Программа кружка "Юный гений"
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
По данной программе можно работать с детьми старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка | 47.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Незабудка»
Программа кружка
«Юный гений»
(старший дошкольный возраст с использованием Блоков Дьенеша)
Воспитатель. Л.Ф. Гончар
г.Мегион
2016
Содержание:
I. Целевой раздел образовательной программы.
Пояснительная записка.
Педагогическая целесообразность программы.
Целевые установки и задачи программы.
Отличительные особенности программы.
Принципы построения программы.
Принципы взаимодействия с детьми.
Срок реализации программы.
Результативность программы.
Мониторинг
II. Содержательный раздел программы.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Организация и планирование работы по программе.
Учебный план работы кружка «Юный гений» для детей старшего дошкольного возраста.
Материальные средства.
III. Приложение
Целевой раздел образовательной программы.
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
1.1.Педагогическая целесообразность программы.
-Направленность на успешное овладение в дальнейшем детьми основами математики и информатики.
- Использование игр и упражнений на различных этапах обучения.
Создание новых условий для воспитания интеллектуальных способностей ребенка.
1.2.Целевые установки и задачи программы.
Развивать:
- логическое мышление.
- представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
-умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения
- пространственные представления.
-знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- познавательные процессы, мыслительные операции.
-творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
-психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Формировать:
- представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
Воспитывать:
самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей.
1.3.Отличительные особенности программы.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложностей заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для реализации индивидуального подхода, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития (предпосылок) логического мышления детей:
1.Сформировано.
2. На стадии формирования.
3.Не сформировано.
1.4.Принципы построения программы:
- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- Наглядность (наличие дидактических материалов).
- Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
1.5.Принципы взаимодействия с детьми:
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты сложнее, менее подготовленным – работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.)
1.6. Срок реализации программы – 1 год:
1раз в неделю
Время проведения – 25 минут
В месяц – 4 занятия – 1час 40 минут.
Количество детей – 10, возраст 5-6 лет.
2. Результативность программы:
В результате игровых занятий дети научатся:
- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме.
- Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
- Кодировать и декодировать информацию.
- Пользоваться кодовыми карточками и кодом, обозначающим знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг или треугольник и т.п.)
- Улучшат свои коммуникативные способности.
2.1.Методическое обеспечение программы:
Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
Проводятся под руководством педагога.
2.2 Мониторинг программы.
Цель мониторинга – отслеживание результатов программы.
Для оценки эффективности работы используется методики З.А. Михайловой, Т.Д.Рихтерман :
1. «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины».
2. «Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».
II.Содержательный раздел программы
В процессе игровых занятий используются различные формы:
- традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физминуток.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа);
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей группой);
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- групповой (работа в парах);
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Организация и планирование работы по программе
2.1. Учебный план
Старшая группа
Сентябрь
1.« Собери бусы для куклы»
Цель — Закрепить умение находить фигуру по знаково — символическим
бозначениям свойств
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.
Содержание: « Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет,
чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».
Воспитатель показывает карточку с обозначениями свойств (кроме отрицания),
а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на
столе.
2. «Помогите Мишке собрать фигуры»
Цель – Закрепить знания символики свойств
Материал: Игрушка – мишка, корзина, логические блоки, карточки с
обозначением свойств (кроме отрицания).
Содержание: У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с
другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине.
Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки-символы. Воспитатель
показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят
соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
3.«Где, чей дом»
Цель – Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.
Материал: Логические блоки, карточки – домики (т.№8) на двух человек.
Содержание: Детям нужно расселить фигуры по своим домикам, а помогут
значки указанные на домиках, (« Логика и математика», стр.24, 2-е задание).
4.«Игра с обручем»
Цель – Закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.
Материал: Два обруча красный и синий, логические блоки.
Содержание: Предложить детям разложить фигуры так, чтобы внутри одного
обруча были все синие и маленькие, а в другом – все большие и др.варианты.
Октябрь.
1. «Отрицание цвета»
Цель – Знакомство с символикой отрицание цвета.
Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание цвета,
игрушка зайца, коробка.
Содержание: В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в
которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размер, толщину, но
все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты.
На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими
отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с пере-
черкнутыми обозначениями цвета).
Упражнения на закрепление:
« Покажите фигуру»: — не красную и не синию;
— не синию и не желтую;
— не желтую и не красную;
— прямоугольную, не синию и
не красную;
— треугольную, не желтую и
не красную;
— квадратную, большую, не
желтую и не синию;
— прямоугольную, маленькую,
не красную и не желтую
— треугольную, тонкую, не синию
и не желтую;
— круглую, толстую, не синию и
и не красную.
3. «Отрицание формы»
Цель – Знакомство с символикой отрицания формы.
Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.
Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с
перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.
— « Покажите фигуру»: — не прямоугольные, не круглые, не треугольные;
— не квадратные, не прямоугольные, не круглые;
— не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;
— не треугольные, не круглые, не квадратные.
4. «Отрицание размера»
Цель – Знакомство с символикой отрицания размера
Материал: Логические блоки; карточки, обозначающие отрицание размера
зайчик – игрушка, коробка.
Содержание: Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми
обозначениями и объясняет, что они обозначают.
Упражнения на закрепление
— « Покажите фигуру»: — квадратную; красную; не маленькую;
— треугольную; желтую; не большую;
— круглую; синию; не маленькую;
— прямоугольную; желтую; не большую;
— треугольную; синию; не маленькую.
4. « Отрицание толщины»
Цель – Знакомство с символикой отрицания толщины.
Материал: Логические блоки; карточки; обозначающие отрицание толщины;
игрушка – зайчика, коробка
Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки,
которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они
обозначают.
Упражнения на закрепление
— « Покажи фигуру» — не тонкую;
— не толстую;
— треугольную; желтую; не тонкую;
— круглую, красную, не толстую и т.д.
Ноябрь:
1. «Загадки без слов»
Цель – Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или
отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- симво-
лическим обозначениям.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.
Содержание: Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки:
«Это загадки без слов». « Я буду показывать карточки со знаками.
Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».
Загадываются три совместимых свойства:
Например: — форма, размер и толщина;
— цвет, форма, размер;
— цвет, форма, толщина и др.
(«Логика и математика»,стр.37)
2. «Найди клад»
Цель – Развитие умений выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины),
круги бумажные (клады) карточки – свойства.
Содержание: Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад.
У ведущего карточки – свойства, 16 блоков (одного цвета, но разной формы,
размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры,
под которой спрятан клад на каждое правильно угаданное свойство,
воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад
себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
(«Логика и математика», стр.15, 2-е задание).
3. « Помоги муравьишкам»
Цель — Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами,
которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.
Материал: Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся
коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.
Содержание: Перед детьми выложены блоки (муравьишки).
Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы – муравьишки
много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают
из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются
в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться
в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.
Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства
блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные
большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные и т.д.).
(«Логика и математика,» стр.20, 2-е задание).
4. «Волшебные камни»
Цель — Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга
Материал: Обруч, логические блоки.
Содержание: « Ребята сегодня наши логические блоки превратились в
волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».
1)Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие
круглые вне обруча.
2)Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т.д
Декабрь
1. «Помоги Каю и Герде»
Цель — Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать
эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении
практически задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
Материал: Таблицы с правилами построения дорог (т 2а – г),
логические блоки, иллюстрации с изображением Кая и Герды
Содержание: Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказку
«Снежная королева», и предлагает детям помочь Каю и Герде сбежать
из дворца Снежной королевы. Для этого нужно выложить дорожку используя таблицу (т 2а –г)
(«Логика и математика», стр.21, 2-е задание)
2. «Найди пару»
Цель — Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и
сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам,
закреплять умение в парах.
Материал: Логические блоки.
Содержание: Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары –
набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и
по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою
фигуру, второй игрок ищет к ней пару, если он правильно составляет пару,
то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к
первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок.
Побеждает тот, кто соберет больше фигур.
(«Логика и математика», стр.28, 2-е задание).
3. «Где, чей гараж»
Цель — Развитие умений классифицировать.
Материал: Таблицы две штуки (т.11б.), логические блоки.
Содержание: У воспитателя две большие таблицы (т.11б), на них
изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины).
Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог
показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очередиищут гараж для своих машин.
( «Логика и математика» стр.32, 2- е задание).
4. «Игра с двумя обручами»
Цель – Закрепить умение распределять фигуры по двум признакам.
Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки
Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются
три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели
жить все красные фигуры внутри синего – все круглые.
А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие
двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые),
какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые,треугольные, квадратные)
Январь:
1. «Угадай – ка»
Цель — Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства
(цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие
какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, нетреугольный и т.д).
Материал: Логические блоки, игрушка Буратино, карточки – свойства.
Содержание: В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два его свойства.
Например: Какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи (Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – свойство (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или др.)
(« Логика и математика»,стр.17, 2-е задание)
2. «Засели домики»
Цель — Развитие классификационных умений.
Материал: Логические блоки, карточки с изображением домиков (т.14; г,д,е).
Содержание: У детей на пару две таблицы (1-двухэтажного дома, 2 -трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и вкаждом подъезде дома.
(«Логика и математика»стр.33, 2-е задание).
3. «Где спрятался Джерри?»
Цель – Развитие логического мышления, умения кодировать информацию
о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать ее.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств,мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).
Содержание: Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для того ему может понадобиться в некоторых случая 3,4 и более карточек.
(«Логика и математика», стр.38, 2-е задание).
4. «Конструктивная игра»
История – 1: «О коте» («Спасатели приходят на помощь» – дидактическое пособие, стр3).
Февраль:
1. «Дорожки»
Цель — Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: Логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или условные обозначения).
Содержание: На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика – дома Наф – Нафа, Ниф – Нифа и
Нуф – Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по
правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.
(«Логика и математика, стр.25, 2-е задание).
2. «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»
Цель – Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.
Материал: Карточки с логическими таблицами (16 а –е), логические фигуры.
Содержание: Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом (табл.16 а – е). У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок?
Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы
Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.
(«Логика и математика, стр.34, 2-е задание).
3. «Игра с двумя обручами»
Цель — Закрепить понятие «внутри и «вне» обруча.
Материал: Два обруча (синий и красный).
Содержание: На полу два разноцветных обруча (синий и красный),
Обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.
Ведущий предлагает, кому – нибудь встать:
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
-внутри синего, но вне красного,
-внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
4.«Конструктивная игра»
История 2 «О заике»
(«Спасатели приходят на помощь» — дидактическое пособие, стр 4).
Март:
1.«Кошки – мышки»
Цель — Закрепить свойства фигур.
Материал: Маска кошки, жетоны для мышей и кота ( из пособия
«Праздник в стране блоков стр. 7-8).
Содержание: Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним «кошачьи» жетоны.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснется Васька – кот,
И разгонит хоровод.
На последнем слове, « хоровод» кот быстро надевает один из четырех жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все «мыши» его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается ловить. После слов «1,2,3,4,5, — начинаю догонять», — кот ловит мышей.
Одна из пойманных мышей становится « котом».
2.«Какую фигуру я задумал?»
Цель – Закрепить умение детей загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков.
Материал: Блоки, карточки с обозначением свойств.
Содержание: Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные смогли отгадать. Ребенок выставляет карточки с обозначением трех свойств.
3. «Конструктивная игра «Утка»
(из пособия «Спасатели приходят на помощь», стр. 5)
4. «Игра с двумя обручами»
Цель — Закрепить умение распределять блоки в двух обручах.
Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки.
Содержание: Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.
Беседа по вопросам:
Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
Внутри синего, но вне красного обруча?
Внутри красного, но вне синего?
Вне обоих обручей?
Апрель.
1.«Необычные фигуры»
Цель – Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческого мышления, воображения.
Материал: Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур (таблица 4а).
Содержание: В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения. Взрослый показывает таблицу 4а, затем 4б, и в.
По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что или кого они похожи.
(«Логика и математика»,стр.22, 1-е задание).
2.«Угадай фигуру»
Цель — Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Материал: Логические блоки и два набора карточек свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
Содержание: Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх загадывается только одно, какое – то свойство фигуры, затем два.
Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.
(«Логика и математика», стр.39).
3. «Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель – Развитие логического мышления, умение рассуждать.
Материал: Логические блоки, таблицы.
Содержание: Перед детьми таблица 18. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.
Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки — всем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При том рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. («Логика и математика», стр.15).
4. «Конструктивная игра»
«Лягушка»
(«Спасатели приходят на помощь» — дидактическое пособие, стр. 5).
Май
Тренировочные задания по карте.
Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.
Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.
Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице.
Д/игра «Поиск затонувшего клада»
Цель: закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.
Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.
Д/игра «Куда спрятался щенок»
Цель: развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.
Д/игра «Зоопарк»
Цель: продолжать строить постройки в соответствии со схемой.
Придумай рассказ о своём зоопарке.
Цель: развивать творческое воображение,
Игры с блоками Дьенеша
Д/игра «Найди выход»
Цель: Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам.
Д/игра «Покажи соответствующую фигуру»
Цель: закреплять знание символического обозначения свойств.
Игры с блоками Дьенеша.
Д/игра «Мышки – норушки»
Цель: Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление.
Д/игра «Все символы в одном месте» «Житейские истории» «О коте»
Цель: развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.
Заключение.
В заключение данной работы рассмотрим перспективы реализации данной программы.
Материальные средства
Для игровых занятий необходимо иметь:
- Игровые наборы «Блоки Дьенеша» - 1 коробка на каждого ребёнка.
- Схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша. - на всех детей.
- Карточки кодирования (декодирования) информации.
Литература
1. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» (блоки Дьенеша, выпуск 1, младший возраст).
2. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» (блоки Дьенеша, выпуск 1, старший возраст).
3. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).
4. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).5. Набор «Давайте поиграем». «Игры с логическими блоками Дьенеша».
III. Приложение
1. Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины.
Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.
Инструкция: Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.
Оценка выполнения:
Не может подобрать ни одной пары -0
Правильно подобрал одну пару – 1
Правильно подобрал две пары – 2
Правильно подобрал 3-6 пар – 3
Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.
2.Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».
Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.
Инструкция: «Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.
Оценка выполнения
Невыполнение задания после всех видов помощи – 0
Выполнение после словесного указания оснований для классификации – 1
Выполнение после показа первых 4 карточек, без словесного пояснения – 2
Выполнение по основной инструкции – 3
По итогам методик 1 и 2 можно сделать следующие выводы:
Высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка.
Если ребенок не справился с заданием методики 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание методики 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфически дошкольным видам детской деятельности.
Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.
МБДОУ ДС №7 «Незабудка» Программа кружка «Юный гений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Юный Гений"
Исользование дидактического материала: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и развивающих игр Никитина. Для отображения всего материала, необходимо скачать файл....
программа "Маленький гений"с рецензией
программа "Маленький гений" по подготовке к школе...
Программа Юный Гений
программа...
Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)
Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Новые гении»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новые гении» имеет естественно-научную направленность и является важным направлением в интеллектуальном развитии личности ребе...
Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" с календарно-тематическим планированием для дошкольников
Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" для дошкольников разработана для ведения кружка с одноимённым названием и нацелена на подготовку детей к школе по математи...
ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»
ПРОГРАММА«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»...