Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Кондратенко Ольга Викторовна

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем»

для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратенко Ольга Викторовна

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем»

для детей подготовительной группы

Цели:

- знакомство детей с разными видами календаря;

- формирование стремления планировать свою жизнь по календарю;

- представления о цикличности временных эталонов (частей суток, времен года, дней недели, последовательности месяцев в году), понятий «круглый год»;

- закрепление умения составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели.

Задачи: Формировать элементарные временные представления.

Демонстрационный материал:

- разные виды календарей (отрывной, перекидной, карманный); модель частей суток в виде круга, разделенного на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов); модель дней недели в виде семицветика; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки с изображением зубной щетки, подушки, игрушек . мяч

Раздаточный материал: модельные карточки суток, дней недели, времени года, карманные календари

Ход.

Дети стоят в кругу.

Организационный момент

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:

Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.

Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Сюрпризный момент.

(стук в дверь)

- Ребята, слышите, кто-то еще к нам спешит.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла- школьница Наташа, принесла задания по математике, которые надо ей выполнить к завтрашнему уроку и просит нас помочь выполнить домашнее задание, т. к. совсем запуталась в моделях и схемах.

-Поможем?

.(Ответы детей.)

Читаю на конверте: « Домашнее задание: уточнить  понятия о разных временных промежутках, познакомимся с основными правилами отсчета времени».

-А теперь давайте присядем за столы и поможем Наташе.

( куклу посадить перед детьми)

№1 Игровое упражнение с моделью «СУТКИ».

- Посмотрите внимательно на эту схему.

-Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?

-Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым (черным, белым и розовым)?

-Ребята, возьмите конверт №1,достаньте карточки.

-Я буду выкладывать картинки, а вы покажите с помощью карточек, в какое время суток используют этот предмет.

(Воспитатель выкладывает поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т.д. и просит детей показать с помощью карточки серого, розового, белого или черного цвета, в какое время суток используют этот предмет.)

№2 Работа над закреплением понятия «неделя».

Ребята, Наташа просит помочь в следующем задании.

- Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?

Дети: Неделя.

Игра «Лови, бросай, дни недели называй!» (мяч)

1.Назови дни недели по порядку

2.Сколько дней в неделе?

3.Как называется первый день недели?

4.Как называется шестой день недели?

5. Как называется пятый день недели?

6.В какие дни недели мы не ходим в детский сад?

7.Какой день недели в между четвергом и субботой?

8.А какой день недели сегодня?

9.Какой день недели был вчера?

10.У Алеши день рождения послезавтра, в какой день недели наступит  день рождения, если сегодня вторник?

11.Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели  они приехали?

- Молодцы, ребята.

Дети садятся за столы

( конверт№2)

-А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить  модель недели в виде цветика – семицветика.

-Помните, мы располагаем лепестки в последовательности как цвета радуги.

(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семицветик)

- Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки и сверимся с образцом модели.

-Сколько лепестков? А сколько дней  в неделе?

№3  Следующее задание достаю из конверта

Сравнение моделей «СУТКИ» и «ВРЕМЕНА ГОДА»

- Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени.

-Давайте  вспомним, это модель чего?

Дети:   Модель года

- Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?

Дети: Они похожи тем, что модель суток и модель года состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.

-Что на модели года мы отмечаем, синим (зеленым, красным и желтым)?

Дети: Времена года. Синий цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, молодой листвы, травы, красный цвет обозначает лето красное, желтый – это цвет - осени, золотых листьев.

№4. А теперь загадки от Наташи

Игровое упражнение «Когда это бывает?» (конверт №3)

А теперь я буду загадывать загадки, а вы с помощью модельного знака покажете, когда это бывает.

1.Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает –

когда это бывает?

2.Очень душно, очень жарко,

солнце светит ярко-ярко.

3.Какое время года между зимой и летом?

4.В какое время года птицы улетают в теплые края, листья опадают?

5.Назовите зимние месяцы?

Утром мы во двор идем,

листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

и летят, летят, летят.

6.Дел у меня не мало:

я белым одеялом

Всю землю укрываю,

всю землю убираю,

Белю поля, леса, дома,

а зовут меня?..

7.Какое время года предшествует осени?

8.Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

№5 Знакомство с разновидностями календарей.

-Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети: С помощью календаря.

-Посмотрите, какие разные календари бывают. ( выставляю все календари)

-Для чего нужны календари?

Чем они похожи?

Дети: Календари показывают число, месяц, день недели, рабочие и выходные дни обозначены разным цветом: рабочие дни – черным, а выходные – красным.

-Чем отличаются календари?

Дети: Оформлением, размером, цветом.

-Вот этот календарь называется отрывной, в нем каждый листок – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий день 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник.

-Как вы думаете, какой затем следует день?

Дети: 14 января, среда.

- Такие календари обычно помещают на стену.

-Настенные календари бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами.

 -Как вы думаете, почему листов 12?

Дети:   Потому что столько месяцев в году.

- На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. (столбиков)

-Почему на листе семь дорожек?

Дети:   Потому что семь дней недели.

- На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года.

-А на  этом настенном календаре с помощью двигающего окошка мы отмечаем сегодняшний день. (Какой сегодня день?)

-И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным. (раздаю,  дети рассматривают)

-Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Под Новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез

Дети: Это календарь!

Воспитатель: Вы правильно догадались: это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь (ответы детей).

№6 Знакомство с моделью года.

- А вот еще необычный календарь (достаю из конверта показываю детям модель календаря).

- Какой формы этот необычный календарь?

Дети: Он круглый.

- Правильно наш календарь круглый, как наша планета, как круглый год.

-Скажите, какими цветами раскрашен этот календарь?

Дети: Синим, зеленым, красным и желтым.

-Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети:         Мы обозначали времена года.

-На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень, и опять времена года повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

Дети:        Как  только заканчивается один год, начинается следующий.

-Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается старый год и начинается новый?

Дети: Зимой.

-: Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети: Этот праздник называется Новый год (если дети затрудняются, можно им подсказать, что последним днем года является 31 декабря, а первым днем-1 января).

- Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на части. Как вы думаете почему?

Дети:        Потому что в каждом времени года три месяца.

-Назовите самые  холодные зимние месяцы?

А теперь подскажите, какие же в году самые жаркие месяцы?

Сколько всего в году месяцев?

Назовите их по порядку (ответы детей)

№7 Игровое упражнение «Найди ошибку»

-Я думаю, что март, апрель, и сентябрь – это весенние месяцы? Правильно ли это?

Дети:        Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.

- Я думаю, что сначала идет октябрь, потом сентябрь, а за ним ноябрь. Так ли это?

Дети:        Нет, сначала сентябрь, потом октябрь, а за ним ноябрь.

- Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.

- Как вы думаете, для чего календарь нужен человеку? (ответы детей).

                               Итог.

Ребята вам понравилось помогать Наташе?

Какое задание было самым интересным?

-Что вы узнали нового, необычного о календарях?

(В конце занятия воспитатель может предложить детям собрать

коллекцию календарей и сделать выставку).

Молодцы! Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были… .Наше занятие закончено.

Физминутка.

«Живая неделя».

Понедельник – топни ножкой.

Вторник – низко поклонись.

Среда – плавно покружись,

Четверг нам громко хлопни.

Пятница – поздоровайся со мной.

Суббота – постой на одной ножке,

Воскресенье – подтянись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с римскими цифрами» в подготовительной к школе группе

В данной работе мы знакомим детей с написанием римских цифр от 1 до 10, продолжаем учить считать до 20, продолжаем знакомить детей с образованием и «записью» чисел второго десятка, учим называть ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в Африку" для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений рекомендован для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа Тема: «Лиса и зайцы»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха,  подготовительная  группа...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Помощь веселым смешарикам» (подготовительная группа)

Тема непрерывной непосредственно образовательной деятельности:  «Помощь веселым смешарикам» Возрастная группа: подготовительнаяЦель: закрепление математических зна...

Конспект нод по формированию элементарных математических представлений «Путешествие с приключением» для детей средней группы.

Конспект будет полезен для формирования у детей среднего дошкольного возраста, представлений о геометрических телах, умение распознавать предметы знакомых геометрических форм в окружающей обстановке....

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений «Вернем ключик Буратино» для детей подготовительной группы «Солнышко»

Цель: закрепление элементарных математических представлений и обобщение полученных знаний.Задачи:Образовательные:1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели, частей суток. 2. Закре...