Конспект занятия по шахматам: «Турнир с Шахматной Королевой».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе по шахматам:

«Турнир с Шахматной Королевой».

Цель: выявить знания у детей полученные в течении года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по шахматам:

«Турнир с Шахматной Королевой».

Цель: выявить знания у детей полученные в течении года.

Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающая: развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.

Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах.

Воспитатель загадывает загадку:

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

В-ль: Что делали дети в этом стихотворении? (Дети играли в шахматы)

В-ль: Правильно! Значит шахматы это игра?

В-ль: Ребята скажите, а можно ли игру в шахматы назвать спортом?

Дети: Конечно, можно.

В-ль: А в чем же соревнуются шахматисты: в своей силе, в своей быстроте, в своей ловкости?

Дети: Шахматисты соревнуются своим умом! Если играть в шахматы, то ты будешь умным и хорошо учиться в школе.

В-ль: Правильно, ребята, соревнуются в гибкости своего ума, в правильности выбранного хода.

И сегодня мы с вами тоже немного посоревнуемся!

Скажите, что нужно для игр в шахматы? (шахматная доска, шахматные фигуры).

В-ль: Шахматная доска есть и я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек», мы по очереди будем вынимать шахматные фигуры и расставлять их на шахматную доску в правильном расположении.

Начинают играть и понимают, что в мешочке фигур нет. Воспитатель достает из мешочка письмо, читает:

«Здравствуйте, ребята! Я Королева Шахмат, я слышала, что вы любите играть ШАХМАТЫ и решила проверить ваши знания в этой игре. Я заколдовала шахматные фигуры, но если вы будете правильно выполнять задания фигуры будут появляться в этом мешочке! Желаю вам удачи! Первое задание вас ждет в этом мешоке!»

1 задание: блиц-вопрос вы должны быстро ответить на вопросы.

-Какой шахматной фигурой, кроме пешки, можно начать партию?

-Как называются клеточки на шахматной доске?

-Каких полей больше черных или белых?

-На клетке какого цвета стоит черный король?

-Какая шахматная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?

-Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?

-Сколько пешек расположено на шахматной доске одного цвета в начале партии?

-Как переводится название игры ШАХМАТЫ?

-Как называют шахматистов которые сели играть?

-Какая фигура на доске самая сильна?

В-ль: Молодцы, вы справились с первым заданием, давайте посмотрим, появились ли шахматные фигуры, как обещала нам Королева шахмат.

Дети смотрят в мешочке и находят пешки расставляют их на шахматной доске. Вместе с воспитателем вспоминают как должна располагаться шахматная доска и где находятся пешки.

Следующее задание находится тоже в мешочке.

2 задание "Волшебные линии".

Нужно собрать правильно шахматную доску и тогда получите еще одну шахматную фигуру.

Дети с воспитателем подходят к столу на нем «разрезанная шахматная доска» (на 8 полосок), дети должны склеить правильно не перепутать расположение шахматных полей)

После выполнения задания подходят к мешочку, находят шахматные фигуры ладья, тоже расставляют их на шахматную доску.

3 задание. Вертикаль, горизонталь, диагональ Возле склееных шахматных досок лежат разноцветные полоски, нужно правильно расположить их на доске

Красная это вертикаль,

Зеленая-горизонталь,

Синяя диагональ

Находят в мешочке шахматные фигуры-конь. Ставят на свои места.

Физкультминутка: «Поприветствуй соперника»

Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность

А теперь прошу:

- пешек – похлопать,

- слонов – потопать,

- коней– попрыгать,

- ладей – повернуться вокруг себя,

- ферзей – дать «пять»,

- королей – обняться.

4 задание. Разрезные картинки (шахматные фигуры).

Дети собирают шахматные фигуры и называют их.

Находят в мешочке шахматную фигуру – слон.

5 задание. «Что ты за фигура?» Дети разбирают значки с цифрами, под которой находятся шахматные фигуры, читают под номерами основные характеристики фигуры, и должны догадаться кто они.

Достают из мешка шахматную фигуру- ферзь

6 задание. «Чей след?». Дети должны угадать, кто так ходит на презентации.

Находят в мешочке шахматную фигуру- Король, ставят на шахматную доску. Находят письмо:

«Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Осталось последнее задание. Шахматный турнир, если вы его выполните вас ждет последняя шахматная фигура и сюрприз. Желаю удачи!»

«Шахматный турнир».

Дети рассаживаются за столы с шахматными досками, на доске расположены пешки. Воспитатель объясняет правила «турнира». На доске расположены 3 белых и 3 черных пешки, возле каждой пешки стоит киндер яйцо (в одном из них конфета), если ребенок сделает правильный ход он получит конфету.

В конце находят в мешочке медали и письмо:

«Я очень рада ребята, что вы так много знаете о шахматах, что вы такие дружные. За это я хочу наградить вас медалями, и надеюсь, что вы не бросите знакомиться с такой прекрасной игрой как ШАХМАТЫ. И когда -нибудь мы с вами встретимся еще раз.»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП «В гостях у Королевы Математики»

Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умен...

Конспект занятия по развитию речи "Царство Снежной Королевы-Зимний лес. Дифференциация звуков С (сь)-З в речи."

На занятии активизируется словарный запас по лексической теме "Зима". с детьми проводятся : Зрительная гимнастика,  Пальчиковая гимнастика,  Двигательный речетренинг, Логопедическа...

Конспект занятия в подготовительной группе «Поможем шахматным фигурам».

Цель занятия: закрепить представление о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах, вызвать интерес к игре в шахматы.Задачи: выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры, р...

Конспект занятия для старших дошкольников «В поисках Королевы науки».

Конспект занятия для старших дошкольников«В поисках Королевы науки». Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:Об...

Конспект занятия по шахматам на тему: «Шахматная викторина»

Конспект занятия: «Шахматная викторина»(для детей старшего дошкольного возраста)Цель: Систематизировать и закрепить знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи:Развивать, память, вн...

Конспект занятия по шахматам на тему: «Шахматная доска»

Конспект занятия: «Шахматная доска»Цель:Познакомить детей с волшебным миром шахмат. Задачи:Развитие внимания и логического мышления;Обучение шахматным терминам;Воспитание чувства, так...

Конспект занятия на тему: "В королевстве шахматных фигур" для группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет

Цели: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи:- закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле»,...