Программа по самообразованию по ФЭМП
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………..3
2.Актуальность…………………………………………………..…………….5
3.Цель программы………………………………………………………….... 7
4.Задачи программы................................................................................... 7
5.Срок реализация программы................................................................... 7
6.Основные направления реализации программы…………………………..8
7.Этапы работы по самообразованию…………………………………..……8
8.Ожидаемые результаты........................................................................... .9
9.План мероприятий по реализации программы ...........................................10
10.Результаты саморазвития…………………………………………….........13
11.Список литературы………………………….…………………………......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_po_femp1.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18
Принято на заседании педагогического совета от _________________ протокол №______ | Утверждено Заведующий____________Т.А.Шуянова Приказ № ______________________ |
Программа
профессионального саморазвития воспитателя
на тему
«Развитие математических представлений
в
дошкольном возрасте».
Разработала:
воспитатель
Модина Татьяна Валерьевна
Г.о.г. Выкса
2016 – 2017 г. г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………..3
2.Актуальность…………………………………………………..…………….5
3.Цель программы…………………………………………………………... 7
4.Задачи программы 7
5.Срок реализация программы 7
6.Основные направления реализации программы…………………………..8
7.Этапы работы по самообразованию…………………………………..……8
8.Ожидаемые результаты .9
9.План мероприятий по реализации программы ...........................................10
10.Результаты саморазвития…………………………………………….........13
11.Список литературы………………………….…………………………......15
Пояснительная записка
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
Актуальность
Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей, но в последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в
обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Цель:
повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно - образовательного процесса в направлении создания оптимальных условий для познавательного (математического) развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
- Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Создать в группе предметно-развивающую среду, дополнить «Познавательного развития» необходимым материалом.
- Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.
- Подготовить творческий отчет об итогах реализации работы.
Срок реализации программы – 1 года.
Основные направления реализации программы:
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Этапы работы по самообразованию;
1.Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач.
2.Планирование работы по самообразованию.
3.Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов.
4.Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)
5.Подведение итогов самообразования.
Ожидаемые результаты:
Овладение современными формами и способами развития познавательных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики.
План мероприятий по реализации программы
1 этап реализации плана: подготовительный
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Провести анализ своих профессиональных затруднений | Август |
2 | Изучение учебно-методической и научно-методической литературы по заданной теме, сбор материалов по дальнейшей работе по самообразованию, изучение периодической печати, знакомство с работами других педагогов, посещение библиотеки, работа с интернет-ресурсами. | В течение года |
3 | Изучить современные технологии взаимодействия с семьёй для повышения собственной профессиональной компетенции по данной проблеме. | Сентябрь Октябрь |
4 | Собрать банк данных по теме самообразования. | Март |
5 | Провести вводную диагностику родителей с учетом темы по самообразованию. | Апрель |
6 | Разработать мероприятия по теме самообразования. | Май |
7 | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования. | Май |
8 | Подбор диагностического инструментария для проведения диагностики детей на начало нового учебного года. | Май |
9 | Разработка анкет для родителей с целью анализа познавательного развития детей дома. Анкетирование родителей, подведение итогов анкетирования. | Май |
10 | Разработка с учетом результатов первичной диагностики перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами. | Август |
2 этап реализации плана: основной.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Изучение литературы по теме самообразования. | В течение года |
2 | Составление картотеки познавательного материала для детей старшего дошкольного возраста, где указаны задачи, предварительная работа, содержание предметной среды. | В течение года |
3 | Дополнение Центр познавательного развития необходимыми играми, материалом. | В течение года |
4 | Провести вводную диагностику родителей с учетом темы по самообразованию. | Август |
5 | Проведение диагностики детей на начало нового учебного года. | Сентябрь |
6 | Корректировка плана работы с детьми, родителями, педагогами. | Сентябрь |
7 | Памятка для родителей «Занимательная математика». | Октябрь |
8 | Консультация для родителей «Дома играем – математику изучаем». | Ноябрь |
9 | Оформление папки – передвижки для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни» | Декабрь |
10 | Консультация для родителей «Организация познавательной среды в условиях семьи» | Февраль |
11 | Папка-передвижка «Математические игры – что это?» | Март |
12 | Выставка методической литературы по теме для родителей | Апрель |
13 | Организация математического КВН с родителями «Играем в математику» | Апрель |
14 | Промежуточный контроль: диагностика детей. | Апрель |
15 | Родительское собрание | Май |
3 этап реализации плана: заключительный (2016 - 2017 учебный год)
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Дополнение Центр познавательного развития необходимыми играми и материалом. | В течение года |
2 | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
3 | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты) | Октябрь |
4 | Подготовка материалов для публикации на персональном сайте. | Ноябрь |
5 | Консультация для педагогов ДОУ «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» | Февраль |
6 | Организация математического КВН с родителями «Играем в математику» | Март |
7 | Проведение итоговой диагностики | Апрель |
8 | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
Результаты саморазвития
Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области развития познавательных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста, освоить методы организации познавательного развития, осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.
Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал. В ходе реализации плана по самообразованию проведена большая работа с родителями. Даны рекомендации для родителей «Математика – это интересно», консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи», родители участвовали в математическом КВН «Играем в математику», оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни», индивидуальные беседы и консультации, оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»..
Для педагогов подготовлены рекомендации «Создание математического уголка в группе» (по возрастам). Было подготовлено и проведено занятие для педагогов «На поиски клада», в котором использовала множество приёмов и игровых технологий, на этом занятии педагоги увидели, как можно использовать занимательные математические игры в ходе образовательной деятельности, насколько они расширяют возможности детей проявить свои математические способности. В мае проведён итоговый мониторинг детей, анкетирование родителей с целью выяснения результатов проделанной работы, по итогам которой, можно сделать вывод о том, что использование занимательного математического материала способствовало.
- Активизации умственной деятельности детей.
- Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
- Формированию основ творческого мышления.
- Развитию эмоционально-волевой сферы.
- Развитию коммуникативных навыков.
- Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений
- Повышению интереса детей к математике.
- Привлекли родителей к данной теме.
- Заинтересовали педагогов.
Список литературы
- И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование Элементарных Математических представлений детей средней группы»
- Данилова В. В., Рихтерман Г. Д. «Обучение математике в детском саду»
- Колесникова Е. В. «Математика для детей 4 – 5 лет»
- Мышковская М. Б. «Математика в стихах и картинках»
- Новикова В. П. «Математика в детском саду»
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. А. Вераксы
- Персон Л. Г. «Математика для дошкольников»
- Фалькович Ф. А. «Формирование математических представлений»
- Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ФЭМП
Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики с детьми трех четырех лет....
План по самообразованию по ФЭМП
План по самообразованию Использование развивающих игр для развития ФЭМП...
план самообразования по ФЭМП
План самообразования вторая младшая группа по теме " развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Самообразование по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математик...
Самообразование по ФЭМП
Самообразование на 2020-21 учебный год...
Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...
Программа по самообразованию воспитателя детского сада Тема: «Использование развивающих игр при ФЭМП у дошкольников»
В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта игра...