Кружок по ФЭМП "Веселая математика"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Цель программы
Формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 329.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Методическая разработка
Программа
кружковой деятельности
по формированию элементарных математических представлений
«Весёлая математика»
Воспитатель: Степанова А.А.
ЗАТО п. «Солнечный»
2018 – 2019 г.
Содержание
Пояснительная записка--------------------------------------------------------------------3
Программа построена на основе следующих принципов--------------------------3
Актуальность---------------------------------------------------------------------------------3
Новизна----------------------------------------------------------------------------------------4
Цель программы ---------------------------------------------------------------------------4
Задачи программы --------------------------------------------------------------------------4
Принципы реализации программы------------------------------------------------------5
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса--------------5
Формы работы-------------------------------------------------------------------------------5
Возраст детей--------------------------------------------------------------------------------5
Продолжительность реализации программы------------------------------------------5
Формы и режим занятий-------------------------------------------------------------------6
Методы работы -----------------------------------------------------------------------------6
Преемственность----------------------------------------------------------------------------6
Ожидаемый результат----------------------------------------------------------------------6
В результате изучения ребёнок должен------------------------------------------------7
Педагогическая диагностика-------------------------------------------------------------8
Перспективный план занятий ----------------------------------------------------------10
Список использованной литературы -------------------------------------------------26
Пояснительная записка
Концепция
Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач.
В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счёту, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач, большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формирование понимания пространственных отношений.
Такой комплекс задач далеко выходит за рамки развития у детей только счётных навыков и умений, и по существу является программа математического развития. Она должна обеспечить более глубокое понимание детьми количественных и других отношений и заложить основы дальнейшего развития математического мышления.
Программа построена на основе следующих принципов:
- Принцип психологической комфортности создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
- Принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом)
- Принцип представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира)
- Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность)
- Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности)
- Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения)
Актуальность
Каждого родителя рано или поздно начинает волновать вопрос подготовленности ребёнка к школе. А если он и подготовлен, то, какие ему будут представлены условия и возможности для дальнейшего развития способностей.
Мы живём в интересное время, когда есть возможность выбора: школы, программы, учителя. Вся наша современная жизнь – семья, телевиденье, кино, обилие игрушек – способствует раннему развитию детей. Многие ребятишки на пороге школы умеют не только читать, писать, складывать, вычитать, но также делить и умножать. Но является ли это показателем готовности ребёнка к школе? Исследования, да и опыт работы показывают, что трудности в начальных классах чаще испытывают не те дети, которые имеют небольшой объём знаний, а те, у которых не сформирована привычка думать, инертные и пассивные, с узким кругозором, недостаточным опытом общения со сверстниками.
Даже если малыш посещает детское учреждение, воспитателю подготовительной группы довольно трудно уделить каждому ребёнку достаточное внимание, проконтролировать, все ли темы усвоены на должном уровне и, уложившись в свои учебные часы. Понятно, что у каждого ребёнка разное восприятие, некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его отработке.
Новизна
Разработана и апробирована система работы по развитию математического интеллекта и познавательных способностей.
Цель программы
Формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать общее представление о множестве и числе;
-Формировать навыки количественного и порядкового счета
в пределах 20;
- Знакомить с составом числа;
- Учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- Учить сравнивать множества;
- Знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Развивать инициативу;
Воспитательные:
- Воспитывать внимание;
- Воспитывать организованность;
- Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников
и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи
решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и
взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для
интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя
речи, развития связной речи, способствуют общему умственному
воспитанию ребенка.
Принципы реализации программы:
- Последовательность;
- Коллективизм;
- Наглядность;
- Активность детей;
- Личностно- ориентированный подход
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- наглядный (показ ,иллюстрации, ребусы, шарады)
- словесный (беседа, вопросы, художественное слово, загадки)
- игровой
- практический.
Формы работы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная;
- самостоятельная деятельность.
Возраст детей
Группа состоит из 26 детей. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Программа реализуется на занятиях кружка «Весёлая математика». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц. В год проводится 32 занятия. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет не более 30 минут.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума. Форма – игра-соревнование. Это значительно повышает активность и работоспособность детей в процессе обучения, а значит и эффективность обучения.
В системе занятий воспитатель опирается на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, поисковую. Перед началом игры доступно изложить сюжет и познавательную задачу. Для проведения соревнований заранее заготавливаются фишки, которые выдаются участникам за быстрый и правильный ответ, которые также могут изыматься за неверный ответ. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, набирающим наименьшее количество фишек. Воспитатель старается внушить ребёнку, что на этом занятии у него не получилось выиграть, но на следующем, если он будет стараться, непременно победит. Следовательно, воспитателю необходимо подбирать материал, который затрагивает самые разные виды деятельности, где каждый ребёнок мог бы успешно проявить себя, также поощрять за старание и желание работать. В процессе игры на занятиях используются предметы, окружающие ребят: игрушки из «киндер-сюрпризов», кубики, пуговицы, пробки, верёвочки и т.д. Но понадобятся и специально подготовленные модели, карточки с заданиями, разрезные цифры, математический набор, счётные палочки, геометрические фигуры и т.д.
Преемственность
Программа кружка предполагает:
- Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
- Сформированность личности ребёнка.
- Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
Ожидаемый результат:
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
В результате изучения ребёнок должен:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие один общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов).
- Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).
- Сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству.
- Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
- Свободно различать величины: длину, ширину, высоту; объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть геометрические формы: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Изображать отрезки заданной длинны с помощью линейки.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
- Уметь определять временные отношения (день —неделя — месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Знать название текущего месяца, года; последовательность всех дней недели, частей суток, времен года.
- Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (в начале учебного года и в конце).
Методика № 1 – выявление умений счёта.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку посчитать до 20.
Методика № 2 – выявление знаний цифр.
Материал: набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16)
Методика № 3 – выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счёт.
Материал: на столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счёту картошка (а), который по счёту помидор (б); просим посчитать по порядку.
Методика № 4 – выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: «математический набор».
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отсчитать 12 кружков, а потом обозначить это количество цифрами.
Методика № 5 – выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материал: «математический набор»
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.
Методика № 6 – выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.
Материал: «математический набор».
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребёнок должен рассказать задачу и объяснить, как он её решил.
Методика № 7 – выявление умений измерять с помощью линейки.
Материал: на листе бумаги начерчен отрезок длинной 5 см; линейка.
Инструкция к проведению: предлагается ребенку определить длину отрезка с помощью линейки.
Методика № 8 – выявление умений считать по заданной мере.
Материал: миска с крупой, чайная ложка.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сделать кучку из двух ложек крупы. После выполнения задания, даётся следующее: «Отложи рядом ещё 3 такие же кучки крупы».
Методика № 9 – выявление знаний детей о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагается сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Методика № 10 – выявление умений ориентироваться в пространстве.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сказать, что находится слева от него.
Методика № 11 – выявление знаний детей о днях недели и месяцах.
Инструкция к проведению: предлагается ребёнку: А) назвать все дни недели по порядку; Б) назвать сегодняшней день недели; В) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; Г) какой сейчас месяц; Д) какой среди названных месяцев – зимний: май, декабрь, апрель, а какой – летний: сентябрь, июль, февраль.
Оценка результатов:
- 1 балл – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
- 0,5 балла – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;
- 0 баллов – ребёнок не справился с заданием.
Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Числа, цифры: счет, состав числа | Сложение и вычитание | Величина | Геометрические фигуры | Пространственные и временные отношения | Самостоятельность при выполнении заданий | ||||||||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г | н.г | к.г. | н.г | к.г | ||||||||||||||
1. |
Результат обследования в % соотношении
Уровни | Сентябрь | Май |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
Перспективный план занятий кружка «Весёлая математика» в подготовительной группе.
(1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая - выявление уровня математических знаний и умений.)
№ п/п | № за ня ти я | Тема занятия | Задачи занятия | Демонстрационный материал | Раздаточный материал | Источник | ||||||
Сентябрь | ||||||||||||
1 | 1 | «Повторение материала старшей группы». «Место числа среди других чисел, сравнение других групп предметов» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 8 – 14. | ||||||
2 | 2 | «Пятиугольник» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 17 – 20. | ||||||
Октябрь | ||||||||||||
3 | 1 | «Состав числа 3 из двух меньших чисел, знакомство с задачей» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 20 – 23. | ||||||
4. | 2. | «Пространственные отношения, сравнение чисел» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 23 – 24. | ||||||
5 | 3 | «Преобразование фигур, состав числа 4 из двух меньших чисел» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 26 – 29. | ||||||
6 | 4 | «Независимость числа от расстояния между предметами. Шестиугольник». |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 32 – 37. | ||||||
7 | 5 | «Состав числа 5 из двух меньших чисел. Преобразование фигур» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 39 – 43. | ||||||
Ноябрь | ||||||||||||
8 | 1 | «Решение логических задач, определение места числа» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 44 – 46. | ||||||
9 | 2 | «Ориентировка в пространстве, состав числа 6 и 7 из двух меньших чисел, придумывание задач» | 1.Учить:
2.Развивать умение ориентироваться в пространстве.
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 46 – 50. | ||||||
10 | 3 | «Знакомство с календарем» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 50 – 52. | ||||||
11 | 4 | «Место числа среди других чисел, состав числа 8 из двух меньших чисел» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 53 – 55. | ||||||
Декабрь | ||||||||||||
12 | 1 | «Состав числа 9 и 10 из двух меньших чисел. Счет в прямом и обратном порядке» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 58 – 65. | ||||||
13 | 2 | «Многоугольник» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 76 – 78. | ||||||
14 | 3 | «Классификация геометрических фигур» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 53 – 55. | ||||||
15 | 4 | «Логические игры, элементарная экономика» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 120 – 122. | ||||||
Январь | ||||||||||||
16 | 1 | «Сложение и вычитание чисел, классификация геометрических фигур» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 123 – 125. | ||||||
17 | 2 | «Знакомство с линейкой и циферблатом часов» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 128 – 132. | ||||||
18 | 3 | «Преобразование геометрических фигур с использованием линейки» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 132 – 135. | ||||||
Февраль | ||||||||||||
19 | 1 | «Счет до 11 и 12 сложение чисел по 2» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 135 – 138. | ||||||
20 | 2 | «Числа от 0 до 12» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 138 –143. | ||||||
21 | 3 | «Предыдущие и последующие числа» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 143 – 145. | ||||||
22 | 4 | «Вычитание чисел по 2, логические игры» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 152 – 155. | ||||||
Март | ||||||||||||
23 | 1 | «Сложение и вычитание чисел по 2» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 155 – 158. | ||||||
24 | 2 | «Счет до 13» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 158 – 160. | ||||||
25 | 3 | «Шаблон, счет до 14» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 160 – 163. | ||||||
26 | 4 | «Часы, состав числа из нескольких меньших чисел» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 163 – 165. | ||||||
Апрель | ||||||||||||
27 | 1 | «Деление целого на части, счет до 15» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 167 – 170. | ||||||
28 | 2 | «Операции с монетами, счет дот 15» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 170 – 172. | ||||||
29 | 3 | «Счет до 17» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.172 – 175. | ||||||
30 | 4 | «Счет до 18» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 177 – 179. | ||||||
Май | ||||||||||||
31 | 1 | «Счет до 19 и 20» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 179 – 182. | ||||||
32 | 2 | «Состав числа из нескольких меньших чисел» |
|
|
| Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 148 – 151. |
Список использованной литературы:
- Минкевич Л.В. «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2018. - 192 с.
- Новикова В.П. «Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6 – 7 лет». – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 176 с.
- Колесникова Е.В. «Математика для детей 6 – 7 лет: Метод. Пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 96 с. (Математические ступеньки).
- Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5 – 7 лет». 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 48 с.
- Колесникова Е.В. «Я считаю до двадцати. Математика для детей 6 – 7 лет». – 3-е изд., прераб. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. (Математические ступеньки).
- Поморева И.А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа». – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Занимательная математика в сказках"
Кружковая работа на учебный год...
Кружок "Веселая математика"
Цель : расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.Реализация кружка «Весёлая математика» способствует созданию формирования интере...
Кружок "Занимательная математика"
Материал содержит перспективный план работы кружка по математике...
Кружок по математики "Заниматика"
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно педсказуем для человека.В настоящее ...
Кружок «Занимательная математика» Старшая группа
Развитие математических способностей старших дошкольников...
Кружок "Мате: плюс. Математика в детском саду".
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника....