Конспект занятия по развитию математических представлений по теме: «В лес за ягодами и грибами» в старшей группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
В конспекте представлены игровые и здоровьесберегающие технологии, методы и приемы развития элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_matematike_starshaya_gruppa_obrazets.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию математических представлений
у дошкольников с общим недоразвитием речи по теме:
«В лес за ягодами и грибами»
Образовательное учреждение: МБОУ « Детский сад №65 – ЦРР»
Предмет: занятие по развитию математических представлений.
Группа: старшая группа.
Характеристика группы: занятие предусмотрено для детей с общим нарушением речи.
Средства, обеспечивающие учебный процесс: план – карта с нарисованной на ней схемой движения; игрушка лесовичок; изображения 2 – х деревьев; листочки двух цветов желтые и красные; плоскостное изображение паровоза, два вагона квадратной и прямоугольной формы по количеству детей; цветные изображения ягод: брусника, черника, клюква, морошка, земляничка, малина, ежевика; кастрюля с киселем (1,5 литра), половник, 3 кружки по 0,5 литра; тетради с заданиями; ватман заштрихованный желтым и зеленым цветом, геометрические фигуры: треугольники, овалы, круги желтого, зеленого, оранжевого цвета; печенье - грибочки для сюрпризного момента.
Предварительная работа:
- заучивание название грибов и ягод;
- разучивание упражнения « За малиной».
Цель: создать условия для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- формировать представление о прямоугольнике;
- совершенствовать умение узнавать и различать плоскостные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал; узнавать их форму в предметах ближайшего окружения;
- формировать навыки счета в пределах десяти;
- развивать конструктивные навыки.
Коррекционно – развивающие:
- развивать мыслительную и речевую деятельность;
- речевой слух;
- координацию речи с движением;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества
Организационный момент. «Дружба начинается с улыбки». | ||
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Стоят в кругу, взявшись за руки. Поворачивают голову в сторону соседа и улыбаются ему. | - Дети, я предлагаю вам подарить своему соседу самую добрую улыбку. Делать это нужно молча. | Для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта. |
Прислушиваются - Да. Дети крепят листья к дереву. Садятся за столы. Рассматривают план – схему, вывешенную на доску | Обращаю внимание детей на необычный шорох в группе. Из груды листьев появляется игрушка - лесовичок. - Посмотрите, кто же к нам в гости пришел? Да это лесной житель! - Как тебя зовут? - Меня зовут Кузьма – Лесовичок. Я пришел к вам за помощью. В нашем лесу выросло много грибов и ягод. Я хочу с вами поделиться. Но вы должны мне помочь в сборе грибов и ягод. Согласны? - В лесу у Лесовичка растут необыкновенные деревья. Они без листиков. - Подумайте, сможите ли вы справиться со всеми заданиями или вам будет трудно. - Если вы считаете, что справитесь, то повести на дерево желтый листочек, если нет – то красный. Лесовичок: - Спасибо, что согласились меня научить, только в лесу можно заблудиться, чтобы этого не случилось у меня есть план – карта по которой мы с вами будем перемещаться по лесу. Под цифрой 1 нарисован паровоз. | Проблемная ситуация для мотивационного участия детей на занятии. Поддержка интереса детей к деятельности. |
2. Задание под цифрой 1. «Паровоз». | ||
Дети рассматривают паровоз с двумя вагонами: один прямоугольный, другой квадратный. Слушают текст стихотворения. В стихотворении говорится о прямоугольнике. У квадрата и у прямоугольника по четыре стороны. У них по четыре угла. Все углы одинаковые. У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны стороны напротив друг друга. Квадрат и прямоугольник можно назвать четырехугольниками. 3 -4 ребенка повторяют. Нарисованы корзины с ягодами. Будем собирать ягоды. | Лесовичок: - У меня есть замечательный паровоз с вагонами, на котором можно отправиться в лес. Только вагоны у моего паровоза разные, непохожие друг на друга. - И правда разные. Послушайте стихотворение. - Посмотрите-ка ребята близкий родственник квадрата. У него углов четыре и четыре стороны. Все углы равны у брата Стороны по две равны - Подскажите лесовичку о какой геометрической фигуре говорится в стихотворении. - Чем походи квадрат и прямоугольник? По сколько у них сторон сосчитайте? - По сколько у них углов? - Все углы разные или одинаковые? - Чем же они отличаются друг от друга? Обратите внимание на длину сторон у квадрата и у прямоугольника. - Квадрат и прямоугольник имеют по четыре угла, поэтому как их можно назвать? - Научили мы тебя Кузьма, находить отличие между квадратом и прямоугольником? Кузьма: - Да, спасибо, только давайте еще раз повторим. - Теперь садимся в наш паровоз и отправляемся в лес. Посмотрите на наш план, какая следующая цифра и что рядом с ней нарисовано? - Что мы будем делать дальше? | Намечается задача для выполнения. Если дети затрудняются им может помочь Кузьма. Выполняются следующие задания. |
Перечисляют названия ягод. Выполняют задания за столами. Называют. Один из детей у доски исправляет ошибки Кузьмы. Определяют задание под цифрой 3. Дети встают в круг. Идут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление. Тянут руки вверх. Приседают, идут по кругу. Подходят к столу на котором кастрюля с киселем, половник и три кружки по 0, 5 л. Разливают весь кисель по кружкам, чтобы ничего не осталось. В кастрюле и в трех кружках – одинаковое количество киселя. Садятся за столы. Следующая цифра 4. А нарисованы грибы. Грибы. Открывают тетради с заданиями. В первой банке три гриба. Выполняют задание. Меняются тетрадями. Закрывают тетради и убирают на край стола. Следующая цифра 5. Рядом с ней геометрические фигуры. Конструируют из плоскостных геометрических фигур, зеленых треугольников, овалов, зеленых кругов, полукругов оранжевого цвета, коричневых прямоугольников. Ответы на вопросы, если затрудняются, просят помощи у Кузьмы. Крепят листы к дереву. Прощаются с Кузьмой. | 3. Игра «По ягоды». - В лесу большой урожай ягод. Назовите какие ягоды выросли в лесу? - Послушайте внимательно задание: Положите круглые ягоды в квадратную корзину, а овальную в прямоугольную. Тебе, Кузьма, предлагаю выполнить это задание у доски. - Назовите какие ягоды вы положили в квадратную корзинку, а какие в прямоугольную. - Посмотрите как справился с заданием Кузьма. Кузьма: - Спасибо, что научили меня различать форму ягод и за это я приглашаю вас к моей бабушке, она сварила для вас малиновый кисель. Посмотрите на плане под цифрой 3 нарисована кастрюля и чашка. - Поедем на нашем паровозе. Выходите в круг. А чтобы в дороге не было скучно, мы споем песенку про ягоду малинку. Хоровод «За малинкой». За малинкой в лес пойдем, в лес пойдем Сладких ягод наберем, наберем Солнышко высоко, а в лесу тропинка, Сладкая ты моя ягодка малинка. - Смотрите дети, этот кисель нам сварила Кузина бабушка. Его надо разлить по кружкам. Как вы думаете войдет ли весь кисель в три кружки? - А ты Кузьма тоже не знаешь? - Да, на глаз невозможно сказать войдет ли весь кисель в кружки. - Мы не знаем, сколько его в кастрюле. ( Разливает кисель по кружкам) - Что можно теперь сказать остался кисель в кастрюле? - Что можно сказать о количестве киселя, который был в кастрюле, а теперь оказался в трех кружках? - Да в кастрюле было столько же киселя, сколько в трех кружках. Кузьма: - А кружку можно ли назвать как условную мерку? - Молодец, Кузьма. И этому мы тебя научили. Спасибо твоей бабушке за кисель, мы его выпьем за обедом. - Посмотрите на наш план, какая следующая цифра? Что нарисовано рядом с ней. Упражнение «Засолите грибы». - Ягоды мы собрали, что еще можно собрать в лесу. Кузьма: - Моя бабушка очень любит соленые грибы. Давайте их засолим в банке. - Сосчитайте, сколько грибов в первой банке? - В следующей банке нарисуйте на два гриба больше, чем в первой. - В третей банке, нарисуйте на два гриба больше, чем во второй. - Следующее задание для тех, кто успешно справился с двумя первыми. - В четвертой банке нарисуйте на два гриба больше, чем в первой. - После того, как выполните все задания, поменяйтесь тетрадями с рядом сидящем с вами ребенком. Если вы считаете, что задание у него выполнено правильно, - Нарисуйте в тетради в правом верхнем углу солнышко. Кузьма: - Молодцы ребята, как много грибов засолили и научили меня считать. - Поедем на нашем паровозе дальше, какая цифра нарисована и что нарисовано рядом с ней. - Значит, наш путь лежит на лесную полянку. Кузьма: - У моей бабушке скоро день рождения. Я хотел украсить полянку, только не знаю как. Помогите мне. - У нас есть разные геометрические фигуры. Ребята из них составят разные предметы. Подумайте, что может расти в лесу? 3. Заключительная часть. - Расскажите лесовичку, что выросло на поляне и из каких геометрических фигур вы это сделали? - Давайте вспомним и вместе с Кузьмой повторим, из каких геометрических фигур составлены вагоны и чем они отличались друг от друга. - Какой формы были ягоды и корзины? - Что делали с киселем, чтобы узнать о его количестве? - Чем служила кружка? ( меркой). - Какое задание было самым трудным? - Подойдите к другому дереву и повести листочки на нем,: если вы считаете, что справились со всеми заданиями успешно – повесть желтый листок, если было трудно – повести красный. Кузьма: - Спасибо, дети. Мне у вас очень понравилось, я хочу вас угостить. Сюрпризный момент. Лесовичок дарит детям печенья грибочки. | На доску вывешиваются две корзины: квадратная и прямоугольная. На столах у детей такие же корзины. На доске и у детей ягоды ( плоскостные): брусника, черника, малина, клюква, земляника, ежевика. Дети встают в круг вместе с Кузьмой. Физкультминутка нужна для снятия мышечного напряжения. Выясняются предположения детей. Если дети затрудняются с ответом, помогает Кузьма, дети повторяют. Работа в тетради. На столе ватман, затонированный желтым и зеленым цветом. Работа на ватмане ( деревья, грибы, елки). Лесовичок благодарит детей. |
Литература.
Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР ( с 5 до 6 лет). Санкт – Петербург. Детство – пресс. 2016 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...
«Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества»
В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической раб...
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...
Конспект занятия по развитию математических представлений на тему: « Игрушки» для детей старшей группы с 5 до 6 лет компенсирующей направленности с ОНР, ФФНР.
Цель: -способствовать развитию умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры по цвету и форме;- познакомить с составом числа в пределах 3. Задачи:Образов...
Конспект ООД по развитию математических представлений на тему «Путешествие на ферму» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Конспект ООД по развитию математических представленийна тему «Путешествие на ферму»в подготовительной группе компенсирующей направленности...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...