Проект по теме: «Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник»
проект по математике (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник» | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт
Проекта по теме:
«Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник»
Паспорт проекта «Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник»
Автор проекта | Кузуб Наталья Владимировна |
Участники проекта | Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители инструктор по физической культуре. |
Возраст участников проекта | 5-6 лет |
Тип проекта | Познавательно-игровой. |
Актуальность | Процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения, дидактические игры, предметно – пространственная среда, работа с родителями. |
Цель проекта | Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста |
Задачи проекта | Развивать умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости. - составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; - развивать математическое мышление, логические мыслительные операции, - использовать полученные знания в продуктивной деятельности. - показать родителям значимость знаний детей дошкольного возраста о геометрических фигурах. |
Объект исследования | |
Предмет исследования | Методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста |
Ожидаемые результаты проекта: | Повышение уровня знаний детей о геометрических фигурах. Повышение активности детей в поисково-исследовательской деятельности по разделу. Формирование повышенного интереса к играм и упражнениям с геометрическими фигурами. |
Формы работы по реализации проекта:
Недели | Цель | Мероприятия | |
1 неделя «Вместе с Кругом» | формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о геометрической фигуре «Круг». |
| |
закрепить умение выкладывать из счетных палочек узоры, видеть и называть фигуры; |
| ||
Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта. |
| ||
Развивать творческие способности, закреплять знания детей о круглых предметах. |
| ||
Повышать познавательную активность детей. |
| ||
Упражнять в ходьбе по кругу, развивать двигательное творчество, внимание, выполнять движения в соответствии с образцом. |
| ||
Продукт недели: 1. Выставка продуктов детской деятельности «Круглые предметы» 2. Изготовленные пособия для игр. | |||
2 неделя «Планета Геометрика» (квадрат, треугольник) | Умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах |
| |
Развивать общение и взаимодействие воспитанников со взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности. |
| ||
Закрепить знания о геометрических фигурах, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать память, мыслительные операции |
| ||
Развивать двигательное творчество, ориентировку в пространстве. | 4.Физическая культура: Подвижная игра «Фигуры». 5. Работа с родителями: Домашнее задание «Придумывание сказок и небылиц. | ||
Продукт недели: 1. Совместные сочинения родителей с детьми сказок о геометрических фигурах «Сказки и небылицы» | |||
3 неделя «Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник» | Закреплять представления о геометрических фигурах |
| |
Среда «Шкатулка с сюрпризом» | Закрепить у детей умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции; | 1.Чтение художественной литературы: Сочинение загадок «Загадочные фигуры». 2. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» | |
Четверг «Дорога к Изумрудному городу» | Закрепить умение составлять из частей целое, упражняться в обследовании геометрических форм предметов и их различении, формировать умение анализировать и сравнивать форму знакомых предметов; |
| |
Пятница ключевое мероприятие «Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник» | Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: - закрепить знания о геометрических фигурах и их свойствах; - способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения; - закрепить у детей умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции; - закрепить умение выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры; - закрепить умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; - воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности. | ||
Оборудование и материалы: картинки с изображением геометрических фигур, цифр, магнитофон, аудиозапись для физминутки, счетные палочки, ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
|
Заключение
Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»
Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.
Таким образом, прививание ребенку знания через дидактические игры из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Список используемых источников
1.Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М-П - 1984. .
2.Аванесова В.Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду в книге Умственное воспитание дошкольника под ред. Поддъякова Н.Н. - М-П-1972.
3. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. - М-П. - 1966.
4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М-П. - 1985.
5.Волокитина М.Н. Особенности восприятия и изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте. - М-П -1970.
6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М-П. - 1992.
7.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.- 2002. 8.Парамонова А.А. Подготовка детей к школе.
9. Леушина А.Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М-П. - 1974
10.Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста. - М-П. - 1996. .
11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М-П - 1982.
12.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М-П.-1988.
13.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М-П.- 1980.
14. Усова А.П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада. - М-П - 1970.
15. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. - Л-П - 1986.
Приложение А Дидактические игры
Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»
Задачи: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.
Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).
Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть внужный домик в соответствии с указанием воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».
Размести «жильцов» в домики.
-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)
-По форме (в красном домике – круги и т.д.).
-По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).
Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрическихформ; развивать память, мыслительные операции.
Оборудование: карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы и размера.
Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых составлены предметы на его карточке.
Ход игры:
1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать, из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.
2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.
3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.
4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: закрепить знание о четырехугольниках; упражняться в обследовании геометрических форм предметов и их различении, формировать умение анализировать и сравнивать форму знакомых предметов; развивать общение и взаимодействие воспитанников со взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности.
Оборудование: мешочек, геометрические формы.
Ход игры:
Вариант 1. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать.
Вариант 2. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.
Приложение Б Конспект НОД в старшей группе «Круг, квадрат и треугольник, подружись с ними дошкольник»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
- Закрепить знания о геометрических фигурах и их свойствах;
- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
- закрепить умение выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры;
- закрепить умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения домов, транспорта, людей, деревьев и т.д.;
- воспитывать навыки работы в группах;
- воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: конструирование фигур из счетных палочек, физ. минутка, аппликация.
Игровые: создание игровой ситуации.
Оборудование и материалы:
• для педагога – картинки с изображением геометрических фигур, цифр, магнитофон, аудиозапись для физминутки.
• для детей – счетные палочки, ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Словарь: названия геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб.
Предварительная работа: конструирование из геометрических фигур, дидактические и мультимедийные игры, чтение художественной литературы, подвижные и сюжетно – ролевые игры, изготовление поделок из бросового материала, составление сказок о геометрических фигурах.
Ход НОД
Организационный момент.
Дети заходят в группу, встают в круг вместе с воспитателем.
Воспитатель:
«Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Геометрика», где нашими друзьями будут геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник.. Попасть в эту страну не просто, для этого нужно пройти испытание Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Отгадайте загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
2
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание, и теперь мы с вами в математической стране, здесь много городов и каждый город приготовил вам, ребята задания. В городе счетных палочек нам необходимо выполнить игровое задание. Из счетных палочек можно построить любые фигуры. Попробуем?
Дети садятся за столы с наборами счетных палочек.
Д/ игра «Построй фигуру из палочек».
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой четыре равные стороны и 4 прямых угла (квадрат).
5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! Следующий город, в котором мы побываем, это город спорта. А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».
Физминутка «Не ошибись!»
«Давайте немного поиграем».
Дети выходят на ковер, воспитатель показывает цифру от 1 до 10:
- Сделайте на три наклона вперед больше цифры, которую вы видите.
- Сделайте на 1 приседание меньше цифры, которую ты видите.
- сделайте на 4 хлопка над головой больше цифры, которую вы видите.
Воспитатель: Вы все очень внимательные и спортивные. Еще одно задание приготовили для нас жители этого города.
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика». Перед детьми карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы и размера.
Воспитатель: ребята, каждый должен брать только те геометрические фигуры, из которых составлены предметы на вашей карточке.
Дети выполняют задание.
Теперь вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим.
Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Коллективная аппликация «Построй город из геометрических фигур».
Дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц.
Воспитатель: «Ребята! Вы оказались замечательными строителями. У вас получился очень красивый город. Все отлично постарались. Наше путешествие, к сожалению, заканчивается. Расскажите, что вам больше всего понравилось в стране математики».
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему: "В гостях у круга, квадрата и треугольника".
Закрепление знаний детей о свойствах геометрических фигур....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Круг, квадрат, треугольник»
· Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)....
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое и сенсорное развитие) (вторая младшая группа) Тема «Круг, квадрат, треугольник»
Тема «Круг, квадрат, треугольник»Цель:Познакомить детей с треугольником. Учить различать и называть его, обследовать осязательно – зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию....
Тема: Знакомство с кругом, квадратом и треугольником.
ООД для второй младшей группы...
Проект по математическому развитию «Круг, квадрат и треугольник-фигуры важные, фигуры нужные»
проект...
Математический проект "Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними дошкольник"
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В детстве у детей накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые ...
Паспорт проекта «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник»
Паспорт проекта «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник» Автор проектаКиселева Олеся ВикторовнаУчастники проекта Воспитанники 2 младшей группы, 3-4 года, вос...