Кружок"Будущие математики"
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_say_e.n._2017-2018.docx | 37.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Колосок»
с. Ивантеевка, Ивантеевского района, Саратовской области».
Утверждаю:
Директор МДОУ
ЦРР – д/с «Колосок»
______ Привалко И.И.
01.09.2017 г.
Программа
работы кружка
«Будущие математики»
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Сай Елена Николаевна.
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Предлагаемая программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет. Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для стимулирования и развития логического мышления с детьми через игру в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста.
Кроме того, готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Ребенок, интеллектуально готовый к школьному обучению, способен не только анализировать форму и величину объектов, но и воссоздавать перцептивный образ объекта из культурно заданных средств восприятия, к которым относятся системы эталонов форм, цвета, величины. Интеллектуально готовый к школе ребенок может свободно систематизировать различные совокупности предметов. У него развиты временные и пространственные представления. Он без затруднений определяет длительность, последовательность и скорость наступления событий.
В основу содержания кружка легла парциальная программа И.А. Помораевой; В.А. Позиной «Формирование элементарных математических представлений».
Цель:
Повысить готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу.
Задачи:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Совершенствовать логическое мышление.
Воспитывать интерес к занимательной деятельности.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности.
Развивать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки;
Программа рассчитана на 17 часов, длительность занятий 30 минут, в целом 1 занятие по 30 минут в неделю.
Форма проведения занятий в кружке – игровая.
Кружковые занятия проводятся в группе.
Перспективный план работы кружка «Будущие математики»
2017 – 2018 учебный год
месяц | тема | задачи | содержание |
Сентябрь | Количество и счет. | Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом. | «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. «В какой сетке больше мячей» Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество. |
Величина. | Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера | «Кто быстрее подберет коробки» Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Закреплять временные представления.
| «12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. «Когда это бывает?» Математическая сказка «Художники» №2 Цель: развитие ориентировки в пространстве | |
Геометрические фигуры. | Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник | «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. «Приключения Маши и Вани» Математическая сказка | |
Октябрь | Количество и счет. | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. | «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. |
Величина. | Большой, маленький, поменьше. | «Достань мяч» Карточка Цель: закрепить понятие величины. | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Знакомство с названием осенних месяцев. Ориентировка на листе бумаги. | «Назови пропущенное слово» Цель: закрепить знания о днях недели. «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. | |
Геометрические фигуры. | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. «Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка | |
Ноябрь | Количество и счет. | Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. |
Величина. | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине. | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Понятия: лево -право, впереди, сзади. Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | «Как расположены фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?» «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | |
Геометрические фигуры. | Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | «Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?». | |
Декабрь | Количество и счет. | Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. | «Поездка» Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше. «Яблоко» -Математическая сказка |
Величина. | Часть и целое. | «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. «Снеговики» | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. «Найди похожую», | «Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Назови пропущенное слово», «Найди игрушку» | |
Геометрические фигуры. | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | «Сложи фигуру» Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. | |
Январь | Количество и счет. | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>. | «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию. |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Найди парную картинку» Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках. | |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Где какие фигуры лежат» Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. «Сколько треугольников?», «Кто где живет?» | |
Февраль | Количество и счет. | Числа и цифры 1-9.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | «Живые числа» Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. |
Величина. | Длинный - короткий. Часть и целое. | «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. «Где, чей дом?» | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.
| «Куда бросим мяч?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве. | |
Геометрические фигуры. | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур Повторение названий геометрических фигур. | «Кто быстрее найдет предмет?» Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом. | |
Март | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | «Аэродром» Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки». |
Величина. | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | «Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.
| «Угадай, где стоит» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь». | |
Геометрические фигуры. | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур. | «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. «Гном строит дом» | |
Апрель | Количество и счет. | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. «Теремок» - математическая сказка «Игры с разноцветными прищепками» |
Величина | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Чем отличаются полоски?»55 Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине. | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Найди нужную картинку». Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Времена года», «Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. | |
Геометрические фигуры. | Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. «Укрась коврик», «Что на что похоже?» | |
Май | Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Каких кружков больше» Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10 «Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. «Напиши цифру». |
Геометрические фигуры. | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. | |
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Подумай и закрась» Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
«Назови скорее», «Нарисуй правильно». |
Ожидаемый результат:
Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, подготовит к обучению в школе.
Список литературы:
И.А Помораева , В.А.Позина «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013
Н.Е Веракса,, О.Р,Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013
Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)» - М.Мозаика-синтез,2014
Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,2011
Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 6-7 лет» ТЦ Сфера, М.,2007
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений».
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,2014
Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Занимательная математика в сказках"
Кружковая работа на учебный год...
Кружок "Веселая математика"
Цель : расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.Реализация кружка «Весёлая математика» способствует созданию формирования интере...
Кружок "Занимательная математика"
Материал содержит перспективный план работы кружка по математике...
Кружок по математики "Заниматика"
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно педсказуем для человека.В настоящее ...
Дополнительное образование. Кружок "Будущие олимпийцы"
В материале дана краткая характеристика кружка: цели, задачи, схема тренировки, примерные игры с бегом, метанием, прыжками, комплекс гимнастики с эспандером...
Кружок «Занимательная математика» Старшая группа
Развитие математических способностей старших дошкольников...