план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)
план по самообразованию " Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 « Колосок»
План работы по самообразованию
по теме:
«Дидактические игры
как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)
детей старшего дошкольного возраста»
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность."
В.А Сухомлинский.
Актуальность
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»;
- внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса;
- обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;
- формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей;
- формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации);
- развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
- развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития.
- Дети:
- занятия по формированию элементарных математических представлений,
- дидактические игры на запоминание цифр;
- дидактические игры на соотношение цифры и количества предметов;
- дидактические игры на закрепление количественных представлений;
- дидактические игры на закрепление количественного и порядкового счета;
- дидактические игры на закрепление навыка сравнивания двух чисел;
- дидактические игры на закрепление состава числа.
Методы работы:
- словесные
- наглядные
- практические
- игровые
Принципы:
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;
- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;
- принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.
Этапы работы:
1 этап. Организационно-диагностический
Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Анкетирование родителей воспитанников.
2 этап. Теоретический
Цель:
- изучение особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте;
- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотеки игр, консультаций для родителей);
3 этап. Обобщающий
Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста путем использования разнообразных дидактических игр.
Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.
Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления.
Помесячный план методической работы воспитателя
по теме: «Дидактические игры как средство
формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Ожидаемый результат:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- применение игровых технологий в образовательном процессе.
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
- систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников.
- пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.
- обогащение опыта по проблемной тематике.
- сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме познавательного развития детей.
- у родителей сформируется понимание необходимости использования дидактических игр в формировании элементарных математических представлений.
Используемая литература:
1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987
5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66
6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005
9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997
10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984
14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
Интернет-ресурсы:
- Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/
- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Педагогический проект...
Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Представлен педагогический проект, цель которого формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал....
Интерактивная игра, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: «НЕСКУЧНАЯ МАТЕМАТИКА»
https://disk.yandex.ru/i/_H73ApDp8ikdUw...
Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...