Конспект НОД по ФЭМП «В поисках клада»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
«В поисках клада»
с использованием логических блоков Дьенеша
(подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка»
НОД по формированию элементарных математических представлений
«В поисках клада»
с использованием логических блоков Дьенеша
(подготовительная группа)
Шестакова Мария Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Котлас
2017 год
Пояснительная записка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка» реализует основную образовательную программу, разработанную в соответствии с ФГОС ДО на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования с учётом специфики авторской образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.
Актуальность методической разработки заключается в том, что тема занятия направлена на развитие логико-математических представлений дошкольников. Это создает условия для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольника.
Введение.
Занятие для детей подготовительной группы составлено в соответствии с основной образовательной программой, реализуемой в ДОУ. Представленный конспект является авторской разработкой.
Продолжительность занятия 25 минут.
Тема: НОД по формированию элементарных математических представлений «В поисках клада» с использованием логических блоков Дьенеша.
Цель: развитие логико-математических представлений дошкольников
Задачи.
1. Упражнять детей в счете до 10; закрепить знания детей о составе чисел в пределах 10 из двух меньших, в решении задач, в ориентировке на листе бумаги.
2. Развивать умение декодировать информацию, выделять свойства предметов; классифицировать предметы по трем свойствам; способствовать развитию речевой деятельности (высказывания суждений, доказательства); коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослым.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности, самостоятельность, умение действовать по предложенному плану.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
- практический (демонстрация навыков и умений, выполнение математических заданий),
- наглядный (рассматривание карты, схем),
- словесный (ответы на вопросы, ситуационный разговор, диалог),
- игровой (игровая мотивация, элементы сюжетно-ролевой игры).
Использование игровой ситуации позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация.
Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Данную методическую разработку могут применить в своей работе педагоги, которые используют блоки Дьенеша в формировании логико-математических представлений дошкольников.
Оборудование: логические блоки Дьенеша; бутылка, карта с намеченным курсом, силуэты ведерок и рыбок, 3 обруча, кодовые карточки, карточки-схемы кораблей, рабочие листы «соедини по точкам», карандаши, сундук.
Прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков
открытого занятия по формированию элементарных математических представлений
Основная часть.
Структурные этапы | Дидактические задачи | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | |
воспитатель | дети | |||
1. Вводная часть. 1.1. Организационный момент | Создать эмоциональный настрой. | Воспитатель говорит: -Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня здесь гостей! Давайте поприветствуем их. | Дети приветствуют гостей. | Создаётся атмосфера эмоционального комфорта. |
1.2.Создание игровой ситуации (мотивация) | Стимулировать интерес к образовательной деятельности | -Ребята, как в группе красиво. Ой, а что это такое? - Откуда она могла к нам попасть? - Возможно, бутылка из моря. -Интересно, что же там внутри? Как вы думаете? (Воспитатель открывает бутылку, достает карту, показывает детям) -Ребята, что здесь нарисовано? -А с обратной стороны что-то написано. (воспитатель читает «Дорогие ребята, это карта, с помощью которой можно найти клад. Если вы не собьетесь с пути и правильно выполните все задания, то в конце путешествия вас ожидает сюрприз.») -Скажите, а как называют людей, которые ищут клады? -Какими качествами должны обладать кладоискатели? (храбрыми, смелыми, ловкими, ничего не бояться, а главное внимательно слушать и запоминать) - А в вашей группе такие ребята? Вы согласны отправиться в путешествие на поиски клада. | Дети обращают внимание на бутылку. Дети высказывают свои предположения. Обращают внимание на внешний вид бутылки. Ответы детей. Дети дают ответы (море, острова). Слушают послание. Ответы детей. | Дети заинтересованы темой образовательной деятельности |
2. Основная часть. 2.1. Графический диктант «Кораблик» | Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги | Воспитатель задает вопрос: -Ребята, как вы думаете, на чем можем отправиться в морское путешествие? - А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, когда выполните следующее задание. Воспитатель проводит графический диктант. Воспитатель подводит итог выполнения задания: - Ребята, что у вас получилось? - Молодцы, у всех получились парусники! Вот теперь мы сможем смело отправиться на поиски клада. - Давайте посмотрим на карту, на какой остров мы отправимся сначала? - Поднять паруса, полный вперёд! | Дети перечисляют. Дети проходят за столы, выполняют задание. Дети отвечают. Читающие дети могут прочитать «Остров Таинственный». Дети выходят из-за столов. | Дети демонстрируют навык ориентировки на листе бумаги. |
2.2. Игра «Три обруча» | Развивать умение классифицировать предметы по трём свойствам, способствовать развитию речевой деятельности | - Ребята, посмотрите в бинокль. - Прямо по курсу остров, но он совершенно пустой. Чем же его можно украсить? Ребята, посмотрите, здесь 3 клумбы. Хотите украсить остров? Выберите клумбу, на которую вы бы хотели посадить цветы. Воспитатель дает инструкцию детям по использованию блоков Дьенеша. По окончании игры воспитатель подводит итог: - Какие фигуры лежат внутри красного обруча? - Какие фигуры лежат внутри синего обруча? - Какие фигуры лежат внутри желтого обруча? - Какие фигуры лежат внутри красного и желтого обручей, внутри красного и синего обручей, синего и жёлтого обручей? - Какие фигуры лежат внутри красного, синего и желтого обручей? Ребята, мы украсили остров цветами, пора продолжать поиски клада. | Дети имитируют бинокли с помощью рук. Дети предлагают. Дети классифицируют блоки - «садят цветы» и объясняют свой выбор (работа в группах). | Дети демонстрируют умение классифицировать предметы по трём свойствам. Дети рассуждают, доказывают. |
2.3. Физкультминутка «Кораблик» | Снять мышечное напряжение. | Создает условия для смены статической позы детей, проговаривает тест физкультминутки и показывает движения (звучит фонограмма «Шум прибоя»): - Ребята, посмотрите, какое хмурое небо, сильный ветер и дождь! Кажется, начинается шторм! Давайте спустимся в каюты и переждем бурю. А чтобы нам не было скучно, мы немножко подвигаемся! Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем) И кораблик подгоняет (Дуем) Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (Руки на пояс и легким бегом) Начался вдруг сильный шторм, Прогремел на небе гром (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками) Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем) Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево) А потом упал он вниз. (Сели) Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем) Шторм прекратился. | Дети выполняют игровые упражнения, расслабляют мышцы. | Дети расслабляют мышцы. |
2.4. Игра «Отремонтируй парусник» | Развивать умение декодировать информацию | Воспитатель обращается к детям: - Ребята, во время шторма наш парусник наскочил на риф и получил пробоины. Надо срочно их устранить, а то – беда! Пробоину можно закрыть только определенной фигурой, а какой, вам подскажет карточка (дети выбирают карточку со свойствами фигуры, которой можно закрыть пробоину) - А теперь поменяйтесь парусниками и проверьте друг у друга, правильно ли подобрал фигуру каждый из вас. Ребята, парусники отремонтированы, продолжим наш путь. | Дети садятся за столы и выполняют задание на своих рабочих листах с изображением парусника. Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга. | Дети демонстрируют умение декодировать информацию. |
2.5.Составь и реши задачу. | Закрепить умение решать задачи | Воспитатель обращается к детям: - Посмотрите на карту, какой остров на нашем пути? На острове живут рыбаки, которые очень любят ловить рыбу. А нас просят сосчитать рыбу. Ребята, а вы умеете считать? Тогда давайте поможем рыбакам. Внимательно посмотрите, что вы видите? Рыба разложена в два ведра. Составьте задачу и решите ее. Сколько рыб в красном ведре? А в синем? Придумайте задачу про рыбу, которую поймали рыбаки. Что обязательно есть в каждой задаче? (условие и вопрос) -Мы помогли рыбакам сосчитать рыбу, а вот клад так и не нашли. Воспитатель обращает внимание детей на карту: -Впереди нас ждёт «Остров сокровищ». Отправляемся в путь. Закрывайте глаза, нас ждет последнее задание (звучит фонограмма «Шум прибоя»). | Читающие дети могут прочитать «Остров Рыболовов». Дети составляют и решают задачу. Решение выкладывают с помощью карточек (работа в парах) и формулируют ответ. Дети обращают внимание на карту. | Дети демонстрируют умения составлять и решать задачу на сложение. |
2.6. Игра «Найди камни» | Закрепить знания детей о составе числа в пределах 10. | Воспитатель обращается к детям: - Ребята, посмотрите, что мы нашли? Сундук. Ребята, а здесь послание. Чтобы открыть сундук, нужно найти ключ. Ключ находится под одним из камней . Свойства камня зашифрованы с помощью знаков символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания | Дети обращают внимание на то, что сундук закрыт. Дети предлагают найти ключ. Ребята решают примеры и расшифровывают свойства камня, под которым спрятан ключ. | Дети демонстрируют умение складывать и вычитать числа в пределах 10 |
3.Заключительная часть. 3.1. Рефлексия. | Формировать элементарные навыки самооценки. | Воспитатель предлагает детям ответить на следующие вопросы: -Прежде чем открыть сундук, мне интересно, что понравилось вам в нашем путешествии? -На каких островах мы побывали? - На каком острове больше всего понравилось? -Какое задание было самым трудным? Почему? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети объективно оценивают свои действия. |
3.2. Итог занятия. | Подвести итог НОД. | Воспитатель подводит итог занятия с точки зрения качества выполненной работы, обобщение полученного опыта детьми. Воспитатель отмечает: -Ребята, вы смогли найти клад, потому что были внимательными, дружными. | Дети слушают. | Дети осмысливают свою деятельность. |
3.3. Сюрпризный момент. | Создать условия для удовлетворения детьми результатами деятельности. | Воспитатель дарит на память о путешествии каждому ребенку шоколадные монеты. | Дети благодарят за интересное путешествие и сюрприз. | Дети удовлетворены результатом деятельности. |
5. Заключение.
Использование в практике с детьми данной методической разработки позволяет развивать логико-математические представления дошкольников. Для успешного применения конспекта педагогам необходимо систематически включать в свою работу с детьми игры с логическими блоками Дьенеша.
6. Литература.
1. Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников», Санкт - Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 год
2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, февраль 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП « В поисках клада» в средней группе с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия».
Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП....

Конспект НОД по ФЭМП «На поиски клада»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП «На поиски клада»Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учеб...

Конспект НОД по ФЭМП «В поисках клада» в подготовительной группе с использованием игровой методики «Круги Луллия»
Закрепить умение детей считать предметы в пределах 10 по образцу, Закрепить счёт до 10. Умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал...