Сказка как средство формирования математических представлений у ребенка-дошкольника
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Использование сказки для формирования математических представлений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как средство формирования математических представлений у ребёнка-дошкольника
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, через месяц-два. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнения, умозаключения, рассуждения, обобщения, анализа.
Издавна считалось, что математика – сложная наука. Почти полтора века назад Д.И. Писарев утверждал: «Математика всегда… остается для учеников трудной работой».
А как же дошкольники? Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. И наша задача, чтобы они об этом никогда не узнали.
Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и «корень учения» может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.
Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике.
Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает доктор психологических наук И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами и вносит много позитивного в чувственный мир ребёнка. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Вместе с героями ребёнок одерживает победы и терпит неудачи, смеётся и плачет, радуется и огорчается.
Таким образом, сказка - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Поэтому я считаю сказку одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. При этом я решаю следующие задачи:
- Развитие математических представлений посредством создания сказочных ситуаций;
- Развитие математического мышления, фантазии;
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Воспитание активной творческой личности.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, геометрическими фигурами, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
После прочтения или рассказывания сказки мы всегда проводим беседу по ее содержанию, в которую включаем вопросы математического характера. Например:
Зимовье» Сколько зверей жило на зимовье?
Где еще в жизни встречается цифра 5?
«Маша и медведь» Сколько раз медведь садился на пенек
отдохнуть?
Вспомните 4 сказки про медведя.
«Лиса и волк» Сколько раз и кого лиса обманывала в сказке.
Тем самым, идет закрепление количества и счета, развивается память и мышление.
На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки. Например:
Сказка: Волк и семеро козлят.
Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)
Сказка: Гуси-лебеди.
Задачка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.
Интересны детям задания на придумывание считалок.
Один – лиса,
Два – козел,
Три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Медвежата шли тропинкой
Увидали сыр в корзинке
Один, два, три –
Поровну дели.
Они учат думать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.
Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. Например:
И
Волк и семеро козлят
С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.
Работая в этом направлении мы постепенно уводим ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете готовим детей к математической деятельности, только со знаками и телами.
Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета).
При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы. Например, кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.
А прочитав сказку «Белоснежка и семь гномов», я предлагаю детям дать имена гномам. Задаю детям вопрос: сколько гномов в сказке? Потом загадываю загадку:
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны все.
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
(дни недели)
Таким образом, мы с детьми приходим к выводу, что гномов можно назвать днями недели. Детям такие задания нравятся, они с удовольствием перечисляют имена гномов, и в тоже время идет закрепление дней недели.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Уже в младшем дошкольном возрасте мы начинаем развивать логическое мышление, опираясь на сказку: сравниваем внешний облик героев сказки, их поступки, какие-либо объекты, сказочные ситуации. Например, детям можно предложить сравнить золотое яйцо и простое, лубяную избушку зайца и ледяную избушку лисы, волка и зайца и т. д.
При обучении детей элементарным математическим представлениям, я часто использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.
Еще один методический прием, который я использую в своей работе – это игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которой я задаю различные математические вопросы по сказке. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач как математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок.
Мои наблюдения показали, что на занятиях по математике возросла мыслительная активность детей, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости, не смотря на усложнение материала. Изменился и эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой как об интересном и радостном событии своей жизни. К концу подготовительной группы у детей сформировалась мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. У старших дошкольников появилось представление о себе как о человеке, знающем больше, чем ему «положено» по возрасту. И в целом, я считаю, моя работа с использованием сказки способствовала развитию творческой личности.
Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.
Надо только почаще смотреться как в зеркало, в удивительные детские глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-427838-1396246950.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-718865-1448991894.jpg)
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:" СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/26/picture-1062388-1537975950.jpg)
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/02/picture-645448-1562043739.jpg)
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/02/picture-645448-1562043739.jpg)
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/12/picture-1238807-1586689533.jpg)
Сказка, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Сценарий занятия по ФЭМП в младшей группе детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/24/picture-26881.jpg)
Мастер-класс по теме «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мастер-класс для воспитателе ДОО по теме «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...