Самообразование на тему "Дидактические игры как средство формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста".
методическая разработка (старшая группа)

Копонева Екатерина Андреевна

Перспективный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

 

Папка по самообразованию

Тема: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических

представлений детей старшего дошкольного возраста»

Копоневой Екатерины Андреевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темрюк  

2022

 

Перспективный план работы по самообразованию 

 

Тема: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценного  умственного развития. Игра – это огромное  окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток  представлений, понятий. Игра          – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности.          

Начало изучения: (сентябрь 2020 г) ФИО Копонева Екатерина Андреевна Должность: воспитатель. 

Возрастная группа: старшая группа

 

Актуальность выбранной темы

 

В современном обществе большое внимание уделяют познавательному развитию детей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребѐнке. Важно в дошкольном возрасте развивать познавательную мотивацию, без которой заинтересованность, активность детей в получении знаний будет на низком уровне.  

Элементарные математические представления детей дошкольного возраста - это элементарные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Для доказательства актуальности выбранной темы были изучены нормативные документы.  

Изучив программу «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы), можно сделать вывод: одно из главных направлений развития и образования детей является познавательное развитие, которое подразумевает развитие математических представлений.  

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет основные принципы дошкольного образования, среди которых - «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет цель дошкольного образования «…формирование интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…».

Профессиональный стандарт «Педагог» (воспитатель, учитель) выделяет трудовые обязанности педагогических работников «…организация видов деятельности, осуществляемых в дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства» и необходимые знания воспитателя «владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также средством развития познавательной активности детей. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражает многообразие ее применения в процессе обучения.

Развитие элементарных математических представлений состоит из следующих разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. 

Считаю задачу развития элементарных математических представлений посредством дидактических игр очень важной.  

Поэтому тема самообразования – «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».  

Цель использования дидактических игр– способствовать развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.  

Цель работы по теме самообразования: повысить свой профессиональный опыт по вопросам развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:  

  1. Рассмотреть теоретические аспекты развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить опыт педагогов – практиков по проблеме развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
  3. Провести диагностику, направленную на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Создать сборник дидактических игр и буклеты по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.  
  5. Проводить занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста; проанализировать их результаты.
  6. Проанализировать итоги входной и итоговой диагностики по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  7. Повысить педагогическую грамотность родителей и воспитателей в вопросах развития элементарных математических представлений посредством дидактических игр.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

Мероприятия

Работа с

Работа с детьми

родителями

Сентябрь

Составить перспективный план по самообразованию.  Изучить литературу: 

  • Программа «От рождения до школы» (под редакцией

Вераксы).

  • Петерсон Л.Н., Холина Н. П. Раз – ступенька, два – ступенька.

Математика для детей 5-6 лет. Часть 1,2. /Л.Н. Петерсен,

Н.П. Холина. – М.: Ювента, 2010.

  • Финогенова Н.В., Рыбина М.Ю., Ремизенко Е.В. Математика в движении:

планирование, оздоровительно – развивающие занятия, подвижные – дидактические игры. Старшая группа/Н.В.

Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко. –М.:

Учитель, 2014.  

  • Земцова О.Н. Умные книжки. Веселые часы. Определяем время. Для детей 5-6 лет/О.Н. Земцова.-М: Группа Аттикус,

2019.  

  • Серебрякова         Т.И.

Картотека дидактических игр по математике. Старшая группа.

-Провести консультацию с родителями на тему «Как привить интерес к математике?».

 

-Проведение

        занятий         по

формированию элементарных математических представлений         с использованием дидактических игр.

-Проведение дидактических игр по формированию элементарных математических представлений         в свободное время.

 

  • Л.Н. Бернейштен Игры на развитие ориентировки в пространстве.
  • Левое и правое. Ориентировка на плоскости и

пространстве. Дети 57 лет// Классики.

  • Сунцова А., Курдюкова С.

Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. – М.: Питер, 2019.

  • Е.А. Янушко Едем, едем, едем в далекие края. Ориентировка в пространстве. -М.: Просвещение, 2018.
  • Сычева         Г.Е.

Формирование элементарных

математических

представлений         у дошкольников.

Рабочая тетрадь.-М.: Национальный книжный центр, 2018.

  • Шевелев         К.         В.

Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных

математических

представлений у дошкольников» / К. В. Шевелев. — М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2019.  

  • Занимательная книга «В         мире математики».
  • Волина         В.

Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать до 10.

  • Султанова         М.

Веселые домашние задания для детей 5- 6 лет.

  • Метлина Л.С. Математика в детском саду.-М.: Просвещение, 2018.  
  • Новикова         В.

Математика

в

детском

саду.

Раздаточный материал.  

 Данилова

В.В.

Обучение математике в детском саду.-М.:

Академия, 2017.

-Разработка

дидактических игр, включение их в сборник.

Октябрь

-Изучить         публикацию периодических изданий по         теме самообразования:

  1. Ухтина         Т.         Ю.

Формирование математических представлений у детей дошкольного         возраста через         игровую деятельность

//Дошкольник. РФ, 2020.

 

  1. Дзюба Т. А. Роль игры  

         в         развитии

-Распространение информационных буклетов для детей дошкольного

возраста 5 - 6 лет на         тему

«Увлекательное

путешествие         по стране

Математика»         с использованием

дидактических игр («Количество и счет»).

Анкетирование, опрос.

-Проведение входной диагностики уровня формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

(проанализировать результаты).

-Проведение

        занятий         по

формированию

математических способностей         детей дошкольного возраста//Дошкольник. РФ, 2020. -Разработка

дидактических игр, включение их в сборник  

 

 

 

 

 

 

 

элементарных математических представлений         с использованием дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.  -Проведение дидактических игр по формированию элементарных математических представлений         в свободное         время по         теме «Количество         и счет».

Ноябрь

 -Изучить публикацию:

Жуйкова         Т.П., Марьясова         О.В., Голубева         А.И.         Роль сюжетно         – дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего         дошкольного возраста//Молодой ученый, 2020 г.

 

-Разработка

дидактических игр, включение их в сборник.

 

 

Распространение буклетов на тему

«Значение дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста».

 

-Проведение

        занятий         по

формированию элементарных математических представлений         с использованием дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.  -Проведение дидактических игр по формированию элементарных математических представлений         в свободное         время по теме «Форма».

Декабрь

 -Изготовление

        дидактической         игры

«Геометрическое лото».

 

Распространение буклетов на тему

«Играем с ребенком в математические игры». 

-Проведение

        занятий         по

формированию элементарных математических представлений на занятиях         и         во

второй половине дня на тему

«Путешествие по островам Лапландии». -Привлечение детей во второй половине дня к созданию увлекательных дидактических игр по математике под чутким руководством воспитателя. -Развития умения применять

полученные

знания         в повседневной жизни.

Январь

-Изучение публикации периодических изданий:

        Фомина         О.И.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего         дошкольного возраста         через дидактические игры (из опыта работы)//Педмастерство, 2020 г.

-Консультация для педагогов на тему «Методика проведения дидактических игр по математике у детей старшего дошкольного возраста».   -Составление

консультационного

материала         для родителей.

 -Буклет для родителей на тему

«Играем с ребенком в математические игры» (часть 2)

-Привлечение детей во второй половине дня к созданию увлекательных дидактических игр по математике под чутким руководством воспитателя. -Проведение дидактических игр по математике на занятиях и в свободное время («Количество и счет. Формы»). -Проведение беседы на тему «Математика в жизни человека с использованием дидактических игр».

Февраль

-Изучение литературы: Финогенова Н.В., Рыбина М.Ю., Ремизенко Е.В. Математика в движении:

планирование,

оздоровительно – развивающие занятия, подвижные – дидактические игры. Старшая группа/Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко. –М.: Учитель, 2014.  

 

 

-Консультация для родителей на тему

«Играем с ребенком в

подвижные математические игры».  

 

 

-Проведение подвижных дидактических игр по математике на занятиях и в свободное время.  -Привлечение детей во второй половине дня к созданию увлекательных дидактических игр по математике под чутким руководством воспитателя.

Март

-Продолжить         изучать методическую

        литературу         по

самообразованию;

провести         выставку дидактических игр для педагогов.  -Организовать совместную деятельность         детей         и родителей.

 

-Провести беседы, ООД с детьми

        -Выступить         в

родительском

собрании с мастер

        –         классом

«Создание

математической

        игры         своими

руками»

(«Ориентировка во времени»).

 

-Проведение дидактических игр по математике на занятиях         и         в свободное         время

(по         теме «Ориентировка во времени»). -Привлечение детей во второй половине дня к созданию увлекательных дидактических игр по математике под чутким руководством воспитателя.

 

Апрель

-Подготовить

материалы         для консультации.

Разработка новых дидактических игр и включение их в сборник.

        -Консультация         для

воспитателей «Использование

        -Папка         –

передвижка «Математические

ступеньки»         с использование дидактических игр.  

 

-Проведение дидактических игр по математике на занятиях и в свободное время

(по         теме «Ориентировка в пространстве»). -Привлечение детей к созданию

дидактических игр по математике для

формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста» (распространение буклетов).

 

дидактических игр по математике в свободное         время (во         второй половине дня). -Привлечение детей во второй половине дня к созданию увлекательных дидактических игр по математике под чутким руководством воспитателя.

Май

-Разработка новых дидактических игр, включение их в сборник.

 

 

 

 

 

 

-Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию на тему «Дидактические игры как средство

формирования элементарных математических представлений         детей старшего         дошкольного возраста». -Подготовить презентацию, фоотчет по теме самообразования.

        -Совместно         с

родителями пополнить материал папки – передвижки новыми дидактическими играми для детей

старшего дошкольного возраста.

 

 

-Распространение сборника дидактических игр по         теме самообразования.

 

 

-Провести квест – игры на тему

«Веселая

математика»         с использованием дидактических игр.

-Проведение дидактических игр по математике на занятиях         и         в свободное время.

 

        -Конспект         с

использованием дидактических игр на         тему

«Математическое путешествие». -Привлечение детей во второй половине дня к созданию увлекательных дидактических игр по математике под чутким руководством воспитателя. -Провести

итоговую диагностику уровня формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

(проанализировать результаты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Анкета для родителей (законных представителей) по формированию элементарных математических представлений у детей»  Группа № _______  

Уважаемые родители (законные представители), предлагаем Вам ответить на 8 вопросов следующего содержания:

 

  1. Как вы понимаете, что входит в понятие «дидактическая игра»?  

 

 

  1. Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком в математические игры?  А) да;

Б) нет;

В) не всегда.

  1. Во время прогулок Вы обращаете внимание ребенка на сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами.

          А) да;

Б) нет;

В) не всегда.

  1. Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике?

          А) да;

Б) нет;

В) не всегда.

  1. Какое настроение вызывают у вашего сына/дочери занятия по математическому развитию?  

         А) Радостное.

         Б) Грустное.

         В) Тревожное.

  1. Что вашему сыну/дочери интересно на занятиях по математическому развитию?  

       А) играть в игры;

       Б) работать в парах/в группах.

       В) выходить к доске

        Г) другое _______________________________________

  1. О каких играх, на занятиях по математическому развитию, ваш сын/дочь делится с Вами?

          _________________________________________

  1. Можно ли считать, что занятия по математическому развитию интересны благодаря применению на них игровых моментов?  

        А) да;

        Б) нет;         В) не всегда.

 

 

Спасибо за сотрудничество!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста".

Для благополучного существования человека, ему необходимо воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из окружающего его мира, уметь анализировать и выделять существенное. Для этого, у полно...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...