

         Ну вот мы и дома, но открыть волшебный сундук можно только одним ключом, который подходит к замку от сундука. Посмотрите внимательно на ключи, как вы думаете, какой из них откроет замок и почему?

Воспитатель: Давайте скорей его откроем и посмотрим, что внутри. (Дети открывают сундук)

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Заработали вот эти подарки.

Это же буквы. Ребята, это и есть истинное богатство. Зная буквы, человек учится читать, а умея читать, мы узнаём многое, можем путешествовать сидя дома. Ведь знания - это тоже богатство.

Воспитатель: (слайд № 37)

Ты эти буквы заучи, 
Их три десятка с лишним, 
А для тебя они - ключи 
Ко всем хорошим книжкам. 
В дорогу взять не позабудь 
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь, 
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях, 
Растеньях и машинах. 
Ты побываешь на морях 
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края 
Откроет путь от А до Я.

- Знаете, а в сундуке ещё что-то есть, (Смотрит) Это же угощение - печенье в форме букв. Давайте, вы угостите печеньем и остальных ребят в группе.

Давайте с вами вспомним, куда мы   путешествовали, на чём?

Дети: отвечают

Воспитатель:  А кто может сказать, что понравилось больше всего в нашем путешествии?

Дети: отвечают

- Что было для вас сложным и тяжелым, а какие задания дались вам легко?

Дети, Королева страны Знаний вас благодарит за оказанную помощь. Со всеми сложными заданиями вы справились, потому что были настойчивы и внимательны, находчивыми и уверенными, смелыми и активными. Я горжусь вами! (слайд № 38)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая НОД "Путешествие по островам знаний"

Итоговая НОД "Путешествие по островам знаний"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе («Познание» (РЭМП, ФЦКМ)+экология) на тему: «Путешествие по островам знаний »

-обобщить знания детей о значении воды для жизни всего живого на Земле;  -продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;-закрепить название г...

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСТРОВАМ ЗНАНИЙ».

Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСТРОВАМ ЗНАНИЙ».Интеграция образовательных областей:Познание, коммуникация, социализация, музыка, физическая культура...

Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе «Путешествие по островам знаний»

Итоговое занятие по кружковой работе с использованием интерактивного оборудования Мimio....

конспект интегрированного занятия по теме:"Волшебное путешествие по островам знаний"

занятие по всемконспект интегрированного занятия по теме:"Волшебное путешествие по островам знаний" образовательным областям: развитие речи, математика, экологическое развитие , художественно - эстети...