Интегрированный конспект занятия по математике «Путешественники и первооткрыватели».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
интегрированное занятие по математике и познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_konspekt_zanyatiya_po_matematike.docx | 56.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный конспект занятия по математике
«Путешественники и первооткрыватели».
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Уточнить представления детей о глобусе и географической карте. Вспомнить названия
материков.
- Совершенствовать навыки вычислительной деятельности, закрепить представления детей о структуре задачи, формировать умение моделировать ее условие с помощью круговых диаграмм, находить модель арифметического действия «часть-целое».записывать числовое выражение.
- Закреплять состав числа 15 из двух меньших чисел.
- Совершенствовать навыки измерения жидкостей с помощью условной мерки.
- Побуждать детей употреблять слова: «глобус», «названия материков»; ввести в активный словарь слова «путешественники», «первооткрыватели».
- Закреплять умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.
7.Формировать представления о том.что всегда ценится способность человека точно планировать свои действия, делать расчеты, предвидеть различные ситуации.
8.Совершенствовать умение действовать точно в соответствии с указаниями педагога, быть организованным на занятии.
Развивающие задачи:
1. Создать условия для развития логическою мышления, сообразительности, внимания.
2. Развивать смекалку, воображение.
3.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
1 .Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предшествующая работа:
Цикл познавательных занятий «Путешествие по материкам и странам».
Подготовка сообщений детей. Подготовка взрослого к исполнению роли Пирата.
Материал
Демонстрационный:
Глобус, указка, мяч.числовая прямая, цветные мелки, фляга с водой(0,6 л), на столе воронка для воды, литровая банка, стакан 200 мл, стакан 150 мл; 2 набора карточек с цифрами. Костюм пирата.
Раздаточный: Рабочие тетради по математике, цветные карандаши, модели арифметических действий «часть-целое».
Методические приемы:
- Загадка о глобусе
- Беседа с детьми о глобусе, материках.
- Задание 1. Корабль.
- Задание 2. Игра «Арифметический мяч». (Воспитатель бросает мяч.стоящим в кругу детям и называет число, а они прибавляют или отнимают 1).
- Появление пирата.
- Задание 3. Уточнение воспитателем понятия и структуры задачи.
У детей рабочие тетради и наборы цветных карандашей. Воспитатель читает условие задачи. Затем на доске и в тетрадях составляется модель задачи в виде круговых диаграмм.дети анализируют задачу, выбирают модель арифметического действия «часть-целое» записывают числовое выражение.
7.Задание 4. Подвижная игра «Чья команда быстрее переберется через болото». На пол)
для 2 команд выложены наборы цифр. Детям надо наступать лишь на те карточки-кочки. чтобы 2 числа вместе образовывали число 15.
8.Задание 5. У пирата фляга с водой(0,6 л), на столе воронка для воды, литровая банка, стакан 200 мл, стакан 150 мл.
Проблемная ситуация: на сколько дней пирату хватит пресной воды во фляге, если в день он будет пить по одному стакану.
Вызванные две тройки детей измеряют объем воды стаканами 2-х размеров. Устанавливают закономерности между величиной мерки и результатом измерения.
9.Физкультминутка.
10.Задание 6. Собачка (диктант)
1 I. Задание 7. Ключ.
- Итог занятия.
- Оценка воспитателем работы детей на занятии.
Ход занятия.
Ребята, отгадайте загадку: На столе передо мной
Закрутился шар земной.
Арктика, экватор, полюс.
Уместил всю землю ?... (глобус)
Воспитатель: Конечно, это глобус, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о путешественниках и исследователях, великих открытиях. Сядьте полукругом на
ковёр.(Дети садятся)
Воспитатель: Мы с вами уже начали изучать нашу Землю. Ребята, что вы знаете о глобусе?
Дети: Глобус-это уменьшенная модель Земли. На нём покачаны материки, острова, моря и океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты.
Воспитатель: На глобусе очень хорошо видны все материки. Знаете ли вы их названия?
Дети: Да.
Воспитатель: Сколько у нас материков?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Перечислите мне, пожалуйста, названия материков.
Дети: Евразия. Африка. Австралия. Антарктида. Северная Америка. Южная Америка. (Дети перечисляют, я показываю на глобусе)
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо, что вы их назвали. Как вы думаете, зачем люди путешествовали? (Ответы детей)
Воспитатель: Да.человеку всегда хотелось узнать, что его окружает, что там за горизонтом? Какая она наша Земля? Кто населяет Землю? Какие на ней растения и животные. Ребята, как вы думаете, как называли путешественников, которые первыми открывали неизведанные ранее земли?
Дети: Первооткрыватели.
Воспитатель: Совершенно верно. А кого из них вы знаете?
Дети: Христофор Колумб открыл Америку. Русский путешественник Афанасий Никитин первым побывал в Индии. (Дети рассказывают, воспитатель показывает на глобусе)
Воспитатель: Первооткрывателей было много, овсех них вы узнаете в школе. Открытия бесстрашных первопроходцев восполняли белые пятна на глобусе. Может быть, кто-то из вас в будущем тоже станет великим исследователем или путешественником. А хотите, ребята, отправиться в путешествие прямо сейчас?
Дети: Да
Воспитатель: Так давайте прямо сейчас отправимся в путешествие в волшебную страну Математики. И узнаем, умеем ли мы точно считать, решать, измерять, знаем ли мы геометрические фигуры. Команда готова? А на чём же мы отравимся в плавание?
Дети: На корабле
Корабль.
Воспитатель: Для того, чтобы построить корабль необходимо вспомнить, какие бывают геометрические фигуры. (Ответы детей).
Воспитатель: Возьмите геометрические фигуры, постройте из них корабль, и мы отправимся в путешествие. Приступайте к строительству, ребята.
(Детина местах строят волшебный корабль из геометрических фигур.
Один ребёнок выходит к доске и строит там. )
Воспитатель: Вот и готов наш волшебный корабль. Молодцы, ребята, вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся в путь. Начнём отчёт от 1 до 10.
Воспитатель: Boтмы и в море, ребята.
Воспитатель: Дети, в какой день неделе мы отправились в путешествие? А какое сейчас время года, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. (Ответы детей)
Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подплываем к волшебному острову.
Арифметический мяч.
Воспитатель: Встаньте в круг, ребята. У меня в руках арифметический мяч. Я называю число, а вы прибавляете к нему 1. (играют). А теперь отнимайте 1. (играют).
Пират. (Появляется пират)
Пират: А я тоже хочу стать знаменитым, и лихо бороздить моря и океаны! Про какой такой счёт, расчёт, измерения вы говорили? И без них можно обойтись!
Воспитатель: Нет, Пират, всем надо учиться, ты умеешь решать задачи?
Пират: Я-то? Как это не умею? Конечно, умею! А может, и не умею.
Задача.
Воспитатель: Ребята, а теперь садитесь за столы, откройте ваши тетради. Послушайте задачу: «Мореплаватель на своём пути встретил 5 пароходов и 2 яхты. Сколько всего судов он встретил?».
Воспитатель: Повторите задачу. Повторите только условие задачи. Повторите вопрос задачи. Обозначим пароходы прямоугольниками. Их было 5. (рисую на доске). А вы, ребята, нарисуйте 5 прямоугольников слева, (дети рисуют у себя в тетрадях). Яхты обозначим треугольниками. Было 2 яхты. Справа нарисуйте 2 треугольника (воспитатель рисует на доске, а дети у себя в тетрадях). Возьмите черный карандаш и ограничьте яхты и пароходы кругами. (Воспитатель рисует на доске, а дети у себя в тетрадях).
Воспитатель: Это мы выделили части. Это мы знаем. А что спрашивается в задаче? (Ответы детей)
Воспитатель: Сколько всего судов встретил мореплаватель? Этого мы не знаем. Теперь возьмите красный карандаш и обведите и пароходы, и яхты. (Воспитатель рисует на доске, а дети-в тетрадях)
Воспитатель: Это целое, которое мы должны найти. Как вы думаете, какое действие поможет нам найти это целое?
Дети: Сложение.
Воспитатель: Посмотрите модель действия сложения.
Воспитатель: Что обозначает эта модель?
Дети: Это модель сложения. Часть и ещё часть образует целое.
Воспитатель: Какое числовое действие вы сейчас запишите у себя в тетрадях?
Дети: 5+2=7.
Воспитатель: Правильно, к 5 пароходам прибавить 2 яхты получится 7 судов. (Воспитатель записывает числовое выражение на доске)
Воспитатель: Вы, запишите это числовое выражение у себя в тетрадях. Ну, что. Пират, ты справился с задачей?
Пират: Как просто! Тут на рисунке сразу видно, что нужно прибавлять! Состав числа.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем. Настоящие путешественники часто преодолевают различные препятствия. Представьте, что перед вамп болото, надо шагать осторожно, по кочкам. Вы должны вставать на кочки так двумя ногами, чтобы 2 числа вместе образовали число 15.
Воспитатель: Мы с Пиратом посмотрим, кто быстрее и правильно справиться с заданием.(Подводятся итоги, дети садятся на свои места).
Измерение.
Воспитатель: Пират, а что это у тебя привязано к поясу?
Пират: Фляга с водой. В море же вода солёная, а пить можно только пресную воду.
Воспитатель: А ты знаешь, на сколько дней тебе хватит этой пресной воды?
Пират: Ну, несколько дней-то продержусь.
Воспитатель: Так дело не пойдёт! Ты как любой путешественник, должен точно знать.сколько дней ты можешь продержаться в море, если, например, выпивать по одном) стакану воды в день.
Пират пожимает плечами.
Воспитатель: Дети, как узнать, сколько стаканов воды у пирата?
Дети: Её надо измерить. Перелить воду, подсчитать стаканы. (Воспитатель вызывает двоих детей к столику, дети переливают воду из фляги в стаканы)
Воспитатель: Сколько всего стаканов получилось, ребята?
Дети: Всего 3 стакана воды.
Воспитатель: Значит, на сколько дней воды хватит Пирату?
Дети: На 3 дня.
Воспитатель: А сели Пират будет пить воду из маленького стаканчика. (Ьллтё двое детей измеряют количество воды во фляге, только маленькими стаканчиками)
Дети: Получилось 4 стакана, значит, воды хватит на 4 дня.
Пират: Это что? Воды во фляге стало больше?
Дети: Нет, это стаканчик был меньше. Чем меньше стаканчик, тем больше получится результат.
Пират: А. понял! Если я буду пить воду не стаканами, а глотками, то глотков получится ещё больше, значит и воды хватитна больше дней.
Воспитатель: Правильно! Только тебе, Пират придётся быть очень выносливым, чтобы так экономно расходовать воду.
Физкультминутка.
По утрам всех солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде раз!
А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде два! Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет.
Раз-наклон, и два-наклон
Зашумел листвою клён.
(наклоняемся вперёд, руки в стороны)
Ветер дует, задувает
Нашу мельницу вращает.
(вдох через нос.руки через стороны вверх, руки опускаем-выдох)
Воспитатель: Наш корабль плывёт дальше. Проплываем огромный остров Число Град.
Графический диктант «Собака»
Воспитатель: Вот мы подплываем к острову. Но сойти не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Чтобы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание. Сейчас мы с вами проведём графический диктант.
2-влево.2-вверх. 2-вправо,2-вверх. 1-вправо, 2-вниз, 1-вправо. З-вверх.1 -влево. 3-вниз, 1-влево. 2-вправо. 2-вниз, 2-влево. 4-вниз, 2-вправо.1-вниз. 2-влево. 1-вверх. 4-вправо. 1-вниз, 2-вправо. 1-вверх. 2-влево. 2-вправо. 1-вверх. 1-вправо. 2-вверх, 1-влево. 2-вниз, 3-вверх. 4-влево.
(проводится графический диктант)
Воспитатель: Кто же охраняет этот остров, ребята?
Дети: Собачка.
Воспитатель: Вы справились с очень сложным заданием, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, но где же искать сокровища? Для этого нам надо разгадать ребус.
Сокровища.
Воспитатель: В любой волшебной стране есть свои сокровища. У жителей математической страны они называются геометрическими фигурами. Вот они перед вами. Давайте рассмотрим их.
(рассматриваем плакат «Сокровища волшебной страны»)
Воспитатель: Сколько красных фигур?
Воспитатель: Сколько здесь треугольников?
Воспитатель: Сколько вы видите маленьких фигур?
Воспитатель: Как называется единственная фигура, ребята?
Воспитатель: Ребята, сколько фигур, которые не имеют углов?
Воспитатель: По каким признакам можно разделить все фигуры?
Воспитатель: На сколько групп можно разделить эти фигуры по цвету?
Воспитатель: На сколько групп можно разделить эти фигуры по форме?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы легко справились с этим заданием. Нашли все сокровища.
Ключ. Воспитатель: А что лежит в этом сундучке? Он закрыт, чтобы его открыть, необходимо найти ключ. И этим ключом мы сможем открыть сундучок.
Воспитатель: (показывает плакат с изображением трёх квадратов) Дети, вам надо из трёх квадратов переложить 4 палочки так, чтобы получился ключ. И этим ключом мы сможем открыть сундучок.
Воспитатель: Что же здесь? (Открывает сундучок и достаёт учебник по математике)
Воспитатель: Дети! Это самая важная книга. По ней вы научитесь решать задачи, и примеры. Это будет ваш учебник в школе. Вот мы и нашли клад, выполнив все задания жителей волшебной страны. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Возьмите пульты управления в руки и дайте обратный отчёт от 10 до0. Закройте глаза. Вот мы и вернулись в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)
Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в старшей группе: «Морское путешествие на корабле по островам математики»
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;воспитывать умение понимать задачу и выполнять ее....
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математике»
Формирование эллементарных математических представлений...
«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математика»
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математика»...
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в «Помощь планете Математике»
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в «Помощь планете Математике»...
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...