НОД по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе.
план-конспект занятия по математике на тему

Зябликова Ольга Юрьевна

Авторский Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по формированию элементарных математических представлений во  II младшей группе Зябликовой О.Ю.

Цель занятия: 1) обучать детей сравнению множеств путем установления соответствия; формировать у детей представления об отношениях "равенства/неравенства" и отражать это в речи: "столько, сколько", "столько же". Обучать детей приему наложения: учить действовать правой рукой, расставляя предметы слева направо. 2) закрепить умение вычлененять два характерных признака  геометрической фигуры и называть их. 3) закрепление представлений о "паре".

Материалы: игрушечная мышка, "озеро" из синей бумаги (на фланелеграф), полотно, на котором в ряд друг за другом нашиты 3 круга, а на кругах нашиты липучки, 3 игрушечные зверушки для фланелеграфа, раздаточный материал: карточки с наклееными на них тремя "островами" и стоят тарелочки-"озера" с 3 игрушками из "киндер-сюрпризов" (по одной карточке и по одной тарелочке на каждого ребенка), блоки Дьенеша, маленький "кусочек сыра" – кружок, вырезанный из игрушечной пластмассовой тарелочки желтого цвета, магнитофон с записью.

Ход занятия: Раздается "пи-пи-пи". "Кто это пищит?" – спрашивает воспитатель. "Мышка!" – отвечают дети.  "Давайте поздороваемся с мышкой. Здравствуй, мышка!" – говорит воспитатель. "Здравствуй, мышка!" – повторяют дети. "Пи-пи-пи, здравствуйте! Пи-пи-пи!" – жалобно пищит мышка. "Что случилось?!" – пугается воспитатель. "Пи-пи-пи-потоп! Наши животные на озере – они утонут, если вы их не спасете! Они не могут добраться до островков!" "Успокойся, мышка! Мы им поможем! Правда, ребята?" – говорит воспитатель. "Правда!" Воспитатель подходит к фланелеграфу, на котором озеро из синей бумаги, на котором в ряд сидят три зверушки. "Вот они!" – показывает мышка. "А это островки?" – спрашивает воспитатель, показывая на полотно, на котором в ряд друг за другом нашиты 3 круга, а на кругах нашиты липучки. "Пи-пи-да" – пищит мышь. "Но на каждый островок поместится только одна зверюшка" – говорит воспитатель. "Пи-пи-да" – соглашается мышка. "Сколько зверушек поместится на одном островке?" – спрашивает у детей воспитатель. "Одна" – говорят дети. "А сколько всего островков?" "Много" – говорят дети. "А давайте посчитаем!" Воспитатель правой рукой слева направо начинает отсчитывать островки, побуждая детей повторять за ним: "Один, два, три. Всего – три" – говорит воспитатель. "Сколько всего островков? Будем сажать на них зверюшек." Воспитатель правой рукой слева направо берет ззверюшек по одной из озера и сажает: "Одна, еще одна, еще одна" – побуждая детей повторять за ним и последовательно показывая на каждую зверюшку рукой. Второй раз воспитатель считает точно так же, но уже: "Один, два, три. Всего три. Сколько всего зверюшек на островках? Три. А сколько зверюшек на одном острове? Одна. И на этом одна. И на этом одна. Да, на каждом острове по одной зверюшке. Посмотрите: всем зверушкам хватило островов?" "Да, всем." "Зверушек СТОЛЬКО ЖЕ, сколько островов. Сколько зверюшек осталось на озере?" "Ни одной" – отвечают дети. "А сколько зверушек на островах? (ответы детей) О зверушках и островах можно сказать, что их столько же. Что можно сказать о зверушках и островах? Что их (давайте скажем хором) СТОЛЬКО ЖЕ. Зверушек столько же, сколько островов. Остров один – и зверушка на нем одна. (показывает все три острова последовательно) Зверушек столько же, сколько и островов. Что можно сказать о зверушках и островах?" (ответы 3-4 детей). "Хотите сами спасти зверушек?" (ответ детей)

Мышка ведет детей за столы, на которых лежат карточки с наклееными на них тремя "островами" и стоят тарелочки-"озера" с 3 игрушками из "киндер-сюрпризов" (по одной карточке и по одной тарелочке на каждого ребенка). "Спрячьте руки за спину" – говорит Мышка сидящим за столами детям. "Спасать зверушек надо правильно, а то можно не спасти. Поднимите правую руку. Будем ставить зверушек, начиная с красного круга, слева направо (крайний левый круг на каждой карточке красного цвета, остальные круги – желтого). Возьмем зверушку правой рукой и поставим на красный круг. Еще одну возьмем, поставим рядом, на желтый круг. Еще одну возьмем, поставим на желтый круг. Не пропускайте кругов. На каждый круг помещается только одна зверушка. Всех зверушек поставили? Сколько осталось на тарелочке? (ответ детей) Сколько у нас кругов? Давайте посчитаем. Положите пальчик на красный круг: один. На желтый: два. На другой желтый: три. Сколько всего (делает в воздухе обводящий жест) – три. Зверушек посчитаем. Положите пальчик на зверушку, которая стоит на красном круге: одна. На зверушку, которая стоит на желтом круге: две. На зверушку, которая стоит на другом желтом круге: три. Сколько всего? Всего три зверушки. Кругов три и зверушек три. По сколько зверушек на каждом круге? По одной. Правильно, на каждом круге по одной зверушке. Сколько мы поставили зверушек на круги? (ответы детей) Можно сказать по-другому: зверушек поставили столько же, сколько кругов. Сколько мы поставили зверушек на круги? Как можно сказать?" (Хоровой и индивидуальный ответы)  [столько же, сколько кругов.] "И кругов столько же, сколько зверей"  – говорит воспитатель. "Сколько кругов?" (Хоровой и индивидуальный ответы). "Пи-пи-пи-молодцы! Всех спасли! Пойдемте поиграем!" – говорит Мышка.

Мышка приглашает детей пограть.

Раз-два-три-четыре,                        хлопают в ладоши

Посчитаем дырки в сыре.             сжимают и разжимают кулаки

Если в сыре много дыр                  широко разводят руки

Значит,  вкусным будет сыр        "вытирают рот" (тыльной строной ладони вытриают рот)

Если лишь одна дыра                      стучат указательным пальцем по ладошке

Значит, вкусным был вчера!         мах руками назад и вниз

Повторяется 2 раза.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Спрячем сыр от мышки": Дети садятся на стульчиках полукругом. У воспитателя на столе лежат 3-4 геометрические фигуры. "Будем прятать сыр от мышки!" – объясняет воспитатель детям. Воспитатель просит одного из детей спрятать сыр. Например, говорит: "Иди, Тимур, спрячь сыр. Под какую фигуру ты прячешь сыр? Как она называется? Какого она цвета? Ты прячешь сыр под синий треугольник. Куда ты прячешь сыр?" Ребенок отвечает. И воспитатель просит двух-трех детей повторить, куда Тимур спрятал сыр. Да, под синий треугольник. Мышка начинает искать сыр. "Здесь!" – говорит она, поднимая желтый квадрат. Воспитатель просит детей сказать, как называется поднятая фигура и какого она цвета. "Есть под желтым квадратом сыр?" – спрашивает воспитатель. "Нет" – как правило, отвечают дети. После чего воспитатель громко говорит, делая отрицательный жест руками: "Нету сыра под желтым квадратом". И все дети, подражая воспитателю, хором произносят те же слова: "Нету сыра..." Так же "ищут сыр" и под другими фигурами. Когда сыр, наконец, находится, дети и воспитатель, ритмично ударяя ладонями по своим коленям, произносят хором два раза: "Да! Сыр под синим треугольником".

Игра повторяется 2-3 раза.

"Поиграла с нами мышка" – говорит воспитатель. "А теперь мы ее научим нашей игре.

Будь ты дядя или тетя,              поднимают руки вверх, потом ставят их на пояс

Мальчик или девочка.             делают наклоны в стороны

У тебя две руки                         хлопают в ладоши

Правая и левая                          показывают

Пара рук                                     показывают

Пара ног                                      хлопают по коленям

Посчитаем сперва                    хлопают в ладоши

Пара ног                                      хлопают по коленкам

Пара рук                                      показывают

И одна голова.                            качают головой

После чего воспитатель включает магнитофон, и дети танцуют под музыку "Пара сандалий..."

(с) Зябликова О.Ю. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе «Веселое путешествие»

Цель: Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения. Материалы к занятию:Геометрические фигуры для обозначен...

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /область «Познание» - формирование элементарных математических представлений/ во второй младшей группе "Чудесное дерево"

Программное содержание:Образовательные задачи:-закрепить представление детей о геометрических фигурах,-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый,-продолжать учить различать кол...

Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе. (образовательная область Познание)

Перспективное планирование по формированию у младших дошкольников элементарных математических представлений...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе «Путешествие на ферму».

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закрепить понятие размеры: большой – маленький.Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: ...

Методические рекомендации к конспекту занятия: Познание. Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе по теме «Зоопарк».

Методические рекомендации к конспекту  дают возможность  воспитателю граммотно подойти к проведению занятия во второй младшёй группы....

Конспект занятия НОД «Собери лепестки по цвету» по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе

Программное содержание.-Учить детей рисовать предмет круглой  формы, и закрашивать его.-Учить детей знанию основных цветов (красный, желтый, черный) Технические задачи.-Учить детей правильно...

Конспект занятия НОД «Весёлые зайчата» по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе

Цели и задачи:-Продолжать формирование представлений детей об обитателе леса - зайце, его внешнем виде, среды обитания, питании, особенностях образа жизни.-Продолжать учить детей различать и называть ...