Конспект по шахматам "Помощь Шахматной королеве" старший возраст
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: «Помощь Шахматной Королеве» для детей 5-6 лет.
ФИО (педагога): Патлина И.А. Должность: воспитатель. Квалификационная категория: высшая
Задачи по ФГОС:
Образовательные
1. Закрепление умения правильно называть и расставлять шахматные фигуры;
2. Формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах;
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.
2. Развитие умения действовать по словесной инструкции;
Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка).
Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.
Воспитательные:
1.Воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
2. Воспитание взаимоуважение к друг другу;Содержание НОД.
Педагог: Организационный момент :
Приветствие:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Сегодня к нам пришла гость, которая желает научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Ребята, а вы знаете, что это не только игра в шахматы, а еще вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Мотив.
Педагог: Шахматная Королева пришла в гости и просит о помощи найти ее друзей. С какой игры эта королева? (Шахматов)
А чтобы вам легче было найти её друзей, мы должны с вами выполнить задания.
Дети: хорошо.
Педагог: Ребята, первое задание от Королевы нужно отгадать загадку:
- Рожь на нём не колосится,
Не растёт на нём пшеница.
Слон и конь резвятся вволю —
Дети : Это… ( шахматное поле).
Педагог: Ребята, второе задание от Королевы дидактическая игра «Фигуры заблудились». (Ориентиры квадраты на краю стола белые и черные)
Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.
Участники находят ошибки и правильно расставляют шахматные фигуры. Педагог: Ребята, вы должны распределиться на группы и расставить правильно на шахматной доске фигуры.
Педагог: Ребята, третье задание от Королевы дидактическая игра «Доскажи словечко»
1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная (доска).
2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может (пешка).
3. Играет не простую роль Его величество (король).
4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово (шах).
5 Нужно проявить сноровку, Чтобы сделать (рокировку).
6. Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
7. И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)
8. На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)
Педагог: Молодцы, ребята, какие вы внимательные, правильно ответили на все вопросы.
Педагог: Ребята, четвёртое задание от Королевы игра «Волшебный мешочек». (Конь, пешка, слон)
- Ребята, Королева предложила поиграть всеми любимую вами игру «Волшебный мешочек». Каждый из вас по очереди, на ощупь, должен определить шахматную фигуру и назвать ее.
Пусть темнота
И нету света —
Узнай фигуру:
Та иль эта?
Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд. (дети выстраиваются в шеренгу)
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Педагог: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо размялись, а мы продолжаем выполнять задания.
Педагог: Ребята, пятое задание от Королевы игра: «Собери шахматную фигуру» (Ладья, слон, пешка)
Дети за столами, собирают шах. фигуры.
Педагог: Ребята, шестое задание от Королевы игровое упражнение «Найди на рисунке Шахматного короля»
Рефлексивный этап
Педагог: Ребята, посмотрите как все дружно заняли свои места шахматные фигуры, у каждого есть своё определённое место в этой начальной позиции.
Педагог: Кому мы с вами помогали?
Какие задания мы свами выполняли?
А, что вам понравилось больше всего?
Для чего мы помогали Королеве найти друзей?
Дети: Без шахматных фигур не будет игры.
Педагог: (Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять смайлик с определенным настроением (печальный, радостный)). (Во время выбора воспитатель интересуется: почему ребенок делает такой выбор). Что ему понравилось больше всего? Что у него не получилось или что вызывала сложности?
Ребята, вы большие молодцы, мы с вами вместе одной дружной командой добились цели.
Приложение 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 162.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Тема: «Помощь Шахматной Королеве» для детей 5-6 лет.
ФИО (педагога): Патлина И.А.
Должность: воспитатель.
Квалификационная категория: высшая
Задачи по ФГОС:
Образовательные
1. Закрепление умения правильно называть и расставлять шахматные фигуры;
2. Формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах;
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.
2. Развитие умения действовать по словесной инструкции;
Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка).
Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.
Воспитательные:
1.Воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
2. Воспитание взаимоуважение к друг другу;
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость
Количество детей: 11 человека
Способы организации НОД: стоя, сидя и стоя за столами.
Оборудование: шахматный герой Королева, комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, игра «Короля», фломастер, мяч, «Волшебный мешочек», шкатулка.
Предварительная работа: Чтение отрывков из книги И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.
Содержание НОД.
Педагог: Организационный момент :
Приветствие:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Сегодня к нам пришла гость, которая желает научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Ребята, а вы знаете, что это не только игра в шахматы, а еще вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Мотив.
Педагог: Шахматная Королева пришла в гости и просит о помощи найти ее друзей. С какой игры эта королева? (Шахматов)
А чтобы вам легче было найти её друзей, мы должны с вами выполнить задания.
Дети: хорошо.
Педагог: Ребята, первое задание от Королевы нужно отгадать загадку:
- Рожь на нём не колосится,
Не растёт на нём пшеница.
Слон и конь резвятся вволю —
Дети : Это… ( шахматное поле).
Педагог: Ребята, второе задание от Королевы дидактическая игра «Фигуры заблудились». (Ориентиры квадраты на краю стола белые и черные)
Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.
Участники находят ошибки и правильно расставляют шахматные фигуры. Педагог: Ребята, вы должны распределиться на группы и расставить правильно на шахматной доске фигуры.
Педагог: Ребята, третье задание от Королевы дидактическая игра «Доскажи словечко»
1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная (доска).
2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может (пешка).
3. Играет не простую роль Его величество (король).
4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово (шах).
5 Нужно проявить сноровку, Чтобы сделать (рокировку).
6. Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
7. И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)
8. На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)
Педагог: Молодцы, ребята, какие вы внимательные, правильно ответили на все вопросы.
Педагог: Ребята, четвёртое задание от Королевы игра «Волшебный мешочек». (Конь, пешка, слон)
- Ребята, Королева предложила поиграть всеми любимую вами игру «Волшебный мешочек». Каждый из вас по очереди, на ощупь, должен определить шахматную фигуру и назвать ее.
Пусть темнота
И нету света —
Узнай фигуру:
Та иль эта?
Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд. (дети выстраиваются в шеренгу)
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Педагог: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо размялись, а мы продолжаем выполнять задания.
Педагог: Ребята, пятое задание от Королевы игра: «Собери шахматную фигуру» (Ладья, слон, пешка)
Дети за столами, собирают шах. фигуры.
Педагог: Ребята, шестое задание от Королевы игровое упражнение «Найди на рисунке Шахматного короля»
Рефлексивный этап
Педагог: Ребята, посмотрите как все дружно заняли свои места шахматные фигуры, у каждого есть своё определённое место в этой начальной позиции.
Педагог: Кому мы с вами помогали?
Какие задания мы свами выполняли?
А, что вам понравилось больше всего?
Для чего мы помогали Королеве найти друзей?
Дети: Без шахматных фигур не будет игры.
Педагог: (Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять смайлик с определенным настроением (печальный, радостный)). (Во время выбора воспитатель интересуется: почему ребенок делает такой выбор). Что ему понравилось больше всего? Что у него не получилось или что вызывала сложности?
Ребята, вы большие молодцы, мы с вами вместе одной дружной командой добились цели.
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Шахматный турнир"
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы, завершающий реализацию проекта "Шахматная школа "Ладья". Воспитатель выполняет роль тьютора, сопровождающего познавательную деятельно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...

Конспект "Знакомство с шахматной доской"
Закрепить представления детей о шахматной доске, ее особенностях; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость....

Конспект ООД "Ценность шахматных фигур"
Познакомить с ценностью шахматных фигурзакрепить знания о игровых возможностях шахматных фигур....
Конспект НОД "В шахматной стране"
Конспект НОД по шахматам в ДОУ...