Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."
план-конспект занятия по математике по теме
Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_korneva_n.yu_._mbdou_no_6_g.pavlovo.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6 «Антошка» г.Павлово.
Материалы
районного конкурса среди воспитателей
на лучшую разработку конспекта НОД
«Занимательное обучение и развитие»
Номинация:
«Лучший конспект НОД познавательно-
речевого направления»
Возрастная группа: старшая.
Автор: Корнева Надежда Юрьевна,
воспитатель, высшая квалификационная категория.
________________
г. Павлово
20 12 г.
Пояснительная записка.
Представленный конспект по развитию у детей элементарных математических представлений является по порядку третьим из серии конспектов по теме «Представление о преобразованиях, изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложения». Серию конспектов по данной теме предполагается проводить в середине учебного года (январь, февраль).
Обоснованием для выбора темы являются задачи и содержание работы с детьми старшей группы по формированию математических представлений по программе «Радуга» (науч. рук. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2004 г.).
Предварительная работа:
-НОД «Познание:математика». Темы: «Дать представление о преобразованиях, изменяющих количество. Арифметическое действие «сложение»; «Придумывание историй по рисунку-схеме на увеличение количества»;
-составление историй, рассказов с помощью игрушек, по иллюстрациям и картинкам;
-зарисовка историй с детьми;
-работа с пособиями «Количество и счёт», «Учимся считать»;
-занятия по продуктивным видам деятельности: изображение цифр, знаков, цифрового фриза;
-настольно-печатные игры, игры с правилами;
-ознакомление с познавательной литературой, загадывание загадок, разучивание считалок, чтение стихов с математическим содержанием;
-познавательные сообщения «Знаете ли вы?» на темы «Цветы», «Инструменты», «Наши имена», «Как писали цифры в древности».
Последующая работа.
-закрепление пройденного на различном материале в процессе НОД в режимные моменты;
--НОД «Познание:математика». Тема «Действие вычитания».
Список литературы.
1. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада/ Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва и др.; Науч. Рук. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2004.
2. Развёрнутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая
группа / авт.-сост. С.В.Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
4. Соловьёва Е.В. Моя математика: Количество и число: Развивающая кн. для детей ст. дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2000.
5. Соловьёва Е.В. Моя математика: развивающая кн. для детей ст. дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2007.
6. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011.
Примечания автора.
1. Содержательным ядром программы «Радуга» в работе по формированию математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста является рассмотрение арифметических действий и непосредственно связанное с ними решение задач. Задача рассматривается не как форма подачи материала для вычислений, а как материал, на котором дети могут понять сам феномен математического моделирования действительности. Математика становится языком описания происходящих в реальном мире процессов. Дети убеждаются: за математическим выражением может стоять бесчисленное количество историй. Поэтому важно не нахождение «ответа», а понимание смысла происходящего по условию задачи и выбора соответствующего математического выражения. Предлагается шире использовать в работе рисунки, графические схемы, позволяющие ребёнку представить себе происходящее.
2. В программу заложены требования разного уровня освоения предлагаемого материала:
первый уровень – это тот материал, который обязательно должен быть усвоен всеми детьми к концу года;
второй уровень – это «зона ближайшего развития» детей; данный материал сообщается детям, но усвоен «с ходу» он будет лишь частью из них;
третий уровень – это «зона дальнего развития»; даваемый материал обращён в далёкое будущее ребёнка.
Конспект НОД
по формированию математических представлений.
Тема: «Представление о преобразованиях, изменяющих
и сохраняющих количество. Действие сложения»
Образовательные задачи:
1. Продолжать учить придумывать истории по заданному рисунку-схеме на увеличение
количества.
2. Познакомить детей с записью числами графических выражений. Упражнять в чтении
этих записей, а также в зарисовке историй по заданному числовому выражению.
3. Закрепить умение понимать и использовать знаки =, +, >, < (дети второго уровня
развития).
4. Формировать представление о преобразованиях в пространстве на основе порядкового
счёта.
Развивающие задачи:
1. Упражнять детей в классификации предметов по существенным признакам, умении
пользоваться обобщающими словами.
2. Развивать абстрактное воображение, стимулируя абстрактное изобразительное
творчество детей.
Воспитательные задачи:
1. Формировать познавательную и творческую активность детей.
2. Способствовать развитию самостоятельности, самоанализа, умения работать в заданном
темпе.
Методы и приёмы.
Игровая мотивация; упражнение «Поставь знак правильно»; логическое упражнение «Четвёртый лишний»; самостоятельная творческая работа детей: придумывание историй по рисунку-схеме, зарисовки по заданному выражению; чтение числовых выражений; физкультминутка (игра малой подвижности «Кто быстрее встанет по порядку»); проблемная ситуация; выполнение задания в рабочих блокнотах «Исправь ошибку»;
анализ детской деятельности с элементами самоанализа детей; оценка деятельности детей в процессе работы.
Материал.
Демонстрационный:
- Цветик-семицветик
- Схема-рисунок
- Таблица с числовыми выражениями
- Условное обозначение видов деятельности (физкультминутка)
- Изображение кривой и ломаной линии
- Таблица …?
- Знаки =, =, >, <
Раздаточный:
у каждого ребёнка: блокнот, фломастеры, карточки с цифрами
Ход деятельности.
-Ребята, сегодня в царство математики вас приглашает число 7. Я принесла цветик-семицветик. Каждый его лепесток будет волшебный, если вы все станете математиками. Хотите?
-Первый лепесток приглашает вас сесть за столы и внимательно послушать. Перед вами рисунок:
Как вы думаете, какая история могла здесь произойти ?
(Дети:
1.На берегу реки я нашла 3 ракушки, а моя подружка ещё 4 ракушки. Сколько ракушек мы нашли?
2.На полянке в лесу сидели 3 зайчика, а под кустиком лежали ещё 4 зайчика. Сколько всего было зайцев?
3.Я принесла 3 куклы. Настя принесла 4 куклы. Сколько у нас с Настей кукол?)
-Ваши истории становятся всё интереснее, и вы все хотите их рассказать. Молодцы! А истории можно не только рассказать и нарисовать, но ещё и написать числами в виде такого выражения:
3 + 4 = 7
Три плюс четыре равно семь. (Показываю надпись на втором лепестке). Прочитайте, пожалуйста , вместе. (Три плюс четыре равно семь – сначала отвечают дети 2-ого уровня, потом 1-ого)
-А на третьем лепестке другие выражения:
2 + 5 = 7 3 + 4 = 7 6 + 1 = 7
Давайте попробуем прочитать их. (Спрашиваю сначала детей 2 уровня, потом повторяют дети 1 уровня: два плюс пять равно семь; три плюс четыре равно семь; шесть плюс один равно семь).
Молодцы, ведь чтобы прочитать эти выражения надо знать цифры, и я убедилась, что вы их знаете.
-Теперь попробуйте сделать рисунок вот по такому выражению:
2 + 5 = 7
(Дети рисуют в блокнотах свои рисунки по выражению 2+5=7. В процессе выполнения детьми задания воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, задаёт детям вопросы:
-Юля, как ты думаешь, какой знак нужно написать? Почему? (Плюс, потому что здесь стало больше).
-Геля, найди ошибку и попробуй её исправить. (Надо нарисовать ещё один цветочек).
-Саша, подумай, как исправить твою ошибку? (У меня три мяча, а надо пять, значит, надо нарисовать ещё два).
-Расскажите свои истории. (Дети рассказывают свои истории – 2-3 ребёнка:
1.Под кустом спрятались 2 ежа. Смотрят к ним по тропинке ползут ещё 5 маленьких ежат. Сколько ежат стало под кустом?
2.В уголке природы в детском саду было 2 цветка, мы с Надеждой Юрьевной посадили ещё 5. Сколько всего теперь цветов в уголке природы?)
-Ошибки исправлены, задания выполнены и мы переходим к четвёртому лепестку. На четвёртом лепестке вот такой рисунок.
-Что он означает ? (Физкультминутка, подвижная игра). Правильно, я приглашаю вас на подвижную игру: кто быстрее найдёт своё место – девочки или мальчики? Возьмите по одной карточке с цифрами и встаньте в две колонны. Мальчики должны встать за изображением кривой линии, а девочки – за изображением ломаной линии. (Дети берут карточки с цифрами и встают в две колонны).
-Скажите, на каком месте каждый из вас? (Первый, второй, третий … Первая, вторая, третья …)
-Проблемная ситуация: воспитатель встаёт не по порядку. (Дети исправляют «ошибку»).
-А сейчас я отвернусь и сосчитаю до 5, а вы тихонечко сядете.
-Уважаемые математики, на следующем лепестке, пятом, просьба о помощи. Помогите, пожалуйста, исправить ошибку у себя в блокнотах.
(У детей в блокнотах карточки, к ним дети подбирают нужную цифру:
Верхняя карточка – для детей 1 уровня освоения программы;
Нижняя карточка – для детей 2 уровня освоения программы.)
-Все ошибки исправлены и я говорю вам «спасибо».
-Давайте посмотрим на шестой лепесток. Здесь игра-загадка «Четвёртый лишний». Отгадайте, какое слово лишнее? (Дети называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее):
1.Молоток, топор, ложка, отвёртка. (Ложка)
2.Роза, стул, тюльпан, гвоздика. (Стул)
3.Юля, Настя, Петров, Саша. (Петров)
-Молодцы, быстро и правильно отгадали мои загадки.
-На последнем, седьмом, лепестке есть трудное задание, но я думаю, что вы справитесь. Давайте попробуем. Настя и Саша, подойдите ко мне, пожалуйста. Что можно сказать про рост девочек? (Они одинаковые) Подумайте, какой знак можно поставить на карточке?
(Равно =; ребёнок ставит знак)
-А сейчас я попрошу подойти Антона и Илью. Что теперь можно сказать? (Антон выше Ильи). Какой же знак можно поставить теперь? (Знак больше >) Почему? (Ребёнок ставит знак и даёт объяснение)
-Хорошо решили такое трудное задание.
-Теперь я вижу, что вы настоящие математики.
-Скажите, что вам больше всего понравилось сегодня делать? (Сочинять истории. Рисовать истории по числовым выражениям. Находить место в колонне по карточкам с цифрами)
-А какое задание вам показалось трудным? (Находить и исправлять ошибки в блокнотах. Читать числовые выражения).
-Было нелегко, но вы все справились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей старшей логопедической группы на тему: "Игровая деятельность по математике с использованием цветных палочек Кюизенера".
Вызвать у детей познавательный интерес логическими играми математического содержания....
Конспект занятия по формированию математических знаний и представлений в средней группе «Проделки Снежной Королевы»
Цель занятия: повторить и обобщить знания детей о цифрах и числах от 1 до 4; вспомнить величины; времена года; части времени суток....
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей в средней группе на тему «В гости к зайке»
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей в средней группе на тему «В гости к зайке»...
Конспект НОД по формированию математических представлений в подготовительной группе подготовила воспитатель Зубкова В.А Тема: «Путешествие в страну « Математику»
Конспект НОД по формированию математических представленийв подготовительной группе подготовила воспитатель Зубкова В.А...
Конспект НОД по формированию математических представлений в средней группе на тему «Бабочки»
Цель: Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5)...
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Количество и счет»
Одной из наиболее актуальных и важных задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс ока...
Конспект занятия по формированию математических представлений и развитию пространственного мышления детей 4-5 лет через математические игры на тему: "Путешествие в страну Математики
Более подробная публикация находиться в сборнике методических материалов педагогов-участников городского семинара-практикума "Использование игр логико-математического содержания в развитии простр...