Конспект ООД «Как мы Шахматной Королеве помогали»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шилкина Елена Анатольевна

Конспекторганизованной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gmo_19.01.18.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение подготовительных групп

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

в подготовительной группе

Шилкиной Елены Анатольевны,

воспитателя

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»

г. Когалым, 2018

Тема: «Как мы Шахматной Королеве помогали»

Форма: решение проблемной ситуации

Цель: создание условий для развития логического мышления дошкольников.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения через умение свободно ориентироваться в пределах ближайшей к детскому саду местности с применением карты  микрорайона.
  2. Закрепить первоначальные знания детей о шахматах (названия фигур, шахматная доска) посредством увлекательных дидактических игр и упражнений.
  3. Совершенствовать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, правильно задавать вопросы.
  4. Развивать интеллектуальные способности: сообразительность, восприимчивость, память, внимание, логическое мышление, пространственное воображение.
  5. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь другим.

Словарная работа:

Материалы и оборудование: карта микрорайона, наборы шахмат (1 набор на пару детей), маркер, настольные дорожные знаки, демонстрационная шахматная доска с набором фигур, д/и «Волшебный мешочек», напольное полотно «Шахматная доска», набор костюмов для игры «Живые шахматы».

Предварительная работа. Образовательная деятельность по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», экскурсии по микрорайону города, дидактические игры и упражнения по правилам дорожного движения, выставки совместных работ с родителями «Светофор», «Мы по улице идем», проведение занятий, самостоятельная деятельность вне занятий (настольно-печатная игра «Что изменилось», «Домино», дидактическая игра «Собери доску», компьютерная игра «Шахматы»).

Методы и приёмы:

  • Игровые: дидактические игры «Волшебный мешочек», «Что изменилось?», «Расставь шахматные фигуры», игровые упражнения на шахматном поле «Найди свое место», «Чего не хватает?», «Кто как ходит?».
  • Наглядные: демонстрация шахматных фигур, шахматной доски.
  • Словесные: постановка проблемы, обсуждение, вопросы, предположения.
  • Практические: работа с картой, выполнение заданий, работа с шахматной доской.

Формы деятельности: совместная образовательная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность со сверстниками.

Планируемые результаты:  Сформированы знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Дошкольники на лету схватывают сложные термины, усваивают и применяют условные обозначения фигур и полей. Расширяется кругозор детей, увеличивается их словарный запас. Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, самостоятельности.

Ход деятельности

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Введение в ООД

Воспитатель разворачивает карту 2-го микрорайона города и что-то с интересом рассматривает и рассуждает.

- Может так лучше пройти? Нет, думаю лучше через улицу Молодежная - быстрее будет… 

- Ребята, можете мне помочь? Дело в том, что мне позвонила Шахматная Королева из страны Шахматбург. Ей необходимо добраться зачем-то до нашего детского сада. В общем, она потерялась в городе, и ей нужно подсказать, как до нас дойти.

Она стоит сейчас на Рябиновом бульваре напротив магазина Фламинго и ей нужно дойти до детского сада «Чебурашка», соблюдая  правила дорожной безопасности и все дорожные знаки.

Дети заняты в самостоятельной игровой деятельности, увидев воспитателя с картой, подходят и вступают в диалог

Мотивационно - побудительный

- С чего же начать?

Диалог с детьми, выслушать предлагаемые ими варианты действий.

Воспитатель подводит детей к пониманию учебной задачи: нужно разобраться с картой, расставить все знаки в микрорайоне, уточнить правила дорожного движения и помочь Королеве дойти до детского сада.

Дети отвечают на вопрос взрослого, предлагают варианты ответов

Организационно - поисковый

  1. Работа с картой.
  • Определить на карте местоположение детского сада, Королевы.
  • Нарисовать маршрут.
  • Расставить дорожные знаки на карте.
  • Уточнить правила дорожного движения по маршруту.

- Как же нам сообщить Шахматной Королеве о маршруте? (подвести детей к записи голосового сообщения на телефон и прослушать для проверки).

Пока дети продолжают общаться по карте, заходит Шахматная Королева в группу.

Ш.К. Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые! Какой у вас красивый город! Спасибо за помощь, я очень быстро и легко смогла добраться к вам.

В. Здравствуйте, Королева! Мы рады, что смогли помочь. Спасибо ребята вам за помощь, без вас и ваших знаний о правилах дорожного движения я бы не справилась. (обращаясь к королеве) Но скажите, что вы делаете в нашем детском саду, зачем прибыли?

Ш.К. Мне сообщили, что в вашем детском саду в феврале состоится шахматный турнир. Поэтому я прибыла, чтобы проверить - готовы ли вы к нему! Ну и у меня для вас небольшой сюрприз! Но об этом позже.

В. Ну хорошо, тогда я предлагаю устроить блиц-турнир, в ходе которого выясним, что наши дети знают об игре в  шахматы, и что вы узнали о правилах дорожной безопасности.

Вопросы будем задавать по очереди: один вопрос - ребята, один - Королева. Ну что - с кого начнем?

  1. Блиц-турнир

Для детей:

  • Какой формы шахматная доска? (квадратная)
  • Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
  • В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
  • Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
  • Играет не простую роль Его величество (король).

Для Королевы:

  • Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
  • Назовите сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный)
  • На какой сигнал светофора запрещается движение? (на красный)
  • Где надо переходить улицу? (по пешеходному переходу, на светофор)
  • На какой сигнал светофора разрешается движение? (на зелёный).

В. Все правильно ответили на вопросы друг друга. Ребята имеют представления о шахматах, а Королева сможет добраться обратно, не попав в беду.

Ш.К. Ну. а чтобы ребята показали практические умения в игре в шахматы, поиграю-ка я с ними в несколько игр…

  • «Волшебный мешочек»: сложить все шахматные фигуры в мешочек, каждый ребенок пытается на ощупь определить шахматную фигуру, назвать ее, затем достать из мешочка и проверить правильность своей версии.
  •  «Что изменилось»: поставить в ряд несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает 1 и 2 фигуры – дети должны сказать, каких фигур не стало.
  • «Расставь фигуры» - дети в парах на доске расставляют шахматные фигуры в правильном порядке. В ходе игры поправляют друг друга, оказывают помощь.

В. Для того, чтобы проверить, правильно ли вы расставили шахматные фигуры, послушаем стихотворение Саши:

Я смотрю на первый ряд

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на месте пешки.

Ш.К. Молодцы! Ну а теперь пришло время сюрприза! Я приглашаю вас спуститься в музыкальный зал (спускаются)

  1. В зале на полу расстелено напольная шахматная доска, приготовлены костюмы, шапочки шахматных фигур.

В. Ой ребята посмотрите, что это? Что же с этим делать?

Ш.К. Это мой подарок вам, для того, чтобы вы научились еще лучше разбираться в шахматах! Я вам предлагаю превратиться в шахматные фигуры и выйти на поле.

Ш.К. Все готовы?

1. А теперь я прошу вас найти свое место на шахматном поле. Посмотрите, все верно нашли свое место?

2. Каких фигур не хватает на поле?

3. Разойдитесь под музыку по полю, а когда музыка остановится – найдите свое место. Только ходить нужно так, как ходит по доске ваша шахматная фигура.

Ш.К. Молодцы, ребята. Как хорошо вы играли. Я оставляю шахматную доску и костюмы вам в подарок, и благодарю за хорошие знания о моих друзьях – шахматах.

Вы заслужили все достойные награды

И в королевстве шахмат мы всегда вам рады,

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи, до свиданья!

Дети определяют, что им нужно для работы (знаки, маркер)

Варианты ответов детей, можно предложить детям сверить с индивидуальными маршрутами.

Дети вопросы придумывают сами

5-6 фигур

Предложить присесть детям

Самостоятельно готовят шахматные наборы, выполняют задание, оказывают друг другу помощь.

Убирают за собой наборы

Дети перечисляют, что видят

Дети самостоятельно определяют, кто кем будет, надевают костюм

Дети выполняют задания

Рефлексивно - корригирующий

В. Ой, ребята, вот это подарок! Теперь мы точно научимся играть в шахматы без проигрышей! А вы справились со всеми заданиями? Над чем нам нужно еще поработать? Чему еще научиться?

Переход к самостоятельной деятельности

Дать детям возможность выполнить ходы на поле, как шахматные фигуры, обменяться впечатлениями.

Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий "В гостях у шахматной Королевы"

Конспект на закрепление знания детей о шахматных фигурах, подготовка к обучению игре в шахматы....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Загадки Шахматной королевы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки Шахматной королевы».Цель занятия создать благоприятные условия для закр...

Конспект шахматного турнира "В гостях у шахматной королевы"

Турнир проводится между городскими ДОУ. На турнир приходит шахматная королевы и желает участникам удачных соревнований. Она же проводит награждение победителей....

Дидактическая игра по шахматам "Вопросы шахматной королевы"

Игра предназначена для детей 5-7 лет с целью закрепления знаний о шахматных фигурах....

Конспект занятия по шахматам: «Турнир с Шахматной Королевой».

Конспект занятия в подготовительной группе по шахматам:«Турнир с Шахматной Королевой».Цель: выявить знания у детей полученные в течении года....