Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений.
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Тема: «Играем в математику».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию
элементарных математических представлений.
воспитатель: Готчанина Г.Ю.
апрель 2014г.
Тема: «Играем в математику».
Возрастная группа: дети 4-5 лет.
Цель: в игровой форме закрепить математические знания.
Задачи:
- Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 8, знание цифр в пределах 10; закреплять умение сравнивать и уравнивать две группы предметов
- Упражнять в сравнении предметов по ширине и ориентировке в пространстве по схеме;
- Совершенствовать умения решать логические задачи; закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов.
- Формировать умения преобразовывать готовые формы, разрезая на 2, 4 части круг.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, интонационную выразительность;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выражать сочувствие, сопереживание, желание помочь попавшему в беду.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: игрушечные Иванушка и Машенька, цветы и бабочки (по 10шт.), яблонька, печка, силуэт речки, цифры от 1 до 10, дом Бабы Яги, схема пути, бассейн с песком, 2 обруча, блоки Дьенеша, силуэты яблок (40шт.), фигурки насекомых, гусь, замок, ключ, русская народная мелодия.
Раздаточный: геометрические фигуры (круги и треугольники) на каждого по 11шт.), полоски различные по ширине (5 шт.) на каждого ребёнка, круги для деления на части.
Методические приемы:
Словесные: художественное слово, объяснение, напоминание, вопросы, поощрение, анализ деятельности.
Наглядные: использование декораций, костюмов, атрибутов сказки.
Игровые: игра-приветствие «Здравствуй, Сказка!», театрализованная деятельность, хороводная игра.
Практические: выполнение заданий сказочных героев.
Ход занятия:
Дети одеты в народные костюмы.
- Организационный момент.
- сегодня мы будем играть в математику, но в математику не простую, а сказочную. Для начала позовём к себе в гости сказку.
2. Речедвигательная игра- приветствие «Здравствуй, Сказка!»
Дети берутся за руки, встают в круг, выполняют разные движения: ходьба по кругу, «пружинка», хлопки, поклоны и т.д. под русскую народную мелодию.
Сказка в гости к нам пришла,
Волшебство всем принесла,
Смех, загадки, чудеса.
Сказку в гости ждём всегда.
Здравствуй, сказочка, не новая,
Всем давным-давно знакомая!
К нам почаще приходи,
С собой радость приводи.
3. Проблемная ситуация.
- К нам в гости пришла русская народная сказка «Гуси-лебеди», а мы все превратились в её героев. Кто помнит, что произошло с девочкой Машенькой из этой сказки? (Родители уехали в город, а Маша осталась смотреть за братцем, да не уследила – его Гуси-лебеди унесли.) А вот и наша Машенька! Что же ты плачешь?
Машенька (кукла): Как мне теперь братца найти? Как из беды его выручить?
- Смотри, маша, сколько у тебя друзей! Будь уверена, мы все тебе поможем. Правда? (ответы детей) Тогда не теряя ни минуты, пойдём искать братца Машеньки.
4. Встреча с Яблонькой.Соотношение количества предметов с цифрой. Прямой и обратный счёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Бабочки летают,
Кружат в воздухе, порхают.
На полянку полетели,
На цветочки тихо сели.
Дети идут за воспитателем, на пути встречается Яблонька.
- Смотрите, Яблонька на пути! Что мы можем у неё спросить?
Дети: Яблонька, куда Гуси-лебеди полетели?
Яблонька: Выполните сначала мои задания. Тогда скажу.
Мои яблочки соберите.
По тарелкам разложите,
Но не просто так берите,
А на цифры вы смотрите.
Дети собирают под яблонькой яблочки и раскладывают по тарелочкам так, чтобы количество яблок и цифры на тарелочках совпадали.
- Правильно мы выполнили твоё первое задание, Яблонька?
Яблонька: Правильно! Выполните ещё одно задание. Видите, цифры лежат. Их надо разложить по порядку и рассказать, какое количество предметов соответствует каждой цифре.
- цифра 1. У меня в груди бьётся одно сердце, у меня одна голова.
- следующая цифра 2. У меня две руки, у птицы два крыла.
- следующая цифра 3. Мы читали сказку «Три медведя», «Три поросёнка».
- следующая цифра 4. У квадрата 4 угла. Мы знаем четыре времени года: зима, весна, лето, осень.
- следующая цифра 5. У меня пять пальцев на руке.
- следующая цифра 6. У жуков шесть лапок, у многих цветков шесть лепестков.
- следующая цифра 7. Я знаю семь дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Молодцы! Теперь закройте глаза и назовите цифры от 1 до 7. (Дети выполняют задание). Назовите цифры от 7 до 1. (Дети выполняют задание). Какой это счёт? (обратный). Верно! Правильно выполнили мои задания, а я вам скажу что Гуси-лебеди полетели вон туда. (Показывает.)
5. Игры в песочном бассейне.Счёт до 10.
- Ребята, дальше опять дороги – на пути возникла песчаная гора.
Все вместе подходят к песочному бассейну, в котором спрятаны насекомые.
- Она развалилась на мелкие камушки. Кого она могла засыпать? (ответы детей)
- скажите, какие насекомые просыпаются весной после долгой холодной зимы? (муравьи, жуки, мухи, бабочки, пауки…)
-Давайте спасем насекомых. (дети в песке находят насекомых).
- Сколько насекомых мы спасли? (10)
- Насекомые так обрадовались, что мы их спасли, что решили с нами поиграть.
5. Сравнение и уравнивание двух групп предметов.
- Посмотрите, прилетели бабочки.(выкладываю бабочек) Посчитайте, сколько всего бабочек прилетело? (9) Представьте, что треугольники, которые лежат на ваших столах – это бабочки. Выложите на верхнюю полоску столько треугольников, сколько бабочек прилетело. (дети выполняют задание)
- Как вы думаете, на что любят садиться бабочки? (на цветы)( выкладываю на доске под каждой бабочкой цветок) Представьте, что круги, которые лежат у вас на столах – это цветы. Выложите на нижней полоске своей карточки столько кружков, сколько цветов на доске. (дети выполняют задание)
- Сколько вы выложили кругов? (9) Что можно сказать о бабочках и цветах (поровну, одинаково, по восемь, столько сколько) К нам прилетела ещё одна бабочка (добавляю) Посчитайте, сколько бабочек теперь стало? (10) Как получилось число 10? (было девять бабочек, прилетела ещё одна – стало десять, к 9 добавили 1 – стало 10). Что теперь можно сказать о бабочках и цветах? (бабочек больше, чем цветов) На сколько больше? (на 1) Что надо сделать, чтобы бабочек и цветов стало поровну, по 10? (добавить ещё один цветок) Один ребёнок добавляет у доски, другие за столами.
6. Гимнастика для глаз.
- Наши глазки немного устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
В небе солнце катится
Словно жёлтый мячик. (переводят взгляд по кругу в одну и другую сторону)
То за тучку спрячется,
То по ёлкам скачет. (переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево)
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось. (моргают, затем зажмуривают глаза)
7. Встреча с Печкой. Деление целого на части.
- Что ж, пойдём дальше братца Машеньки искать, из беды выручать.
Дети идут за воспитателем, на пути встречают Печку.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Бабочки летают,
Кружат в воздухе, порхают.
На полянку полетели,
На цветочки тихо сели.
- Печка, Печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
Печка: Выполните сначала мои задания, тогда скажу.
Пирожки мои возьмите,
На четыре части разделите,
Но чтобы было поровну – смотрите!
- Печка испекла пироги. Она попросит вас разделить его на 4 - равные части.
Нам пирог заменит листок бумаги, на которой мы потренируемся делить пирог. Я прошу всех ребят пройти к столам и занять место в соответствии с местом листа бумаги. Возьмите его в руки. Представьте, что перед нами лежит пирог.
- Как мы будем делить пирог?
- Делить будем путем сгибания листа пополам.
- На сколько частей мы его поделили? (на две части)
- А нам на сколько частей надо? (на четыре)
- Что нужно сделать?
- Еще раз сложить его пополам.
- Посчитайте на сколько частей мы поделили пирог?
- На четыре равные части. Молодцы!
8. Работа с блоками Дьенеша.
И ещё одно задание нам Печка даёт.
Надо посадить цветы-блоки на круглые клумбы. На этой клумбе (красный обруч) должны быть все красные цветы (схема), а на этой (зелёный обруч) все круглые (схема). Дети выполняют задание.
- А какие же фигуры должны быть в серединке? (круглые и красные)
9. Разминка.
Занимались мы – устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз-два-три!
Ножками потопали – раз-два-три!
Выше руки, шире плечи,
Раз-два-три – дыши ровней,
Ручками похлопали – раз-два-три!
Ножками потопали – раз-два-три!
- Печка, справились мы с твоими заданиями?
Печка: Всё правильно выполнили! В благодарность я вам скажу, что Гуси-лебеди полетели вон туда. (показывает)
10. Встреча с Речкой. Сравнение по ширине.
- Пойдём дальше братца искать.
Дети идут по кругу и встречают Речку.
- Речка, Речка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
Речка: Выполните моё задание, тогда скажу.
Начинается река с тоненького ручейка,
Затем становится всё шире…
Помогите мне речку правильно собрать – от узкого ручейка до широкой реки.
Дети выполняют задание, выкладывая полоски от самой узкой до самой широкой.
- Правильно ли дети выполнили твоё задание, Речка?
Речка: Правильно, и я вам скажу, что Гуси-лебеди полетели вон туда (показывает).
11. Решение логических задач.
- Идём дальше братца искать.
Дети идут по кругу и встречают Гуся.
- Смотрите, дом Бабы Яги на пути, а его Гусь охраняет.
Дети: Гусь помоги нам Машиного братца из беды выручить, от Бабы Яги спасти.
Гусь: Хорошо, помогу я вам, пока баба Яга домой не вернулась. Но, чтобы ключ от избушки получить, нужно задачи все решить.
Задачи Гуся:
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у трёх котов?
- Сколько пальчиков на руке у мальчика?
Дети решают задачи.
Гусь: Молодцы! Все задачи правильно решили! Отдам я вам ключ от замка, а вы братца берите и быстрее уходите домой, пока баба Яга не вернулась.
Дети открывают замок, заходят в дом, забирают братца Иванушку (кукла).
12. Возвращение домой.
- Теперь нам нужно домой возвращаться. Чтобы время не терять, будем возвращаться по схеме.
Дети смотрят на схему и идут домой в обратном порядке: от избушки Бабы Яги к Речке, от Речки к Печке, от Печки к Яблоньке, от Яблоньки к своему дому.
- Вот и вернулись мы домой. Вставайте скорее в хоровод!
13. Речедвигательная игра-прощание «До свидания, Сказка!»
Дети снова берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения под русскую народную мелодию.
Сказка в гости приходила,
Волшебство нам приносила.
Мы герои нашей сказки,
Всё мы знаем без подсказки,
Все задания сделали,
Мы умные и смелые.
Братца из беды спасли,
Нашей Маше помогли.
До свидания сказка не новая,
Всем давным-давно знакомая!
К нам почаще приходи,
С собой радость приводи!
14. Итог занятия.
- Молодцы! Со всеми заданиями справились и братца из беды выручили, Маше помогли и домой вернулись. Понравилась вам наша сказочная математика? Что больше всего понравилось? Мне тоже понравилось играть с вами, в другой раз на нашу математику мы пригласим другую сказку. Согласны? А для моих таких хороших и отважных помощников я приготовила угощение, да вот поставила где-то весёлую шкатулку и забыла. Давайте послушаем, где музыка играет, там и угощение.
Дети находят шкатулку с угощением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»
Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....
Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"
С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....
Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."
Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения....
Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе
Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...
Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «В математическое королевство»
Цель:Воспитывать интерес детей направленный на развитие познавательных и интеллектуальных способностей, проявление смекалки и сообразительности в логических занимательных задач. Развивать самостоятель...
НОД по формированиюэлементарных математических представлений
Обощение знаний о геометрических фигурах...
Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе « Математические острова»
Занятие по математике в подготовительной группе...