«Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Григорьева Татьяна Аркадьевна

В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования  народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической работе, на мой взгляд, произведения устного  народного творчества используются  бессистемно , что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

        Поэтому я решила создать систему по развитию устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР как основы усвоения элементарных закономерностей языка посредством использования устного народного творчества, стимулирующего мотивацию развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Григорьевой Татьяны Аркадьевны, учителя-логопеда

«МАДОУ Детский сад №89 комбинированного вида»

городского округа Саранск

Тема: «Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

          Для каждого человека, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать родное слово, чувствовать и понимать его. Ведь именно через родной язык мы учимся понимать и любить окружающий мир. И ничто так не помогает нам в этом, как устное народное творчество.

В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. В современных семьях уделяется мало внимания развитию речи (часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика, отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную и однообразную. А большинство зарубежных мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка.

           По данным статистики, за последнее время количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в усвоении родного языка, которые выражаются в бедности и неточности словарного запаса, нарушениях звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха, просодики, несформированности грамматической стороны и связной речи. Это  служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы. Нарушения устной речи приводят к грубым ошибкам при чтении (дислексии)  и письме (дисграфии), неграмотным речевым высказываниям, а впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению языка в целом.

           Использование устного народного творчества в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи,  создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

         Малые жанры народного фольклора раскрывают силу народного слова, дают прекрасные образцы речи, подражание которым позволяют ребенку успешно овладевать родным языком, помогают воспитывать любовь к народному творчеству. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем не только речевые и познавательные способности, но и личность каждого ребенка.                                                                                      

          Актуальность темы самообразования заключается в том, что устное народное творчество является эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В малых жанрах народного фольклора заложено игровое начало, что позволяет реализовать в коррекционно-логопедической работе принцип учета ведущей деятельности детей. Таким образом, возникло противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования речи детей с ОНР посредством устного народного творчества, а с другой – отсутствие доступного практического материала по данной проблеме для логопедов. Дело в том, что в последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования  народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической работе, на мой взгляд, произведения устного  народного творчества используются нецеленаправленно, бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

        Поэтому я решила создать систему по развитию устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР как основы усвоения элементарных закономерностей языка посредством использования устного народного творчества, стимулирующего мотивацию развития речи.

Практическая значимость заключается в том, что, используя разработанные занятия  на  основе  фольклора  в работе с детьми с общим недоразвитием речи, можно по-новому использовать давно знакомые игры и упражнения, что обеспечивает значительные сдвиги  в коррекции речи детей в позитивную сторону. Поэтому я считаю важным, познакомить детей с устным народным творчеством и включить его во все направления коррекционной работы.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

       Опыт формировался и апробировался на базе МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида». Как показала начальная диагностика детей старшей группы компенсирующей направленности, у 100% воспитанников  нарушены все компоненты языковой системы: дефекты звукопроизношения, беден активный и пассивный словарный запас, неразвиты грамматический строй и связная речь.  Поэтому в ходе коррекционной работы появилась необходимость совершенствования приемов по развитию речи детей с общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности.

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по приобщению детей к истокам народной культуры  посредством народного фольклора на логопедических занятиях (коррекционно-развивающей деятельности), которая предусматривает:

1.Изучение теории и практики приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

2.Совершенствование звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности), обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие творческого рассказывания, диалогической и монологической связной речи.

3.Создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми в игровой и повседневной деятельности.                                                                                                                      4.Обеспечение единого коррекционно-педагогического пространства развития речи детей,  которое базируется на интеграции процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса: логопед – воспитатель -ребёнок.                                                                                                 5.Формирование мотивационной готовности родителей к реализации системы коррекционной работы  по развитию речи  на  основе  использования  устного народного творчества.                                                                                           Реализация данного опыта работы предполагает наличие условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного логопедического воздействия:                                                                                                                   1.Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей повышению уровня речевой мотивации у детей.                                                                                                          2.Сочетание традиционных и инновационных методов коррекционного воздействия.                                                                                                     3.Проведение мониторинга качества обучения и внесение корректировок.

Теоретическая база опыта

         Русское народное творчество постоянно изучается историками, искусствоведами, педагогами, логопедами. Результаты исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, Ф.А. Сохин). К.Д.Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.

           Е.Н.Тихеева, Е.А. Флерина считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.  

           Существует ряд методик, научных трудов, статей по развитию речи детей (А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова, В.И. Селеверстова, Г.М. Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.).

Г.Н.Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм.

Л.А. Фомичева, Л.М.  Ворошнина,   В.П. Глухов, М.М. Алексеева, А.М. Бородич, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др. указывают, что методы и приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

        Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

     В своей работе я использую следующие методические разработки и технологии:

1.Болонина, В. В. Использование произведений устного народного творчества в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// В. В. Болонина. - Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 55.

2.Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию //Л.В. Ворошнина. - Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2. – С. 43 – 50.

3. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.// И.Г. Гаврилова. – М.: Детство-Пресс, 2010

4.Гавриш, Н. Использование малых фольклорных форм // Н. Гавриш.- Дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с.16-20.                                                                                       5.Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ Н.А. Галанина // Дошкольная педагогика. - 2008. №5 С. 32.

6.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168,

7.Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтич. образцы житейского опыта / сост. Л.В. Седова. — Саранск: Мор.кн. издAво, 2009. — 336 с.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

             Для проведения планомерной, поэтапной работы по приобщению детей группы компенсирующей направленности к истокам национальной культуры и развитию их речи на основе разработанных рабочих программ (первого и второго года обучения) я составила перспективное планирование для старшей и подготовительной групп. В рамках определенной лексической темы недели я включила в коррекционно-развивающую деятельность различные виды устного народного творчества.

             В зависимости от коррекционных задач и этапа занятия применяла различные жанры устного народного творчества. Так, загадки я включала в организационный момент. Потешки, заклички использовала для проведения динамических пауз, пальчиковой гимнастики, а также для автоматизации звуков. Приговорки использовала во время игр при изучении времен года, овощей фруктов, ягод, цветов - это своеобразные обращения к природе о соучастии и доброй помощи. Считалки использовала на этапе организационный момент или перед подвижной игрой. Перевертыши, использовала для изучения лексического материала. Скороговорки традиционно эффективны в работе над автоматизацией звуков речи, слоговой структурой. Сказки, пословицы и поговорки помогают в развитии навыков связного речевого высказывания, анализа текста.

Виды работ, используемые на коррекционно-развивающей деятельности:

1. Игра «Один-много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.

2.Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

3. Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.

4. Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов.

5. Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.

6. Игра «Слова-родственники» - образование родственных слов.

7. Игра «Что лишнее?» - развитие мышления.

8. Игра «Объясни значение» - знакомство с пословицами.

При обучении пересказу сказки в качестве наглядных опор сначала я  использую серию сюжетных картинок. Они, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отклоняясь от его темы. Обращаю внимание на мимику, жесты персонажей, задаю вопросы аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений. Обучение пересказу с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины  начинается с выделения основных элементов. При чтении сказки дети смотрят на сюжетную картину, затем пересказывают сказку с опорой на её элементы. Позже я использую предметные картинки, символизирующие основные события, а далее перехожу к использованию графических символов сказки. Дети должны знать, что у сказки есть начало, середина и конец. Эти части «дружат» между собой, то есть логически связаны друг с другом.

 В  подготовительной группе я обучаю детей творческому рассказыванию на основе народных сказок. Использую следующие виды творческого рассказывания на коррекционно-развивающей деятельности:

1. «А что потом?» Придумывание конца  сказки;

2. «Измени конец сказки»;

3. «А что было сначала?» Придумывание начала сказки;

4. «Сочини сказки по комплекту игрушек»;

5.«Придумай сказку о знакомом герое»;

6.Придумывание сказки  совместно с детьми (по вопросам);  

7. «Я – герой сказки». Придумывание от имени какого-либо предмета, от первого лица;

8.Придумывание сказки на тему по опорным словам и предметным картинкам;

9.Придумывание сказки по пословице и сюжетной картине;

10.Сочинение сказки с опорой на картинный план;

11.Придумывание сказки с недостающим предметом;

12.Составление сказки с введением в повествование нового предмета или персонажа;

13.«А если бы». Составление сказки с решением проблемной ситуации;

14.Составление сказки-инсценировки;

15.«Назови сказку»

16. «Салат из сказок». Логическое комбинирование двух сюжетов;

17.Рассказывание на предложенную тему;

18. «Исправь ошибки». Восстановление деформированного текста;

19.«Сказка по-новому» Введение элементов фантастики в реалистические сюжеты;                                                                                                                                          

20.Рассказы по аналогии;

21. Придумывание сказок о животных;

Для того чтобы дети могли придумать сказки о животных (альбом «Сказки о животных»), им необходимы знания о внешнем виде, повадках животных и т.д. Поэтому обучение умению сочинять сказки сопровождала рассматриванием  игрушек, картин, составлением рассказов - описаний животных (альбом «Загадки о животных»).

      Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:

Работа с детьми:

1. Мониторинг уровня развития речи детей на первом и втором году обучения (в начале и конце учебного года).

2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе «Наша игротека»:

кубики, пазлы, раскраски, игры: «Расколдуй сказку», «Что сначала, что потом?»

3.Создание картотек:

- «Устное народное творчество» (игры, считалки, загадки, пословицы, поговорки);

-  «Игры и упражнения, направленные на развитие творческого рассказывания у дошкольников с ОНР»;

4. Выставка книг для детей «Что за прелесть эти сказки!».

5.Проведение коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

6. Выпуск альбомов детских творческих рассказов: «Сказки о животных», «Чудеса природы», «Саранск глазами детей», «Зимние забавы», «Загадки о животных  жарких стран».

7. Проведение викторин:

- «Путешествие по русским народным сказкам»;

-  «Путешествие по мордовским народным сказкам»;

8. Выставки рисунков:

- «Моя любимая загадка»;

- «Мой любимый сказочный герой»;

9. Книжки-самоделки:

- «Егоркины скороговорки»;

- «Пословицы и поговорки;

Работа с педагогами:

1.Консультации:

- «Приобщение детей к истокам народной культуры через знакомство с народными сказками»;

- «Использование игровых технологий как педагогическое условие обучения творческому рассказыванию детей с ОНР 3 уровня»;

Работа с родителями:

1. Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

2. Консультации:

- «Устное народное творчество как средство развития речи детей »;

- «Сочиняем сказку. Уроки творчества»;

-  «Рука развивает речь»;

 - «Почему необходимо читать сказки детям?»;

- «Как выбрать книжку для ребенка!»;

3. Папки – передвижки:

- «Виды устного народного творчества»;

- «Сочиняем сказку»;

4. Памятки и буклеты:

-  «В чем сила сказки?»;

- «Потешки для пальчиков»;

- «Загадка – средство развития речи детей»;

- «Как работать со скороговорками»;

-  «Уроки творчества»;

4. Библиотека книг, дисков с мультфильмами народных сказок «Сказка входит в дом»

Анализ результативности

       Результаты диагностики детей группы компенсирующей направленности показывают, что в течение первого и второго года обучения наблюдается положительная динамика развития речи. На начало второго года обучения значительные улучшения наблюдались у 9 (75%) воспитанников;  незначительные  улучшения – у 3 (25%) воспитанников, а к концу учебного года прослеживается следующая динамика: речь в норме у 10 (83%) воспитанников;  незначительное  улучшение – у 2 (17 %) воспитанников, что объясняется сложностью заключения ТПМПК. Этим детям рекомендована школа с логопунктом.

Таким образом, дети

знают:

- Предметы и явления окружающего мира;

- Обобщающие понятия;

- Обогатился лексический запас новыми словами (синонимами, антонимами, родственными словами),  нравственно-эстетическими оборотами и выражениями.

умеют:

- Использовать в активной речи  малые жанры русского и мордовского фольклора.                        

- Правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Правильно произносить звуки речи;

- Выполнять плавный продолжительный выдох;

- Выполнять пальчиковые  упражнения;  

- Произносить слова тихо, умеренно, громко, шепотом, быстро, медленно;

- Различать звуки  и подбирать слова, близкие по звучанию и по смыслу;

- Выделять звук в слове, подбирать слова на заданный звук, правильно     воспроизводить слова различной слоговой сложности;

-Пользоваться навыками словообразования и словоизменения по пройденным лексическим темам;

- Правильно формулировать собственное высказывание;

- Выразительно, последовательно и образно излагать свои мысли при составлении рассказов (сказок), анализировать поступки героев.

владеют:

- Навыками самоконтроля за правильным звукопроизношением.

-Структурой связного творческого высказывания: знают композицию повествования и описания, умеют четко выстраивать сюжетную линию, используют средства связи.                                                                                                                                                                      

           Полученные знания и умения, дети смогут реализовать на практике, что способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль, что должно положительно сказаться на адаптации к образовательному процессу, обучении в школе и развитии положительных личностных качеств. Следовательно, устное народное творчество способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

   Основная трудность при использовании данного опыта состоит в необходимости строгого отбора речевого материала. К каждой лексической теме требуется  подготовить загадки, приметы, потешку, скороговорку, считалку, сказку, пословицу, соответствующие возрасту детей. Мордовский фольклор очень богат, но, к сожалению труден для восприятия детьми дошкольного возраста. Изучив литературу по устному народному творчеству, я систематизировала речевой материал и разработала перспективные планы для старшей и подготовительной групп, которые значительно облегчают работу по данному опыту.

Адресные рекомендации по использованию опыта

     Применение данного опыта возможно в системе образовательно-воспитательного процесса. Данный практический материал может быть полезен для учителей-логопедов и воспитателей дошкольных учреждений. Информация о накопленном положительном опыте представлена не только на уровне дошкольного учреждения, но и на муниципальном уровне:

На уровне образовательной организации:

       Презентация проектов на Педагогических советах в конце учебных годов.

На муниципальном уровне:

      Семинар-практикум для учителей-логопедов «Инновационные формы и технологии, используемые в логопедической работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников» МАДОУ «Д/с №36 комбинированного вида» г.о. Саранск: выступление на тему «Использование проектного метода в формировании навыков связной речи у детей с ОНР». Так же делюсь опытом работы на сайте детского сада. 

Приложение

Конспект КРД на тему:

«Лес.  Деревья. Мордовская народная сказка «Пугливая мышь»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель: Обобщить знания детей о деревьях, растущих в лесу; Познакомить с мордовской народной сказкой «Пугливая мышь»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  

  1. Активизировать словарный запас по теме «Лес. Деревья».
  2. Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
  3. Образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать прилагательные и числительные с существительными.
  6. Образовывать родственные слова.
  7. Подбирать антонимы
  8. Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
  9. Драматизация мордовской народной сказки «Пугливая мышь»

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать переключение движений органов артикуляции.
  2. Развивать целенаправленную воздушную струю.

     4.  Закреплять в речи правильное произношение поставленных звуков;

5.  Развивать мелкую и общую моторику.

6.  Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

7.  Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

    1.Воспитание интереса к мордовскому фольклору.

 

Словарная работа: березы, дубы, клены, рябины, ели, сосны, осины, липы, лесок, лесочек, лесник, лесовик, лесовичок, дубок, дубочек, дубовый, дубрава, березовый, кленовый, рябиновый, осиновый, липовый; высокий – низкий, толстый – тонкий, молодой – старый,  длинный – короткий.

Предварительная работа: рассматривание деревьев, листьев, плодов деревьев, слушание стихов, отгадывание загадок, разучивание считалки, описание деревьев по мнемотаблице.

Методы и приемы: вопросы, показ, беседа, разъяснение.

Оборудование и материалы: индивидуальные зеркала, вертушки, предметные картинки (деревья, листья, плоды), маски  животных (мышь, крыса, заяц, волк), мнемотаблица.

Ход

I. Орг. Момент.

- Наши глазки внимательно смотрят и все…(видят), ушки внимательно слушают и все …(слышат), голова хорошо…( думает).

II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

- Выполним упражнения для язычка:

«Заборчик», «Горка» «Звенит оса»;

«Чашечка», «Бублик», «Жук жужжит», «Кузнечик стрекочет»;

- Выполним дыхательное упражнение:

 «Подул ветерок»

III. Постановка цели.

- Отгадайте мордовские загадки:

1.Когда тепло — одевается,

Когда холодно — раздевается. (дерево)

2.Постель стелет,

А сам не ложится. (лес)

- Сегодня мы с вами поговорим о лесе, деревьях и познакомимся с мордовской народной сказкой «Пугливая мышь»

IV. Основной этап

1. Игра «Один - много»

- Назовите по картинкам деревья, которые растут в лесу. (В лесу растут березы, дубы, клены, рябины, ели, сосны, осины, липы).

- Каких деревьев много в лесу? (В лесу много берез, дубов, кленов, рябин, елей, сосен, осин, лип).

2.  Игра «Назови ласково»

- Назовите деревья ласково:

Береза – березка

Дуб – дубок

Клен – кленок

Рябина – рябинка

Ель – елочка

Сосна – сосенка

Осина – осинка

Липа – липка

3. Игра «Гербарий из листьев»

- Назовите листья деревьев:

Лист березы – березовый

Лист дуба – дубовый

Лист клена – кленовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист липы – липовый

4. Игра «С какой ветки детки?»

- Назовите плоды деревьев по картинкам:

Сережка, береза - сережка березы

Желудь, дуб -  желудь дуба

Крылатка, клен - крылатка клена

Ягода,  рябина - ягода рябины

Шишка, ель - шишка ели

Шишка, сосна - шишка сосны

5. Игра «Сосчитай»

- Сосчитайте с цифрами  2 – 5:

2 могучих дуба, 5 могучих дубов;

2 белоствольные березы, 5 белоствольных берез;

2 колючие ели, 5 колючих елей;

2 зеленые сосны, 5 зеленых сосен;

2 дрожащие осины, 5 дрожащих осин;

6. Игра «Слова наоборот »

- Я буду называть слова, а вы – противоположные по смыслу:

Дерево старое – дерево молодое

Ствол толстый – ствол тонкий

Дерево высокое – дерево низкое

Ветка длинная – ветка короткая

7. Игра «Слова-родственники»

- Назовите к словам родные:

Лес:

- Назовите ласково – лесок, лесочек;

- Человек, который охраняет лес – лесник, лесничий;

- Сказочный герой, живущий в лесу: лесовик, лесовичок.

Дуб:

- Назовите ласково: дубок, дубочек;

- Лес, в котором растут дубы – дубрава;

- Предмет, сделанный из дуба – дубовый (стол)

8. Физкультминутка «Лесная зарядка»

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад   (2 раза)

9. Описание дуба по мнемотаблице

- Опишите дуб по плану:

1.Ствол.

2.Кора.

3. Ветки.

4. Листья.

5. Плоды.

Ствол дуба толстый, коренастый. Кора темно-коричневая. Ветки толстые, крепкие, растут вверх. Листья овальные, резные. На дубу растут желуди.

10. Пальчиковая гимнастика «Считалка»

Начинается считалка:

На дубу сидела галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей

9. Чтение мордовской народной сказки «Пугливая мышь»

       Жила мышка в поле. А на краю поля рос дубовый лес. Захотелось мышке погулять в лесу – никогда там не бывала, а соседки рассказывали, будто уж очень там хорошо.

       Только мышка зашла в лес, как вдруг на голову ей свалился с дуба желудь. Со страху в глазах у мышки помутилось, бросилась она бежать со всех ног, сама не зная куда. А навстречу ей крыса.

- Куда торопишься, сестричка-невеличка? – спрашивает.

- Ой, - отвечает мышка, - разве ты не знаешь? Небо падает, нас скоро придавит! На меня кусок неба упал – еле жива осталась.

- Тогда давай спасаться вместе, - говорит крыса. И побежали они вдвоем.

  А навстречу зайчик. Спрашивает:

- Куда торопитесь, сестрицы?

- Небо на землю падает, - отвечают в один голос мышка и крыса. – Один кусок уже отвалился, чуть нас не задавил!

- Ой – ой! – испугался зайчик. – И я с вами побегу.

Бегут они втроем, от страха сами не свои. Увидел их волк и спрашивает:

- Куда это вы так мчитесь?

- Братец, волк, - отвечают в один голос мышка, крыса и зайчик. – Сейчас небо на землю упадет и всех нас придавит. Уже один кусок отвалился…

- Тогда и я с вами, - говорит волк. Побежали они вчетвером, дороги не разбирая, с испугу не увидели глубокую яму и свалились туда вместе. Так и сидят в той яме до сих пор. Недаром говорится, страх глаза застилает.

10. Беседа по сказке «Пугливая мышь»

- Где жила мышка? (Мышка жила в поле.)

- Какой лес рос на краю поля? (На краю поля рос дубовый лес.)

- Почему мышке захотелось погулять в лесу? (Мышке захотелось погулять в лесу, потому что никогда там не бывала, а соседки рассказывали, будто уж очень там хорошо.)

- Что случилось с мышкой, когда она зашла в лес? (Только мышка зашла в лес, как вдруг на голову ей свалился с дуба желудь.)

- Что случилось с мышкой? (Со страху в глазах у мышки помутилось, бросилась она бежать со всех ног, сама не зная куда.)

- Кого встретила мышка? (Мышка встретила крысу)

- Что ответила мышка на вопрос крысы? (Разве ты не знаешь? Небо падает, нас скоро придавит! На меня кусок неба упал – еле жива осталась.)

- Что на это сказала крыса? (Тогда давай спасаться вместе.)

- Кого встретили мышка и крыса? (Зайца)

- Что ответили мышь и крыса на вопрос зайца? (Небо на землю падает, - отвечают в один голос мышка и крыса. – Один кусок уже отвалился, чуть нас не задавил!)

- Что на это сказал заяц? (И я с вами побегу).

- Кого встретили мышка и крыса и зайчик? (Волка)

- Что ответили мышь и крыса зайца на вопрос волка? (Сейчас небо на землю упадет и всех нас придавит. Уже один кусок отвалился.)

- Что на это сказал волк? (Тогда и я с вами.)

- Что случилось с животными? (С испугу не увидели глубокую яму и свалились туда.)

- Чем закончилась сказка? (Так и сидят в той яме до сих пор.)

11. Знакомство с пословицами

- Сказка заканчивается мордовской пословицей: Недаром говорится, страх глаза застилает.

- Как вы понимаете это? (Когда боишься, ничего не видишь.)

- Есть похожая русская народная пословица: У страха глаза велики.

12. Драматизация сказки «Пугливая мышь»

- А теперь давайте распределим роли:

- Кто будет мышкой?

- Кто будет крысой?

- Кто будет зайцем?

- Кто будет волком?

- Кто будет ведущим?

- А теперь возьмите маски и покажите сказку.

V. Итог.

- Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (Мордовская народная сказка «Пугливая мышь».)

- Почему она так называется?

- Какой вывод мы сделаем, прочитав эту сказку?



Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Григорьевой Татьяны Аркадьевны, учителя-логопеда

«МАДОУ Детский сад №89 комбинированного вида»

городского округа Саранск

Тема: «Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

          Для каждого человека, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать родное слово, чувствовать и понимать его. Ведь именно через родной язык мы учимся понимать и любить окружающий мир. И ничто так не помогает нам в этом, как устное народное творчество.

В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. В современных семьях уделяется мало внимания развитию речи (часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика, отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную и однообразную. А большинство зарубежных мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка.

           По данным статистики, за последнее время количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в усвоении родного языка, которые выражаются в бедности и неточности словарного запаса, нарушениях звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха, просодики, несформированности грамматической стороны и связной речи. Это  служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы. Нарушения устной речи приводят к грубым ошибкам при чтении (дислексии)  и письме (дисграфии), неграмотным речевым высказываниям, а впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению языка в целом.

           Использование устного народного творчества в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи,  создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

         Малые жанры народного фольклора раскрывают силу народного слова, дают прекрасные образцы речи, подражание которым позволяют ребенку успешно овладевать родным языком, помогают воспитывать любовь к народному творчеству. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем не только речевые и познавательные способности, но и личность каждого ребенка.                                                                                      

          Актуальность темы самообразования заключается в том, что устное народное творчество является эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В малых жанрах народного фольклора заложено игровое начало, что позволяет реализовать в коррекционно-логопедической работе принцип учета ведущей деятельности детей. Таким образом, возникло противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования речи детей с ОНР посредством устного народного творчества, а с другой – отсутствие доступного практического материала по данной проблеме для логопедов. Дело в том, что в последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования  народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической работе, на мой взгляд, произведения устного  народного творчества используются нецеленаправленно, бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

        Поэтому я решила создать систему по развитию устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР как основы усвоения элементарных закономерностей языка посредством использования устного народного творчества, стимулирующего мотивацию развития речи.

Практическая значимость заключается в том, что, используя разработанные занятия  на  основе  фольклора  в работе с детьми с общим недоразвитием речи, можно по-новому использовать давно знакомые игры и упражнения, что обеспечивает значительные сдвиги  в коррекции речи детей в позитивную сторону. Поэтому я считаю важным, познакомить детей с устным народным творчеством и включить его во все направления коррекционной работы.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

       Опыт формировался и апробировался на базе МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида». Как показала начальная диагностика детей старшей группы компенсирующей направленности, у 100% воспитанников  нарушены все компоненты языковой системы: дефекты звукопроизношения, беден активный и пассивный словарный запас, неразвиты грамматический строй и связная речь.  Поэтому в ходе коррекционной работы появилась необходимость совершенствования приемов по развитию речи детей с общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности.

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по приобщению детей к истокам народной культуры  посредством народного фольклора на логопедических занятиях (коррекционно-развивающей деятельности), которая предусматривает:

1.Изучение теории и практики приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

2.Совершенствование звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности), обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие творческого рассказывания, диалогической и монологической связной речи.

3.Создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми в игровой и повседневной деятельности.                                                                                                                      4.Обеспечение единого коррекционно-педагогического пространства развития речи детей,  которое базируется на интеграции процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса: логопед – воспитатель -ребёнок.                                                                                                 5.Формирование мотивационной готовности родителей к реализации системы коррекционной работы  по развитию речи  на  основе  использования  устного народного творчества.                                                                                           Реализация данного опыта работы предполагает наличие условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного логопедического воздействия:                                                                                                                   1.Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей повышению уровня речевой мотивации у детей.                                                                                                          2.Сочетание традиционных и инновационных методов коррекционного воздействия.                                                                                                     3.Проведение мониторинга качества обучения и внесение корректировок.

Теоретическая база опыта

         Русское народное творчество постоянно изучается историками, искусствоведами, педагогами, логопедами. Результаты исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, Ф.А. Сохин). К.Д.Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.

           Е.Н.Тихеева, Е.А. Флерина считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.  

           Существует ряд методик, научных трудов, статей по развитию речи детей (А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова, В.И. Селеверстова, Г.М. Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.).

Г.Н.Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм.

Л.А. Фомичева, Л.М.  Ворошнина,   В.П. Глухов, М.М. Алексеева, А.М. Бородич, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др. указывают, что методы и приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

        Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

     В своей работе я использую следующие методические разработки и технологии:

1.Болонина, В. В. Использование произведений устного народного творчества в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// В. В. Болонина. - Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 55.

2.Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию //Л.В. Ворошнина. - Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2. – С. 43 – 50.

3. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.// И.Г. Гаврилова. – М.: Детство-Пресс, 2010

4.Гавриш, Н. Использование малых фольклорных форм // Н. Гавриш.- Дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с.16-20.                                                                                       5.Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ Н.А. Галанина // Дошкольная педагогика. - 2008. №5 С. 32.

6.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168,

7.Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтич. образцы житейского опыта / сост. Л.В. Седова. — Саранск: Мор.кн. издAво, 2009. — 336 с.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

             Для проведения планомерной, поэтапной работы по приобщению детей группы компенсирующей направленности к истокам национальной культуры и развитию их речи на основе разработанных рабочих программ (первого и второго года обучения) я составила перспективное планирование для старшей и подготовительной групп. В рамках определенной лексической темы недели я включила в коррекционно-развивающую деятельность различные виды устного народного творчества.

             В зависимости от коррекционных задач и этапа занятия применяла различные жанры устного народного творчества. Так, загадки я включала в организационный момент. Потешки, заклички использовала для проведения динамических пауз, пальчиковой гимнастики, а также для автоматизации звуков. Приговорки использовала во время игр при изучении времен года, овощей фруктов, ягод, цветов - это своеобразные обращения к природе о соучастии и доброй помощи. Считалки использовала на этапе организационный момент или перед подвижной игрой. Перевертыши, использовала для изучения лексического материала. Скороговорки традиционно эффективны в работе над автоматизацией звуков речи, слоговой структурой. Сказки, пословицы и поговорки помогают в развитии навыков связного речевого высказывания, анализа текста.

Виды работ, используемые на коррекционно-развивающей деятельности:

1. Игра «Один-много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.

2.Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

3. Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.

4. Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов.

5. Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.

6. Игра «Слова-родственники» - образование родственных слов.

7. Игра «Что лишнее?» - развитие мышления.

8. Игра «Объясни значение» - знакомство с пословицами.

При обучении пересказу сказки в качестве наглядных опор сначала я  использую серию сюжетных картинок. Они, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отклоняясь от его темы. Обращаю внимание на мимику, жесты персонажей, задаю вопросы аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений. Обучение пересказу с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины  начинается с выделения основных элементов. При чтении сказки дети смотрят на сюжетную картину, затем пересказывают сказку с опорой на её элементы. Позже я использую предметные картинки, символизирующие основные события, а далее перехожу к использованию графических символов сказки. Дети должны знать, что у сказки есть начало, середина и конец. Эти части «дружат» между собой, то есть логически связаны друг с другом.

 В  подготовительной группе я обучаю детей творческому рассказыванию на основе народных сказок. Использую следующие виды творческого рассказывания на коррекционно-развивающей деятельности:

1. «А что потом?» Придумывание конца  сказки;

2. «Измени конец сказки»;

3. «А что было сначала?» Придумывание начала сказки;

4. «Сочини сказки по комплекту игрушек»;

5.«Придумай сказку о знакомом герое»;

6.Придумывание сказки  совместно с детьми (по вопросам);  

7. «Я – герой сказки». Придумывание от имени какого-либо предмета, от первого лица;

8.Придумывание сказки на тему по опорным словам и предметным картинкам;

9.Придумывание сказки по пословице и сюжетной картине;

10.Сочинение сказки с опорой на картинный план;

11.Придумывание сказки с недостающим предметом;

12.Составление сказки с введением в повествование нового предмета или персонажа;

13.«А если бы». Составление сказки с решением проблемной ситуации;

14.Составление сказки-инсценировки;

15.«Назови сказку»

16. «Салат из сказок». Логическое комбинирование двух сюжетов;

17.Рассказывание на предложенную тему;

18. «Исправь ошибки». Восстановление деформированного текста;

19.«Сказка по-новому» Введение элементов фантастики в реалистические сюжеты;                                                                                                                                          

20.Рассказы по аналогии;

21. Придумывание сказок о животных;

Для того чтобы дети могли придумать сказки о животных (альбом «Сказки о животных»), им необходимы знания о внешнем виде, повадках животных и т.д. Поэтому обучение умению сочинять сказки сопровождала рассматриванием  игрушек, картин, составлением рассказов - описаний животных (альбом «Загадки о животных»).

      Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:

Работа с детьми:

1. Мониторинг уровня развития речи детей на первом и втором году обучения (в начале и конце учебного года).

2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе «Наша игротека»:

кубики, пазлы, раскраски, игры: «Расколдуй сказку», «Что сначала, что потом?»

3.Создание картотек:

- «Устное народное творчество» (игры, считалки, загадки, пословицы, поговорки);

-  «Игры и упражнения, направленные на развитие творческого рассказывания у дошкольников с ОНР»;

4. Выставка книг для детей «Что за прелесть эти сказки!».

5.Проведение коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

6. Выпуск альбомов детских творческих рассказов: «Сказки о животных», «Чудеса природы», «Саранск глазами детей», «Зимние забавы», «Загадки о животных  жарких стран».

7. Проведение викторин:

- «Путешествие по русским народным сказкам»;

-  «Путешествие по мордовским народным сказкам»;

8. Выставки рисунков:

- «Моя любимая загадка»;

- «Мой любимый сказочный герой»;

9. Книжки-самоделки:

- «Егоркины скороговорки»;

- «Пословицы и поговорки;

Работа с педагогами:

1.Консультации:

- «Приобщение детей к истокам народной культуры через знакомство с народными сказками»;

- «Использование игровых технологий как педагогическое условие обучения творческому рассказыванию детей с ОНР 3 уровня»;

Работа с родителями:

1. Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

2. Консультации:

- «Устное народное творчество как средство развития речи детей »;

- «Сочиняем сказку. Уроки творчества»;

-  «Рука развивает речь»;

 - «Почему необходимо читать сказки детям?»;

- «Как выбрать книжку для ребенка!»;

3. Папки – передвижки:

- «Виды устного народного творчества»;

- «Сочиняем сказку»;

4. Памятки и буклеты:

-  «В чем сила сказки?»;

- «Потешки для пальчиков»;

- «Загадка – средство развития речи детей»;

- «Как работать со скороговорками»;

-  «Уроки творчества»;

4. Библиотека книг, дисков с мультфильмами народных сказок «Сказка входит в дом»

Анализ результативности

       Результаты диагностики детей группы компенсирующей направленности показывают, что в течение первого и второго года обучения наблюдается положительная динамика развития речи. На начало второго года обучения значительные улучшения наблюдались у 9 (75%) воспитанников;  незначительные  улучшения – у 3 (25%) воспитанников, а к концу учебного года прослеживается следующая динамика: речь в норме у 10 (83%) воспитанников;  незначительное  улучшение – у 2 (17 %) воспитанников, что объясняется сложностью заключения ТПМПК. Этим детям рекомендована школа с логопунктом.

Таким образом, дети

знают:

- Предметы и явления окружающего мира;

- Обобщающие понятия;

- Обогатился лексический запас новыми словами (синонимами, антонимами, родственными словами),  нравственно-эстетическими оборотами и выражениями.

умеют:

- Использовать в активной речи  малые жанры русского и мордовского фольклора.                        

- Правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Правильно произносить звуки речи;

- Выполнять плавный продолжительный выдох;

- Выполнять пальчиковые  упражнения;  

- Произносить слова тихо, умеренно, громко, шепотом, быстро, медленно;

- Различать звуки  и подбирать слова, близкие по звучанию и по смыслу;

- Выделять звук в слове, подбирать слова на заданный звук, правильно     воспроизводить слова различной слоговой сложности;

-Пользоваться навыками словообразования и словоизменения по пройденным лексическим темам;

- Правильно формулировать собственное высказывание;

- Выразительно, последовательно и образно излагать свои мысли при составлении рассказов (сказок), анализировать поступки героев.

владеют:

- Навыками самоконтроля за правильным звукопроизношением.

-Структурой связного творческого высказывания: знают композицию повествования и описания, умеют четко выстраивать сюжетную линию, используют средства связи.                                                                                                                                                                      

           Полученные знания и умения, дети смогут реализовать на практике, что способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль, что должно положительно сказаться на адаптации к образовательному процессу, обучении в школе и развитии положительных личностных качеств. Следовательно, устное народное творчество способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

   Основная трудность при использовании данного опыта состоит в необходимости строгого отбора речевого материала. К каждой лексической теме требуется  подготовить загадки, приметы, потешку, скороговорку, считалку, сказку, пословицу, соответствующие возрасту детей. Мордовский фольклор очень богат, но, к сожалению труден для восприятия детьми дошкольного возраста. Изучив литературу по устному народному творчеству, я систематизировала речевой материал и разработала перспективные планы для старшей и подготовительной групп, которые значительно облегчают работу по данному опыту.

Адресные рекомендации по использованию опыта

     Применение данного опыта возможно в системе образовательно-воспитательного процесса. Данный практический материал может быть полезен для учителей-логопедов и воспитателей дошкольных учреждений. Информация о накопленном положительном опыте представлена не только на уровне дошкольного учреждения, но и на муниципальном уровне:

На уровне образовательной организации:

       Презентация проектов на Педагогических советах в конце учебных годов.

На муниципальном уровне:

      Семинар-практикум для учителей-логопедов «Инновационные формы и технологии, используемые в логопедической работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников» МАДОУ «Д/с №36 комбинированного вида» г.о. Саранск: выступление на тему «Использование проектного метода в формировании навыков связной речи у детей с ОНР». Так же делюсь опытом работы на сайте детского сада. 

Приложение

Конспект КРД на тему:

«Лес.  Деревья. Мордовская народная сказка «Пугливая мышь»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель: Обобщить знания детей о деревьях, растущих в лесу; Познакомить с мордовской народной сказкой «Пугливая мышь»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  

  1. Активизировать словарный запас по теме «Лес. Деревья».
  2. Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
  3. Образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать прилагательные и числительные с существительными.
  6. Образовывать родственные слова.
  7. Подбирать антонимы
  8. Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
  9. Драматизация мордовской народной сказки «Пугливая мышь»

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать переключение движений органов артикуляции.
  2. Развивать целенаправленную воздушную струю.

     4.  Закреплять в речи правильное произношение поставленных звуков;

5.  Развивать мелкую и общую моторику.

6.  Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

7.  Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

    1.Воспитание интереса к мордовскому фольклору.

 

Словарная работа: березы, дубы, клены, рябины, ели, сосны, осины, липы, лесок, лесочек, лесник, лесовик, лесовичок, дубок, дубочек, дубовый, дубрава, березовый, кленовый, рябиновый, осиновый, липовый; высокий – низкий, толстый – тонкий, молодой – старый,  длинный – короткий.

Предварительная работа: рассматривание деревьев, листьев, плодов деревьев, слушание стихов, отгадывание загадок, разучивание считалки, описание деревьев по мнемотаблице.

Методы и приемы: вопросы, показ, беседа, разъяснение.

Оборудование и материалы: индивидуальные зеркала, вертушки, предметные картинки (деревья, листья, плоды), маски  животных (мышь, крыса, заяц, волк), мнемотаблица.

Ход

I. Орг. Момент.

- Наши глазки внимательно смотрят и все…(видят), ушки внимательно слушают и все …(слышат), голова хорошо…( думает).

II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

- Выполним упражнения для язычка:

«Заборчик», «Горка» «Звенит оса»;

«Чашечка», «Бублик», «Жук жужжит», «Кузнечик стрекочет»;

- Выполним дыхательное упражнение:

 «Подул ветерок»

III. Постановка цели.

- Отгадайте мордовские загадки:

1.Когда тепло — одевается,

Когда холодно — раздевается. (дерево)

2.Постель стелет,

А сам не ложится. (лес)

- Сегодня мы с вами поговорим о лесе, деревьях и познакомимся с мордовской народной сказкой «Пугливая мышь»

IV. Основной этап

1. Игра «Один - много»

- Назовите по картинкам деревья, которые растут в лесу. (В лесу растут березы, дубы, клены, рябины, ели, сосны, осины, липы).

- Каких деревьев много в лесу? (В лесу много берез, дубов, кленов, рябин, елей, сосен, осин, лип).

2.  Игра «Назови ласково»

- Назовите деревья ласково:

Береза – березка

Дуб – дубок

Клен – кленок

Рябина – рябинка

Ель – елочка

Сосна – сосенка

Осина – осинка

Липа – липка

3. Игра «Гербарий из листьев»

- Назовите листья деревьев:

Лист березы – березовый

Лист дуба – дубовый

Лист клена – кленовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист липы – липовый

4. Игра «С какой ветки детки?»

- Назовите плоды деревьев по картинкам:

Сережка, береза - сережка березы

Желудь, дуб -  желудь дуба

Крылатка, клен - крылатка клена

Ягода,  рябина - ягода рябины

Шишка, ель - шишка ели

Шишка, сосна - шишка сосны

5. Игра «Сосчитай»

- Сосчитайте с цифрами  2 – 5:

2 могучих дуба, 5 могучих дубов;

2 белоствольные березы, 5 белоствольных берез;

2 колючие ели, 5 колючих елей;

2 зеленые сосны, 5 зеленых сосен;

2 дрожащие осины, 5 дрожащих осин;

6. Игра «Слова наоборот »

- Я буду называть слова, а вы – противоположные по смыслу:

Дерево старое – дерево молодое

Ствол толстый – ствол тонкий

Дерево высокое – дерево низкое

Ветка длинная – ветка короткая

7. Игра «Слова-родственники»

- Назовите к словам родные:

Лес:

- Назовите ласково – лесок, лесочек;

- Человек, который охраняет лес – лесник, лесничий;

- Сказочный герой, живущий в лесу: лесовик, лесовичок.

Дуб:

- Назовите ласково: дубок, дубочек;

- Лес, в котором растут дубы – дубрава;

- Предмет, сделанный из дуба – дубовый (стол)

8. Физкультминутка «Лесная зарядка»

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад   (2 раза)

9. Описание дуба по мнемотаблице

- Опишите дуб по плану:

1.Ствол.

2.Кора.

3. Ветки.

4. Листья.

5. Плоды.

Ствол дуба толстый, коренастый. Кора темно-коричневая. Ветки толстые, крепкие, растут вверх. Листья овальные, резные. На дубу растут желуди.

10. Пальчиковая гимнастика «Считалка»

Начинается считалка:

На дубу сидела галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей

9. Чтение мордовской народной сказки «Пугливая мышь»

       Жила мышка в поле. А на краю поля рос дубовый лес. Захотелось мышке погулять в лесу – никогда там не бывала, а соседки рассказывали, будто уж очень там хорошо.

       Только мышка зашла в лес, как вдруг на голову ей свалился с дуба желудь. Со страху в глазах у мышки помутилось, бросилась она бежать со всех ног, сама не зная куда. А навстречу ей крыса.

- Куда торопишься, сестричка-невеличка? – спрашивает.

- Ой, - отвечает мышка, - разве ты не знаешь? Небо падает, нас скоро придавит! На меня кусок неба упал – еле жива осталась.

- Тогда давай спасаться вместе, - говорит крыса. И побежали они вдвоем.

  А навстречу зайчик. Спрашивает:

- Куда торопитесь, сестрицы?

- Небо на землю падает, - отвечают в один голос мышка и крыса. – Один кусок уже отвалился, чуть нас не задавил!

- Ой – ой! – испугался зайчик. – И я с вами побегу.

Бегут они втроем, от страха сами не свои. Увидел их волк и спрашивает:

- Куда это вы так мчитесь?

- Братец, волк, - отвечают в один голос мышка, крыса и зайчик. – Сейчас небо на землю упадет и всех нас придавит. Уже один кусок отвалился…

- Тогда и я с вами, - говорит волк. Побежали они вчетвером, дороги не разбирая, с испугу не увидели глубокую яму и свалились туда вместе. Так и сидят в той яме до сих пор. Недаром говорится, страх глаза застилает.

10. Беседа по сказке «Пугливая мышь»

- Где жила мышка? (Мышка жила в поле.)

- Какой лес рос на краю поля? (На краю поля рос дубовый лес.)

- Почему мышке захотелось погулять в лесу? (Мышке захотелось погулять в лесу, потому что никогда там не бывала, а соседки рассказывали, будто уж очень там хорошо.)

- Что случилось с мышкой, когда она зашла в лес? (Только мышка зашла в лес, как вдруг на голову ей свалился с дуба желудь.)

- Что случилось с мышкой? (Со страху в глазах у мышки помутилось, бросилась она бежать со всех ног, сама не зная куда.)

- Кого встретила мышка? (Мышка встретила крысу)

- Что ответила мышка на вопрос крысы? (Разве ты не знаешь? Небо падает, нас скоро придавит! На меня кусок неба упал – еле жива осталась.)

- Что на это сказала крыса? (Тогда давай спасаться вместе.)

- Кого встретили мышка и крыса? (Зайца)

- Что ответили мышь и крыса на вопрос зайца? (Небо на землю падает, - отвечают в один голос мышка и крыса. – Один кусок уже отвалился, чуть нас не задавил!)

- Что на это сказал заяц? (И я с вами побегу).

- Кого встретили мышка и крыса и зайчик? (Волка)

- Что ответили мышь и крыса зайца на вопрос волка? (Сейчас небо на землю упадет и всех нас придавит. Уже один кусок отвалился.)

- Что на это сказал волк? (Тогда и я с вами.)

- Что случилось с животными? (С испугу не увидели глубокую яму и свалились туда.)

- Чем закончилась сказка? (Так и сидят в той яме до сих пор.)

11. Знакомство с пословицами

- Сказка заканчивается мордовской пословицей: Недаром говорится, страх глаза застилает.

- Как вы понимаете это? (Когда боишься, ничего не видишь.)

- Есть похожая русская народная пословица: У страха глаза велики.

12. Драматизация сказки «Пугливая мышь»

- А теперь давайте распределим роли:

- Кто будет мышкой?

- Кто будет крысой?

- Кто будет зайцем?

- Кто будет волком?

- Кто будет ведущим?

- А теперь возьмите маски и покажите сказку.

V. Итог.

- Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (Мордовская народная сказка «Пугливая мышь».)

- Почему она так называется?

- Какой вывод мы сделаем, прочитав эту сказку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

   Знакомство  детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....

Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет

Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

Развитие речи посредством устного народного творчества

«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание е...

Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе

Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе ...

Конспект занятия по развитию математических представлений по теме: «В лес за ягодами и грибами» в старшей группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи

В конспекте представлены игровые и здоровьесберегающие технологии, методы и приемы развития элементарных математических представлений....