Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников
консультация
Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников
Борисова Елена Валерьевна, воспитатель
На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.
Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Одним из важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной подготовки ребенка к школьному обучению является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Однако, процесс развития речи дошкольника весьма сложен, неоднозначен и зависит от многих факторов. В числе таковых выделяется уровень развития сенсомоторных навыков у ребенка-дошкольника.
Почему же так важно развивать сенсорику и мелкую моторику еще в дошкольном возрасте?
Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. Опытным путем доказано, что наиболее высокие результаты в работе над развитием речи достигаются именно у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.
Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для малышей. Мы предлагаем вниманию читателей несколько наиболее интересных игр, направленных на развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников разного возраста. При освоении образовательных областей игры можно организовать в различных видах деятельности.
Рекомендуемые игры для детей 2–3 лет.
Приклей-ка.
Для игры понадобится пленка-самоклейка различных цветов. Можно сделать заготовки в виде геометрических фигур, облаков и др. Для основания – плотная полиэтиленовая пленка. Игру можно проводить в свободной деятельности детей с задачей: “приклей – отклей”, а можно организовать в ходе продуктивной деятельности (аппликация) при освоении образовательной области “Художественное творчество”.
Шумелки.
Для игры готовим непрозрачные емкости одного размера и цвета с плотными крышками. Это могут быть бутылочки или коробочки. В емкости насыпаем различный “материал”: крупа, горох, монетки, стружка, металлические шарики или гвоздики. Воспитатель выбирает любую шумелку, встряхивает ее. Задача для ребенка – найти такую же шумелку, как у воспитателя.
Разноцветные стаканчики (мыльницы, тарелки).
Пластиковые разноцветные стаканчики можно широко использовать в разных видах деятельности. Например, сжать стаканчик и послушать, как он хрустит, или построить пирамидку. Незаменимы они и при развитии пространственного мышления при освоении предлогов. Задания могут быть такими:
– построим мостик через речку,
– загоним машину в гараж,
– построим домики для зверюшек.
Рекомендуемые игры для детей 5–7 лет.
1. Помоги Золушке разложить семена (“Чтение художественной литературы”).
Материал: горох, бобы или фасоль.
Ход игры: смешать все семена, предложить ребенку разложить семена по отдельным ячейкам (можно использовать пластиковые контейнеры для яиц).
3. Фрукты на веревочке (Коммуникация”).
Материал: яблоки, груши, бананы, ножницы, веревка
Ход игры: на веревке привязаны фрукты. Ребенку завязывают глаза. Он должен подойти к веревке, срезать фрукт ножницами, угадать его на ощупь и описать.
4. Картина (техника – ниткопись) (“Художественное творчество”).
Материал: заготовка из цветного картона с контуром рисунка, цветные шерстяные нитки из распущенных клочков (волнообразные или “кудрявые”), клей, кисточка, салфетка.
Ход игры: ребенок выбирает нитки нужных цветов для своего рисунка, наносит клей с помощью кисточки на картон по контуру рисунка и аккуратно кладет нитки, не натягивая их. Промокает салфеткой весь рисунок. Получается “живая”, теплая картинка.
5. Попади в цель (“Физическая культура”, “Здоровье”)
Материал: мячики или мешочки с песком, мишень.
Ход игры: дети по очереди бросают мячик в цель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.» СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ на 2015-2020 учебный год
Этапы работы по самообразованию на 5 летТема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.»...
Программа профессионального развития Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития в контексте внедрения ФГОС в ДОУ.
Программа по самообразованию....
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...
Педсовет «Речевое развитие - как необходимое условие успешного личностного развития дошкольников»
Проблема развития речи дошкольников была актуальна всегда. Вопросы формирования речи детей, которые являются важнейшей составной частью умственного воспитания, постоянно находятся в поле зрения педаго...
Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников
В статье представлен опыт работы по теме: "Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников"...
Презентация "Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников с ОВЗ"
Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешн...
«Исследовательская деятельность дошкольников-необходимое условие успешного познавательного развития ребенка дошкольника.»
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»Ральф У. Эмерсон....