План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr.docx | 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка»
План самообразования воспитателя
Тема:
«Развитие математических способностей у детей
дошкольного возраста через игровую деятельность»
Выполнила:
воспитатель
Доронина Е.Е.
2017-2018гг
Введение. |
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Актуальность
«Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А. ]
Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Цель:
обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Оформить в группе уголок «Клуб веселых математиков»;
Подготовить семинар-практикум для педагогов «Математические игры для дошкольников».
Создать картотеку математических игр.
Проектная часть.
№ | Этапы работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Теоретический | Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете | сентябрь 2017 г. – май 2018 г. |
2. | Практический | Разработка конспектов занятий с детьми | сентябрь 2017 - 2018 гг. |
3. | Оформление в группе «Клуба веселых математиков» | октябрь 2017 г. | |
4. | Создание картотеки математических игр | ноябрь 2017 г. | |
5. | Подготовка семинара-практикума для педагогов «Математические игры для дошкольников». | ноябрь 2018 г. | |
6. | Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников» | май 2018 г. | |
7. | Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников» | декабрь 2018г. |
Выход темы:
Проведение открытых занятий. Тема: «Приключение на числовой поляне» (декабрь 2017 г.), «Математика и экология» (май 2018 г.).
Подготовить семинар-практикум «Математические игры для дошкольников»
Оформление картотеки математических игр.
Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».
Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»
Отчет о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Список литературы.
В.В.Васина, Праздник числа. М., 1991.
Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой;
Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ под ред.Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2011.;
З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;
Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
Упражнения на развитие математических способностей
Упражнение 1
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
Упражнение 2
Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.
Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".
Упражнение 3
Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)
Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".
Упражнение 4
Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).
Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3).
Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".
Упражнение 5
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".
Упражнение 6
Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.
Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".
Математические игры "Количество и счет"
Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:
«Найди слонёнка»
Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).
Повторение названий животных жарких стран.
Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.
«Помоги Мишутке»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.
Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.
«Игра с кубом»
Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.
Ход: дети встают в круг и передают друг другу карточки с изображением предметов, по сигналу «стоп» ведущий бросает куб с цифрами. Детям предлагается посчитать картинки и выйти в круг тому, у кого на карточке такое же количество предметов.
«Поиск закономерностей»
Цель: развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную закономерность, установление связей между объектами живой и неживой природы.
Ход: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы, расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы в том же порядке.
«Собери урожай»
Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.
Ход: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на «огороде».
«Посчитай – ка»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов.
Ход: детям предлагается посчитать количество животных на картинке и поставить рядом нужную цифру.
«Стрелка»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов; классификация предметов живой и неживой природы.
Ход: детям предлагается встать в круг, закрепить на одежде цифру. С помощью считалки выбирается ведущий, он встает в центр круга, вытягивает руку вперед «стрелка», закрывает глаза и поворачивается вокруг себя. По сигналу «стоп» - останавливается. Ребенок, на которого показывает стрелка, должен принести (из ранее приготовленного набора) нужное количество одинаковых предметов природы.
Дидактические игры для детей средней - подготовительной групп
«Ссора детенышей»
Цель: закрепление умения правильного согласования существительных с числительными. Повторение названий детенышей животных.
Ход: детям предлагается посчитать количество игрушек у детенышей и поставить их по порядку, начиная с того, у кого наименьшее число предметов.
«Помоги ежу»
Цель: Закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о жизни дикого животного.
Ход: детям предлагается карточка с изображением ежа и набор картинок грибов для того, чтобы они помогли собрать припасы для ежиной семьи.
«У кого больше»
Цель: формирование умения классифицировать и отсчитывать природный материал, соотносить его количество с числовым эталоном. Закрепление знаний о происхождении данных природных дарах.
Ход: детям предлагается бросить кубик и отсчитать столько одинаковых предметов, сколько точек находится на стороне кубика.
«Научи Красную Шапочку считать»
Цель: формирование умения отсчитывать предметы (правой рукой, слева – направо, по одному, делать обобщающий жест «всего»), согласовывать числительное с существительным. Закрепление умения классифицировать природные объекты (овощи, растения).
Ход: внимание детей обращается на картинку Красной Шапочки и предлагается помочь (научить) собрать букет цветов для бабушки
Варианты игры: «Подскажи Петрушке», «Помоги зайчику».
«Угости зверей»
Цель: закрепление умения соотносить количество предметов в разных группах, пользуясь понятиями «поровну», «столько же», «одинаковое количество», сравнение смежные числа в пределах 5.
Пополнение знаний детей об индивидуальных особенностях диких и домашних животных.
Ход: детям дается карточка с изображением определенного количества животных и несколько картинок с нарисованными угощениями разного количества. Предлагаем детям найти нужную картинку с таким же количеством любимой еды для их гостя.
«Наведи порядок»
Цель: запоминание цифр, отсчитывание заданного количества предметов.
Закрепление названий природного материала.
Ход: детям предлагается помочь герою навести порядок в коробочках: разложить нужное количество материала на свободное место.
Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста
Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения детей младшего школьного и дошкольного возрастов.
В связи с этим сегодня не подвергается сомнению необходимость систематического целенаправленного математического развития ребенка дошкольного возраста.
Тема «Величина» общепризнанно в теории и практике дошкольного математического образования и считается одной из самых сложных.
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры по формированию представлений о длине у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «У кого лента длиннее»
Цель:
Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.
Материал.
Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5 м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).
Руководство.
Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю». Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю загадку,: какая из лент в коробке длиннее, а какая короче».
Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая - короткая.
Воспитатель спрашивает: « У кого лента длиннее? А у кого лента короче? Правильно ребята. А давайте, Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из лент».
После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом: длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).
Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:
- подравнять концы лент с одной стороны,
- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.
Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и разведёнными руками показать на сколько (остаток).
После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за помощь и бежит к Медведю.
Дидактическая игра «Огород для Машеньки»
Цель:
Развивать представления детей о ширине предметов; результаты сравнения отражать в речи словами: «шире», «уже», «широкая», «узкая»; учить показывать ширину предметов.
Игровое правило.
На узкую грядку «посадить» (наклеить) картофель, а на широкую – морковку.
Игровые действия.
Сравнение полосок по ширине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см).
Раздаточный материал: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см); три - четыре морковки, три-четыре картофелины (вырезаны из цветной бумаги). Клей, кисточка, подставка, клеёнка. Всё по количеству детей.
Ход игры.
Воспитатель говорит: «Дети от Маши прилетела птичка, принесла весточку. Маша просит нас прийти к ней и помочь посадить огород». Дети подходят к столу воспитателя, где сидит Маша, и становятся полукругом. «Ребята, - говорит Маша. - Родители уехали в лес за дровами, а мне наказывали посадить морковку и картошку. Морковку надо посадить на широкие грядки, а картошку на узкие. Помогите разобраться. А то я запуталась». Воспитатель говорит: «Сначала давайте с вами разберёмся, где у грядок длина. Покажите мне её. (Ответы детей). Правильно, вот это длина (показывает), а вот это ширина (показывает поперёк предмета, проводя пальцем сверху вниз по всей протяжённости полоски). Чтобы нам с вами найти широкую и узкую грядки, их нужно сравнить между собой по ширине. Для этого мы прикладываем концы полосок друг к другу, подравниваем нижние края полосок и смотрим: выступает верхний край одной из полосок или нет. (Объяснение способа действия воспитатель сопровождает показом), Если верхний край одной из полосок выступает, то она шире. Посмотрите, что у нас получилось. Верхний край, какой полоски выступает? (Коричневой). Значит эта полоска шире или уже? (Шире). А чёрная полоска? (Уже). Правильно дети. Коричневая полоска шире чёрной. Чёрная полоска уже коричневой. А теперь все вместе скажем, коричневая полоска, какая по ширине? (Широкая). А чёрная? (Узкая). Пусть каждый из вас подойдёт и покажет ширину чёрной полоски и коричневой. При этом не забудьте сказать, какая полоска узкая, а какая широкая. Молодцы! А теперь садитесь за свои столики. У каждого из вас по две полоски разной ширины. Это грядки. Вам надо определить какая «грядка» узкая, а какая широкая. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, по необходимости спрашивает: «Коричневая полоска, какая по ширине? А чёрная? Как ты догадался? Покажи ширину чёрной (коричневой) полоски». Когда все дети разобрались, где широкая грядка, а где узкая, воспитатель предлагает взять детям в руки кисточку и наклеить на узкую грядку картофелины, а на широкую – морковки.
Все довольны проделанной работой. Воспитатель хвалит детей. Машенька благодарит и приглашает всех детей на чай из самовара с бубликами.
Дидактическая игра «Разложи полотенца в разные стопки»
Цель:
Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, используя приёмы приложения и наложения; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «широкое», «узкое»; закреплять умение показывать ширину предметов.
Игровое правило.
Широкое полотенце положить в одну стопку, а узкое – в другую.
Игровые действия.
Сравнение полосок по ширине, используя приём наложения.
Материал.
Демонстрационный: два прямоугольника (полотенца) жёлтого и зелёного цветов, одинаковой длины (30 см), разной ширины (10 см и 15 см).
Раздаточный: такой же, как демонстрационный (по количеству детей).
Ход игры.
Маша обращается за помощью к детям: «Ребята, родители ушли в поле работать, а мне нужно чистые полотенца разложить в две стопки: в одну стопку положить широкие полотенца для мамы и папы, а в другую стопку – узкие – для меня. Помогите мне, пожалуйста, справиться с работой». Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей встать полукругом вокруг стола. Перед ними два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель говорит: «Покажи ширину жёлтого (зелёного) полотенца. (Обращаясь к ребёнку). Жёлтое полотенце, какое по ширине? А зелёное? Как ты догадался? Кто мне покажет, как можно сравнить полотенца по ширине. Молодцы дети. А теперь я покажу вам, как можно сравнить полотенца по ширине, не прикладывая, их друг к другу, а накладывая, их друг на друга». Воспитатель накладывает узкий прямоугольник на широкий, совмещает нижние края, подравнивает прямоугольники по бокам. (Все свои действия воспитатель поясняет словами). То полотенце, у которого выступает верхний край – шире, другое – уже.
Воспитатель предлагает детям занять места за своими столиками. Перед каждым ребёнком два прямоугольника (широкий и узкий). Детям необходимо определить какое «полотенце» шире, а какое уже, накладывая прямоугольники друг на друга. Затем подойти к Машеньке и широкое «полотенце» положить в одну стопку (где лежат широкие «полотенца»), а узкое – в другую (где лежат узкие «полотенца»).
Во время выполнения задания воспитатель подходит то к одному ребёнку, то к другому и спрашивает: «Какое полотенце шире? А уже? Как ты узнал? Что ты сделал? Жёлтое полотенце уже или шире, чем зелёное? И так далее». После того, как все полотенца разложены по стопкам, Маша радуется и благодарит детей. Воспитатель провожает Машу и помогает ей отнести полотенца.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Цель:
Закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения, показывать ширину предметов; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине» (учить подбирать предмет к образцу).
Игровое правило.
По сигналу воспитателя найти свой домик.
Игровые действия.
Поиск своего домика (подбор «ключика» к «замочку»), сравнение предметов по ширине (подбор к образцу).
Материал.
Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине.
Ход игры.
Маша приходит в гости к ребятам и просит детей поиграть с ней. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой домик». Все соглашаются.
Воспитатель расставляет в разных местах комнаты стулья. Это домики. Вносит два комплекта полосок одинаковых по длине и цвету, но разных по ширине. Один комплект раздаёт детям – это «ключи» от домиков, а другой комплект полосок раскладывает на стульчиках – это «замочки». Далее воспитатель объясняет правила игры: дети могут гулять, бегать, играть, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Дождь пошёл! Скорее в домики». Дети по сигналу воспитателя должны найти свой домик, то есть подобрать «ключик» к «замочку». Для этого необходимо каждому ребёнку найти такую полоску на стульчике, которая будет равна по ширине его собственной полоске (образцу, который у него есть). В ходе игры воспитатель беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Почему ты решил, что это твой домик? Как ты догадался, что полоски одинаковые по ширине? Покажи ширину полоски. И так далее».
Игра повторяется два-три раза, но при этом дети меняются «ключиками», затем воспитатель меняет местами «замочки».
По окончании игры, Маша говорит: «Ребята! Мне так понравилась эта игра! Мне не терпится научить всех своих подружек играть в неё. Большое спасибо. Я побежала».
Дидактическая игра «Ёлочки для Мишки и Мышки»
Цель:
Развивать умения детей выполнять сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», учить детей правильно показывать высоту предметов.
Игровое правило.
Посадить к высокому дому высокую ёлочку, а к низкому домику – низкую ёлочку.
Игровые действия.
Сравнение ёлочек по высоте, используя приём приложения.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги домики: высокий для медведя и низкий для мышонка; силуэты медведя (большой) и мышонка (маленький).
Раздаточный: на каждого ребёнка по две стилизованные ёлочки (высокая – 15 см и низкая – 10 см), лист белой бумаги с проведенной на ней линией.
Ход игры.
Маша приходит в гости к детям и рассказывает: «Ребята, у меня есть два друга – Мишка и Мышонок (воспитатель прикрепляет к фланелеграфу силуэты животных с левой стороны и с правой стороны). Они очень дружат между собой. Миша большой, а Мышонок?.. (маленький). Правильно ребята. И домики у них разные (воспитатель прикрепляет к фланелеграфу домики рядом с животными): у Миши - ?.. (большой), а у Мышонка - ?.. (маленький)». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, Мишка и Мышка разного роста (воспитатель ставит фигурки животных рядом на одну линию). Вот какого роста медведь, а вот какого роста мышонок (при этом показывает высоту животных, проводя пальцем от лап до макушек). Миша – высокий, а Мышонок – низкий. Вот насколько медведь выше мышонка (воспитатель показывает разницу животных в росте, проводя пальцем вдоль остатка). Значит и домики у них должны быть разными по высоте. Чтобы узнать какой домик высокий, а какой низкий, их надо сравнить. Для этого поставим домики рядом на одну линию, приложим их друг к другу. Кто мне покажет высоту Мишкиного домика? А Мышкиного? У кого домик выше? А у кого ниже? Давайте все хором скажем «высокий» (показывает на дом медведя), «низкий» (показывает на дом мышонка). На сколько домик у медведя выше, чем у мышонка? Кто мне покажет? Правильно. Молодцы!» Продолжает Маша: «Дети, мои друзья решили украсить свои полянки ёлочками. Медведь высокий. Он любит ёлочки повыше. А мышонок низкий. Он любит ёлочки пониже». Воспитатель говорит: «Ребята, давайте мы Мишке и Мышке сделаем сюрприз – посадим к высокому дому высокие ёлочки, а к низкому дому – низкие. У вас на столах по две ёлочки и лист белой бумаги с чёрной линией. Постарайтесь так расположить ёлочки на листе бумаги, чтобы можно было узнать: какая ёлочка высокая, какая низкая». В ходе выполнения задания педагог тихонько уточняет у детей. «Какая ёлочка высокая? Как ты узнал? Как ты сравнил? Покажи, как ты приложил ёлочки друг к другу. Покажи высоту ёлочек. Какая ниже? Какая выше? Покажи насколько». Когда дети отыскали высокую и низкую ёлочки, воспитатель предлагает каждому ребёнку подойти к фланелеграфу и высокую ёлочку прикрепить возле высокого дома (для Миши), а низкую ёлочку – возле низкого дома (для мышонка). В конце занятий все любуются полученной картинкой.
Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки»
Цель:
Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине. Учить сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения отражать в речи словами «тоньше», «толще», «толстый», «тонкий», учить детей правильно показывать толщину предметов.
Игровое правило.
Грибочки с толстой ножкой класть в большую «корзину», а с тонкой ножкой класть в маленькую «корзину».
Игровые действия.
Попарно сравнивать грибочки между собой по толщине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: две корзины (большая и маленькая) и грибочки одинаковой высоты, но с ножками разной толщины (толстая и тонкая).
Раздаточный: на каждого ребёнка две корзиночки (большая и маленькая) и по три пары грибочков, отличающихся только длиной толщиной ножек.
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. Маша: «Ребята, я была в лесу и набрала много грибов. Бабушка попросила меня разложить грибы по корзинам».
Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую корзину (показывает) положить грибы с толстой ножкой, а в маленькую корзину (показывает) грибы с тонкой ножкой. А вот и грибочки». Воспитатель берёт из общей кучки два грибочка (с толстой и тонкой ножками) и говорит: «Кто Маше подскажет, как узнать, какой грибок надо класть в большую корзину, а какой – в маленькую. (Сравнить). Как сравнить? (Положить ножку одного грибка под другую). А кто покажет толщину ножек? У какого грибка ножка тоньше, у какого толще? Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить грибочки с толстой ножкой в большую корзину, а с тонкой ножкой – в маленькую. Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».
Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком по две корзины (большая и маленькая), и три пары грибочков с ножками разной толщины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два грибочка с ножками разной толщины, чтобы он сам их сравнил и разложил по корзинам. Далее грибочки лежат вперемешку. Воспитатель оказывает детям необходимую помощь.
Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.
Дидактическая игра «Поможем Машеньке посолить огурчики»
Цель:
Развивать умение детей сравнивать предметы по длине; используя приём приложения, результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинный», «короткий»; показывать правильно длину предметов.
Игровое правило.
Длинные «огурчики» класть в большую «кадушку», а короткие «огурчики» класть в маленькую «кадушку».
Игровые действия.
Попарно сравнивать «огурчики» между собой по длине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги две кадушки (большая и маленькая) и огурчики (длинные – 18 см и короткие – 12 см, зелёного цвета, одинаковой ширины).
Раздаточный: на каждого ребёнка силуэты двух кадушек (большой и маленькой) и по три пары «огурцов», отличающихся только длиной – 18 см и 12 см.
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. Воспитатель предлагает детям пригласить её поиграть. Но Маша отказывается: «Ребята, большое вам спасибо, но я забежала только на минутку, вас проведать. Меня и подружки звали в лес за ягодами. Но мне надо помочь матушке. Они с батюшкой уехали на базар, а мне наказывали, чтобы я посолила огурчики».
Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше, а потом поиграем». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую кадушку (воспитатель показывает на фланелеграфе) положить длинные огурчики, а в маленькую кадушку (воспитатель показывает) короткие огурчики. А вот и огурчики». Воспитатель берёт из общей кучки два огурца (длинный и короткий) и говорит: «Кто Маше подскажет, как узнать, какой огурец длинный, а какой короткий. (Сравнить). Как сравнить? (Положить один под другим.С одной стороны концы подравнять). А кто покажет длину огурчиков? (Слева направо пальчиком от одного кончика огурца до другого). Какой огурец короче? А какой длиннее? На сколько? (Показывая разницу, ребёнок проводит пальчиком вдоль остатка.) Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить длинные огурцы в большую кадушку, короткие в маленькую и залить рассолом. Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».
Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком лежит две «кадушки» (большая и маленькая), и три пары «огурчиков» разной длины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два «огурчика» разной длины, чтобы он сам их сравнил и разложил по кадушкам. Далее огурчики лежат вперемешку. Если ребёнку попадаются разные по длине огурчики, то его действия аналогичны предыдущим. При этом воспитатель тихонечко общается с детьми: «Как ты определил, где длинный огурчик? А где короткий? Как ты сравнил огурчики по длине? Покажи пальчиком длину каждого огурчика. Какой огурчик длиннее? А какой короче? Покажи на сколько». Если ребёнку попались два одинаковых по длине огурчика, и он затрудняется в какую кадушку их положить, воспитатель тихонечко советует взять огурчик из любой кадушки и приложить его к тем огурчикам, что уже есть у ребёнка.
Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.
Дидактическая игра «Поможем Маше разобрать ленты по длине»
Цель:
Развивать умения детей сравнивать предметы по длине, используя приём наложения, и результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; упражнять детей в правильном показе длины предметов.
Игровое правило.
Длинную полоску положить в длинную коробку, а короткую полоску положить в короткую коробку.
Игровые действия.
Сравнение полосок по длине, используя приём наложения.
Материал.
Демонстрационный: две коробки (длинная – 30 см и короткая – 20 см), две полоски одинаковой ширины (3 см), разной длины (30 см и 20 см) и разного цвета (синего и красного).
Раздаточные: на каждого ребёнка по две полоски синего и красного цвета, шириной 3 см, длиной 30 см и 20 см.
Ход игры.
Стук в дверь. Воспитатель идёт открывать и возвращается с Машенькой. Маша радостная: у неё в руках много разноцветных полосок. Она обращается к детям: «Ребята, сегодня матушка с батюшкой привезли мне с базара в подарок новую ленту за то, что я ласковая, приветливая, трудолюбивая. Посмотрите, сколько у меня красивых лент!» Кладёт их кучкой на стол. «Здесь и красные, и синие, и длинные, и короткие. Буду каждый день в косу новую ленту вплетать!» Воспитатель говорит: «Маша, а давай мы тебе с ребятами поможем разобрать ленты по длине. У нас и коробочки есть: одна – длинная, другая – короткая. Мы все длинные ленты сложим в длинную коробочку, а все короткие – в короткую. Тебе так удобнее будет». «Вот здорово! - говорит Маша. - Как я раньше не догадалась». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, поможем Маше? (Ответы детей). Тогда давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы узнать какая лента длинная, а какая короткая. (Сравнить). Правильно, ребята. Когда мы с вами прежде сравнивали предметы по длине, мы их прикладывали друг к другу. Но можно сравнивать предметы по длине и по-другому: накладывая их друг на друга. Вот посмотрите, пожалуйста, я на красную ленту (длинную) наложу сверху синюю (короткую). С одной стороны, концы лент подравняю, края лент сверху и снизу совмещу. Вот длина красной ленты (показывает пальцем слева направо вдоль всей протяжённости). Вот длина синей ленты (показывает). Видите, конец красной ленты выступает. Какая из них длинная? А какая короткая? Кто мне покажет, где остаток. Правильно. А теперь садитесь за свои столики. Мы с Машей каждому дадим по две ленты: длинную и короткую. А вы, накладывая ленты друг на друга, найдите длинную и короткую. Потом мы длинные ленты положим в длинную коробку, а короткие – в короткую». Дети приступают к выполнению задания. Когда ребёнок справился с заданием, воспитатель подходит к нему с коробочками и тихонько расспрашивает: «Какая лента длиннее (короче)? Как ты определил? Что нужно сделать? Покажи длину красной (синей) ленты. «Какая лента длинная (короткая)? Положи длинную ленту в длинную коробочку, а короткую ленту в короткую коробочку».
В конце Маша благодарит детей за помощь, за то, что они отзывчивые, трудолюбивые, добрые.
Дидактическая игра «Автомобили» (Подвижная игра)
Цель:
Закреплять представления детей о таком параметре величины как длина предметов (фигур); продолжать учить сравнивать предметы по длине, используя приёмы приложения или наложения, правильно отражать в речи результат сравнения: длиннее, короче, одинаковые по длине; учить подбирать предметы к образцу по длине.
Игровое правило.
По сигналу ведущего найти гараж для автомобиля.
Игровые действия.
Поиск своего гаража (подбор «номеров» машин и гаражей – подбор полосок одинаковых по длине).
Материал.
Обручи; два комплекта полосок, одинаковых по ширине и цвету, но разной длины (всё по количеству детей).
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. «Ребята, - говорит она. - А давайте с вами поиграем в какую-нибудь игру, ведь я не знаю многих ваших игр». Дети начинают предлагать разные игры. Тогда воспитатель говорит: «Я знаю новую игру, в которую вы, ребята, ещё не играли. Будет всем интересно. Послушайте, как в неё надо играть. На полу разложены обручи. Это «гаражи». На подносе лежат полоски одинаковые по ширине и цвету, но разные по длине. Точно такие же находятся внутри каждого обруча. Это «номера гаражей». Дети, возьмите по одной полоске с подноса. Это «номера машин». Представьте себе, что все вы «машины», у каждого своего «номера» (своя полоска). «Машины» будут ездить по городу. Но как только я скажу: «Машины в гараж!», каждый должен найти свой «гараж» и въехать в него. Для этого необходимо сравнить (приложить) «номер» своей «машины» с «номером гаража». Если номера совпадут (будут одинаковые по длине), то можно въезжать». По ходу игры воспитатель задаёт детям наводящие вопросы: «Почему ты не смог «въехать» в этот «гараж»? Как ты определил? Они одинаковые по длине? Что надо делать дальше?»
Игра повторяется 3 раза, но при этом воспитатель меняет местами «номера гаражей», другой раз предлагает детям поменяться «номерами машин.
Дидактическая игра «Открытки для друзей к Новому году»
Цель:
Продолжать учить подбирать предмет к образцу по ширине, используя приём приложения или наложения; результат сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине».
Игровое правило.
Подобрать открытку к конверту в соответствии с его шириной.
Игровые действия.
Сравнение предметов по ширине приемами приложения и наложения. Подбор к предметам по ширине в соответствии с образцом.
Материал.
Демонстрационный: три прямоугольника, один из которых белый (конверт), два других разных цветов с изображением различных животных (открытки). Все они одинаковой длины. Одна из «открыток» по ширине отличается от «конверта», а другая «открытка» одинаковая по ширине с «конвертом».
Раздаточный: такой же, как демонстрационный. Всё по количеству детей.
Ход игры.
Маша приходит в гости к детям и предлагает поздравить зверей с Новым годом. Она говорит: «Дети, посмотрите, сколько у меня открыток (воспитатель показывает цветные прямоугольники). Какие они разноцветные. На каждой изображено какое-нибудь животное (на цветной картон наклеена картинка). Надо все открытки разложить по конвертам (воспитатель показывает белые прямоугольники). Но я пока к вам шла, перепутала все конверты и открытки. А они разные по ширине. Помогите мне, пожалуйста, подобрать к каждому конверту открытку».
Дети садятся за столики. Перед каждым ребёнком кладётся один белый прямоугольник (конверт) и два цветных (открытки). Одна «открытка» отличается по ширине от «конверта», а другая совпадает с ним по ширине. Детям предлагается самостоятельно справиться с заданием: подобрать по ширине открытку к конверту. В ходе выполнения задания воспитатель тихонечко беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Как ты подбирал открытку к конверту? Почему ты решил, что они одинаковые по ширине? И так далее». Затем игра повторяется, но при этом детям дается по одной открытке и два конверта. В конце игры Маша благодарит детей за помощь и предлагает им почитать стихи про Новый год.
Анализ проделанной работы .
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую на занятиях 1 раз в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний.
Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.
Познакомлю вас с теми играми, в которые мы с детьми любим играть.
Игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти. " Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитиюпространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Также на закрепление знаний о геометрических фигурах предлагаю следующие игры:
• «Геометрическая мозаика» (Составь картинку).
• «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.
• «Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.
• «Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.
• «Составь из частей» и назови сколько треугольников.
• «Волшебные картинки» - создание образов на основе схематического изображения геометрических фигур
• Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности. (Дорисуй и назови предмет).
• «Назови геометрические фигуры и сколько их?».
• «Собери бусы из геометрических фигур» - закрепление цифр и геометрических фигур + соотнесение цифры с геометрической фигурой.
• «Ковёр – самолёт» с прорезями геометрических фигур. Может использоваться как обследование в начале года.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
Не надо забывать и о том, что важное место при развитии математических способностей играют пальчиковые игры и физкультминутки:
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальчиковый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.
Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления. Отгадывая задачи математического содержания – дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например:
1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).
2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).
3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).
Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и на индивидуальной работе, в играх детей, с целью закрепления пройденного материала.
Использую в своей работе:
• Физкультминутки математического содержания.
• Задачи в стихах.
• Считалки.
• Скороговорки.
• Пословицы математического характера.
• Игры с пальчиками.
В индивидуальной работе с детьми использую рабочие тетради. Ведь именно в самостоятельной деятельности ребёнок сам:
• воспринимает игровую задачу,
• выбирает пути и способы достижения результата,
• высказывается по поводу игровых действий,
• располагает большим количеством времени для выполнения намеченной цели,
• самостоятелен в преодолении возникающих трудностей.
Использую в работе с детьми различные виды игр:
1. словесные игры с использованием мяча:
• «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…., платье длинное, а юбка…., шорты короткие, а брюки….)
• «высокий – низкий»; «широкий – узкий» (дерево высокое, а куст…., стул низкий, а шкаф…., дверь узкая, а окно…., и т. д.)
• «толстый – тонкий»; «большой – маленький».
2. Игра на различие временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)
«Назови пропущенное слово»
Утром пришёл в д/с, а ушёл….,
Завтракаем утром,а обедаем,
В д/с спим днём, а дома спим….,
Светло бывает….,а темно…. ,
Луна видна, а солнце….,
Небо голубым бывает…., а звёзды блестят….,
Днём бывает…., а ночью…. ,
Ночью видна, а днём….,
Ночью небо…., а днём….
Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т. д.
3. Игры на различие предлогов (на, под, в, за):
«Где птичка?», «Угадай, куда положили?»
4. Игры на пространственную ориентацию
«Угадай где?» (где спрятали загаданную игрушку)
«Угадай, кого загадали?» (впереди от тебя, справа, слева, сзади)
5. Игры на ориентировку на листе бумаги
«Где мячик?», «Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т. д.)
Проводя каждую игру я ставлю перед собой помимо математических и речевые задачи:
• по развитию связной речи,
• обогащению словаря,
• развитию грамматического строя речи,
• по звуковой культуре речи.
Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям предлагаю работу по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания. Так же родителям было предложено анкетирование: «В какие игры играют ваши дети», проведены консультации: ««Математика для малышей»», «Математика в повседневной жизни», беседы с родителями: «Влияние игры на математическое развитие ребенка».
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, математические способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...
Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...
Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".
Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...
Статья на тему: "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Статья для педагогов...
План по самообразованию воспитателя младшей группы на тему "Развитие математических способностей детей младшего возраста через игровую деятельность".
Данный план по самообразованию содержит краткое описание значения игры в жизни ребёнка. Влияние дидактических игр на математические способности детей младшего возрвста. Годовой план проведения дидакти...
План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...
план самообразования «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обо...
- Мне нравится (1)