Конспект образовательной деятельности "Путешествие на Марс" для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП "Путешествие на Марс" для детей старшей группы. Знакомство и закрепление геометрических фигур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по формированию у детей элементарных математических представлений по теме «Геометрические фигуры» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Марс»
Цель: продолжать формировать представления о плоских геометрических фигурах и их признаках, умение обобщать их на основе общих признаков.
Задачи:
образовательные: закреплять знания о таких плоских геометрических фигурах как треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, овал;
продолжать учить детей давать словесное определение формы геометрической фигуры выделяя основные свойства и признаки;
познакомить детей с плоской геометрической фигурой четырехугольник, ее признаками: четыре угла, четыре стороны;
развивающие: продолжать формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
воспитывать интерес к математическим знаниям.
Оборудование: демонстрационный: схема ракеты, магнитная доска, иллюстрация планеты Марс, плоскостная геометрическая фигура четырехугольник, коробка с дидактической игрой «Собери фигуру»; раздаточный: математические наборы «Геометрические фигуры»; картинки 10х10 см с изображением «инопланетян», наборы цветных плоскостных геометрических фигур для игры «Подбери по форме», разрезные картинки для д/и «Собери фигуру», смайлики, раскраски формата А5.
Количество детей: 14 детей, 5 – 6 лет.
План проведения занятия: 1. Чтение стихотворения, вопросы, мотивация детей. 2. Рассматривание схемы, анализ, вопросы, индивидуальная работа, дидактическая игра, упражнения, объяснение, закрепление, показ, сюрпризный момент. 3. Анализ, самоанализ, подведение итогов.
Ход занятия:
- Вводная часть. Организационный момент (2-3 минуты).
Дети с воспитателем собираются на ковре.
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение.
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть и нас с тобой!
Воспитатель: Дети, о чем говорится в стихотворении?
Дети: О космосе, о космическом корабле.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на красную планету Марс. Согласны?
Дети: Да.
- Основная часть (15 – 17 минут).
1.Закрепление знакомого материала.
Воспитатель: Как мы свами уже знаем до космоса можно добраться только на ракете. И прежде чем полететь, нам надо ее сконструировать. Я приготовила для вас схему ракеты, давайте ее рассмотрим и выделим основные элементы из которых состоит ракета. (Воспитатель предлагает детям схему ракеты, выполненную из геометрических фигур. Схема расположена на магнитной доске). Воспитатель спрашивает тех детей, которые имеют затруднения в назывании фигур.
Воспитатель: Арсений скажи из какой геометрической фигуры выполнен нос ракеты?
Арсений: Нос ракеты выполнен из треугольника.
Воспитатель: Ребята правильно нам назвал Арсений геометрическую фигуру. (Ответы детей). Давайте посчитаем сколько у треугольника углов и сторон. Василиса посчитает углы, а Владик посчитает стороны. (Дети поочередно выходят к доске и выполняют задание, показывая на углы указкой и проводя по сторонам указкой).
Воспитатель: А Лиза скажет нам из чего выполнен корпус ракеты и иллюминатор.
Лиза: Корпус ракеты выполнен из прямоугольника, а иллюминатор из круга.
Воспитатель: Молодец Лиза. А кто знает из каких геометрических фигур выполнен хвост ракеты?
Дети: Хвост ракеты выполнен из треугольников.
Воспитатель: Молодцы ребята. Сейчас я предлагаю вам пройти за столы и собрать свою ракету, которая будет соответствовать схеме.
(Дети проходят за столы и выполняют задание с помощью «Математического набора «Геометрические фигуры». Воспитатель направляет детей, которые испытывают затруднения в выполнении задания).
Игровое упражнение «Полет»
Воспитатель: Молодцы ребята, у всех ракеты готовы предлагаю отправится в полет. Надеваем скафандры, пристегиваем ремни, нажимаем на пуск и полетели. (Дети с воспитателем выполняют имитационные движения сидя за столами).
Воспитатель: Ребята посмотрите мы с вами поднялись в космическое пространство. А вот и планета Марс, (воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением планеты Марс) здесь нам надо выполнить космическое задание, вчера на планете была песчаная буря и все домики марсиан разбросало от ветра, давайте им поможем и соберем дома. Предлагаю отстегнуть ремни и выйти из своих ракет для выполнения задания. (Дети отстегивают ремни и собираются возле воспитателя).
Воспитатель: Ребята посмотрите у каждого марсианина (показывает картинки с изображением «марсиан») был свой домик, как вы думаете по какому принципу они заселялись в дома?
Дети: Мы думаем если у этого марсианина квадратная голова, то и сам домик по форме должен быть квадратным.
Игра «Подбери по форме».
Воспитатель: Правильно ребята, домики должны соответствовать форме головы марсианина, а вот крыша может быть любой. Давайте поможем марсианам собрать их домики. Возьмите каждый фотографию марсианина и из разбросанных геометрических фигур соберите дома. (Дети выполняют задание с помощью цветных плоскостных геометрических фигур свободно перемещаясь на ковре).
Воспитатель: Вася почему ты взял именно эту плоскостную фигуру?
Вася: Я взял треугольник потому что голова моего марсианина по форме похожа на треугольник.
Воспитатель: Есения как ты определила, что тебе нужен именно прямоугольник для домика, а не квадрат?
Есения: Для этого марсианина нужен домик прямоугольной формы потому что каждые противоположные стороны его головы равны, а такое свойство имеет прямоугольник.
(Воспитатель обращает внимание на выполнение задания детьми)
2.Знакомство с новым материалом.
Воспитатель: Ребята я вижу вы справились с заданием, помогли марсианам. (Дети убирают выполненное задание на столы, в этот момент воспитатель переключает их внимание и собирает возле себя). Ой смотрите мимо планеты пролетает комета, а какой у нее длинный хвост. (Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением кометы). Хвост кометы состоит из мелких частиц, посмотрите на что похожи эти частицы.
Дети: Эти частицы похожи на разные геометрические фигуры.
Дети: Там много квадратных и прямоугольных частиц, есть еще другие тоже похожие на квадратные.
Воспитатель: Правильно ребята, все эти частицы имеют по четыре угла и по четыре стороны. Давайте все вместе посчитаем углы и стороны. (Воспитатель указкой показывает на плоскостной фигуре большего размера вершины и стороны поочередно, дети считают). Как вы думаете, как можно их назвать одним словом?
Дети: Их можно назвать четырёхсторонние, четырехугольные.
Воспитатель: Молодцы, ваши предположения почти правильны, все фигуры, которые имеют по четыре стороны и по четыре угла называются четырехугольниками. Давайте все вместе проговорим это слово.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а что это там за коробочка. Вы постойте здесь, а я подойду посмотрю, вдруг она может быть опасной. (Воспитатель подходит к заранее спрятанной коробочке и читает отрывисто, изображая голос робота, что на ней написано).
«Э-ту ко-ро-боч-ку от-пра-ви-ли для вас мы ва-ши те-перь дру-зья мар-сиа-не, в ней на-хо-дит-ся на-ша бла-го-дар-ность за ва-шу по-мощь в вос-ста-нов-ле-нии до-мов пос-ле бу-ри. Спа-си-бо.»
Воспитатель берет коробочку и открывает ее вместе с детьми, где находится дидактическая игра «Собери фигуру», цель которой закрепить с детьми понятие четырехугольник, его свойства и признаки, составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур.
Воспитатель: Какой приятный подарок сделали нам марсиане. Ребята давайте отправимся на нашу планету в наш детский сад и поиграем в эту игру, согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: Тогда занимайте свои места, пристегиваем ремни и нажимаем на кнопку. Полетели. (Дети вместе с воспитателем выполняют имитационные движения).
Воспитатель: Вот мы и на месте, предлагаю снять скафандры и пройти играть на ковер.
3.Закрепление нового материала.
Проводится д/и «Собери фигуру». Правила: дети получают часть геометрической фигуры, после стараются найти остальную часть и сделать целую фигуру. У всех детей должны получится четырехугольники, воспитатель еще раз повторяет с детьми общее название фигуры и ее признаки.
- Заключительная часть. (5 минут).
Воспитатель: Ребята как здорово мы с вами сегодня поиграли, и в космос слетали, и марсианам помогли, и узнали, что такое четырехугольник, и игру с собой привезли. Сейчас я предлагаю вам взять по одному смайлику, если вы возьмете смайлика с круглыми глазками значит наше путешествие вам понравилось, если с четырехугольными значит вы узнали что-то новое, а если с треугольными значит вам ничего не понравилось. (Воспитатель предлагает детям смайлики, после спрашивает их смотря на соответствующий смайлик. После ответов детей воспитатель старается отметить каждого ребенка).
Воспитатель: Сегодня вы все были молодцы, Арсений все правильно отвечал, правильно посчитал углы треугольника, Анечка раньше всех собрала свою ракету для полета, Миша старался аккуратно собрать домик для марсианина и т.д.
Воспитатель: А еще ребята в коробочке для вас подарочки, марсиане положили раскраски с их портретами, которые вы в свободное время раскрасите.
Список литературы
1. От рождения до школы: общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —
М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
2. Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: методические рекомендации / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика Синтез Москва, 2011. – 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы Рассматривание картины «Ежи»
Цель: переход с вербального подхода к организации непосредственно образовательной деятельности к деятельностному подходу.З...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ") ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ тема: "Играем с Машей и Медведем"
Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Игра», «Социализация», «Здоровье».Задачи:Образовательные:-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять о них предс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы. Тема: «Сохрани своё здоровье сам».
Формирование знаний детей о здоровом образе жизни...
Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы (образовательная деятельность в рамках проекта «Здоровое питание») на тему: «Витамины для здоровья»
(с применением ЭОР)о.о. «Физическое развитие»;о.о. «Речевое развитие»....
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей старшей группы по теме «Музыкальные образы волшебного озера».
Цель занятия : развитие музыкальных способностей детей посредством музыкальных и художественных образов.Программные задачи:1. Образовательные:- продолжать учить воспринимать окружающую действите...
Конспект образовательная область «Познание» для детей старшей группы «Безопасность во время природных явлений»
Непосредственно - образовательная деятельность образовательная область "Познание" для детей старшего возраста...
Конспект образовательной ситуации познавательного развития детей старшей группы «Откуда берется радуга?»
Место использования ситуации в режиме дня : НОДЦель: развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками в ходе исследовательской деятельности.Задачи:...