Нод "Путешествие по сказке "Колобок""для детей средней группы Раздел"Формирование элементарных математических представлений"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
В ходе НОД дети решают выручить Колобка из беды, отправляются за Колобком в лес, где выполняют математические задания сказочных персонажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная программа
«От рождения до школы»
Возрастная группа: дети средней группы 4 – 5 лет
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Тема НОД: «Путешествие по сказке «Колобок»»
Подготовила воспитатель средней группы Алексеенко Н.Г
Цель: Создать для детей условия для формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени.
Задачи
Образовательные:
- Закрепить счетные умения в пределах пяти, порядковый счет, соотносить количество предметов с цифрой;
-закрепить пространственные представления детей (впереди, сзади, между, после, справа, слева);
- формировать умение уравнивать количество предметов;
- закрепить умение выстраивать в последовательности картинки;
- Закрепить знание геометрических фигур, умение
- Закрепить временные представления (утро, день, вечер, ночь).
Развивающие: развивать мышление, мелкую моторику, внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям математикой; умение грамматически правильно формировать ответ; воспитывать у детей отзывчивость и желание помочь сказочным персонажам.
Виды деятельности:
Игровая: дидактические игры, подвижная игра;
Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, разгадывание загадок.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций.
Формы организации: НОД – путешествие.
Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность детей и взрослого; самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материалы: Записи веселой музыки и звуков леса; иллюстрация к сказке «Колобок», картинки с частями суток, игрушки-герои из сказки «Колобок», набор цифр от 1 до 5, полянка с изображением цветов, «волшебный мешочек» с геометрическими фигурами, картинки с предметами геометрических форм, набор из пяти зайчиков и пяти морковок, полоски бумаги разной длины и ширины.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок», драматизация этой сказки, дидактические игры по развитию математических способностей детей.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Покажите мне пальчики. Давайте подружим их. (Координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Пальчиковая игра «Дружный коллектив»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Кисти сложены в замок)
Мы с вами подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5! (Поочередное касание пальчиков)
Мы закончили считать. (Встряхивание кистей рук)
Мотивация: Беседа по сказке «Колобок»
На доске висит иллюстрация к сказке «Колобок».
-Из какой сказки эти герои? Кто справа от Колобка? А кто слева?
-От кого в начале сказки убежал Колобок?
-Кого первым встретил Колобок на своем пути?
-Кто был за зайцем? Какой по счету?
-Кто встретился Колобку после волка? Какой по счету?
-Кто встретился после медведя? Какой по счету была лиса?
- Кто стоит на первом (втором, третьем, и т.д.) месте?
-Кого встретил Колобок между зайцем и медведем? Кого встретил перед лисой? Кого встретил Колобок после волка?
Воспитатель: -Молодцы! А помните, как начиналась сказка?
«- Жили-были дед и баба на полянке у реки
И любили очень-очень на сметане колобки.
Бабка тесто замесила, колобка она слепила,
В печь его поставила, там его оставила.
Вышел он румян пригож и на солнышко похож.
Он остыть хотел немножко и улёгся на окошко».
Выставляется игрушка – Колобок.
Постановка проблемы:
-Я вижу, вы хорошо знаете эту сказку. А помните, чем она закончилась? (Ответы детей).
-Вам нравится конец этой сказки? (Ответы детей).
-Как вы думаете, можно спасти Колобка? Что нужно для этого сделать? (Ответы детей)
-Давайте изменим ход сказки и спасем Колобка! Мы пойдем вместе с Колобком в лес и не дадим Лисе его съесть!
-В лесу нас ждут трудные испытания. Вы готовы их пройти, чтобы спасти Колобка? (Ответы детей).
-Тогда в путь! Чтобы попасть в сказку, нужно закрыть глаза и сосчитать до пяти: 1, 2, 3, 4, 5…..
Колобок спрыгнул с окошка на дорожку и покатился в лес.
«Жил веселый Колобок, Колобок – румяный бок.
Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел.
По дорожке покатился, у болота очутился».
Подвижная игра с прыжками «Перейдем по кочкам через болото».
-Ребята, смотрите, путь нам преграждает болото. Можно пройти по кочкам. Но на каждой кочке есть цифра. Это значит надо прыгать в правильном порядке. (Переправляются через болото).
-Катится Колобок, а навстречу ему Заяц. (Воспитатель одевает на руку игрушку из кукольного театра).
Заяц: -Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок: -Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Заяц: -Не хочу я твою песенку слушать, лучше помогите мне, ребята! Зайчата мои кушать хотят, а я не могу им поделить морковки поровну. А вы умеете?
Дидактическое упражнение «Угостим зайчиков морковкой»
Дети занимают место вокруг стола, на столе плоскостные фигурки зайчат.
-Сколько перед вами зайчат? (4)
- Сколько морковок нужно зайчатам? (4)
- Дима, сколько морковок ты положил?(4)
- А сколько всего морковок? (5)
- Вика, чего больше, морковок или зайчат? (морковок)
- А что мы можем сказать про зайчат? (их меньше)
- Ой, посмотрите, еще один зайчонок прибежал, сколько всего зайчат (5).
- Что нужно сделать, чтобы зайчонок не обиделся?(морковкой угостить).
Сколько морковок (5), а зайчат (5), что мы можем сказать про них?
(Их поровну). Молодцы. Заяц благодарит ребят, хвалит их за то, что они хорошие друзья и отпускает Колобка.
Воспитатель: -Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Волк. Говорит:
-Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок: -Не ешь меня, я тебе песенку спою.
-Не хочу я твою песенку слушать, отпущу Колобка, если выполните мои задания! На поляне поиграли волчата и устроили тут беспорядок. Нужно здесь навести порядок и украсить поляну цветами.
Дидактическая игра «Собери цветы».
Дети подбирают лепестки к цветам по цвету и по количеству точек в середине цветка помещают их в обруч с соответствующей цифрой.
После работы отдыхаем на полянке. (Звуки леса).
Дыхательная гимнастика: «Один – много»
Волк проверяет задание, благодарит детей, отпускает.
Воспитатель: - Катится Колобок по дорожке, поет песенку, а навстречу ему медведь.
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою!
-Не хочу я твою песенку слушать, я хочу с вами поиграть.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
-У меня есть волшебный мешочек, в нём что-то лежит. Подходите ко мне по одному и доставайте один предмет из мешочка. Что вы достаёте?
Дети: -Геометрические фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
Подвижная игра «Не ленись, быстро в круг становись!»
Медведь: - Я раздам вам картинки, на которых изображены разные предметы. Посмотрите на них внимательно и определите, какой формы предмет на вашей картинке, на какую геометрическую фигуру он похож. А теперь внимание! Пока музыка играет, вы бегаете, музыка остановится, вы выполняете команду.
-Предметы круглой формы, не ленись, быстро в круг становись!
-Предметы квадратной формы, не ленись, быстро в круг становись!
-Предметы треугольной формы, не ленись, быстро в круг становись!
-Предметы овальной формы, не ленись, быстро в круг становись!
-Предметы прямоугольной формы, не ленись, быстро в круг становись!
Дети с картинками названной формы становятся в обруч, лежащий на полу, объясняя, что нарисовано на картинке и какой формы.
Медведь благодарит детей и отпускает Колобка.
Воспитатель: - Катится Колобок дальше по дорожке, поет свою песенку, а навстречу ему Лиса.
-Колобок, колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою!
-Что-то я стала плохо слышать, а ты такой румяненький, такой хорошенький! Пожалуй, я подойду поближе!
Воспитатель: - Ребята, пора нам вмешаться! (Дети объясняют Колобку, что Лиса хитрая, ей нельзя верить).
Лиса: - Ну хорошо, хорошо, я вижу у Колобка много друзей. Я знаю много загадок, отгадаете, отпущу Колобка.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
( сюжетные картинки на мольберте)
загадка:
Солнце встало только-только. В сад ведут детишек.
Там игрушек много столько - зайчиков и мишек.
Все детишки в сад идут. Это время как зовут?
(утро)
- Подберите картинку для этого времени суток.
- Почему ты выбрал эту картинку?
Загадка:
Солнце в небе ярко светит. Погулять выходят дети.
Погулять и вы хотите? Время это назовите!
(день)
- Покажите картинку, которая подходит для этого времени суток.
загадка:
Скоро солнышко садится, небо потемнело.
Все закончили трудиться, отложили дело.
Всех детей домой ведут. Это время как зовут?
(вечер)
- Найдите картинку для этого времени суток. Какая же картинка подходит для этого времени суток?
загадка:
В небе звёздочки зажглись. Все в кроватки улеглись.
Засыпают сын и дочь. Что за время это?
(ночь)
-Ребята, а теперь я предлагаю вам назвать части суток последовательно. (Дети называют части суток).
-Лиса, мы хорошо знаем части суток! Чтобы ты убедилась, мы покажем тебе нашу игру с мячом.
Индивидуальная работа с мячом «Закончи предложение»
Спим мы ночью, а делаем зарядку... ? (утром)
Завтракаем мы утром, а ужинаем...? (вечером)
Луна видна ночью, а солнце...? ( днём)
Ужинаем вечером, а спим...? ( ночью)
Просыпаемся утром, а спать ложимся...? (вечером)
Лиса благодарит Колобка и детей, отпускает Колобка.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вернуться в садик по короткой дорожке.
Физкультминутка.
У медведя дом большой, (тянут руки вверх)
А у зайки маленький. (опускают руки, приседают)
Наш медведь пошел домой, (идут вперевалочку)
Поскакал и заинька. (прыгают на двух ногах)
Шел медведь, тропой широкой, (разводят руки в стороны)
Зайка узкой поскакал (соединяют ладони перед собой)
И медведя обогнал.
(Дети подходят к речке).
-Как же мы переправимся через речку? Здесь раньше был мост, а теперь его нет. Смотрите, здесь лежат какие-то дощечки. Могут они нам помочь? (Дощечки – полоски бумаги разной длины). Дети подбирают подходящую по длине доску, сравнивая, выбирая самую длинную. Переходим через речку и оказываемся в детском саду. Встаем в круг.
-Чтобы мы снова оказались в детском саду, начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1… Вот мы и в садике.
Итог:
Воспитатель: - Мы с вами справились со всеми заданиями, вернули Колобка домой. Как мы это делали? (считали, называли цифры, играли, отгадывали загадки, называли геометрические фигуры, части суток …)
- Ребята, выполнить все задания нам помогла дружба и знание математики. Получилось у нас изменить ход сказки?
-Появились ли у вас сегодня новые друзья? С кем больше всего вам понравилось играть?
Спасибо, все были молодцы, давайте возьмемся за руки и дружно скажем «Мы молодцы!», а теперь громче «Мы молодцы!», а теперь еще громче!
-Ребята, баба напекла много колобков, благодарит вас за то, что вы вернули Колобка и угощает вас колобками!-А теперь нам пора возвращаться в группу, скажем всем сказочным героям и гостям «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Познание. Формирование Элементарных Математических Представлений
материал предназначен для педагогов МДОУ....
Конспект занятия в средней группе. Познание (формирование элементарных математических представлений) Тема: "Поможем другу".
Еще одно интерсное интегрированное занятие, где дети в игровой форме, помогая другу,закрепляют счет до 5, сравнение предметов по длине, высоте, знание геометрических фигур, умение строить по схемам из...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/10/picture-398819-1494428428.jpg)
Занятие в средней группе по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказке «Репка».
Занятие в средней группе по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказке «Репка».Цели, задачи:Образовательная• По...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-268815-1519327734.jpg)
Итоговое занятие с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений (познание, коммуникация, социализация, физическое развитие, музыка, аппликация,безопасность) Тема: « На лесной полянке»
Программное содержание: Закреплять умение считать предметы, закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Совершенс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-738444-1513111122.jpg)
Занятие для детей средней группы по формированию элементарных математических представлений.
Занятие для детей средней группы по формированию элементарных математических представлений....
Конспект занятия в средней группе по формированию элементарных математических представлений «Сказка в гостях у детей»
Задачи: Закреплять знание цифр, умение соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать речь, мышление, внимание....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-1368117-1640623202.jpg)
Отчет работы по самообразованию в младшей/средней группе №2 «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-5 лет»
Отчет работы по самообразованию...