Сказка как средство формирования математических представлений у ребенка-дошкольника
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Использование сказки для формирования математических представлений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как средство формирования математических представлений у ребёнка-дошкольника
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, через месяц-два. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнения, умозаключения, рассуждения, обобщения, анализа.
Издавна считалось, что математика – сложная наука. Почти полтора века назад Д.И. Писарев утверждал: «Математика всегда… остается для учеников трудной работой».
А как же дошкольники? Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. И наша задача, чтобы они об этом никогда не узнали.
Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и «корень учения» может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.
Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике.
Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает доктор психологических наук И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами и вносит много позитивного в чувственный мир ребёнка. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Вместе с героями ребёнок одерживает победы и терпит неудачи, смеётся и плачет, радуется и огорчается.
Таким образом, сказка - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Поэтому я считаю сказку одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. При этом я решаю следующие задачи:
- Развитие математических представлений посредством создания сказочных ситуаций;
- Развитие математического мышления, фантазии;
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Воспитание активной творческой личности.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, геометрическими фигурами, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
После прочтения или рассказывания сказки мы всегда проводим беседу по ее содержанию, в которую включаем вопросы математического характера. Например:
Зимовье» Сколько зверей жило на зимовье?
Где еще в жизни встречается цифра 5?
«Маша и медведь» Сколько раз медведь садился на пенек
отдохнуть?
Вспомните 4 сказки про медведя.
«Лиса и волк» Сколько раз и кого лиса обманывала в сказке.
Тем самым, идет закрепление количества и счета, развивается память и мышление.
На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки. Например:
Сказка: Волк и семеро козлят.
Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)
Сказка: Гуси-лебеди.
Задачка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.
Интересны детям задания на придумывание считалок.
Один – лиса,
Два – козел,
Три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Медвежата шли тропинкой
Увидали сыр в корзинке
Один, два, три –
Поровну дели.
Они учат думать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.
Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. Например:
И
Волк и семеро козлят
С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.
Работая в этом направлении мы постепенно уводим ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете готовим детей к математической деятельности, только со знаками и телами.
Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета).
При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы. Например, кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.
А прочитав сказку «Белоснежка и семь гномов», я предлагаю детям дать имена гномам. Задаю детям вопрос: сколько гномов в сказке? Потом загадываю загадку:
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны все.
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
(дни недели)
Таким образом, мы с детьми приходим к выводу, что гномов можно назвать днями недели. Детям такие задания нравятся, они с удовольствием перечисляют имена гномов, и в тоже время идет закрепление дней недели.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Уже в младшем дошкольном возрасте мы начинаем развивать логическое мышление, опираясь на сказку: сравниваем внешний облик героев сказки, их поступки, какие-либо объекты, сказочные ситуации. Например, детям можно предложить сравнить золотое яйцо и простое, лубяную избушку зайца и ледяную избушку лисы, волка и зайца и т. д.
При обучении детей элементарным математическим представлениям, я часто использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.
Еще один методический прием, который я использую в своей работе – это игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которой я задаю различные математические вопросы по сказке. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач как математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок.
Мои наблюдения показали, что на занятиях по математике возросла мыслительная активность детей, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости, не смотря на усложнение материала. Изменился и эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой как об интересном и радостном событии своей жизни. К концу подготовительной группы у детей сформировалась мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. У старших дошкольников появилось представление о себе как о человеке, знающем больше, чем ему «положено» по возрасту. И в целом, я считаю, моя работа с использованием сказки способствовала развитию творческой личности.
Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.
Надо только почаще смотреться как в зеркало, в удивительные детские глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:" СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Практическая значимость обусловлена разработкой серии занятий с использованием сказок, направленных на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, которая м...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы...
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...
Сказка, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Сценарий занятия по ФЭМП в младшей группе детского сада...