«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом федерального государственного стандарта очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Мой педагогический опыт состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В группе мною созданы условия для соответствующей самостоятельной деятельности детей.
Опыт моей работы систематизирован в едином контексте содержания практического и игрового материала. Значимость моего педагогического опыта состоит в том, что была подобрана и создана система дидактических игр по ознакомлению и закреплению количественных представлений и счета, адаптированная и апробированная для воспитанников моей группы.
Построенная систематическая работа с детьми совершенствовала и закрепляла общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.
На подготовительном этапе подобран комплекс дидактических игр и упражнений, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы, ориентированных на изучение и закрепление количественных представлений.
Основной этап предполагает применение дидактических игр и упражнений в НОД по формированию элементарных математических представлений в течение учебного года.
На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы.
Для организации работы по данной теме была проанализирована и рассмотрены психолого-педагогическая литература, особенности использования дидактических игр в процессе непрерывной образовательной деятельности дошкольников.
В ходе работы над темой были определены наиболее эффективные методы ознакомления детей седьмого года жизни с количественными представлениями:
- наблюдения и пояснения,
- упражнения,
- дидактические игры,
- математические физкультминутки.
На основе изученной психолого-педагогической литературы была уточнена структура дидактической игры. Основные элементы дидактической игры характеризуют её как форму обучения и игровую деятельность одновременно, а также самым типичным признаком, который отличает её от другой детской деятельности.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача – цель обучающего воздействия;
2) игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, в игре преднамеренно завуалирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла;
3) игровые действия – это основа игры, средства реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи;
4) правила игры - являются заданными, с их помощью педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей, незаметно ограничивают детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета;
5) результат, заключение игры - проводится сразу по окончании игры, отмечаются достижения каждого ребенка, подчеркиваются успехи отстающих детей.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения.
Опыт изучался на педагогическом совете МДОУ по месту работы.
Согласно образовательной программы нашего Дошкольного образования работа по формированию элементарных математических
представлений состоит из пяти разделов:
1. «Количество и счет»,
2. «Величина»,
3. «Геометрические фигуры»,
4. «Ориентировка в пространстве»,
5. «Ориентировка во времени».
На подготовительном этапе моей работы был подобран комплекс дидактических игр, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы, ориентированных на изучение и закрепление количественных представлений.
Основной этап состоял в применении дидактических игр и упражнений в НОД по формированию количественных представлений и счёта в течение года.
В процессе работы по формированию количественных представлений и счета мной были выделены следующие направления.
1. Развитие счетной, измерительной деятельности: точности и быстроты счета, воспроизведения количества предметов в большем и меньшем на один от заданного их числа; подготовка к усвоению чисел на базе измерения, использование цифр в разных видах игровой и бытовой деятельности.
2. Совершенствование умений сравнивать числа, понимание относительности числа: при сравнении чисел получается, что одно число больше, чем второе, а при сравнении первого числа с большим — оно будет меньше. Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе их из единиц, составление чисел до 10 из двух меньших.
3. Формирование представлений об отношениях «целое — часть» на совокупностях, состоящих из отдельных предметов, при делении предметов на равные части, в ходе измерения условной меркой.
4. Увеличение и уменьшение чисел в пределах 10 на единицу, подготовка к усвоению арифметических действий сложения и вычитания. Решение простых арифметических задач, используя при этом вычислительные приемы увеличения и уменьшения на единицу.
Для реализации данных направлений я разделила дидактические игры на 3 вида:
- игры с предметами,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры.
Игры с предметами:
- Числовые домики (цель – обучение и закрепление в игровой форме состава числа от 1 до 10, находить разные варианты состава чисел).
- Математическая рыбалка (цель - закрепить умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10).
- Математический футбол (цель - закрепить умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10).
- Математические цветы (цель - закрепить умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10).
- Садовник (цель - закрепить умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10).
- Яблочки в мешочках (цель – закрепить умение находить разные варианты состава чисел в пределах 10).
- Чудесный мешочек (цель – сенсорное распознавание цифр, выполненных объемными материалами на карточках).
- «Какой по счету игрушки не стало» (цель – закрепление навыков порядкового счёта).
- Найди цифру (цель – закрепление визуального восприятия цифр).
- «Какой цифры не стало?» (цель – закрепление визуального восприятия цифр, их последовательность).
- «Путаница» (цель – закрепление умения порядкового счета, умения выстроить ряд цифр в порядке возрастания и убывания от 1 до 10).
- «Исправь ошибку» (цель – закрепление умения порядкового счета, умения выстроить ряд цифр в порядке возрастания и убывания от 1 до 10).
- «Убираем цифру» (цель – определить лишнюю цифру, соотнесение цифр с количеством предметов).
- «Составь цифру» (цель – найти и составить части разрезанных чисел, закрепить визуальное восприятие печатных цифр).
- Карточки с числами от 1 до 10
- Набор «Учись, играя!»
Настольно-печатные игры:
- «Веселые клеточки» (цель – закрепление навыков порядкового счета, ориентирование в пространстве).
- Картотека «Графические диктанты» (цель – закрепление навыков порядкового счета, ориентирование в пространстве).
- Карточки с задачами на сложение и вычитание в пределах 10
- Математические раскраски (цель - закрепить умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10).
- Математические пазлы (составить картинку по числам от 1 до 10)
- Математические пазлы (соотнесение количества предметов и числа)
- Математическое домино (цель – расставить карточки домино так, чтобы рядом с каждым арифметическим выражением было подходящее число, закрепление арифметических действий сложения и вычитания).
- «Предмет – число» (цель – соотнесение множества предметов с нужным числом).
- «Подснежники в корзинках» (цель - закрепить умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10, находить разные варианты состава чисел).
Словесные игры:
- «Назови соседей» (цель – закрепление знания числового ряда в пределах 10 (20) и умения называть последующее, пропущенное и предшествую-щее число).
- «Задумай число» (цель – закрепление знания числового ряда в пределах 10 (20) и умения называть последующее, пропущенное и предшествую-щее число).
- «Число, как тебя зовут?» (цель – закрепление знания числового ряда в пределах 10 (20) и умения называть последующее, пропущенное и предшествующее число).
- «Какой по счету игрушки не стало» (цель – закрепление навыков порядкового счёта).
- «Сосчитай – не ошибись» (цель – закреплять умение определять количество элементов множества).
- «Сколько» (цель – закреплять обозначать количество предметов множества числом).
- «Какой по счету» (цель – закрепление навыков порядкового счёта).
- «Исправь ошибку» (цель – закрепление знания числового ряда в пределах 10).
В результате использования дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности дети стали более активны, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. Они более уверенно стали ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Обучая детей с использованием игровых приемов, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_-_kopiya.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский . Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом федерального государственного стандарта очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
ЭТАПЫ РАБОТЫ Подготовительный этап подобран комплекс дидактических игр и упражнений, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы, ориентированных на изучение и закрепление количественных представлений. Основной этап применение дидактических игр в НОД по формированию элементарных математических представлений в течение учебного года. Заключительный этап анализируются результаты проведенной работы.
Организация работы по данной теме: анализ психолого-педагогической литературы, анализ особенностей использования дидактических игр в процессе непрерывной образовательной деятельности дошкольников, определение наиболее эффективных методов ознакомления детей 6-7 лет с количественными представлениями
Методы ознакомления детей седьмого года жизни с количественными представлениями: наблюдения и пояснения, упражнения, дидактические игры, математические физкультминутки.
Структурные составляющие дидактической игры : 1) дидактическая задача – цель обучающего воздействия; 2) игровая задача - определяет игровые действия, преднамеренно завуалирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла; 3) игровые действия – это основа игры, они включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи; 4) правила игры - с помощью заданных правил педагог управляет игрой, направляют внимание детей на выполнение конкретной задачи; 5) результат, заключение игры - отмечаются достижения каждого ребенка.
Работа по формированию элементарных математических представлений состоит из пяти разделов : 1. «Количество и счет», 2. «Величина», 3. «Геометрические фигуры», 4. «Ориентировка в пространстве», 5. «Ориентировка во времени».
Направления содержания работы по формированию количественных представлений в подготовительной к школе группе: 1. Развитие счетной, измерительной деятельности : точности и быстроты счета, воспроизведения количества предметов в большем и меньшем на один от заданного их числа; подготовка к усвоению чисел на базе измерения, использование цифр в разных видах игровой и бытовой деятельности. 2. Совершенствование умений сравнивать числа, понимание относительности числа : при сравнении чисел получается, что одно число больше, чем второе, а при сравнении первого числа с большим — оно будет меньше. Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе их из единиц, составление чисел до 10 из двух меньших. 3. Формирование представлений об отношениях «целое — часть» на совокупностях, состоящих из отдельных предметов, при делении предметов на равные части, в ходе измерения условной меркой. 4. Увеличение и уменьшение чисел в пределах 10 на единицу, подготовка к усвоению арифметических действий сложения и вычитания . Решение простых арифметических задач, используя при этом вычислительные приемы увеличения и уменьшения на единицу.
Для реализации данных направлений дидактические игры разделены на 3 вида: - игры с предметами - настольно-печатные игры - словесные игры
Игры с предметами Числовые домики « Найди цифру»
«Яблочки «Математическая «Больше, в мешочках» рыбалка» меньше, равно»
Дидактическая игра «Подснежники в корзинках»
Настольно-печатные игры Картотеки «Графический диктант» «Состав числа от 1 до 10» Развивающая игра « Танграм » Дидактическая игра « Предмет - число» Дидактическая игра «Весёлые клеточки»
Выкладывание математических пазлов , используя прямой и обратный порядок счета
Математические пазлы
Словесные игры: « Назови соседей» « Задумай число» « Число, как тебя зовут?» « Какой по счету игрушки не стало» « Сосчитай – не ошибись» « Сколько» « Какой по счету» « Исправь ошибку»
ВЫВОД : Регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей: расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
план по самообразованию " Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста! Я провела исследование, целью которого, было изучение проблемы ...
опыт работы на тему: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский....
Самообразование на тему "Дидактические игры как средство формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста".
Перспективный план...
«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»
консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста"...