Мой успешный проект "Сенсорное развитие"
проект по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
«Детский сад №10» г. Ялуторовска
Творческая презентация опыта «Мой успешный проект»
Секция для воспитателей ДОУ
Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста
Автор: Бутова Анна Алексеевна
Воспитатель, МАУДО «Детский сад №10»
e-mail: anya.butova.78@ mail.ru
Почтовый адрес образовательной организации:
627011, Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Декабристов, д. 1а
тел. 8(34535) 3-15-49
e-mail: det-sad10@mail.ru
сайт: http://solnishko10.caduk.ru/
Город Ялуторовск
2018 – 2019 учебный год
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Малыши познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений.
Основная задача сенсорного развития детей заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.
В моей системе работы важное место занимает усвоение детьми сенсорных эталонов. Таких как цвет (синий, зелёный, красный, жёлтый), форма (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), величина (большой, поменьше, маленький). Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойства предметов.
В работу по усвоению сенсорных эталонов детьми раннего возраста я включаю разнообразные виды деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование), непосредственно образовательную деятельность.
Как известно, внимание детей младшего дошкольного возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе я делаю акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.
В контексте данной темы я рассматриваю возможность усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста с помощью игровых технологий, что позволило мне разработать содержание и выбрать методы реализации своего проекта.
Исходя из этого возникает цель: создание условий, обеспечивающих эффективное использование игровых технологий для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста.
Определила задачи проекта:
1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами игровых технологий;
2. Развивать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
3. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов;
4. Пополнить дидактический материал, картотеку игр и упражнений, направленных на усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста.
5. Повышать уровень педагогической компетентности родителей в данном направлении.
Главные принципы, на которые я опираюсь в работе:
- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- систематичности и последовательности;
- от простого к сложному;
- наглядности;
- принцип повышения самостоятельности и активности детей.
Этапы реализации проекта:
I этап: информационно-аналитический.
Направлен на изучение и подбор игровых технологий на развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста; пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми; изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
II этап: творческий.
Включает изготовление авторских игр и пособий на развитие «сенсорики» у малышей; проведение игр-занятий; оформление стендов для родителей по теме проекта; консультации и практикумы для родителей.
Использую методы и приемы игровых технологий в обучении детей:
- игровые образовательные ситуации;
- игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
- игры и пособия традиционного и нетрадиционного характера
- создание сенсомоторного уголка в группе.
В своей работе я опираюсь на игровую форму обучения, так как во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Учитывая способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию - необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая решается во время игр.
Мои малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я организовываю жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт. Для этого в группе создана развивающая среда: оформлен сенсорный уголок, созданы галерея нетрадиционных игр и пособий, уголок экспериментирования. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
При организации сенсомоторного уголка я уделяю внимание созданию и предназначению предмета, где в процессе игры дети обогащают свой чувственный опыт.
Направление сенсомоторного уголка:
-для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.
При ознакомлении ребят с сенсорными эталонами, использую игровой персонаж. Сказочный герой помогает освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов: «Помоги лисичке прикрепить пуговицы к шубкам», «Помоги колобку вернуться к бабушке и к дедушке домой», «Помоги зайчику починить валенки и рукавички». Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с окружающим миром.
Провожу игры-экспериментирования, которые направлены на развитие всех видов восприятия. Здесь важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных. Природа создала все то, что ребенок познает. В группе собран материал на развитие тактильных ощущений, используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.
При проведении игр и в подборе предметной среды формируются не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет я побуждаю детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: дети сжимают, гладят, проводят пальчиком по контуру, т. е. используют сенсорно-моторные движения. Развивается рука и при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов: игры вкладыши с разными фигурками животных и растений, разноцветные вкладыши – цилиндры. Именно пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук, работа с разными видами мозаик, рисование пальчиком по манной крупе и красками, планировались мной каждую неделю. Мной была изготовлена игра «Положи кубик (шарик) в окошечко домика». Было интересно наблюдать, как дети пытались методом проб и ошибок вставляли кубик в круглое окошечко, а шар в квадратное.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детей предлагаю игры: «Собери бусы», «Веселые матрешки», конструктор «Разноцветные треугольники», конструктор «Разноцветные колечки и снежинки», домики с геометрическими фигурами, напольная мозаика «Полянка», разные виды пирамидок, игры пазлы и др.. Игра всегда проходит с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Если кто-то из детей ошибется, остальные стараются сразу же исправить, подсказать.
Игры со строительным материалом и мелкими игрушками тоже нравятся моим малышам. Они любят раскладывать кубики и кирпичики, строить домики, башни и дорожки. Так же в группе подобраны игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Игра «Погремухи» или «Шумовые коробочки». Где дети сначала рассмотрели, что будет положено в «коробочки», а потом на слух должны определить что-там находится и как это звучит. Дети с удовольствием играли в эти игры. Например, игра «Тихо - громко» развивает умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирались игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).
Работая над проблемой развития сенсорики, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Действия педагогов и родителей должны быть согласованными, а требования постоянными.
Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного развития, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование.
После этого провела консультацию на тему: «Чем занять ребенка дома», на которой родители не только узнали о значении и видах игр и способах их организации по развитию сенсорных эталонов, но и имели возможность познакомиться с конкретными играми, узнать их правила, поиграть. Оказались востребованными и консультации на следующие темы: «Игровые технологии в организации детской жизни», «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома», «Сенсорные способности малыша».
Взаимодействуя с семьей, использую разнообразные методы и формы работы: практикумы, мастер-классы, консультации, День открытых дверей, выставки.
Было проведен мастер-класс по изготовлению игрушки «Мякиш». Она служит для массажа или самомассажа ладони ребенка для закрепления цвета, формы. Родители сами научились изготавливать игрушки, проявили свои творческие способности.
Родители принимают активное участие в организации и оформлении мини – среды по сенсорному развитию в группе. Много пособий, игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую-либо игру, мамы сами активно участвуют в игровой деятельности с детьми. Например, игра «Курочка и цыплятки», где дети закрепляют количество - курочка одна, а цыпляток много, величина – курочка большая, а цыплятки маленькие.
Таким образом, внедряя разнообразные формы с родителями, установлен тесный контакт, вместе с ними мы добиваемся положительных результатов по развитию детей.
Эффективность работы по проекту подтверждается на практике. По моим наблюдениям, бесед с родителями, могу сказать, что у детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию (свободно различают основные цвета, геометрические формы, величину). Проект дал толчок для развития детского творчества и воображения. У малышей повысился уровень связной речи.
Таким образом, использование игровых технологий в работе с детьми, помогает развивать сенсорные эталоны, что способствует развитию познавательной деятельности, у детей упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Со своей стороны буду продолжать работу по развитию сенсорных эталонов, разрабатывать новые игры, пособия и привлекать родителей к совместной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.» СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ на 2015-2020 учебный год
Этапы работы по самообразованию на 5 летТема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.»...
Программа профессионального развития Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития в контексте внедрения ФГОС в ДОУ.
Программа по самообразованию....
Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников
Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников...
Педсовет «Речевое развитие - как необходимое условие успешного личностного развития дошкольников»
Проблема развития речи дошкольников была актуальна всегда. Вопросы формирования речи детей, которые являются важнейшей составной частью умственного воспитания, постоянно находятся в поле зрения педаго...
Презентация "Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников с ОВЗ"
Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешн...
«Развитие мелкой моторики ребенка как фактор успешного речевого развития»
Папка передвижка для родителей о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи....