«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»
статья по математике (младшая группа)
консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Игры с математическим содержанием развивают внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра.
Поэтому, я и выбрала тему: «Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
- Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:
Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление;
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагаются детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий.
При использовании дидактических игр я применяю различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что игровые ситуации проходят в веселой, занимательной и доступной игровой форме.
Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: « Посади бабочку на свой цветочек» «Разноцветные бусы», «Подбери по цвету», «Воздушные шарики», "Найди пару" и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы?», «Круг и квадрат», «Заплатки для коврика», «Найди предмет по форме» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Найди такое же колечко», «Какой мяч больше», «Три медведя» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
2. на ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы», «Куда пойдешь и что найдешь». Эти игры учат детей ориентироваться в пространстве, развивать у них образное мышление.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Подбери колеса для машины», «Цветочная поляна» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
4. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. д. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата - собрать бусы, башенку и т.д.
Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (кубиками, башенки). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
В своей работе применяю педагогические технологии следующих авторов:
В.П. Новикова «Математика в детском саду»
И.П. Афанасьева «Вместе учимся считать»
Н.Л. Куваева, Ю.В. Микляева «Конспекты занятий по математике»
Е.Г. Сычёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Также условием успешной реализации математических представлений является организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Для этого в группе организован центр «Занимательная математика». В нем я разместила: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Пирамидки», «Рамки и вкладыши», «Геометрический кубик», «Домик с геометрическими формами», «Цветные кубики», и т. д. Игры расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Игры меняю в соответствии с тематикой образовательной деятельности и интересами детей. Имеется картотека: стихи, загадки, занимательные вопросы, лабиринты, головоломки, считалки и физкультминутки с математическим содержанием.
Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в центре математики, вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.
В заключение можно сказать: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. А использование дидактических игр в образовательном процессе способствует этому очень эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
план по самообразованию " Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста! Я провела исследование, целью которого, было изучение проблемы ...
опыт работы на тему: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский....
Самообразование на тему "Дидактические игры как средство формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста".
Перспективный план...
План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...