Кружок"Будущие математики"
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Сай Елена Николаевна

Рабочая программа для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_say_e.n._2017-2018.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Колосок»

с. Ивантеевка, Ивантеевского района, Саратовской области».

                                                                                                                  Утверждаю:

                                                                                                                 Директор МДОУ

                                                                                                                 ЦРР – д/с  «Колосок»

                                                                                               ______ Привалко И.И.

                                                                                                               01.09.2017 г.

Программа

работы кружка

«Будущие математики»

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составитель: Сай Елена Николаевна.

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.

Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.

Предлагаемая  программа рассчитана на  работу с детьми 6-7 лет. Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для стимулирования и развития логического мышления с детьми через игру  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.  

Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста.

Кроме того, готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Ребенок, интеллектуально готовый к школьному обучению, способен не только анализировать форму и величину объектов, но и воссоздавать перцептивный образ объекта из культурно заданных средств восприятия, к которым относятся системы эталонов форм, цвета, величины. Интеллектуально готовый к школе ребенок может свободно систематизировать различные совокупности предметов. У него развиты временные и пространственные представления. Он без затруднений определяет длительность, последовательность и скорость наступления событий.

В основу содержания кружка легла парциальная программа И.А. Помораевой; В.А. Позиной «Формирование элементарных математических представлений».

Цель:

Повысить готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу.

Задачи:

Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями.

Формировать  умения следовать устным инструкциям.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Совершенствовать логическое мышление.

Воспитывать интерес к занимательной деятельности.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности.

Развивать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки;

Программа рассчитана на  17 часов, длительность занятий 30 минут, в целом 1 занятие по 30 минут в неделю.

Форма проведения занятий в кружке – игровая.

Кружковые занятия проводятся в группе.


          Перспективный план работы кружка «Будущие математики»

2017 – 2018 учебный год

месяц

тема

задачи

содержание

Сентябрь

Количество

и счет.

Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом.    

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество

 разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Величина.

Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Закреплять временные представления.

 

      «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

«Когда это бывает?» Математическая сказка

 «Художники» №2

Цель: развитие ориентировки в пространстве

Геометрические фигуры.

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник

«Сломанная       машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

«Приключения Маши и Вани» Математическая сказка

Октябрь

Количество

и счет.

Числа и цифры от 1 до 4.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Знаки + и -.

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

«Достань мяч» Карточка

Цель: закрепить понятие величины.

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Знакомство с названием осенних месяцев.

Ориентировка на листе бумаги.

«Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Геометрические фигуры.

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

«Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка

Ноябрь

Количество

и счет.

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Величина.

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Понятия: лево -право, впереди, сзади.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

 «Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

 «Что где находится?»

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

 «Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

«Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?».

Декабрь

Количество

и счет.

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

«Яблоко» -Математическая сказка

Величина.

Часть и целое.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

 «Снеговики»

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

 «Найди похожую»,

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

 «Назови пропущенное слово»,

 «Найди игрушку»

Геометрические фигуры.

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Январь

Количество

и счет.

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

 «Сколько треугольников?»,

 «Кто где живет?»

Февраль

Количество

и счет.

Числа и цифры 1-9.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Величина.

Длинный - короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

 «Где, чей дом?»

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

 

«Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Геометрические фигуры.

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение названий геометрических фигур.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Март

Количество

и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки».

Величина.

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

«Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

 

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

 «Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь».

Геометрические фигуры.

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур.

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Гном строит дом»

Апрель

Количество

и счет.

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

«Теремок» - математическая сказка

 «Игры с разноцветными прищепками»

Величина

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Чем отличаются полоски?»55

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

«Времена года»,

  «Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Геометрические фигуры.

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»

Май

Количество

и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

 «Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

 «Напиши цифру».

 Геометрические фигуры.

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

 

«Назови скорее», «Нарисуй правильно».

Ожидаемый результат:

Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, подготовит  к обучению в школе.

Список литературы:

И.А Помораева , В.А.Позина  «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013

 Н.Е Веракса,, О.Р,Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013

 Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)» - М.Мозаика-синтез,2014

Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,2011

Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 6-7 лет» ТЦ Сфера, М.,2007

И.А. Помораева,  В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений».

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,2014

Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Занимательная математика в сказках"

Кружковая работа на учебный год...

Кружок "Веселая математика"

Цель : расширять кругозор математических       представлений у детей дошкольного возраста.Реализация кружка «Весёлая математика» способствует созданию формирования интере...

Кружок "Занимательная математика"

Материал содержит перспективный план работы кружка по математике...

Кружок по математики "Заниматика"

Основная цель занятий математикой -  дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно педсказуем для человека.В настоящее ...

Дополнительное образование. Кружок "Будущие олимпийцы"

В материале дана краткая характеристика кружка: цели, задачи, схема тренировки, примерные игры с бегом, метанием, прыжками, комплекс гимнастики с эспандером...

Кружок «Занимательная математика» Старшая группа

Развитие математических способностей старших дошкольников...