" Страна времени"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Конспек совместной деятельности с детьми подготовительной группе к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Страна времени» (подготовительная группа)
Направление:
познавательно – речевое развитие.
Образовательная область:
познание (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира).
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.
Задачи:
Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом «потому, что»; уточнение и расширение словаря по теме.
Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Словарная работа:
Активизация - часовой, часовщик, водяные, солнечные, масляные;
Пассивный словарь- циферблат, механические, электронные.
Материалы и оборудование: лепестки к игре «Цветок-годовик», ТСО для демонстрации фото, различные виды часов, мяч.
Ход :
- Эмоциональный настрой.
Встали дети в ровный круг, улыбнулись всем вокруг, здравствуй левая рука, здравствуй правая рука, ты мой друг и я твой друг, мы друг другу все друзья – это точно знаю Я.
2. Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: - Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени»”. Как вы думаете на чём можно до неё добраться?
Дети: называют варианты.
Воспитатель: - Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. ( звучит музыка)
Воспитатель. Вот мы и добрались, наверное вы любите узнавать что-то новое тогда давай начнем.
Воспитатель. Загадывает загадку.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(Время)
Дети: Время
Воспитатель: Правильно, но это не только часы. А ещё говорят «Время года». Что это значит?
Дети. Это зима, весна, лето, осень,
Воспитатель: Все согласны? У каждого времени года есть свои месяцы, а сколько их всего в году?
Дети:
3. Воспитатель: Давайте с вами соберём “Цветок - годовик”. Каждому времени года соответствует свой цвет, возьмите по одному лепестку называйте месяц и собирайте из них цветок.
(Дети собирают цветок называя месяцы по порядку.)
Воспитатель: А каждый месяц состоит из недель. Сколько дней в неделе?
Дети:
4. Воспитатель: Назовите дни недели в прямом и обратном порядке.
Дети: Стоя в кругу, передавая мячик друг другу, называют дни недели.
Воспитатель: Молодцы.
Послушайте загадку
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес,
И наконец совсем исчез.
Дети: Календарь
Воспитатель: Кто думает по-другому? Почему вы так решили? Ну, конечно же, это загадка про календарь. Каждый сорванный листок это ушедший от нас день, улетевший как птичка. А нужен ли людям календарь?
Дети: Чтобы не перепутать дни, месяцы, недели.
5. Воспитатель: Итак, чтобы точно знать какой сейчас месяц, день и час, люди придумали календарь. Отгадайте ещё одну загадку
Мы день не спим и ночь не спим.
И день и ночь стучим, стучим
Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем: когда спать,
Когда вставать, когда работу начинать.
Дети: Часы
Воспитатель: Все так думают? Верно - это часы. Человек который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?
Дети: (ответы детей)
6. Физкультурная минутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт, ( Наклоны вправо- влево).
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. ( Дети садятся в глубокий присед).
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью. (Приседания).
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. ( Вращение туловищем вправо).
Повернемся мы с тобой.
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево).
А часы идут, идут, ( Ходьба на месте).
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы).
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте).
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются).
7. Воспитатель: предлагает детям занять места перед ТСО. Давно - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу и назвали такие часы – солнечные (показ фото на ТСО). Рассказ ребёнка о часах.
Воспитатель: Да, такими часами люди пользовались не долго, и изобрели водяные часы. А них нам расскажет (Матвей).
Воспитатель: Как вы думаете, удобны ли такие часы?
Дети: Нет, воду нужно было постоянно доливать
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!» Затем изобрели часы - свеча, или огненные часы (показ фото).
Рассказ ребёнка
Воспитатель: Но в чём же опасность таких часов?
Дети: Свеча может упасть и случится пожар.
Воспитатель: Верно
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок он есть один.
И бог, и царь и господин.
И придумали песочные часы. (Показ слайдов.)
Рассказ ребенка
Воспитатель:
Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?
Воспитатель: Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы).
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы часы - наш точен ход,
Водят стрелки хоровод,
ходят стрелочки по кругу.
И хотят догнать друг друга,
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время подскажите.
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Игра повторяется 2-3 раза
8. Воспитатель: А теперь скажите как называются часы, которые:
Висят на стене - … ( настенные)
Стоят на полу –… ( напольные)
Стоят на столе – ( настольные)
На руке – ( наручные)
Лежат в кармане –… ( карманные)
Воспитатель: Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад.
Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» .
Итог:
9. Воспитатель:- Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов?
Дети: рассуждают.
Воспитатель: Кому было интересно в Стране Времени- поднимите руки, а кому было трудно- присядьте. Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени?
Солнечные часы.
Появление солнечных часов связано с моментом, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и положением солнечной тени от тех или иных предметов и положением Солнца на небе. Древнейшим инструментом для определения времени служил гномон. Изменение длины его тени указывало время. Создание так называемых теневых (мы их называем солнечными) часов приписывают египтянам, которые придумали их еще во втором тысячелетии до нашей эры. Они представляли из себя простую деревянную доску с отметинами. Теневые часы, разделенные на двенадцать дневных промежутков, и стали первым изобретением человека, предназначенным для ОПРЕДЕЛЕНИЯ времени.
Водяные часы.
Водяные часы известны со времён ассиро-вавилонян и древнего Египта. Они были обнаружены в египетском храме и датируются 1330 годом до нашей эры. Металлический или глиняный, а позже — стеклянный сосуд наполняли водой. Вода медленно, капля за каплей, вытекала, уровень ее понижался, и деления на сосуде указывали который час. Был в употреблении до XVII века. В Персии водяные часы регулярно использовались на протяжении дня и ночи, чтобы сообщать точное время и продолжительность орошения земли. Водяные часы широко использовались и культурами Дальнего Востока. Именно водяными часами были первые китайские и индийские часы. На родине чая, в Индии, водяные часы носили красивое название «яла-янтра»
Свечные часы
В Китае огненные часы часто представляли собой свечу, изготовленную из специальных сортов дерева, растертого в порошок. Дерево смешивали с благовониями, из получившегося теста раскатывали палочки различной формы (чаще всего спирали). Этот состав обеспечивал равномерность горения. Палочки могли гореть месяцами, не требуя никакого обслуживания. Китайские огненные часы могли использоваться и в качестве будильника. Тогда на определенных местах палочки подвешивались металлические шарики, и при сгорании свечи они падали в фарфоровую вазу, издавая громкий звон. Также в Китае широко использовались свечи с метками: сгорание отрезка свечи между метками соответствовало определенному промежутку времени. В фитиль могли добавлять пахучие травы, чтобы каждый час свеча издавала различный запах. С XIII века свечные часы распространились и в Европе, в том числе среди правителей.
Песо́чные часы́ — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух прозрачных сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов. Одним из первых упоминаний о таких часах является обнаруженное в Париже сообщение, в котором содержится указание по приготовлению тонкого песка из порошка чёрного мрамора, прокипячённого в вине и высушенного на солнце.В настоящее время песочные часы используются при проведении некоторых врачебных процедур, в фотографии, а также в качестве сувениров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Путешествие в страну времени или как мы чувствуем время».
Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчи...
Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь) «Путешествие в страну времени»
Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь). "Путешествие в страну времени"....
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».
Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени".
Воспитатель: Родионова Наталия АлександровнаГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга Характеристика проектаТип проекта: учебныйВид проекта: групповойРеализация проекта: проект расс...
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы " Путешествие в страну времени"
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"...