МАСТЕР-КЛАСС МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ
учебно-методическое пособие по математике на тему

Бадмаева Кермен Владимировна
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_matematicheskiy_planshet.docx451.37 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

Л.А. Венгер

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума , формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания  чрезвычайно важна и актуальна. Так важно, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие инициативности и активности детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

Владеет математической терминологией

Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

Владеет простейшими графическими навыками и умениями

Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических  представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической  действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого- поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок  активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

 Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей  предметно-пространственной среды. Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада  занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических  пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно-  ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений.

Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его.

                                                               Мастер-класс для педагогов

"Математический планшет "Геометрик"

Цель мастер – класса: создание условий для ознакомления и использования  педагогами математического планшета  «Геометрик».

3адачи: 
Познакомить педагогов с  математическим  планшетом  «Геометрик».
Практическое освоение участниками мастер-класса навыков работы с математическим планшетом «Геометрик». 
Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении способами работы с планшетом «Геометрик».
Ходмастер-класса:
Добрый день!  
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания  чрезвычайно важна и актуальна. Так важно, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас познакомить с математическим планшетом «Геометрик».

Математический планшет придумал математик Калеб Гаттерно ( Гатеньо) в конце 1950-х гг. Математический планшет  - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей. 

Итак, что же представляет собой математический планшет «Геометрик»?


Планшет представляет собой деревянную дощечку с расположенными на ней цветными силовыми кнопками и набором резиночек.

Данное игровое пособие дает возможность ребенку освоить  базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию.
Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.
В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры с планшетом « Геометрик» в его вариантности. Его можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, и в самостоятельной игровой деятельности по желанию детей.

Практическая часть


Приглашаю для участия в мастер - классе педагога.


Способов игры с «Геометриком» очень много. Если у вас дети раннего и младшего дошкольного возраста, предложите для начала просто надевать резинки на кнопки, сортировать их по цветам. В старшем возрасте задачи, конечно же, усложняются. 

 -Вам, я предлагаю для начала, взять одну резинку и попробовать растянуть ее на прикрепленных к доске кнопках . Обратите внимание на то, что это можно сделать не только по прямой, но и по диагонали, разворачивая резиночку. Так же вы можете использовать не одну, а две, три, да еще разного цвета, что позволяет ребенку проявить свою фантазию.

Проявите и вы, уважаемый участник свою фантазию, выложите любую фигуру. 
- Скажите, пожалуйста, что у вас получилось? 
- Вы можете попросить ребенка рассказать, что у него получилось, что будет способствовать развитию его речи. 
Для закрепления математических представлений, вы можете предложить ребенку выложить геометрическую фигуру.  Обратите внимание, что фигура всегда получится ровная, ребенок испытает положительные эмоции.

-  Получилось? Молодцы! 

Далее задание усложняется. Изобразите квадрат красного цвета, ромб желтого цвета, а прямоугольник зеленого цвета. 
Еще один способ взаимодействия с «Геометриком» – это выполнение задания по образцу. Например, слева на планшете вы можете выложить простую геометрическую форму, букву, цифру или какой – либо предмет, а затем попросить ребенка справа на планшете ее повторить. Пожалуйста, выполняйте. Такая игра способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
Все вы знаете, что дети любят отгадывать загадки. В более старшем возрасте, дети могут с помощью планшета изображать отгадки на загадки. 
Например, вы загадывайте загадку, а отгадку предлагаете ребенку выложить на планшете. Здесь можно использовать несколько резиночек. Обратите внимание, что загадки нужно тщательно подбирать. А отгадку предварительно выложить самому, прежде чем предлагать детям. И вам предлагаю послушать загадки, а отгадки – изобразить на планшете. 


Что за звёздочки резные 
На пальто и на платке? 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь — вода в руке… (снежинки)
***
Словно крылья, паруса,
Это, что за чудеса,
Не коптит и не шумит,
По волнам легко скользит! (парусник)
***

Я его беру с собой
Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой,
Если дождь закапал.

                                                                                    (Зонтик)

***

Любого ударишь —
Он злится и плачет.
А этого стукнешь —
От радости скачет!

                                                                                         (Мячик)


Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы… (дом)

***

После того, как выложили дом, можно предложить детям его обыграть. Для этого и пригодятся различные мелкие предметы: машинки, макеты домов и т.д.
Так же данная игра поможет ребенку закрепить умение ориентироваться на плоскости. Вы можете использовать словесную инструкцию: например, возьмите, пожалуйста, фигурку человека и поставьте ее в правом (или левом) верхнем углу. Затем возьмите резиночки и выложите дорогу, по которой человек придет к дому. затем каждый участник рассказывает, как его человек пошел к дому.

Спасибо вам за активное участие.

Заключительная часть

Уважаемые коллеги, сегодня, я  познакомила вас с математическим планшетом «Геометрик», который вы можете использовать в своей работе, развивать познавательную сферу своих воспитанников. Я надеюсь, что сегодняшний мастер – класс поможет вам в вашей дальнейшей работе. Пробуйте и развивайте своих воспитанников. Удивляйтесь сами и удивляйте детей.

Спасибо за внимание.


C:\Users\user\Desktop\IMG_20181122_133959.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

Мастер класс «Универсальная математическая игра «Ах эти веселые осьминожки»

Игра - одно из замечательных явлений жизни,  деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Наш мастер-класс расскажет о математической игре "Веселые осьминожки"...

мастер - класс« Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»

Мастер класс  направлен на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы через математические игры.   В ходе  образовательной деятельности использую различны...