Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений.
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Готчанина Галина Юрьевна

Тема: «Играем в математику».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию

элементарных математических представлений.

воспитатель: Готчанина Г.Ю.

апрель 2014г.

Тема: «Играем в математику».

Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Цель: в игровой форме закрепить математические знания.

Задачи:

  • Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 8, знание цифр в пределах 10; закреплять умение сравнивать и уравнивать две группы предметов
  • Упражнять в сравнении предметов по ширине и ориентировке в пространстве по схеме;
  • Совершенствовать умения решать логические задачи; закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов.
  • Формировать умения преобразовывать готовые формы, разрезая на 2, 4 части круг.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, интонационную выразительность;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выражать сочувствие, сопереживание, желание помочь попавшему в беду.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: игрушечные Иванушка и Машенька, цветы и бабочки (по 10шт.), яблонька, печка, силуэт речки, цифры от 1 до 10,  дом Бабы Яги, схема пути, бассейн с песком, 2 обруча, блоки Дьенеша, силуэты яблок (40шт.), фигурки насекомых, гусь, замок, ключ, русская народная мелодия.

Раздаточный: геометрические фигуры (круги и треугольники)  на каждого по 11шт.), полоски различные по ширине (5 шт.) на каждого ребёнка, круги для деления на части.

Методические приемы:

Словесные: художественное слово, объяснение, напоминание, вопросы, поощрение, анализ деятельности.

Наглядные: использование декораций, костюмов, атрибутов сказки.

Игровые: игра-приветствие «Здравствуй, Сказка!», театрализованная деятельность, хороводная игра.

Практические: выполнение заданий сказочных героев.

Ход занятия:

Дети одеты в народные костюмы.

  1. Организационный момент.

- сегодня мы будем играть в математику, но в математику не простую, а сказочную. Для начала позовём к себе в гости сказку.

2. Речедвигательная игра- приветствие «Здравствуй, Сказка!»

Дети берутся за руки, встают в круг, выполняют разные движения: ходьба по кругу, «пружинка», хлопки, поклоны и т.д. под русскую народную мелодию.

Сказка в гости к нам пришла,

Волшебство всем принесла,

Смех, загадки, чудеса.

Сказку в гости ждём всегда.

Здравствуй, сказочка, не новая,

Всем давным-давно знакомая!

 К нам почаще приходи,

С собой радость приводи.

3. Проблемная ситуация.

- К нам в гости пришла русская народная сказка «Гуси-лебеди», а мы все превратились в её героев. Кто помнит, что произошло с девочкой Машенькой из этой сказки? (Родители уехали в город, а Маша осталась смотреть за братцем, да не уследила – его Гуси-лебеди унесли.) А вот и наша Машенька! Что же ты плачешь?

Машенька (кукла): Как мне теперь братца найти? Как из беды его выручить?

- Смотри, маша, сколько у тебя друзей! Будь уверена, мы все тебе поможем. Правда? (ответы детей) Тогда не теряя ни минуты, пойдём искать братца Машеньки.

4. Встреча с Яблонькой.Соотношение количества предметов с цифрой. Прямой и обратный счёт.

Мы шагаем друг за другом 
Лесом и зеленым лугом 
Бабочки летают, 
Кружат в воздухе, порхают. 
На полянку полетели, 
На цветочки тихо сели. 

Дети идут за воспитателем, на пути встречается Яблонька.

- Смотрите, Яблонька на пути! Что мы можем у неё спросить?

Дети: Яблонька, куда Гуси-лебеди полетели?

Яблонька: Выполните сначала мои задания. Тогда скажу.

Мои яблочки соберите.

По тарелкам разложите,

Но не просто так берите,

А на цифры вы смотрите.

Дети собирают под яблонькой яблочки и раскладывают по тарелочкам так, чтобы количество яблок и цифры на тарелочках совпадали.

- Правильно мы выполнили твоё первое задание, Яблонька?

Яблонька: Правильно! Выполните ещё одно задание. Видите, цифры  лежат. Их надо разложить по порядку и рассказать, какое количество предметов соответствует каждой цифре.

- цифра 1. У меня в груди бьётся одно сердце, у меня одна голова.

- следующая цифра 2. У меня две руки, у птицы два крыла.

- следующая цифра 3. Мы читали сказку «Три медведя», «Три поросёнка».

- следующая цифра 4. У квадрата 4 угла. Мы знаем четыре времени года: зима, весна, лето, осень.

- следующая цифра 5. У меня пять пальцев на руке.

- следующая цифра 6. У жуков шесть  лапок, у многих цветков шесть лепестков.

- следующая цифра 7. Я знаю семь дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Молодцы! Теперь закройте глаза и назовите цифры от 1 до 7. (Дети выполняют задание). Назовите цифры от 7 до 1. (Дети выполняют задание). Какой это счёт? (обратный). Верно! Правильно выполнили мои задания, а я вам скажу что Гуси-лебеди полетели вон туда. (Показывает.)

5. Игры в песочном бассейне.Счёт до 10.

-  Ребята, дальше опять дороги – на пути возникла песчаная гора. 
Все вместе подходят к песочному бассейну, в котором спрятаны насекомые. 
- Она развалилась на мелкие камушки. Кого она могла засыпать?
(ответы детей) 

- скажите, какие насекомые просыпаются весной после долгой холодной зимы? (муравьи, жуки, мухи, бабочки, пауки…)

-Давайте спасем насекомых. (дети в песке находят насекомых).

- Сколько насекомых мы спасли? (10)

- Насекомые так обрадовались, что мы их спасли, что решили с нами поиграть.

5. Сравнение и уравнивание двух групп предметов.

- Посмотрите, прилетели бабочки.(выкладываю бабочек) Посчитайте, сколько всего бабочек прилетело? (9) Представьте, что треугольники, которые лежат на ваших столах – это бабочки. Выложите на верхнюю полоску столько треугольников, сколько бабочек прилетело. (дети выполняют задание)

- Как вы думаете,  на что любят садиться бабочки? (на цветы)( выкладываю на доске под каждой бабочкой цветок) Представьте, что круги, которые лежат у вас на столах – это цветы. Выложите на нижней полоске своей карточки столько кружков, сколько цветов на доске. (дети выполняют задание)

- Сколько вы выложили  кругов? (9) Что можно сказать о бабочках и цветах (поровну, одинаково, по восемь, столько сколько) К нам прилетела ещё одна бабочка (добавляю) Посчитайте, сколько бабочек теперь стало? (10) Как получилось число 10? (было девять бабочек, прилетела ещё одна – стало десять, к 9 добавили 1 – стало 10). Что теперь можно сказать о бабочках и цветах? (бабочек больше, чем цветов) На сколько больше? (на 1) Что надо сделать, чтобы бабочек и цветов стало поровну, по 10? (добавить ещё один цветок) Один ребёнок добавляет у доски, другие за столами.

6. Гимнастика для глаз.

- Наши глазки немного устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

В небе солнце катится

Словно жёлтый мячик. (переводят взгляд по кругу в одну и другую сторону)

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет. (переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево)

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось. (моргают, затем зажмуривают глаза)

7. Встреча с Печкой. Деление целого на части.

- Что ж, пойдём дальше братца Машеньки искать, из беды выручать.

Дети идут за воспитателем, на пути встречают Печку.
Мы шагаем друг за другом 
Лесом и зеленым лугом 
Бабочки летают, 
Кружат в воздухе, порхают. 
На полянку полетели, 
На цветочки тихо сели. 
- Печка, Печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

Печка: Выполните сначала мои задания, тогда скажу.

Пирожки мои возьмите,

На четыре части разделите,

Но чтобы было поровну – смотрите!

- Печка испекла пироги. Она попросит вас разделить его на 4 - равные части.

Нам пирог заменит листок бумаги, на которой мы потренируемся делить пирог. Я прошу всех ребят пройти к столам и занять место в соответствии с местом листа бумаги. Возьмите его в руки. Представьте, что перед нами лежит пирог.

- Как мы будем делить пирог?

- Делить будем путем сгибания листа пополам.

- На сколько частей мы его поделили? (на две части)

- А нам на сколько частей надо? (на четыре)

- Что нужно сделать?

- Еще раз сложить его пополам.

- Посчитайте на сколько частей мы поделили пирог?

- На четыре равные части. Молодцы!

8. Работа с блоками Дьенеша.

И ещё одно задание нам Печка даёт.

Надо посадить цветы-блоки на круглые клумбы. На этой клумбе (красный обруч) должны быть все красные цветы (схема), а на этой (зелёный обруч) все круглые (схема). Дети выполняют задание.

- А какие же фигуры должны быть в серединке? (круглые и красные)

9. Разминка.

Занимались мы – устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали – раз-два-три!

Ножками потопали – раз-два-три!

Выше руки, шире плечи,

Раз-два-три – дыши ровней,

Ручками похлопали – раз-два-три!

Ножками потопали – раз-два-три!

- Печка, справились мы с твоими заданиями?

Печка: Всё правильно выполнили! В благодарность я вам скажу, что Гуси-лебеди полетели вон туда. (показывает)

10. Встреча с Речкой. Сравнение по ширине.

- Пойдём дальше братца искать.

Дети идут по кругу и встречают Речку.

- Речка, Речка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

Речка: Выполните моё задание, тогда скажу.

Начинается река с тоненького ручейка,

Затем становится всё шире…

Помогите мне речку правильно собрать – от узкого ручейка до широкой реки.

Дети выполняют задание, выкладывая полоски от самой узкой  до самой широкой.

- Правильно ли дети выполнили твоё задание, Речка?

Речка: Правильно, и я вам скажу, что Гуси-лебеди полетели вон туда (показывает).

11. Решение логических задач.

- Идём дальше братца искать.

Дети идут по кругу и встречают Гуся.

- Смотрите, дом Бабы Яги на пути, а его Гусь охраняет.

Дети: Гусь помоги нам Машиного братца из беды выручить, от Бабы Яги спасти.

Гусь: Хорошо, помогу я вам, пока баба Яга домой не вернулась. Но, чтобы ключ от избушки получить, нужно задачи все решить.

Задачи Гуся:

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у трёх котов?

- Сколько пальчиков на руке у мальчика?

Дети решают задачи.

Гусь: Молодцы! Все задачи правильно решили! Отдам я вам ключ от замка, а вы братца берите и быстрее уходите домой, пока баба Яга не вернулась.

Дети открывают замок, заходят в дом, забирают братца Иванушку (кукла).

12. Возвращение домой.

-  Теперь нам нужно домой возвращаться. Чтобы время не терять, будем возвращаться по схеме.

Дети смотрят на схему и идут домой в обратном порядке: от избушки Бабы Яги к Речке, от Речки к Печке, от Печки к Яблоньке, от Яблоньки к своему дому.

- Вот и вернулись мы домой. Вставайте скорее в хоровод!

13. Речедвигательная игра-прощание «До свидания, Сказка!»

Дети снова берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения под русскую народную мелодию.

Сказка в гости приходила,

Волшебство нам приносила.

Мы герои нашей сказки,

Всё мы знаем без подсказки,

Все задания сделали,

Мы умные и смелые.

Братца из беды спасли,

Нашей Маше помогли.

До свидания сказка не новая,

Всем давным-давно знакомая!

К нам почаще приходи,

С собой радость приводи!

14. Итог занятия.

- Молодцы! Со всеми заданиями справились и братца из беды выручили, Маше помогли и домой вернулись. Понравилась вам наша сказочная математика? Что больше всего понравилось? Мне тоже понравилось играть с вами, в другой раз на нашу математику мы пригласим другую сказку. Согласны? А для моих таких хороших и отважных помощников я приготовила угощение, да вот поставила где-то весёлую шкатулку и забыла. Давайте послушаем, где музыка играет, там и угощение.

Дети находят шкатулку с угощением.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"

С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....

Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."

Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения....

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «В математическое королевство»

Цель:Воспитывать интерес детей направленный на развитие познавательных и интеллектуальных способностей, проявление смекалки и сообразительности в логических занимательных задач. Развивать самостоятель...

НОД по формированиюэлементарных математических представлений

Обощение знаний о геометрических фигурах...