Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем»
для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондратенко Ольга Викторовна
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем»
для детей подготовительной группы
Цели:
- знакомство детей с разными видами календаря;
- формирование стремления планировать свою жизнь по календарю;
- представления о цикличности временных эталонов (частей суток, времен года, дней недели, последовательности месяцев в году), понятий «круглый год»;
- закрепление умения составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели.
Задачи: Формировать элементарные временные представления.
Демонстрационный материал:
- разные виды календарей (отрывной, перекидной, карманный); модель частей суток в виде круга, разделенного на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов); модель дней недели в виде семицветика; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки с изображением зубной щетки, подушки, игрушек . мяч
Раздаточный материал: модельные карточки суток, дней недели, времени года, карманные календари
Ход.
Дети стоят в кругу.
Организационный момент
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Сюрпризный момент.
(стук в дверь)
- Ребята, слышите, кто-то еще к нам спешит.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла- школьница Наташа, принесла задания по математике, которые надо ей выполнить к завтрашнему уроку и просит нас помочь выполнить домашнее задание, т. к. совсем запуталась в моделях и схемах.
-Поможем?
.(Ответы детей.)
Читаю на конверте: « Домашнее задание: уточнить понятия о разных временных промежутках, познакомимся с основными правилами отсчета времени».
-А теперь давайте присядем за столы и поможем Наташе.
( куклу посадить перед детьми)
№1 Игровое упражнение с моделью «СУТКИ».
- Посмотрите внимательно на эту схему.
-Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?
-Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым (черным, белым и розовым)?
-Ребята, возьмите конверт №1,достаньте карточки.
-Я буду выкладывать картинки, а вы покажите с помощью карточек, в какое время суток используют этот предмет.
(Воспитатель выкладывает поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т.д. и просит детей показать с помощью карточки серого, розового, белого или черного цвета, в какое время суток используют этот предмет.)
№2 Работа над закреплением понятия «неделя».
Ребята, Наташа просит помочь в следующем задании.
- Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?
Дети: Неделя.
Игра «Лови, бросай, дни недели называй!» (мяч)
1.Назови дни недели по порядку
2.Сколько дней в неделе?
3.Как называется первый день недели?
4.Как называется шестой день недели?
5. Как называется пятый день недели?
6.В какие дни недели мы не ходим в детский сад?
7.Какой день недели в между четвергом и субботой?
8.А какой день недели сегодня?
9.Какой день недели был вчера?
10.У Алеши день рождения послезавтра, в какой день недели наступит день рождения, если сегодня вторник?
11.Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели они приехали?
- Молодцы, ребята.
Дети садятся за столы
( конверт№2)
-А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семицветика.
-Помните, мы располагаем лепестки в последовательности как цвета радуги.
(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семицветик)
- Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки и сверимся с образцом модели.
-Сколько лепестков? А сколько дней в неделе?
№3 Следующее задание достаю из конверта
Сравнение моделей «СУТКИ» и «ВРЕМЕНА ГОДА»
- Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени.
-Давайте вспомним, это модель чего?
Дети: Модель года
- Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?
Дети: Они похожи тем, что модель суток и модель года состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.
-Что на модели года мы отмечаем, синим (зеленым, красным и желтым)?
Дети: Времена года. Синий цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, молодой листвы, травы, красный цвет обозначает лето красное, желтый – это цвет - осени, золотых листьев.
№4. А теперь загадки от Наташи
Игровое упражнение «Когда это бывает?» (конверт №3)
А теперь я буду загадывать загадки, а вы с помощью модельного знака покажете, когда это бывает.
1.Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает –
когда это бывает?
2.Очень душно, очень жарко,
солнце светит ярко-ярко.
3.Какое время года между зимой и летом?
4.В какое время года птицы улетают в теплые края, листья опадают?
5.Назовите зимние месяцы?
Утром мы во двор идем,
листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
и летят, летят, летят.
6.Дел у меня не мало:
я белым одеялом
Всю землю укрываю,
всю землю убираю,
Белю поля, леса, дома,
а зовут меня?..
7.Какое время года предшествует осени?
8.Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?
№5 Знакомство с разновидностями календарей.
-Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?
Дети: С помощью календаря.
-Посмотрите, какие разные календари бывают. ( выставляю все календари)
-Для чего нужны календари?
Чем они похожи?
Дети: Календари показывают число, месяц, день недели, рабочие и выходные дни обозначены разным цветом: рабочие дни – черным, а выходные – красным.
-Чем отличаются календари?
Дети: Оформлением, размером, цветом.
-Вот этот календарь называется отрывной, в нем каждый листок – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий день 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник.
-Как вы думаете, какой затем следует день?
Дети: 14 января, среда.
- Такие календари обычно помещают на стену.
-Настенные календари бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами.
-Как вы думаете, почему листов 12?
Дети: Потому что столько месяцев в году.
- На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. (столбиков)
-Почему на листе семь дорожек?
Дети: Потому что семь дней недели.
- На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года.
-А на этом настенном календаре с помощью двигающего окошка мы отмечаем сегодняшний день. (Какой сегодня день?)
-И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным. (раздаю, дети рассматривают)
-Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Под Новый год пришел он в дом
Большим румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И, наконец, совсем исчез
Дети: Это календарь!
Воспитатель: Вы правильно догадались: это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь (ответы детей).
№6 Знакомство с моделью года.
- А вот еще необычный календарь (достаю из конверта показываю детям модель календаря).
- Какой формы этот необычный календарь?
Дети: Он круглый.
- Правильно наш календарь круглый, как наша планета, как круглый год.
-Скажите, какими цветами раскрашен этот календарь?
Дети: Синим, зеленым, красным и желтым.
-Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?
Дети: Мы обозначали времена года.
-На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень, и опять времена года повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.
Дети: Как только заканчивается один год, начинается следующий.
-Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается старый год и начинается новый?
Дети: Зимой.
-: Как называется этот праздник и когда он наступает?
Дети: Этот праздник называется Новый год (если дети затрудняются, можно им подсказать, что последним днем года является 31 декабря, а первым днем-1 января).
- Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на части. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что в каждом времени года три месяца.
-Назовите самые холодные зимние месяцы?
А теперь подскажите, какие же в году самые жаркие месяцы?
Сколько всего в году месяцев?
Назовите их по порядку (ответы детей)
№7 Игровое упражнение «Найди ошибку»
-Я думаю, что март, апрель, и сентябрь – это весенние месяцы? Правильно ли это?
Дети: Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.
- Я думаю, что сначала идет октябрь, потом сентябрь, а за ним ноябрь. Так ли это?
Дети: Нет, сначала сентябрь, потом октябрь, а за ним ноябрь.
- Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.
- Как вы думаете, для чего календарь нужен человеку? (ответы детей).
Итог.
Ребята вам понравилось помогать Наташе?
Какое задание было самым интересным?
-Что вы узнали нового, необычного о календарях?
(В конце занятия воспитатель может предложить детям собрать
коллекцию календарей и сделать выставку).
Молодцы! Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были… .Наше занятие закончено.
Физминутка.
«Живая неделя».
Понедельник – топни ножкой.
Вторник – низко поклонись.
Среда – плавно покружись,
Четверг нам громко хлопни.
Пятница – поздоровайся со мной.
Суббота – постой на одной ножке,
Воскресенье – подтянись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с римскими цифрами» в подготовительной к школе группе
В данной работе мы знакомим детей с написанием римских цифр от 1 до 10, продолжаем учить считать до 20, продолжаем знакомить детей с образованием и «записью» чисел второго десятка, учим называть ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в Африку" для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений рекомендован для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа Тема: «Лиса и зайцы»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Помощь веселым смешарикам» (подготовительная группа)
Тема непрерывной непосредственно образовательной деятельности: «Помощь веселым смешарикам» Возрастная группа: подготовительнаяЦель: закрепление математических зна...
Конспект нод по формированию элементарных математических представлений «Путешествие с приключением» для детей средней группы.
Конспект будет полезен для формирования у детей среднего дошкольного возраста, представлений о геометрических телах, умение распознавать предметы знакомых геометрических форм в окружающей обстановке....
Конспект интегрированной НОД по формированию элементарных математических представлений и развитию речи для детей подготовительной группы
Конспект направлен на закрепление и проверку раннее полученных знаний....
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений «Вернем ключик Буратино» для детей подготовительной группы «Солнышко»
Цель: закрепление элементарных математических представлений и обобщение полученных знаний.Задачи:Образовательные:1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели, частей суток. 2. Закре...