Конспект по шахматам "Помощь Шахматной королеве" старший возраст
план-конспект занятия (старшая группа)

Патлина Ирина Александровна

Тема: «Помощь Шахматной Королеве» для детей 5-6 лет.

ФИО (педагога): Патлина И.А. Должность: воспитатель. Квалификационная категория: высшая

 Задачи по ФГОС:

Образовательные

1. Закрепление умения правильно называть и расставлять шахматные фигуры;

2. Формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах;

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.

2. Развитие умения действовать по словесной инструкции;

Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка).

Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.

Воспитательные:

1.Воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

2. Воспитание взаимоуважение к друг другу;Содержание НОД.  

Педагог: Организационный момент :

 Приветствие:
 Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

 Сегодня к нам пришла гость, которая желает научиться играть в шахматы.  Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Ребята, а вы знаете, что это не только игра в шахматы, а еще вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности. 

 Мотив.

Педагог:  Шахматная Королева  пришла в гости и просит о помощи найти ее друзей. С какой игры эта королева? (Шахматов)

 А чтобы вам легче было найти её друзей, мы должны с вами выполнить задания.

 Дети: хорошо.

Педагог: Ребята, первое задание от Королевы нужно отгадать загадку:

- Рожь на нём не колосится,
Не растёт на нём пшеница.
Слон и конь резвятся вволю —
Дети : Это… ( шахматное поле).

 

Педагог: Ребята, второе  задание от Королевы дидактическая игра «Фигуры заблудились».  (Ориентиры квадраты на краю стола  белые и черные)

 Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.

Участники находят ошибки и правильно расставляют шахматные фигуры. Педагог: Ребята, вы должны распределиться на группы и расставить правильно на шахматной доске фигуры.

 

Педагог: Ребята, третье  задание от Королевы  дидактическая игра «Доскажи словечко»

1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная (доска).

2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может (пешка).

3. Играет не простую роль Его величество (король).

4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово (шах).

5 Нужно проявить сноровку, Чтобы сделать (рокировку).

6. Каких клеток больше, черных или белых? (поровну) 

7. И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

8. На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)

Педагог: Молодцы, ребята,  какие вы внимательные, правильно ответили на все вопросы.

Педагог: Ребята, четвёртое  задание от Королевы   игра «Волшебный мешочек». (Конь, пешка, слон)

- Ребята,  Королева предложила поиграть всеми любимую вами  игру «Волшебный мешочек». Каждый из вас по очереди, на ощупь, должен определить шахматную фигуру и назвать ее.

Пусть темнота

И нету света —

Узнай фигуру:

Та иль эта?

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём.   

Физминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.         (дети выстраиваются в шеренгу)

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

Педагог: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо размялись, а мы продолжаем выполнять задания. 

Педагог: Ребята, пятое задание от Королевы игра: «Собери шахматную фигуру» (Ладья, слон, пешка)

Дети за столами, собирают шах. фигуры.

Педагог: Ребята, шестое  задание от Королевы игровое упражнение «Найди на рисунке Шахматного короля»

 Рефлексивный этап

Педагог: Ребята, посмотрите как все дружно заняли свои места шахматные фигуры, у каждого есть своё определённое место в этой начальной позиции.  

Педагог: Кому мы с вами помогали?

Какие задания мы свами выполняли?

А, что вам понравилось больше всего?

Для чего мы помогали Королеве найти друзей?

Дети: Без шахматных фигур не будет игры.

Педагог:  (Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять смайлик    с определенным настроением (печальный, радостный)). (Во время выбора воспитатель интересуется: почему ребенок делает такой выбор). Что ему понравилось больше всего? Что у него не получилось или что вызывала сложности?

Ребята, вы большие молодцы, мы с вами вместе одной дружной командой добились цели.

Приложение 1.

 

image

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pomoshch_shahmatnoy_koroleve.docx162.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

  Тема: «Помощь Шахматной Королеве» для детей 5-6 лет.

ФИО (педагога): Патлина И.А.

Должность: воспитатель.

Квалификационная категория: высшая

 

Задачи по ФГОС:

Образовательные

1. Закрепление умения правильно называть и расставлять шахматные фигуры;

2. Формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах;

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.

2. Развитие умения действовать по словесной инструкции;

Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка).

Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.

Воспитательные: 

1.Воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

2. Воспитание взаимоуважение к друг другу;

Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость

Количество детей: 11 человека

Способы организации НОД: стоя, сидя и стоя за столами.

Оборудование: шахматный герой Королева, комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, игра «Короля», фломастер, мяч,  «Волшебный мешочек», шкатулка.

Предварительная работа: Чтение отрывков из книги И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.

Содержание НОД.  

Педагог: Организационный момент :

 Приветствие:
 Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

 Сегодня к нам пришла гость, которая желает научиться играть в шахматы.  Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Ребята, а вы знаете, что это не только игра в шахматы, а еще вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности. 

 Мотив.

Педагог:  Шахматная Королева  пришла в гости и просит о помощи найти ее друзей. С какой игры эта королева? (Шахматов)

 А чтобы вам легче было найти её друзей, мы должны с вами выполнить задания.

 Дети: хорошо.

Педагог: Ребята, первое задание от Королевы нужно отгадать загадку:

- Рожь на нём не колосится,
Не растёт на нём пшеница.
Слон и конь резвятся вволю —
Дети : Это… ( шахматное поле).

Педагог: Ребята, второе  задание от Королевы дидактическая игра «Фигуры заблудились».  (Ориентиры квадраты на краю стола  белые и черные)

 Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.

Участники находят ошибки и правильно расставляют шахматные фигуры. Педагог: Ребята, вы должны распределиться на группы и расставить правильно на шахматной доске фигуры.

Педагог: Ребята, третье  задание от Королевы  дидактическая игра «Доскажи словечко» 

1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная (доска). 

2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может (пешка). 

3. Играет не простую роль Его величество (король). 

4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово (шах).

5 Нужно проявить сноровку, Чтобы сделать (рокировку).

6. Каких клеток больше, черных или белых? (поровну) 

7. И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

8. На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)

Педагог: Молодцы, ребята,  какие вы внимательные, правильно ответили на все вопросы.

Педагог: Ребята, четвёртое  задание от Королевы   игра «Волшебный мешочек». (Конь, пешка, слон)

- Ребята,  Королева предложила поиграть всеми любимую вами  игру «Волшебный мешочек». Каждый из вас по очереди, на ощупь, должен определить шахматную фигуру и назвать ее.

Пусть темнота

И нету света —

Узнай фигуру:

Та иль эта?  

 

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём.  

 

Физминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.         (дети выстраиваются в шеренгу)

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

Педагог: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо размялись, а мы продолжаем выполнять задания. 

Педагог: Ребята, пятое задание от Королевы игра: «Собери шахматную фигуру» (Ладья, слон, пешка)

Дети за столами, собирают шах. фигуры.

Педагог: Ребята, шестое  задание от Королевы игровое упражнение «Найди на рисунке Шахматного короля»

 Рефлексивный этап

Педагог: Ребята, посмотрите как все дружно заняли свои места шахматные фигуры, у каждого есть своё определённое место в этой начальной позиции.  

Педагог: Кому мы с вами помогали?

Какие задания мы свами выполняли?

А, что вам понравилось больше всего?

Для чего мы помогали Королеве найти друзей?

Дети: Без шахматных фигур не будет игры.

Педагог:  (Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять смайлик    с определенным настроением (печальный, радостный)). (Во время выбора воспитатель интересуется: почему ребенок делает такой выбор). Что ему понравилось больше всего? Что у него не получилось или что вызывала сложности?

Ребята, вы большие молодцы, мы с вами вместе одной дружной командой добились цели.

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Шахматный турнир"

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы, завершающий реализацию проекта "Шахматная школа "Ладья". Воспитатель выполняет роль тьютора, сопровождающего познавательную деятельно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...

Конспект занятия в шахматном кружке

ЦельЗнакомство с  шахматной  доской. Задачи:...

Конспект "Знакомство с шахматной доской"

Закрепить представления детей о шахматной доске, ее особенностях; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость....

Конспект ООД "Ценность шахматных фигур"

Познакомить с ценностью шахматных фигурзакрепить знания о игровых возможностях шахматных фигур....

Конспект НОД "В шахматной стране"

Конспект НОД по шахматам в ДОУ...

Конспект по шахматам "Шахматная доска"

Конспект по шахматам "Шахматная доска"...