Самообразование по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада
рабочая программа (подготовительная группа)
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samob-e_20-21.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Полянка»
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
Ф.И.О. педагога: Чегаровская Екатерина Евгеньевна
Образование: средне - специальное
Специальность: воспитатель
Стаж педагогической работы: 10 лет
Квалификационная категория: высшая
Курсы повышения квалификации: «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях
введения ФГОС ДО»
Тема: "Формирование математических представлений посредством плоскостного ориентирования и пособия Геометрик".
Дата начала работы над темой: октябрь 2020г
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г
Цель: развитие логического мышления, смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
- создание условий для познавательной деятельности детей;
- организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- изучение методик, технологий по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе.
Пояснительная записка
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе. Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Помня о том, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая деятельность, я пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей и лучшей подготовки их к школе, нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений формирование математических представлений.
Также для детей 6-7-летнего возраста одной из актуальных проблем является подготовка к обучению в школе. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе. Рисование графических фигур – это замечательная тренировка в ориентировании в пространстве (на плоскости листа), а кроме того отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
Именно поэтому на занятиях математического кружка я включаю рисование по клеточкам, графические диктанты – это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения: «верх», «низ», «право», «лево», «диагональ», мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, умение отсчитывать необходимое количество клеточек, развития способности слухового и зрительного анализа. Выполняются они в тетрадях в клеточку.
В ходе занятий математического кружка используются различные дидактические пособия, одно из основных – математический планшет Геометрик.
Работа в математическом кружке позволит приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
На занятиях математического кружка используются дидактические игры и задания на развитие математических представлений (Приложение №1), упражнения с математическим планшетом Геометрик (схемы представлены в приложении №2), игры со счетными палочками (Приложение №3), графические диктанты (Приложение №4), задачи-шутки, математические загадки.
Активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
План самообразования по теме: "Формирование математических представлений посредством дидактических игр и пособия Геометрик. Подготовка детей к школе"
Виды деятельности | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Изучение методической литературы | Программа «От рождения до школы» | Медиоресурсы интернета «МААМ.ru», «Почемучка.r» и т.д. | Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012 | Носова Е.А. "Логика и математика". СПб., Детство-ПРЕСС,2002 | Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. - ПРЕСС, 2001 | ПетерсонЛ.Г. «Раз ступенька, два ступенька». | Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007 | Е.В.Колесникова «Программа математические ступеньки» |
Методическое обеспечение (ПРС, карточек и т.д.) | Подбор методического материала по теме | Подбор и изучение материала с использованием интернет ресурсов. ФГОС | Перспективный план | Составление картотеки дидактических игр по формированию элементарных представлений | Подбор и составление картотеки схем для работы с математическим планшетом Геометриком | Подбор и составление картотеки игр со счетными палочками и графических диктантов | Изготовление папки – передвижки «Математичес-кие игры» | Консультация для педагогов «Значение логико – математичес-ких игр в развитии мышления детей подготовитель-ной группы» |
Работа педагога с родителями | Анкетиро-вание для родителей | Консультация «Зачем детям математика», Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП» | Консультация «Развитие у детей интереса к математиче-ской деятель-ности» | Папка передвижка для родителей «Логические упражнения и задачи-средства занимательной математики» | Консультация для родителей «Роль д/и по фэмп для детей» | Информация для родителей в родительский уголок «Зани-мательная математика» | Родительское собрание "Математика - царица всех наук" | Консультация «Математичес-кие игры» |
Работа педагога с детьми | 1) Д/игра «Матрешки». Д/игра «Подбери фигуру». Игра с Геометрик «Домик». 2) Д/игра «Живые числа». Д/игра «Художники». Д/игра «Когда это бывает». Игра со счетными палочками «Молоток», «Морковь», «Лопата». 3) Д/игра «Сосчитай правильно». Д/игра «Какой сегодня день?» Игра с Геометрик «Коврик». 4) Д/игра «Угадайте, какое число пропущено?». Д/игра «Разложи по порядку». Графический диктант «Квадрат». | 1) Д/игра «Незнайка в гостях». Д/игра «Кто больше увидит». Игра со счетными палочками «Кошка», «Гриб». 2) Д/игра «Сколько разных игрушек?». Д/игра «Времена года». Графический диктант «Сердечко». 3) Д/игра «Веселые соседи». Д/игра «Назови скорей». Д/игра «Линии и точки». Игра «Сложи из спичек». 4) Д/игра «Угадай, какой по счету цветок». Д/игра «Кто какого роста?». Игра с Геометрик «Звезда». | 1) Д/игра «Освободим принцессу». Д/игра «Найди парную картинку». Графический диктант «Собачка». 2) Д/игра «Что звучит и сколько». Д/игра «Сломанная машина». Математические загадки-шутки. Игры со счетными палочками «Листок», «Жук» и «Волк». 3) Д/игра «Заполни квадрат». Работа с математическими раскрасками. 4) Д/игра «Поможем Элли вернуться домой». Д/игра «Сравни между собой». Игра с Геометрик «Новогодняя снежинка». | 1) Д/игра «Сколько?» Д/игра «Тик-так». Графический диктант «Кенгуру». 2) Д/игра«Яблоня и яблоки». Математические загадки. Д/игра «Посадим ели». Работа в тетради в крупную клетку «Повтори узор». 3) Игра «Соедини по цифрам» - «Трактор» и «Поезд». Игра с Геометрик «Ракета». 4) Д/игра «Назови части суток». Д/игра «Куда бросим мяч?». Игра с Геометрик «Решаем примеры». | 1) Д/игра «Веселые соседи». Д/игра «Решаем задачи бабушки Загадушки». Графический диктант «Олень». 2) Д/игра «Успей вовремя». Д/игра «Сравни по весу». Работа с математическими раскрасками. 3) Д/игра «Угадай, какое число пропущено». Д/игра «Кто больше увидит». Игры со счетными палочками «Танк», «Корабль». 4) Д/игра «Яблоки и перцы». Д/игра «Сравни и заполни». Игра с Геометрик «Слон». | 1) Д/игра «Бумеранг». Математические логические задачи. Д/игра «Мастерим геометрические фигуры». 2) Игра «Соедини цифры» - «Подводная лодка» и «Собака». Д/игра «Выбери фигуру». Графический диктант «Цветок». 3) Д/игра «Угадайте, какое число пропущено?». Д/игра «Сложи фигуру». Игра с Геометрик - «Утёнок». 4) Д/игра «Числовые домики». Д/игра «Волшебная линейка». Д/игра «Чародеи». | 1) Д/игра «Продолжи считать». Д/игра «Сложи фигуру». Работа в тетради в крупную клетку «Повтори и продолжи узор». 2) Д/игра «Найди неправильную цифру». Д/игра «Путешествие». Д/игра «Работа с геометрическим конструктором» - «Краб» и «Бабочка». 3) Д/игра «Веселые соседи». «Успей вовремя». Игра с Геометрик «Рыбка». 4) Д/игра «Выходные-будни». Д/игра «Клад». Графический диктант «Верблюд» и «Белочка». | 1) Д/игра «На зарядку становись». Д/игра «12 месяцев». Игра «Сложи из спичек» - «Пароход». Игра-головоломка из спичек «Поверни оленя». 2) Д/игра «Дополни число». Д/игра «Зазеркалье». Игра с Геометрик «Летающая тарелка» и «Меч». 3) Д/игра «Скажи последующее/предыдущее число». Д/игра «Сосчитай и построй». Графический диктант «Крокодил». |
Практические выходы:
1. Оформление картотеки: дидактические игры по формированию элементарных представлений; схемы для работы с математическим планшетом Геометриком; игр со счетными палочками и графических диктантов,
2. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «Формирование математических представлений посредством дидактических игр и пособия Геометрик»
3. Консультация для педагогов.
Тема: «Значение логико – математических игр в развитии мышления детей подготовительной группы»
4. Итоговое открытое занятие "Чему мы научились"
Список использованных источников:
- Носова Е.А. "Логика и математика". СПб., Детство-ПРЕСС,2002
- Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
- Панова Е.Н. «Дидактические игры и занятия в ДОУ»
- ПетерсонЛ.Г. «Раз - ступенька, два - ступенька».
- Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. - ПРЕСС, 2001.
- Светлова И. "Сравни и измерь". М., 2001.
- Арапова-Пискарева Н.А. "Формирование элементарных математических представлений". Мозаика – Синтез, 2010.
- Алябьева Е.А. "Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
- Зайцев В.В. "Математика для дошкольников". Волгоград, Учитель 2003.
- Колесникова Е.В. "Математика для дошкольников 5–6 лет". М.: ГНОМ и Д, 2001..
- Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
- Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада
Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....
Физкультурные занятия в детском саду подготовительная к школе группа детского сада
ПЛАНЫ И КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ...
Конспект НОД по ФЭМП (ОО «Познавательное развитие») в подготовительной к школе группе детского сада в форме квеста: «Случай в Простоквашино или в поисках пропавших цифр".
Представлен конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе в форме КВЕСТА, с использованием системно-деятельностного подхода....
ФГОС ДО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»ЗВЁЗДОЧКА» группа «Осьминожки» 2017г.-2018г.
Рабочая программа для подготовительной группы...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе детского сада "Мир профессий, или какую дверь открыть?", посвященное вопросам ранней детской профориентации
В течение последних лет в нашей стране уделяется особое внимание профориентации детей. Проблематика профориентации дошкольников отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте д...
Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада
Подготовительная часть занятия по плаванию в детском саду может иметь разную ориентацию и направленность, в зависимости от задач, решаемых в основной части занятия. Однако, так или иначе, подготовител...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Часы и история их возникновения», познавательное развитие (ФЭМП)
Конспект «Часы и история их возникновения» способствует знакомству детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения....